Петрозаводский городской суд Дело № 5-1155/16-8
(г.Петрозаводск, ул.Красная, 33)
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
16 декабря 2016 года г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Семерикова Тамара Александровна с участием переводчика ФИО2 при секретаре Кожухаревой Ю.А., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении
Р. Я., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> гражданина <адрес>, официально не трудоустроенного, проживающего по адресу: <адрес>,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ участковым уполномоченным ОП № УМВД России <адрес> в отношении Р. Я. составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ.
Протокол составлен по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ. по адресу: <адрес>, гражданин <адрес>Р. Я. нарушил режим пребывания в Российской Федерации, что выразилось в нахождении на территории Российской Федерации с июля 2016 года без документа, подтверждающего право на пребывания на территории России, а именно: без документа уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания (без регистрации на территории Российской Федерации), без визы и миграционной карты, чем нарушил ч.ч.1, 2 ст. 5, ч.1 ст.2 Федерального закона № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ст.ст.24, 25.10 Федерального закона №144-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
В судебном заседании Р. Я. свою вину в совершении правонарушения признал, пояснив, что миграционную карту утерял, проживает на территории России с женой, фио1, являющейся гражданкой Российской Федерации.
ФИО3,ФИО4, допущенный к участию в деле определением судьи, просил учесть, что Р. Я. заключен брак с гражданкой России фио1, ожидается рождение ребенка, в связи с чем просил не применять в качестве дополнительного наказания выдворение с территории Российской Федерации.
Заслушав участников процесса, исследовав административный материал, прихожу к выводу о наличии в действиях Р. Я. состава административного правонарушения и его вины в совершении правонарушения.
В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона № 115-ФЗ от 21.06.2002г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
На основании со ст.5 Федерального закона № 115-ФЗ от 21.06.2002г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока временного пребывания.
Частью 1 ст.5 Закона срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ гражданин <адрес>Р. Я. въехал на территорию Российской Федерации по выданной ему визе на срок с ДД.ММ.ГГГГ ему была выдана миграционная карта № на период пребывания с ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Постановке на учет по месту пребывания подлежат временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане по истечение 7 рабочих дней со дня прибытия в место пребывания.
В ходе производства по административному делу должностным лицом было установлено, что у Р. Я. отсутствует уведомление о прибытии в место пребывания.
Статьей 22 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» предусмотрен порядок постановки на учет иностранных граждан по месту пребывания.
Так, указанной статьей предусмотрено, что для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания, иностранный гражданин по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и миграционную карту. После направления принимающей стороной уведомления о его прибытии в место пребывания, получает от неё отрывную часть бланка указанного уведомления. Принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных частями 3 и 3.1 статьи 20 настоящего федерального закона предоставляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо направляет его в установленном порядке почтовым отправление или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи, после чего передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания.
Поскольку закон разграничивает понятие уведомления о прибытии и отрывная часть бланка уведомления о прибытии, а обязанность по направлению уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания возлагается на принимающую сторону, из объема вменяемых нарушений подлежит исключению нарушение – отсутствие документа-уведомления о прибытии иностранного гражданина.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона №144-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации.
Статьей 25.10 Федерального закона №144-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» предусмотрено, что иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вина Р. Я. в совершении административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении, который отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ и существенных недостатков не имеет, сведениями ЦБДУИГ, паспортом гражданина <адрес> на имя Р.Я., выданного ДД.ММ.ГГГГ визой №, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ рапортом УУП ОП № УМВД России по г.Петрозаводску ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ объяснениями Р. Я. от ДД.ММ.ГГГГ., другими материалами дела.
Таким образом, в действиях Р. Я. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях - нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
При определении вида и размера административного наказания судья учитывает характер совершенного правонарушения, степень вины нарушителя, данные о его личности.
Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2). К числу конституционно защищаемых ценностей относится здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством (статья 7 часть 2; статья 17 часть 2; статья 41 Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 февраля 1998 года N 6-П по делу о проверке конституционности положения части второй статьи 31 Закона СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР", из данной статьи Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 17 (часть 2) и другими статьями, касающимися прав и свобод человека и гражданина, следует, что речь идет о случаях, устанавливаемых лишь применительно к таким правам и обязанностям, которые являются правами и обязанностями именно гражданина Российской Федерации, т.е. возникают и осуществляются в силу особой связи между государством и его гражданами.
С учетом этого в Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства должны быть гарантированы права в сфере семейной жизни, охраны здоровья и защита от дискриминации при уважении достоинства личности согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статья 7; статья 17, часть 1; статья 19, часть 2; статья 21; статья 38, части 1 и 2; статья 41, часть 1 Конституции Российской Федерации).
Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод закрепляет право каждого на уважение его личной и семейной жизни (пункт 1), при этом не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц (пункт 2).
В ходе производства по делу установлено, что Р. Я. с ДД.ММ.ГГГГ состоит в зарегистрированном браке с гражданкой России фио1 (свидетельство о заключении брака №)
Санкция части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела назначение Р. Я. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Принимая во внимание выраженную в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 года № 1-П и от 14 февраля 2013 г. № 4-П правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прихожу к выводу о назначении наказания Р. Я. с учетом характера совершенного правонарушения, степени вины нарушителя, в виде административного штрафа в размере 3000 руб. без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Руководствуясь ч.1.1 ст.18.8, ст.29.9 - 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
Признать Р. Я. виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить наказание в виде административного штрафа размере 3000 рублей без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Административный штраф, назначенный иностранному гражданину одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации, должен быть уплачен не позднее следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего постановления по делу об административном правонарушении на расчетный счет <данные изъяты>
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение десяти суток со дня получения копии постановления через Петрозаводский городской суд.
Судья Т.А.Семерикова