Дело № 5-56/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Кингисепп 28 января 2021 года
Судья Кингисеппского городского суда Ленинградской области Штурманова Н.В.,
с участием должностного лица, уполномоченного в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении – уполномоченного ОАР Кингисеппской таможни ФИО1,
защитников юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ФИО2, действующей на основании доверенности, ФИО4, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
в отношении Акционерного Общества «ВОСТОКХИМВОЛОКНО» (далее – АО «ВОСТОКХИМВОЛОКНО») <данные изъяты>, юридический адрес: <...> И, пом.104-109,
У С Т А Н О В И Л:
24.07.2020 г. с применением Интернет – декларирования на Приволжский таможенный пост (ЦЭД) Приволжской электронной таможни (<...>) ООО «Востокхимволокно» с целью помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления была подана ДТ №, подписанная электронно-цифровой подписью (ЭЦП) ФИО3 (специалист по таможенному оформлению ООО «Востокхимволокно»). Товар - <данные изъяты>
В соответствии с профилем риска был назначен таможенный досмотр товара. В ходе проведения таможенного досмотра (АТД №) было установлено, что товар поставляется в спрессованных кипах, упакованных в белые полипропиленовые мешки, и перетянутых стяжными лентами. В результате фактического полного взвешивания общий вес товара с упаковкой составил 23071,5 кг.
Согласно сведениям, заявленным в ДТ № значение веса брутто товара составляет - 23084,0 кг, значение веса нетто - 22950,0 кг, данный факт свидетельствует о том, что декларант сведения об упаковке отразил в весе брутто.
В соответствии с пунктом 33 Порядка заполнения декларации на товары, ввозимые (ввезенные) на таможенную территорию Союза, утвержденную Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 (с изменениями внесенными Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.04.2012 № 39) (далее-Порядок заполнения ДТ), пунктом 3.8 Методики измерений массы товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского Экономического союза в упакованном виде, внесенной в Федеральный информационный фонд под № ФР.1.28.2018.31226 (далее - Методика измерений массы товаров) под массой "брутто" понимается: «общая масса товара, включая все виды его упаковки, необходимые для обеспечения неизменности их состояния до поступления в оборот, но исключая контейнеры и другое транспортное оборудование».
В соответствии с пунктом 36 Порядка заполнения ДТ, пунктом 3.7 Методики измерений массы товаров под массой «нетто» понимается: «для товара, перемещаемого в упакованном виде: масса декларируемого товара, с учётом только первичной упаковки, если в такой упаковке, исходя из потребительских свойств, товары предоставляются для розничной продажи и (или) первичная упаковка, способствующая сохранению товара при его продаже, не может быть отделена от товара до его потребления без нарушения потребительских свойств товаров; масса декларируемого товара без учета какой-либо упаковки в остальных случаях…».
Следовательно, для целей соблюдения таможенного законодательства ЕАЭС упаковка товара, обеспечивающая сохранение его потребительских свойств должна быть включена в массу нетто товара.
В ходе фактического контроля вес товара с упаковкой составил – 23071,5 кг, превышение от заявленных сведений нетто составляет - 121,5 кг.
В ходе производства по делу об административном правонарушении получено заключение эксперта ЭКС-регионального филиала ЦЭКТУ Санкт-Петербурга № 12402005/0025894 от 28.10.2020, согласно которого рыночная стоимость товара «<данные изъяты> являющегося предметом административного правонарушения, на территории РФ по состоянию на 24.07.2020 составила 12.028 (двенадцать тысяч двадцать восемь) рублей 50 копеек.
Из отдела контроля таможенной стоимости и таможенных платежей Кингисеппской таможни получена служебная записка от 03.12.2020 №, согласно которой таможенная стоимость ввозимого товара составляет 9.546 (девять тысяч пятьсот сорок шесть) рублей 43 копейки, сумма таможенных платежей ввозимого товара составляет 2.482 (две тысячи четыреста восемьдесят два) рубля 07 копеек.
Товар, являющийся предметом административного правонарушения, был изъят согласно протоколу изъятия вещей и документов от 05.08.2020 и помещен на хранение в камеру хранения вещественных доказательств Усть-Лужского таможенного поста Кингисеппской таможни по адресу: 188471, Ленинградская область, Кингисеппский муниципальный район, Усть-Лужское с.п., Морской торговый порт Усть-Луга, 73, стр.70В.
