ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1164/2022 от 21.09.2022 Московского районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 5-1164/2022

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

21 сентября 2022 года г. Тверь

Судья Московского районного суда города Твери Акбарова Н.В.,

с участием:

лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - ИП Халифаева И.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании материал об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении

ИП Халифаева И.Р., <данные изъяты>

у с т а н о в и л:

Определением судьи Заволжского районного суда г. Твери от 28.07.2022 материал в отношении ИП Халифаева И.Р. направлен по подведомственности в Московский районный суд г. Твери для рассмотрения.

ИП Халифаев И.Р. совершил несоблюдение работодателем установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, при следующих обстоятельствах.

02.07.2022 года в 12 часов 50 минут сотрудниками ОВМ ЗОП УМВД России по г. Твери совместно с сотрудниками УУП ЗОП УМВД России по г. Твери выявлен факт привлечения ИП Халифаевым И.Р. к трудовой деятельности по профессии повар гражданина Республики Таджикистан ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осуществляющего приготовление блюда «шаурма» в ларьке «Шаурма», расположенном по адресу, г. Тверь, ул. Луначарского, д. 16, принадлежащем на основании договора аренды нежилого помещения от 01.08.2021 ИП Халифаеву И.Р., без соблюдения ограничения (запрета), установленного постановлением Губернатора Тверской области от 07.12.2021 года №81-пг «Об утверждении перечня отдельных видов экономической деятельности, по которым устанавливается запрет на привлечение хозяйствующими субъектами иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, на 2022 год», которым утвержден на 2022 год Перечень отдельных видов экономической деятельности, по которым устанавливается запрет на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Тверской области, иностранных граждан по виду экономической деятельности, предусмотренному общероссийским классификатором видов экономической (ОКВЭД:56.1) – «Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания» (за исключением привлечения иностранных граждан по профессиям: кухонный рабочий, мойщик посуды), в соответствии с п. 6 ст. 18.1 Федерального закона от 25.07.2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Отделение по вопросам миграции ЗОП УМВД России по г. Твери надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направили, представлено ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствии.

Судом, с учетом мнения ИП Халифаева И.Р., определено рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц.

В судебном заседании ИП Халифаев И.Р. вину признал в полном объеме, в содеянном раскаялся. Пояснил, что осуществляет деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в сфере общественного питания. У него имеется помещение по изготовлению и продажи шаурмы по адресу г. Тверь, ул. Луначарского, д. 16. Данное помещение он арендует на основании договора аренды у ФИО2 Помещение кирпичное, имеет два этажа и за аренду он ежемесячно оплачивает 35000 рублей. В настоящее время также арендует данное помещение. Шаурму готовит и продает в помещении на первом этаже. Шаурму он готовит и продает сам, но 02.07.2022 он попросил своего брата ФИО1 поработать вместо него, т.к. он поехал за продуктами, то есть допустил его к работе. ФИО1. приготовил шаурму и продал гражданину. Когда в ларьке работал ФИО1 пришли сотрудники полиции. На период 02.07.2022 у брата не был получен вид на жительство на территории РФ. Решение было принято только 11.07.2022 и получено им 28.07.2022. Понимает, что на период 02.07.2022 брат был гражданином Республики Таджикистан и не должен был работать по приготовлению и продажи шаурмы. Пояснил, что сделал для себя должные выводы. Указал о тяжелом материальном положении, поскольку имеет только одну точку продажи. На его иждивении находится <данные изъяты>, при этом жена не работает. Просил о назначении наказания в виде приостановления деятельности, т.к. назначение штрафа с учетом санкции ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ, приведет к вынужденному закрытию его деятельности, и невозможности содержания семьи

Исследовав материалы дела, выслушав стороны, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выяснение причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с частью 1 статьи 18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг) установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

В силу примечания к статье 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения, предусмотренные данной статьей и иными статьями главы 18 названного Кодекса, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В силу п. 1 ст. 13.3 названного Федерального закона работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся гражданами Российской Федерации, имеют право привлекать к трудовой деятельности для обеспечения личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением работодателем или заказчиком работ (услуг) предпринимательской деятельности, иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 6 ст. 18.1 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан Российской Федерации устанавливать запрет на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории субъекта Российской Федерации, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по отдельным видам экономической деятельности.

