ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-114/19 от 15.02.2019 Приморского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

Дело № 5-114/19

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Новороссийск 15 февраля 2019 года

Судья Приморского районного суда гор. Новороссийска Краснодарского края Рукавишников Д.В., при секретаре Безугловой И.А.,

с участием представителя юридического лица привлекаемого к административной ответственности ФИО1, должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении - ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении акционерного общества «Зим Раша», ИНН <***>, расположенного по адресу: <...>, привлекаемого к административной ответственности по ч.2 ст. 18.15 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Согласно протокола об административном правонарушении № 046102/519 от 22.08.2018г., 25 апреля 2018 года в 10 часов 40 минут у причала № 18 ПАО «НМТП» расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, Цемесская бухта, юридическое лицо АО «Зим Раша» не имеющая разрешения на привлечение и использование иностранных работников, привлекла к осуществлению трудовой деятельности на морском судне т/х «ZIM INDIA» гражданина р. Греции <данные изъяты>, тем самым нарушила п. 4 ст. 13 Федерального закона N 115 - ФЗ от 25.07.2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 18.15 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель АО «Зим Раша» ФИО1 пояснил, что в действиях общества отсутствует состав правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 18.15 КоАП РФ, так как между обществом и гражданином Греции <ФИО6 отсутствуют трудовые и гражданско-правовые отношения, общество не привлекало его к трудовой деятельности и не допускало его в какой-либо форме к выполнению работ. Общество осуществляет деятельность в области морского агентирования на основании Агентского договора с компанией перевозчиком «Зим Интергрейтед Шиппинг Сервисиз ЛТД». Морское судно зарегистрировано под флагом Либерии и не является собственностью Общества АО «Зим Раша». Кроме того, последнее не является фрахтователем данного судна и не осуществляет деятельность за его контролем и экипажем, находящимся на борту судна. Непосредственно обществом «Зим Раша» допуск к работам и их ход на борту т/х «ZIM INDIA» не осуществлялся и не контролировался. Кроме того, иностранное морское судно не является территорией РФ. Просит прекратить производство по делу.

Представитель административного органа – инспектор отделения иммиграционного контроля, отдела по вопросам миграции УМВД России по г. Новороссийску – ФИО2 просила суд признать юридическое лицо АО «Зим Раша» виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 18.15 КоАП РФ, так как вина общества, материалами дела доказана в полном объеме.

Выслушав представителя АО «Зим Раша», лицо, составившее протокол об административном правонарушении, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Данные обстоятельства подлежат установлению на основании полученных административным органом в ходе административного производства соответствующих доказательств, протокола об административном правонарушении, иных протоколов, предусмотренных КоАП РФ, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иных документов, а также показаний специальных технических средств, вещественных доказательств. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона (части 2,3 статьи 26.2 КоАП РФ).

Как видно из материалов дела в рамках административного расследования установлено, что юридическое лицо АО «Зим Раша» зарегистрировано в установленном законом порядке с основным видом деятельности «Снабженческое (шипчандлерское) обслуживание судов, включая бункеровку судов топливом, обслуживание судов в период стоянки в портах, агентирование судов, обследовательское (сюрвейерское) обслуживание судов на морском транспорте.

Частью 2 ст. 18.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом.

При этом согласно примечанию к ст. 18.15 КоАП РФ под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина.

В силу ч. 1, 2 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов России об административных правонарушениях, установлена административная ответственность.

Согласно ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями КоАП РФ или законами субъектов России об административных правонарушениях.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, если у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Объективная сторона ч. 2 ст. 18.15 КоАП РФ характеризуется противоправным деянием (действием) выразившемся в привлечении работодателем к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Частью 4 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" установлено, что работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 (ред. от 25.01.2013) "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" противоправным является привлечение к трудовой деятельности, осуществляемое в виде фактического допуска конкретного иностранного гражданина или лица без гражданства в какой-либо форме к выполнению работ, оказанию услуг без соответствующего разрешения.

Как видно из протокола опроса <ФИО5 – капитана судна «ZIM INDIA (флаг Либерия), гражданин Греции <данные изъяты> прибыл на судно с целью ремонта парового котла двигателя, он не являлся представителем компании фрахтователя, а был нанят сторонней компанией «Марин Бойлер ЛТД».

Согласно штатного расписания организации АО «Зим Раша» гражданин Греции <ФИО7 не является работником данной организации.

Каких-либо доказательств, подтверждающих причастность компании АО «Зим Раша» к допуску к работам на борту судна иностранного гражданина, материалы дела об административном правонарушении не содержат.

В судебном заседании достоверно установлено, что руководитель компании АО «Зим Раша» не привлекал к трудовой деятельности на судне «ZIM INDIA (флаг Либерия) гражданина Греции <данные изъяты> и не осуществлял действий по его допуску в какой-либо форме к выполнению работ на территории Российской Федерации.

Кроме того, административным органом при составлении протокола об административном правонарушении не учтено то обстоятельство, что деятельность иностранного гражданина <данные изъяты> по ремонту машинного отделения осуществлялась на борту морского судна иностранного государства.

В соответствии со ст. 91 «Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву» (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982 ) ( с изм. От 23.07.1994) каждое государство определяет условия предоставления своей национальности судам, регистрации судов на его территории и права плавать под его флагом. Суда имеют национальность того государства, под флагом которого они имеют право плавать.

Таким образом, судно «ZIM INDIA» плавающее под флагом Либерия, не образует территорию Российской Федерации. В связи с этим, иностранный гражданин выполняя работы на судовом оборудовании, установленном на иностранном морском судне, не осуществлял трудовой деятельности на территории Российской Федерации.

В представленных материалах дела отсутствуют сведения о том, что гражданин Греции <данные изъяты> имел трудовые отношения с какой-либо Российской организацией.

При указанных обстоятельствах, следует признать, что в действиях общества АО «Зим Раша» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 18.15 КоАП РФ.

В соответствие со ст.1.5 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, при отсутствии состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах судья полагает, что дело об административном правонарушении в отношении АО «Зим Раша» привлекаемого к административной ответственности по ч.2 ст.18.15 КоАП РФ, подлежит прекращению в связи с отсутствием в действиях Общества состава указанного правонарушения.

Руководствуясь ст. ст. 24.5 ч.1, п.2, 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Прекратить производство по дело об административном правонарушении в отношении акционерного общества «Зим Раша», привлекаемого к административной ответственности по ч. 2 ст.18.15 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Приморский районный суд г. Новороссийска в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Судья Д.В. Рукавишников