Действия АО «ВОСТОКХИМВОЛОКНО» квалифицированы по ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ.
Должностное лицо, уполномоченное в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении –уполномоченный ОАР Кингисеппской таможни ФИО1 полагал, что протокол об административном правонарушении иные материалы дела объективно подтверждают вину Общества в совершении правонарушения.
Законный представитель АО «ВОСТОКХИМВОЛОКНО» генеральный директор Общества ФИО5 в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного разбирательства уведомлен в установленном порядке, заявлений или ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.
Защитник юридического лица, ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала, что производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению за отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушения. Ссылаясь в обоснование позиции, что Обществом задекларирован тот товар, который поставлен Поставщиком <данные изъяты> по Контракту № от 11.11.19г., Спецификации №CJ20200650008S от 05.06.2020г., в количестве, указанном в сопроводительной документации (упаковочный лист, коммерческий инвойс, экспортная декларация) - 22 950 кг без веса мешков, 23 084 кг с весом мешков. Графа 38 ГТД заполнена информацией о весе нетто 22 950 кг., Графа 35 ГТД - информацией о весе брутто 23 084 кг. Таким образом, незадекларированного товара Общество не имеет. Действия Общества не образуют события административного правонарушения по ч.1 ст.16.2КоАПРФ. Если таможенный орган считает, что графы брутто и нетто должны быть заполнены одинаково, то в соответствии с Решением Комиссии Таможенного Союза № 257 от 20.10.2010 «О форме таможенной декларации и порядке ее заполнения»(далее Решение 257) общая масса товара (совпадающая с брутто) указывается в графе 38 декларации на товары только для товаров, перемещаемых без упаковки (насыпом, наливом, навалом), но фотографии загрузки контейнера из акта таможенного досмотра свидетельствуют об обратном, товар - полиэфирное <данные изъяты> В противном случае масса "нетто" декларируемого товара без учета всех видов упаковки при наличии таких сведений в транспортных (перевозочных), коммерческих, иных документах указывается через знак разделителя "/". Таким образом, предположение таможенного органа о том, что упаковка в спорных обстоятельствах подлежит включению в вес нетто означает лишь необходимость добавить к изначально указанному весу нетто величину веса брутто в графу 38 декларации через знак разделителя, но не означает наличие незадекларированных товаров. Обществом указан вес нетто без учета веса мешков (упаковки), так как именно о таких условиях поставки Стороны пришли к соглашению в Контракте № от 11.11.19г., п.6.1.: «Товар должен быть упакован в надлежащую тару. Упаковка Товара должна полностью предохранять его от любых повреждений во время транспортировки и не позволять ему перемещаться внутри контейнера». Поставщик полностью выполнил требования Контракта, поставил Товар в требуемой таре, мешках полиэтиленовые мешки («полипропиленовые тюки» - определение таможенного органа). В Спецификации Стороны указали вес только товара, т.к. полиэфирное штапельное волокно поставляется по весу, стоимость зависит от веса в килограммах. Стоимость тары в согласованную стоимость не входила, в связи, с чем товар был задекларирован в 38 графе, а в 35 графе указан вес с учетом мешков. Вес мешков не образует веса товара.
В соответствии с Классификатором видов груза, упаковки и упаковочных материалов (Приложение N 12 к Решению Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 378) в графе 31 ГТД декларант указал «BL-79», что означает «кипа спрессованная». В Протоколе и Определении таможенного органа указано, что товар находится в спрессованных кипах, упакован в белые полипропиленовые мешки. Таким образом, в соответствии с ГОСТ 17527-2003 «Упаковка. Термины и определения» штапельное волокно упаковано в кипы (способ упаковки), находящиеся в мешках, которые являются транспортной тарой.
Согласно положениям Статьи 2 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности упаковки» TP № (с изменениями на 18 октября 2016 года): «Транспортная упаковка - упаковка, предназначенная для хранения и транспортирования продукции с целью защиты ее от повреждений при перемещении и образующая самостоятельную транспортную единицу».