При установлении запрета на привлечение иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) определяет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, срок приведения в соответствие с данным запретом хозяйствующими субъектами численности используемых ими иностранных работников. Такой срок устанавливается с учетом необходимости соблюдения работодателями порядка расторжения трудового договора, установленного трудовым законодательством Российской Федерации.

На основании указанного пункта постановлением Губернатора Тверской области от 07.12.2021 № 81-пг «Об утверждении перечня отдельных видов экономической деятельности, по которым устанавливается запрет на привлечение хозяйствующими субъектами иностранных граждан, осуществляющими деятельность на территории Тверской области, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, на 2022 год», действовавшего на момент совершения правонарушения (02.07.2022), на 2022 год утвержден Перечень отдельных видов экономической деятельности, по которым устанавливается запрет на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Тверской области, иностранных граждан, осуществляющих свою деятельность на основании патента.

Из приложения к постановлению Губернатора Тверской области от 07.12.2021 № 81-пг следует, что установлен запрет на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Тверской области, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, в том числе по такому виду экономической деятельности (ОКВЭД:56.1) – «Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания» (за исключением привлечения иностранных граждан по профессиям: кухонный рабочий, мойщик посуды).

Судом установлено, что 02.07.2022 года в 12 часов 50 минут выявлен факт привлечения ИП Халифаевым И.Р. к трудовой деятельности по профессии повар гражданина Республики Таджикистан ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осуществляющего приготовление блюда «шаурма» в ларьке «Шаурма», расположенном по адресу, г. Тверь, ул. Луначарского, д. 16, не соблюдая ограничение, установленное постановлением Губернатора Тверской области от 07.12.2021 № 81-пг «Об утверждении перечня отдельных видов экономической деятельности, по которым устанавливается запрет на привлечение хозяйствующими субъектами иностранных граждан», для иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность по виду экономической деятельности - «Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания» (за исключением привлечения иностранных граждан по профессиям: кухонный рабочий, мойщик посуды).

Таким образом, установлено, что гражданин Таджикистана ФИО1. осуществлял обязанности повара, а именно готовил блюдо «шаурма» с дальнейшей продажей.

Факт наличия в действиях ИП Халифаевым И.Р. состава указанного административного правонарушения, помимо признания индивидуальным предпринимателем своей вины, подтверждается совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно:

- определением о передаче дела об административном правонарушении от 11.07.2022;

- определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 02.07.2022;

- протоколом об административном правонарушении от 07.07.2022, в котором изложены фактические обстоятельства правонарушения, указанные выше.

- протоколом об административном правонарушении от 02.07.2022 в отношении ФИО1 по ч. 2 ст. 18.17 КоАП РФ;

- объяснениями ФИО1 от 02.07.2022 года, согласно которым 02.07.2022 года его попросил родной брат гражданин РФ Халифаев И.Р. подменить его в шаурме по адресу: г. Тверь, ул. Луначарского, д. 16. Там он крутил и готовил шаурму. Работал около 30 минут, пока его брат ездил за продуктами. Он знал, что не может работать без патента. Патент он не имеет. Подал документы для получения вида на жительство. Получил данные документы только 29.07.2022 года. Готовил шаурму, т.к. хотел помочь брату. Вину признает;

- справкой в отношении ФИО1.;

- национальным паспортом на имя ФИО1;

- уведомлением о прибытии в отношении ФИО1

- сведениями АС ЦБДУИГ в отношении ФИО1

- постановлением от 02.07.2022 по факту привлечения к ответственности ФИО1 по ч. 2 ст. 18.17 КоАП РФ;

- сведениями об уплате штрафа ФИО1

- свидетельствами о рождении детей Халифаева И.Р.;

- фотоматериалом правонарушения;

- рапортом;

- договором аренды нежилого помещения от 01.08.2021, согласно которого ФИО2 - Арендодатель и индивидуальный предприниматель Халифаев И.Р. – Арендатор, заключили договор аренды во временное владение и пользование нежилым помещением площадью – 53 кв.м, расположенном по адресу: г. Тверь, ул. Луначарского, д. 16;

- выпиской ЕГРНИП в отношении ИП Халифаева И.Р.;

