ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-115/2021 от 01.03.2021 Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

УИД 66RS0005-01-2021-000726-63

Дело № 5-115/2021

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

01 марта 2021 года судья Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга Стекольникова Ж.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Ред Эппл Инк», ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации в качестве юридического лица - 23.05.2013, зарегистрированного по адресу: 6200726, <...> стр. 65, оф. 41,

У С Т А Н О В И Л:

Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области, в связи с поступившим 28.10.2020 обращением Свердловского регионального отделения ВООПИиК о законности проведения земляных работ на территории объекта культурного наследия регионального значения «Бывшая усадьба Железнова», расположенного по адресу: <...>, 06.11.2020 проведены мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия и его территории, в ходе которых в соответствии с актом осмотра № 38-04-23/103-20 установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0601026:20, расположенном в границах территории объекта культурного наследия, проведены земляные работы. В месте ранее уложенного асфальта наблюдается утрамбованный слой грунта. В юго-западной части земельного участка с кадастровым номером 66:41:0601026:20 проведены работы по установке газорегуляторного пункта ГРПШ. Изменение состояния земельного участка с кадастровым номером 66:41:0601026:20 установлено в сравнении с актом осмотра от 17.10.2019 № 38-04-24/83-19. При этом документация, подготовленная на основе археологических полевых работ, содержащая результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов археологического наследия, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, а также историко-культурная экспертиза указанной документации, до начала работ на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0601026:20 в Управление не поступала. Фактическое проведение работ на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0601026:20 без предварительного археологического обследования территории и в отсутствие соответствующей документации является нарушением требований подпункта 1 пункта 1 статьи 5.1, пункта 1 статьи 31 и пункта 1 статьи 36 Федерального закона № 73-ФЗ, подпункта 3 пункта 5 главы 2 Режима использования территории объекта культурного наследия, утвержденного Приказом от 24.06.2019 № 330.

В судебном заседании защитник ООО «Ред Эппл Инк» ФИО1 пояснил, что работы по устройству траншеи под подземный газопровод высокого и низкого давления были организованы и проведены ООО «Ред Эппл Инк» в ходе осуществления строительства объекта на основании разрешения № RU 66302000-110-2018. В настоящее время земельные работы произведены в полном объеме, земельный участок восстановлен. При этом, в 2016 году перед началом строительства произведено археологическое обследование территории объекта, и на основании отчета института истории и археологии УрО РАН установлено, что на территории участка культурный слой либо уничтожен, либо переотложен, деформирован и перемешан с технологическими отложениями и содержит редкие артефакты конца XIX – начала XX веков, не представляет историко-культурной значимости. Археологические исследования на участке нецелесообразны, эта часть территории может быть использована без каких-либо ограничений и обременений со стороны государственных органов охраны объектов культурного наследия. С учетом изложенного, полагает, что фактического вреда (или угрозы причинения такого вреда) объекту культурного наследия не причинено. Каких-либо работ, создающих динамические нагрузки или оказывающих негативное воздействие на объект, не производилось. Свободный доступ на огороженную по границам территории объекта культурного наследия строительную площадку и на территорию объекта культурного наследия ограничен пропускным режимом. При установлении вины юридического лица в совершении административного правонарушения, принимая во внимание, что Общество является субъектом малого и среднего предпринимательства, просил о применении положений ст. 4.1.1 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде предупреждения либо об освобождении ООО «Ред Эппл Инк» от административной ответственности по ст. 2.9 КоАП РФ. Кроме того, обратил внимание на истечение срока давности привлечения Общества к административной ответственности.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, - ведущий специалист отдела государственного надзора за объектами культурного наследия Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области ФИО2 в судебном заседании пояснил, что событие административного правонарушения и виновность ООО «Ред Эппл Инк» в его совершении подтверждаются совокупностью представленных в материалы дела доказательств. Обследование территории до начала строительства проводилось на смежном земельном участке. Срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 7.13 КоАП РФ составляет один год. Не возражал против назначения юридическому лицу административного наказания с применением положений ст. 4.1.1 КоАП РФ.

Заслушав лиц, участвующих в деле, и исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ и подпунктом 3 пункта 5 главы 2 Режима использования территории объекта культурного наследия, утвержденного Приказом от 24.06.2019 № 330, на территории объекта культурного наследия запрещается проведение любых земляных работ без предварительного археологического обследования территории в соответствии
с действующим законодательством.

Порядок проведения археологических работ установлен статьей 45.1 Федерального закона № 73-ФЗ.

Также, пунктом 1 статьи 36 Федерального закона № 73-ФЗ установлено, что проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.

В соответствии с абзацем девятым статьи 28 Федерального закона № 73-ФЗ, с учетом требований пункта 56 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в целях определения наличия или отсутствия объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных земельных участках, их частях объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, проводится государственная историко-культурная экспертиза.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 31 Федерального закона № 73-ФЗ историко-культурная экспертиза, проведение которой оплачивает заказчик работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, проводится до начала указанных работ и (или) до утверждения градостроительных регламентов.

В судебном заседании установлено, что «Бывшая усадьба Железнова», расположенная по адресу: <...>, включена в перечень объектов культурного наследия регионального значения.

