Дело № 5-1154/2021
УИД 51RS0002-01-2021-003070-64
Постановление в окончательной форме изготовлено 11 июня 2021 года.
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
город Мурманск 08 июня 2021 года
Судья Первомайского районного суда города Мурманска Кутушова Ю.В., (<...>), рассмотрев административное дело в отношении юридического лица:
ПАО «Мурманский траловый флот», *** ранее к административной ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела не привлекавшегося, в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.16.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
*** на таможенную территорию Евразийского экономического союза в порт *** прибыло транспортное средство международной перевозки *** Таможенному органу были предоставлены документы и сведения в соответствии с пп.2 п.1 ст. 89 ТК ЕАЭС в электронном виде посредством программы КПС «***» (уведомление о прибытии №***). Документы в электронном виде были представлены работником ООО ***ФИО1
В ходе совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля прибытия судна *** был проведен таможенный осмотр судна (АТО №***) и таможенный досмотр (АТД №***), в результате которого, в *** обнаружен товар *** Данный товар не был заявлен в стандартных документах перевозчика.
Из объяснений капитана судна ФИО2 от ***, следует, что *** судно *** прибыло в порт *** из *** В ходе осмотра судна *** был обнаружен *** и не внесен в судовые документы на приход по забывчивости. Информацию о *** капитану не передавали.
Из объяснений ст. механика судна ФИО3 от *** следует, что при заходе в порт ******, при заполнении таможенных документов, им по забывчивости и ограниченного количества времени, не были внесены сведения о ***
Таким образом, по результатам таможенного контроля должностными лицами т/поста *** Мурманской таможни указанный товар был идентифицирован как товар, доставленный на таможенную территорию ЕАЭС и подлежащий указанию в судовой грузовой декларации.
Следовательно, при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС перевозчиком в стандартных документах, представленных в таможенный орган при прибытии судна *** в порт ***, заявлены недостоверные сведения о количестве грузовых мест, об их маркировке и наименовании товаров.
*** по данному факту вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ.
*** по результатам административного расследования в отношении ПАО «Мурманский траловый флот» (далее – ПАО «МТФ») составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ.
*** административное дело в отношении ПАО «Мурманский траловый флот» поступило в Первомайский районный суд города Мурманска.
Защитник ПАО «Мурманский траловый флот» по доверенности ФИО5 в судебном заседании пояснила, что собственником изъятого товара является ПАО «Мурманский траловый флот». ***
Основанием для вынесения протокола об административном правонарушении послужило непредставление в Мурманскую таможню технических паспортов и формуляров, однако, при этом Мурманской таможней не принят во внимание факт предоставления инвойса №*** от ***. Полагает допущенное правонарушение малозначительным, поскольку тяжких последствий для государства оно не повлекло, в связи с чем, просит освободить Общество от ответственности, применив положения ст. 2.9 КоАП РФ, изъятый товар возвратить Обществу.
Изучив протокол об административном правонарушении, и приложенные материалы административного расследования, прихожу к выводу о наличии в действиях юридического лица – ПАО «Мурманский траловый флот», признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, установленными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями, иными документами, вещественными доказательствами, показаниями специальных технических средств.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, судья находит вину ПАО «Мурманский траловый флот» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, установленной и доказанной.
