ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1161/2021 от 05.10.2021 Коломенского городского суда (Московская область)

Дело

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Судья Коломенского городского суда Московской области Буколова Н.А., при секретаре Рябчиковой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.15.1 КоАП РФ, в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> гражданина Российской Федерации, с высшим образованием, женатого, несовершеннолетних детей на иждивении не имеющего, не работающего, зарегистрированного по адресу: <адрес>, фактически проживающего по адресу: <адрес>, ранее к административной ответственности не привлекавшегося,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 в нарушение положений ФЗ от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» совершил сделку с археологическими предметами, при следующих обстоятельствах:

ДД.ММ.ГГГГ гр.ФИО4 на интернет-сайте <данные изъяты>» был обнаружен аукционный лот пользователя под ником «<данные изъяты>) под названием «13 наконечников дротиков/копий, хазары», в котором продавались 13 ржавых металлических предметов по общей цене 3500 рублей, которые она решила купить и приняла участие в аукционе, который выиграла. Путем личной переписки с пользователем «<данные изъяты>» (в последующем установлен как ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.) между ними была установлена договоренность о купле-продажи указанной монеты, за которую она перечислила продавцу – ФИО1 сумму покупки в размере 1300 рублей на банковскую карту, реквизиты которой были представлены последним ДД.ММ.ГГГГ приблизительно в 20 часов 30 минут по адресу: <адрес> у <адрес>А, где ФИО4 получила от ФИО1 указанные предметы, в количестве 13 предметов, которые согласно заключение эксперта является археологическими предметами, свободный оборот которых запрещен в Российской Федерации и на реализацию которых права у ФИО5 отсутствовали.

Исследовав представленные материалы дела, выслушав мнение ФИО1, суд приходит к следующему.

Согласно статье 7.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на юридических лиц - от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей с конфискацией археологических предметов.

В силу статьи 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок.

Согласно пункту 11 статьи 36 указанного Закона археологические предметы, обнаруженные в результате проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 данного закона работ по использованию лесов и иных работ, подлежат обязательной передаче физическими и (или) юридическими лицами, осуществляющими указанные работы, государству в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности (пункт 3 статьи 49 Закона об объектах культурного наследия).

Статьей 8 Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 245-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии" (далее - Закон N 245-ФЗ) физические и юридические лица, владеющие археологическими предметами, не вправе отчуждать данные археологические предметы, за исключением случая передачи их государству, случая универсального правопреемства или случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи (часть 1). Физические и юридические лица, законно осуществившие ввоз археологических предметов на территорию Российской Федерации, вправе распоряжаться указанными археологическими предметами по своему усмотрению в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2). Физические и юридические лица, владеющие на день вступления в силу настоящего Федерального закона археологическими предметами, за исключением случая, предусмотренного частью 2 данной статьи, вправе помимо передачи их государству и универсального правопреемства отчуждать указанные археологические предметы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации, при условии включения указанных археологических предметов не позднее 1 сентября 2016 г. в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации (часть 3).

Согласно статье 19 Федерального закона от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (далее также Закон о Музейном фонде) музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации и не относящиеся к его государственной части, составляют негосударственную часть Музейного фонда Российской Федерации.

В силу статьи 25 названного закона при совершении сделок с музейными предметами и музейными коллекциями, включенными в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, сторона, у которой возникают гражданские права и обязанности в отношении этих музейных предметов и музейных коллекций, принимает на себя обязательства по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации. При совершении сделок, направленных на отчуждение музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, государство имеет преимущественное право приобретения указанных музейных предметов и музейных коллекций. Порядок приобретения государством музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Физические и юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации, несут административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 37 Закона о Музейном фонде).

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ проведен осмотр страницы пользователя под ником «<данные изъяты>) (ФИО1) на <данные изъяты>». Среди лотов пользователя выявлены лоты, в которых осуществляется продажа предметов, визуально и по описанию похожих на археологические предметы. Среди отзывов покупателей также имеются фотоизображения ранее проданных «Монетницей» предметов, похожих на археологические.

ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1 в установленном порядке проведено изъятие 80 предположительно археологических предмета, выданных им добровольно, а именно металлические наконечники, ржавые – 6 шт., колокольчики – 3 шт., браслеты и их фрагменты – 7 шт., подвестки – 18 шт., фибула, фрагмент – 1 шт., пуговицы и бубенчики – 3 шт., спиральные прогизки – 3 шт., крест – 1 шт., неатрибутированные фрагменты украшений – 9 шт., фрагменты пояса – 29 шт.

Согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ, изъятые у ФИО4 предметы – 13 наконечников, приобретенные у ФИО1, представляющие собой копья и пики Эпохи викингов (до 11в.), являются археологическими предметами.

Проведенным в ходе производства по делу об административном правонарушении заключением эксперта от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что изъятые у ФИО6 предметы в количестве 80 шт., являются археологическими и соответствуют формулировке ст.3 Закона №73-ФЗ.

Указанные сведения свидетельствуют об умысле ФИО1 на продажу предметов, которые, согласно заключению специалиста относится к археологическим. Данные интернет-страницы свидетельствую однозначно о размещении ФИО1 информации о продаже принадлежащих ему археологических предметов и совершении сделки ДД.ММ.ГГГГ в ходе которой он продал ФИО4 археологические предметы в количестве 13 штук, представляющих собой копья и пики Эпохи викингов (до 11в.), которые были размещен на аукцион.

Помимо признание вины, факт совершения ФИО1 вмененного ему административного правонарушения подтверждается совокупностью представленных доказательств: протоколом об административном правонарушении; обращением ФИО4; аудиозаписью; объяснениями ФИО4; протоколом изъятия вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ; стенограммой; протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ; объяснениями ФИО1; протоколом изъятия вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ; заключениями эксперта, а также иными доказательствами по делу.

У суда нет оснований не доверять представленным доказательствам, в том числе заключениям эксперта, что рассматриваемые предметы являются археологическими. Предметы исследованы им непосредственно путем их осмотра, эксперт обладает специальными познаниями в области археологии, имеет опыт исследования аналогичных предметов.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в совершении сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, составляет один год.

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).

Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении, имели место ДД.ММ.ГГГГ. - день, когда ФИО7 переданы проданные ФИО4 археологические предметы в количестве 13 штук, представляющих собой копья и пики Эпохи викингов (до 11в.).

Следовательно, в рассматриваемом случае срок давности привлечения к административной ответственности за совершение вмененного административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, начал исчисляться ДД.ММ.ГГГГ и в настоящее время не истек.

Аналогичная правовая позиция отражена в Постановлении Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N .

Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Указанные обстоятельства по настоящему делу установлены, ФИО1 должен быть признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.15.1 КоАП РФ.

Кроме того, суд отмечает, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен указанной нормой ФЗ от 23.07.2013 г. № 245-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии», который в этой части вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

При этом статьей 8 названного закона установлено, что физические и юридические лица, владеющие археологическими предметами, не вправе отчуждать данные археологические предметы, за исключением случая передачи их государству, случая универсального правопреемства или случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи.

Физические и юридические лица, законно осуществившие ввоз археологических предметов на территорию Российской Федерации, вправе распоряжаться указанными археологическими предметами по своему усмотрению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Физические и юридические лица, владеющие на день вступления в силу данного Федерального закона археологическими предметами, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, вправе помимо передачи их государству и универсального правопреемства отчуждать указанные археологические предметы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации, при условии включения указанных археологических предметов не позднее ДД.ММ.ГГГГ в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации.

Сведений о том, что изъятые по настоящему делу археологические предметы, принадлежащие ФИО1 были внесены в соответствующий реестр материалы дела не содержат, не представлено таких сведений и самим лицом, в отношении которого ведется производство по делу.

Проверив процедуру производства по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1, суд констатирует, что нарушений закона при этом не допущено.

