Дело № 5-1161/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
06 декабря 2017 года г. Ростов-на-Дону
Судья Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону Топоркова С.В.,
с участием представителей – ФИО1, ФИО2, действующих на основании доверенности от 28.11.2017 года, выданной сроком на один год,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении Автономной некоммерческой организации «Центр современных образовательных технологий и систем» <данные изъяты>, юридический адрес: <адрес> привлекаемого к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
27 октября 2017 года в ходе проведения плановой выездной проверки, проведённой согласно приказу Ростобрнадзора от 18.08.2017 года №, установлен факт нарушений пп. «а» п. 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 года №.
При проведении плановой выездной проверки установлено, что в 2016-2017 годах в учебном центре АНО «Сотис-центр» большинство образовательных программ реализовывались в заочной форме с применением исключительно электронного (дистанционного) обучения, при этом в учебном центре «Сотис-центр» отсутствуют условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, в том числе отсутствуют электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий и соответствующих технологических средств (серверное оборудование, специализированное программное обеспечение и др.) обеспечивающие освоение обучающимися независимо от их места нахождения образовательных программ в полном объёме, что подтверждается актом проверки от 27.10.2017 года.
Лицензиатом не выполнены требования, предъявляемые к образовательной программе с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
В судебном заседании представители АНО «Сотис-центр» вину в совершении административного правонарушения признали, пояснили, что 27.10.2017 года было вынесено предписание №46-17л об устранении выявленных нарушений. АНО «Центр современных образовательных технологий» в кратчайшие сроки устранил нарушения, о чём отправил отчёт Ростобрнадзор, который его принял и снял с контроля.
Выслушав представителей, исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
Статьей 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное отдельных видов деятельности») образовательная деятельность приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к указанной норме понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 46 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон «О лицензировании (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.
Частью 11 статьи 19 Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности установлено, что Исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности, которое устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
Пунктом 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966 установлено, что к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе: а) нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «д», «ж» – «к» пункта 6 и подпунктами «б», «д», «е» пункта 7 настоящего Положения; б) повторное в течение 5 лет нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом «е» пункта 6, подпунктами «а», «в», «г» пункта 7 настоящего Положения.
Как следует из материалов дела, 27 октября 2017 года Федеральной службой по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области на основании Приказа Ростобрнадзора от 18.08. 2017 г. № 1679 в отношении АНО «Сотис-центр», расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Троллейбусная, д.24/2 оф.722, имеющего бессрочную лицензию на осуществление образовательной деятельности от 13 октября 2017 г. (л.д.11-12), проведена плановая выездная проверка соблюдения законодательства об образовании.
По результатам проверки установлено, что АНО «Сотис-центр» осуществляет образовательную деятельность с грубыми нарушениями лицензионных требований, а именно: в нарушение пп. «а» п.7 Положения о лицензировании образовательной деятельности большинство образовательных программ реализовывались в заочной форме с применением исключительно электронного (дистанционного) обучения, при этом в учебном центра отсутствуют условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, в том числе отсутствуют электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий и соответствующих технологических средств (серверное оборудование, специализированное программное обеспечение), обеспечивающее освоение обучающимися независимо от их местонахождения образовательных программ в полном объёме.
Указанные нарушения отражены в акте проверки от 27 октября 2017 года (л.д.6-10).
27 октября 2017 года по факту выявленных нарушений начальником отдела лицензирования образовательной деятельности Ростобрнадзора в отношении АНО «Сотис-центр» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ (л.д.3-5).
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание вины субъекта и его непосредственной причастности к совершению действия, то есть объективной стороны деяния.
В соответствии с пп. «а» п.7 Положения лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются наличие условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий и соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися независимо от их местонахождения образовательных программ в полном объеме, в соответствии со статьей 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» - для образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Вместе с тем, вменяемое АНО «Сотис-центр» нарушение пп. «а» п. 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности не является грубым нарушением лицензионных требований и условий, подлежащим квалификации по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Более того, в протоколе об административном правонарушении, ни в иных материалах дела не содержится сведений о том, что установленные АНО «Сотис-центр» нарушения повлекли наступление последствий, перечисленных в ч. 11 ст. 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Изложенное свидетельствует об отсутствии в действиях АНО «Сотис-центр» объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
В силу положений частей 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10,29.11 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Автономной некоммерческой организации «Центр современных образовательных технологий и систем» прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано и опротестовано в Ростовский областной суд через Первомайский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления.
Судья С.В.Топоркова