Факт совершения ПАО «Мурманский траловый флот» административного правонарушения доказан исследованными в судебном заседании письменными материалами дела:
- определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования №*** (л.д. 1-7);
- протоколом изъятия вещей и документов по делу об АП №*** от ***, согласно которому, был изъят *** и помещен на хранение в камеру хранения вещественных доказательств Мурманской таможни по адресу: *** (л.д. 11-14);
- копией ИМО генеральная (общая) декларация, из которой следует, что в графе 16 указано, что ЗИП – согласно перечня, ***, представленных перевозчиком при прибытии судна в порт ***, товар - ***, на приход судна заявлен не был (л.д. 20);
- копией АТО №*** и АТД №*** от *** транспортного средства международной перевозки *** из которых следует, что в *** был обнаружен *** (л.д. 62-84);
- служебной запиской начальника ОЗОиТН от ***№***, согласно которой товар – *** на основании сведений о товаре в АТД №*** на дату *** классифицируется в подсубпозиции *** ТН ВЭД ЕАЭС. В отношении перемещения через таможенную границу ЕАЭС указанного товара законодательством РФ и международным законодательством запреты и ограничения не установлены (л.д. 90);
- письменными пояснениями ПАО «МТФ» от ***№***, из которых следует, что *** морское рыболовное судно *** находилось в собственности ПАО «МТФ», судно не передавалось в аренду третьим лицам (копии свидетельства о праве собственности на судно прилагается). В ТДТС, в качестве которой Общество использовало стандартные документы перевозчика, судовладельцем указан ПАО «Мурманский траловый флот». Собственником изъятого товара является ПАО «МТФ». *** Пояснения Общества по существу дела основаны на пунктах 49 и 51 статьи 2 ТК ЕАЭС. *** Общество считает, что при прибытии в порт *** рыболовного судна *** заявление сведений о судне в ТДТС №*** является правомерным и соответствует порядку декларирования ***, предусмотренных *** техническими паспортами и формулярами и не противоречит ст. 278, и п.49 и 51 статьи 2 ТК ЕАЭС. В связи с чем, ПАО «МТФ» считает, что действия по декларированию *** осуществлены в соответствии с действующим таможенным законодательством ЕАЭС, поэтому в действиях Общества отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.16.1 КоАП РФ…» (л.д. 103-104);
- протоколом опроса свидетеля ФИО4 от ***, из которого следует, что он осуществлял таможенный контроль судна *** В рамках таможенного контроля, у капитана судна ***ФИО2, им были получены объяснения, из которых следует, что *** получен в ****** для собственных нужд, *** и не заявлен в стандартных документах перевозчика по забывчивости. Также капитан устно пояснил, что никаких формуляров или инвентарных книг по учету *** на судне нет. ФИО6 находились в *** и каких-либо штатных мест на судне для данной запчасти не предусмотрено. Из объяснений старшего механика судна ***ФИО3 следует, что *** при заполнении таможенных документов на приход судна в порт *** не внесен стандартные документы перевозчика по забывчивости и ограниченного количества времени. *** Из материалов судового дела следует, что вышеуказанный товар *** не был заявлен судовой администрацией *** в генеральной (общей) декларации от ***, поданной на приход судна. Технических формуляров или инвентарных книг по учету *** на судне нет, каких-либо штатных мест на судне для *** не предусмотрено. Кроме того, в графе 16 генеральной (общей) декларации от *** указано, что *** – согласно перечня. Однако в перечне *** представленных перевозчиком на прибытие судна в порт *** указанный *** заявлен не был (л.д. 154-157);
- служебной запиской ОТПиТК Мурманской таможни №*** от ***, которой установлено, что: в разделе 1 Приложения к Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1965 года (далее - Конвенция) изложен термин «судовые запасные части», под которым понимаются предметы, предназначенные для ремонта или замены частей оборудования судна, на котором они перевозятся. Рассматриваемый товар *** является ***. Таможенное декларирование указанного товара, могло быть осуществлено при прибытии судна в соответствии с п.3 ст.278 ТК ЕАЭС, одновременно с таможенным декларированием транспортного средства международной перевозки (далее - ТСМП) с использованием декларации на транспортное средство (далее - ДТС) и с указанием сведений о *** в списке ***. При этом, в соответствии с п.4 ст.278 ТК ЕАЭС, представленные стандартные документы перевозчика рассматриваются как неотъемлемая часть декларации на транспортное средство. Согласно п.1 ст.104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных и п.4 ст.272 данного Кодекса - подлежат таможенному декларированию и выпуску в порядке и на условиях, которые предусмотрены главой 38 ТК ЕАЭС (***), без помещения под таможенные процедуры. Таким образом, по выбору декларанта, таможенное декларирование рассматриваемого товара (***) могло быть осуществлено декларантом в качестве ***, в соответствии со статьей 278 ТК ЕАЭС с использованием ДТС, либо указанный товар мог быть заявлен в декларации о грузе с последующим их таможенным декларированием и помещением под заявленную таможенную процедуру в общеустановленном порядке с применением декларации на товары. В случае, если в представленных в качестве ДТС стандартных документах перевозчика не содержатся сведения, подлежащие указанию в ДТС, таможенное декларирование ТСМП осуществляется путем представления ТДТС установленной формы. Форма и порядок заполнения ТДТС установлен Решением Комиссии Таможенного союза 14.10.2010 № 422 «О форме таможенной декларации на транспортное средство и инструкции о порядке ее заполнения». Согласно разделу II «Порядок заполнения ДТС» Инструкции о порядке заполнения таможенной декларации на транспортное средство (утверждена Решением Комиссии Таможенного союза 14.10.2010 № 422) сведения о ***, краткое описание и количество в удобных для декларанта единицах измерения, указываются в графе 10 ТДТС «***. Таким образом, декларирование ***, осуществляется одновременно с транспортным средством, посредством заявления сведений о *** в ДТС. Такое декларирование осуществляется путем представления ДТС по установленной форме, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза 14.10.2010 № 422, либо в качестве ДТС, при соблюдении условия установленного п.4 ст.278 ТК ЕАЭС, могут быть использованы стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами государств-членов с третьей стороной в области транспорта (л.д. 165-166);
- протоколом об административном правонарушении №*** от *** (л.д. 171-174);
- а также иными документами, представленными в административном деле.