В соответствии с ч.2 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Признание вины, совершение административного правонарушения впервые, суд расценивает как обстоятельства смягчающие административную ответственность. Отягчающих наказание обстоятельств судом не установлено.

Согласно ч.3 ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно. При этом вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.

Согласно п.2 ч.3 ст.29.10 КоАП РФ, вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.

Предметы, изъятые у ФИО4 в количестве 13 штук, представляющие собой копья и пики Эпохи викингов (до 11в.), согласно заключению эксперта, являются археологическими предметами. В ходе производства по делу также были изъяты предметы в количестве 80 шт., которые, согласно заключению эксперта являются археологическими предметами и соответствуют формулировке ст.3 Закона №73-ФЗ. Данные заключения являются допустимым доказательством по делу об административном правонарушении в соответствии с разъяснениями, изложенными в абз. 4 п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», поскольку получено в рамках проверки по факту незаконного оборота археологических предметов в отношении ФИО1

Как указано выше, в соответствии со ст.36 ФЗ от 25.06.2002 года № 73-ФЗ, археологические предметы, обнаруженные в результате проведения изыскательских, земляных и иных работ, подлежат обязательной передаче государству в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия, в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации изъятые предметы не включены, а в соответствии со ст. 8 ФЗ от 23.07.2013 года № 245-ФЗ, сделки с археологическими предметами запрещены, доказательств законности приобретения и времени приобретения изъятых у ФИО1 предметов, не представлено.

Положения ч.3 ст. 3.7 КоАП РФ, предусматривают, что не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению, что в рассматриваемом случае согласуется с приведенными выше положениями ч.11 ст.36 и пункта 3 статьи 49 Федерального закона об объектах культурного наследия.

Суд, разрешая судьбу изъятых у ФИО4, переданных ей ФИО1 предметов в количестве 13 штук, представляющих собой копья и пики Эпохи викингов (до 11в.), а также изъятых у ФИО1 в ходе производства по делу предметов в количестве 80 шт., являющихся археологическими предметами, исходит из незаконности владения, как ФИО4, так и ФИО1 данными предметами, имеющими статус изъятых из незаконного оборота, судьба которых решается на основании вышеприведенных положений ст.3.7 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.9, ст. 29.10, ст. 3.7 КоАП РФ, суд,

ПОСТАНОВИЛ:

ПризнатьФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.15.1 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с конфискацией археологических предметов.

Штраф подлежит перечислению на расчетный счет
Банка России по ЦФО, БИК , получатель платежа УФК по городу Москве (УФСБ России по городу Москве и <адрес> л/с ) ИНН , КПП , ОКТМО . Назначение платежа: штраф за административные нарушения по ст. 7.15.1 КоАП РФ.

Изъятые у ФИО4 археологические предметы в количестве 13 штук, представляющих собой копья и пики Эпохи викингов (до 11в.) - обратить в собственность Российской Федерации, передав ее в Управление Министерства культуры Российской Федерации по Центральному Федеральному округу.

Изъятые у ФИО1 по протоколу от ДД.ММ.ГГГГ археологические предметы, указанные в заключении эксперта от ДД.ММ.ГГГГ., обратить в собственность Российской Федерации, передав их в Департамент государственной охраны культурного наследия Министерства культуры Российской Федерации: металлические наконечники, ржавые – 6 шт., колокольчики – 3 шт., браслеты и их фрагменты – 7 шт., подвестки – 18шт., фибула, фрагмент – 1 шт., пуговицы и бубенчики – 3 шт., спиральные прогизки – 3шт., крест – 1 шт., неатрибутированные фрагменты украшений – 9 шт., фрагменты пояса – 29шт., а всего 80 предметов.

Копию постановления направить ФИО1 для сведения, в 4 окружной отдел УФСБ России по <адрес> и <адрес>, Управление Министерства культуры Российской Федерации по Центральному Федеральному округу для исполнения.

Постановление может быть обжаловано в Московский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

<данные изъяты>

<данные изъяты> Судья Буколова Н.А.