Приказом Управления от 24.06.2019 № 330 утверждены границы территории объекта культурного наследия и режим использования данной территории.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 66:41:0601026:20, расположенный в границах территории объекта культурного наследия, находится в собственности Свердловской области
и передан в аренду ООО «СтройИнвест». Право аренды зарегистрировано 17.09.2018 № 66:41:0601026:20-66/001/2018-8.

На основании соглашения от 17.07.2020, зарегистрированного 14.10.2020 № 66:41:0601026:20-66/199/2020-9, в отношении указанного земельного участка установлен сервитут для ООО «Рэд Эппл Инк».

Согласно представленной ООО «СтройИнвест» информации (письмо от 21.12.2020 вх. № 7889) на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0601026:20, расположенном в границах территории объекта культурного наследия, в ходе осуществления строительства на основании разрешения от 04.05.2018 № RU 66302000-1100-2018 ООО «Рэд Эппл Инк» организованы и проведены работы по устройству газопровода высокого и низкого давления, траншеи под подземный газопровод.

Факт проведения вышеуказанных работ на земельном участке защитником ООО «Рэд Эппл Инк» в судебном заседании не оспаривался и подтвержден актом осмотра от 06.11.2020 № 38-04-23/103-20 земельного участка с кадастровым номером 66:41:0601026:20, согласно которому в месте ранее уложенного асфальта наблюдается утрамбованный слой грунта. В юго-западной части земельного участка проведены работы по установке газорегуляторного пункта ГРПШ. Изменение состояния земельного участка с кадастровым номером 66:41:0601026:20 установлено в сравнении с актом осмотра от 17.10.2019 № 38-04-24/83-19.

Вместе с тем, вопреки требованиям статей 5.1, 28, 31 и 36 Федерального закона № 73-ФЗ, пункта 56 статьи 26 Федерального закона № 342-ФЗ и подпункта 3 пункта 5 главы 2 Режима использования территории объекта культурного наследия, утвержденного Приказом от 24.06.2019 № 330, документация, подготовленная на основе археологических полевых работ, содержащая результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов археологического наследия, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, а также историко-культурная экспертиза указанной документации, до начала работ на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0601026:20 в Управление не поступала.

Кроме того, фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу и исследованными в судебном заседании в их совокупности относимыми и допустимыми доказательствами: протоколом № 38-03-34/01-21 от 02.02.2021 об административном правонарушении; обращением Свердловского регионального отделения ВООПИиК от 28.10.2020; фотоиллюстрацией от 28.10.2020; сведениями из Единого государственного реестра объектов культурного наследия; решением Исполнительного комитета Свердловского областного Совета депутатов трудящихся № 889 от 18.10.1976; приказом № 330 от 24.06.2019 «Об утверждении границ территории объекта культурного наследия регионального значения «Бывшая усадьба Железнова»; заданием о проведении мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия № 103 от 06.11.2020; актом осмотра объекта культурного наследия № 38-04-23/103-20 от 06.11.2020; заданием на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия № 83 от 17.10.2019; актом осмотра объекта культурного наследия № 38-04-24/83-19 от 17.10.2019; концессионным соглашением № 10-2018-31 от 13.02.2018; выпиской из ЕГРН; ответом ООО «СтройИнвест»; разрешением на строительство от 04.05.2018 № RU 66302000-1100-2018; рабочей документацией; ответом ООО «Рэд Эппл Инк».

Оснований полагать, что указанные доказательства получены с нарушением требований закона, в судебном заседании не установлено.

Оценивая собранные по делу об административном правонарушении доказательства, в совокупности с другими материалами дела, прихожу к выводу о наличии состава административного правонарушения и доказанности вины ООО «Рэд Эппл Инк» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Срок привлечения Общества к административной ответственности, составляющий один год, не истек.

Довод защитника ООО «Рэд Эппл Инк» о непроведении на земельном участке каких-либо работ, создающих динамические нагрузки или оказывающих негативное воздействие на объект культурного наследия правового значения для доказанности вины юридического лица не имеет, поскольку факт проведения юридическим лицом работ на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0601026:20 без предварительного археологического обследования территории и в отсутствие соответствующей документации в судебном заседании установлен.

Представленный защитником отчет при разрешении вопроса о наличии состава административного правонарушения не может быть принят во внимание, поскольку сведения, содержащиеся в нем, относятся к смежному земельному участку, отведенному непосредственно под строительство административно-выставочного здания с подземной автостоянкой.

Вместе с тем, принимая во внимание выводы специалиста, изложенные в отчете, в том числе отчасти относительно культурного слоя смежного земельного участка, позицию должностного лица, сведения об отнесении юридического лица к субъектам малого и среднего предпринимательства, учитывая характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, наличие смягчающих, как то фактическое признание вины, и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, а также, исходя из принципа справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению, учитывая, что размер административного наказания не должен носить карательный характер, а главным образом заключаться в превентивном использовании соответствующих юридических средств для защиты прав и свобод человека и гражданина, иных конституционно признаваемых ценностей гражданского общества и правового государства, прихожу к выводу о том, что вышеуказанные обстоятельства с наличием совокупности оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ч. 2 ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку совершенным деянием не допущено причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, позволяют назначить ООО «Рэд Эппл Инк» административное наказание в виде предупреждения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.1, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Признать общество с ограниченной ответственностью «Рэд Эппл Инк» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения или вручения его копии в Свердловской областной суд через Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья Стекольникова Ж.Ю.