Совокупность исследованных доказательств по делу об административном правонарушении судья находит достаточной для установления наличия события административного правонарушения и виновности юридического лица, привлекаемого к административной ответственности.
Положениями пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) определено, что ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза – совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами. (подпункт 3)
Декларант – лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. (подпункт 7)
Перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза. При перемещении товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи перевозчиком является лицо, ответственное за использование трубопроводного транспорта или линий электропередачи, и (или) за перемещение товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, и (или) за контроль и учет этих товаров (подпункт 26).
Перемещение товаров через таможенную границу Союза – ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза (подпункт 27).
Таможенное декларирование - заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров (подпункт 35).
Таможенный контроль – совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании (подпункт 41).
Товар - любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу (подпункт 45).
В соответствии с п. 1 ст. 88 ТК ЕАЭС перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Союза путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 89 настоящего Кодекса, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, либо путем представления документа, содержащего сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа.
В соответствие с пунктом 1 статьи 89 ТК ЕАЭС, при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза перевозчик представляет следующие документы и сведения при международной перевозке водным транспортом: общая декларация; декларация о грузе; сведения о количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров, товарах (наименования, общее количество и описание).
Конвенцией по облегчению международного морского судоходства от 09.04.1965 (Лондон) (далее – Конвенция), установлено следующее.
Согласно пункта раздела 1 «Определения» приложения к Конвенции: груз – любые товары и любого рода предметы, перевозимые на судне, за исключением почты, судовых припасов, судовых запасных частей и снаряжения, личных вещей экипажа и багажа, следующего с пассажирами. Судовладелец – лицо, владеющее или оперирующее судном, независимо то того, является ли оно частным лицом, корпорацией или другим юридическим лицом, и любое лицо, действующее от имени владельца или лица, оперирующего судном.
Согласно пункту А «Общая часть» раздела 2 «Приход, стоянка и отход судна» приложения к Конвенции: государственные власти не требуют для оставления у себя по приходу или отходе судов, к которым настоящая Конвенция относится, каких-либо других документов, кроме тех которые указаны в настоящем разделе. Этими документами являются: общая декларация; декларация о грузе.
Согласно пункту В «Содержание и назначение документов» раздела 2:
2.2. Стандарт. Общая декларация служит основным документом, содержащим требуемые государственными властями сведения о судне при его приходе и отходе.
2.2.2. Рекомендуемая практика. Государственным властям не следует требовать включения в общую декларацию сведений иных, чем следующие: …– краткое описание груза,…
2.3. Стандарт. Декларация о грузе служит основным документом, содержащим требуемые государственными властями сведения о грузе судна при его приходе и отходе.
2.3.1. Рекомендуемая практика. Государственным властям не следует требовать включения в декларацию о грузе сведений иных, чем следующие:
a) при приходе: …– маркировка, число мест и вид упаковки, количество и описание груза,…
То есть, Конвенцией по облегчению международного морского судоходства от 9 апреля 1965 года (Лондон), ст. 89 ТК ЕАЭС, определен исчерпывающий перечень сведений, которых обязан сообщить перевозчик таможенному органу в документах, представляемых на приход судна в порт.
В соответствии со ст.104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию в случаях, предусмотренных п.4 ст.272 ТК ЕАЭС.
В соответствии с п.4 ст.272 ТК ЕАЭС, транспортные средства международной перевозки для временного нахождения и использования на таможенной территории Союза подлежат таможенному декларированию и выпуску без помещения под таможенные процедуры, если иное не установлено главой 38 ТК ЕАЭС.
Согласно положениям пп.49 п.1 ст.2 ТК ЕАЭС категория «транспортное средство» применительно к водному судну включает в себя предусмотренные техническими паспортами или техническими формулярами такого водного судна запасные части, принадлежности и оборудование, если они перевозятся вместе с указанным транспортным средством.