В соответствии с ГОСТ 17527-2003 «Упаковка. Термины и определения»: мешок (Ндп. мешкотара): Транспортная мягкая тара, имеющая корпус в форме рукава, с дном и открытым верхом или закрытым верхом с клапаном, вместимостью более 20,0 дм. (стр.16); кипа: Упаковочная единица, содержащая подпрессованные изделия или материалы, обвязанные проволокой, лентой или металлическими стяжками, которая может быть обернута или обшита (стр.22).
В соответствии с п.3.2. ГОСТ 25388-2001 от 01.03.2003г. «Волокна химические. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение» химическое штапельное волокно упаковывают в кипы.
Кроме того, таможенный орган изъял товар весом 121,5 кг., и поместил в отдельный мешок («разноцветный, с изображением цветов»), то есть волокно, как смогли убедиться сотрудники таможни самостоятельно, может быть излечено из мешков и не утратит при этом своих свойств, оно может быть переработано в конечный продукт (синтепон, полотно и т.п.). Но для того, чтобы волокно не рассыпалось его необходимо упаковать в транспортную упаковку, которой и являются мешки. Таким образом, мешки являются транспортной, но не первичной упаковкой товара.
В протоколе об административном правонарушении от 03.12.2020г. ссылается на стр.2 (2 абзац) на применение Методики измерения массы товаров, но фактически эта методика не применялась, т.к. таможенный орган произвел взвешивание всего товара по массе брутто, определив, что взвесить массу нетто не представляется возможным, что указано в Акте таможенного досмотра от 28.07.2020г. (лист 4). Таким образом, таможенный орган выявил расхождение в весе брутто, а не в весе нетто. Но вес брутто в соответствии с Актом досмотра 23 071,5 кг., а по документам - 23 084 кг. Общество покупатель полиэфирного волокна приобретает его от поставщика не в кипах по определенному весу, как, например, пачку конфет, а по весу, в килограммах. На каждой кипе стоит маркировка с весом, и именно от этого идет расчет стоимости общей партии товара, а вес упаковки не может и не должен входить в вес нетто. Более того, при необходимости досмотра, волокно может быть полностью перегружено в другой мешок, и в таком виде может поступить конечному покупателю на фабрику для переработки.
Кроме того, обратила внимание, что в протоколе об административном правонарушении неправильно указан субъект административного правонарушения – ООО «ВОСТОКХИМВОЛОКНО», вместе с тем стороной по контракту и таможенному декларированию являлось Акционерное Общество «ВОСТОКХМИМВОЛОКНО».
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Согласно положению ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Из ст. 26.1 КоАП РФ следует, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В ходе судебного заседания установлено и подтверждено материалами дела об административном правонарушении, что 24.07.2020 г. с применением Интернет – декларирования на Приволжский таможенный пост (ЦЭД) Приволжской электронной таможни (<адрес>) АО «Востокхимволокно» с целью помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления была подана ДТ №, подписанная электронно-цифровой подписью (ЭЦП) ФИО3 (специалист по таможенному оформлению АО «Востокхимволокно»). Товар - <данные изъяты> Вес брутто: 23084.000 кг., вес нетто: 22950 кг.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (часть 3).
При таких обстоятельствах, протокол об административном правонарушении в отношении ООО «ВОСТОКХИМВОЛОКНО», протокол изъятия вещей и документов от 05 августа 2020 года является недопустимым доказательством.
Указанное нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является и не может быть восполнено в ходе рассмотрения дела по существу.
Таким образом, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 24.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, издержки по делу об административном правонарушении состоят из сумм, выплачиваемых свидетелям, потерпевшим, их законным представителям, понятым, специалистам, экспертам, переводчикам.
Согласно ч.3 ст. 24.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотренном настоящим Кодексом, издержки по делу об административном правонарушении относятся на счет федерального бюджета, а в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, - на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Издержки по делу об административном правонарушении в отношении АО «ВОСТОКХИМВОЛОКНО» отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.24.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Акционерного общества «ВОСТОКХИМВОЛОКНО» прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Товар – <данные изъяты> изъятый согласно протоколу изъятия вещей и документов от 05.08.2020, по вступлении постановления по делу об административном правонарушении в законную силу, вернуть АО «ВОСТОКХИМВОЛОКНО».
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Ленинградский областной суд.
Судья: Н.В. Штурманова