Таким образом, сведения о перемещаемых на борту водного судна *** должны быть отражены в журналах материального учета судна, технических паспортах или технических формулярах, а при отсутствии в перечисленных документах сведений, недостающие сведения сообщаются путем представления таможенному органу иных стандартных документов перевозчика (приложений к ним), являющихся неотъемлемой частью таможенной декларации на транспортное средство.
Согласно сведениям, содержащимся в свидетельстве о праве собственности на судно *** уведомлении о прибытии №*** судна *** в порт ***, пояснениях ПАО «МТФ» от ***№***, перевозчиком товаров, находящихся на борту судна *** при его прибытии на таможенную территорию ФИО7, и законным владельцем товара, являющегося предметом административного правонарушения, является ПАО «МТФ».
Частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам
Согласно примечанию к данной статье под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ПАО «МТФ», являясь перевозчиком товаров, при оформлении судовых документов на груз, имело разумную возможность проверить соответствие данных по количеству грузовых мест, их маркировке и наименовании, вносимых в данные документы, с фактическим количеством, маркировкой и наименованием перевозимых товаров, то есть определить фактическое количество грузовых мест, их маркировку и наименование товаров. Однако данная работ, не была организована ПАО «МТФ» надлежащим образом и данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению таможенных правил, т.е. объективных обстоятельств, препятствующих выполнению Обществом таможенных обязанностей, не установлено.
Вступая в таможенные правоотношения, ПАО «МТФ» должно было не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, т.е. обеспечить ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона. Административное правонарушение в данном случае, не было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля Общества. При должной организации работы, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от юридического лица в целях надлежащего исполнения обязанностей, установленных актами международного права и таможенным законодательством, правонарушение было бы предотвращено.
Таким образом, анализируя вышеизложенные нормы действующего таможенного законодательства, прихожу к выводу, что *** при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС товара (***), доставляемого на судне *** перевозчиком товаров ПАО «МТФ», Мурманской таможне в соответствии с требованиями Конвенции по облегчению международного морского судоходства от 09.04.1965 (Лондон) и статьями 88, 89 ТК ЕАЭС, были представлены недействительные документы (генеральная (общая) и судовая грузовая декларация от ***), необходимые для международной морской перевозки и сообщены недостоверные сведения о количестве грузовых мест товаров, об их маркировке и наименовании.
Не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства доводы стороны защиты, о надлежащем оформлении в таможенном отношении ***, с соблюдением требований ст. 278 и п. 49 и 51 ст. 2 ТК ЕАЭС, поскольку Общество задекларировало морское рыболовное судно *** являющееся ТСМП, с находящимся на нем специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также с предусмотренными для него техническими паспортами или техническими формулярами ***.
Из материалов дела следует, что в графе 16 генеральной (общей) декларации от *** указано, что ЗИП – согласно перечня, однако в перечне запчастей, представленных перевозчиком при прибытии судна в порт ***, товар - ***, на приход судна заявлен не был. Технических формуляров или инвентарных книг по учету *** на судне нет, каких-либо штатных мест на судне для *** не предусмотрено.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Доводы защиты о необходимости прекращения производства по делу в связи с малозначительностью правонарушения в рассматриваемой ситуации также не могут быть обоснованными, поскольку признаков малозначительности правонарушения, с учетом исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств, а также, принимая во внимание характер совершенного правонарушения, посягающего на нарушение таможенных правил, создающего угрозу охраняемым общественным отношениям, которая в рассматриваемой ситуации заключается в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения таможенных норм и правил, не имеется.
В соответствии с частями 3, 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельством, смягчающим наказание ПАО «МТФ», судья признает совершение административного правонарушения впервые.
Обстоятельств, отягчающих наказание ПАО «МТФ», судьей не установлено.
Принимая во внимание отсутствие вредных последствий в сфере экономических интересов государства, тот факт, что Общество, ранее к административной ответственности за однородное правонарушение не привлекалось, что признается обстоятельством, смягчающим административную ответственность, прихожу к выводу о возможности назначения наказания в виде предупреждения.
Руководствуясь ст. 3.4, 29.10 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
ПАО «Мурманский траловый флот» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде предупреждения.
Предмет административного правонарушения:
*** изъятый по протоколу изъятия вещей и документов по делу об АП №*** от ***, и помещённый на хранение в камеру хранения вещественных доказательств Мурманской таможни по адресу: *** – возвратить законному владельцу после надлежащего таможенного оформления и вступления настоящего постановления в законную силу.
Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г. Мурманска в течение 10-ти дней со дня получения его копии.
Судья подпись Ю.В. Кутушова
*** *** *** *** *** |
*** *** *** *** *** *** |
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***