-объяснениями Халифаева И.Р. от 05.07.2022, согласно которым 02.07.2022 года в 12 часов 00 минут он попросил своего брата гр. Таджикистана ФИО1. подменить его в шаурме по адресу: г. Тверь, ул. Луначарского, д. 16, т.к. ему нужно было отъехать за продуктами. Его не было примерно 30 минут. Его брат выполнил за него работу, а именно готовил шаурму. Его брат в настоящее время оформляет документы для получения вида на жительство в РФ;

- паспортом на имя Халифаева И.Р.;

Оценив совокупность, указанных доказательств в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, прихожу к выводу, что протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, составлены должностными лицами в пределах полномочий, не доверять приведенным доказательствам или ставить их под сомнение оснований не имеется.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ состоит в нарушении ограничения, установленного постановлением Губернатора Тверской области №81-пг от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня отдельных видов экономической деятельности, по которым устанавливается запрет на привлечение хозяйствующими субъектами иностранных граждан, осуществляющими деятельность на территории Тверской области, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, на 2022 год».

Поскольку вышеуказанным постановлением Губернатора Тверской области № 81-пг от 07.12.2021 года во исполнение п. 6 ст. 18.1 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ на 2022 год установлен запрет на привлечение иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Тверской области, в том числе в сфере - «Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания» (за исключением привлечения иностранных граждан по профессиям: кухонный рабочий, мойщик посуды) (ОКВЭД:56.1), тоИП Халифаев И.Р., осуществляя свою деятельность в сфере общественного питания, не мог привлекать иностранного работника к указанной деятельности.

В силу статьи 67 ТК РФ трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. Как установлено, гр. Таджикистана ФИО1 02.07.2022 исполнял обязанности повара по приготовлению блюда «шаурма» по указанному выше адресу, с разрешения ИП Халифаева И.Р.

Таким образом, совершенное ИП Халифаевым И.Р.деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия ИП Халифаева И.Р. суд квалифицирует по ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ.

При назначении наказания ИП Халифаеву И.Р., суд учитывает обстоятельства совершения данного правонарушения, финансовое положение, а также тот факт, что объектом посягательства в данном случае являются общественные отношения в сфере миграционного контроля, объектом охраны являются интересы государства в стабильности внутреннего рынка труда и реализации единой государственной политики привлечения и использования иностранной рабочей силы.

Исходя из характера правонарушения, фактических обстоятельств дела, оснований для признания деяния, совершенного ИП Халифаевым И.Р. и освобождения его от административной ответственности на основаниист.2.9 КоАП РФ, судья не усматривает. Также с учетом установленных обстоятельств правонарушения, оснований для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ и замены наказания в виде штрафа на предупреждение, суд не усматривает.

Обстоятельств, исключающих производство по делу, не имеется.

Согласноч. 3ст.4.1 КоАПРФ при назначении административного наказания учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение индивидуального предпринимателя, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, суд учитывает признание ИП Халифаевым И.Р. вины, раскаяние в содеянном, наличие на иждивении троих малолетних и одного несовершеннолетнего ребенка.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.

Административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 18.17 КоАП РФ, относится к административным правонарушениям в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации (глава 18 КоАП РФ), что указывает на высокую степень общественной опасности правонарушения, затрагивающего интересы государства в данной сфере.

Объектом посягательства в данном случае являются общественные отношения, возникающие в связи с привлечением к труду на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. Объектом охраны являются интересы государства в стабильности внутреннего рынка труда и реализации единой государственной политики привлечения и использования иностранной рабочей силы. Угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении ИП Халифаевым И.Р. к исполнению своих публично-правовых обязанностей, возложенных на него законодательством, регламентирующим порядок привлечения иностранных граждан к осуществлению трудовой деятельности, с учетом того, что одной из целей контроля в сфере трудовой деятельности иностранных граждан является миграционный учет и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации и защита иных национальных интересов Российской Федерации.

Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 23.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (с изменениями) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» наказание в виде административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица может быть назначено судьей районного суда лишь в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, что должно быть мотивировано в постановлении по делу об административном правонарушении (абзац второй части 1 статьи 3.12, пункт 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ).

В силу части 2 статьи 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток. Срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

При назначении наказания ИП Халифаеву И.Р., суд учитывает обстоятельства совершения данного правонарушения, материальное и финансовое положение индивидуального предпринимателя, характер его деятельности – «Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания», а также тот факт, что объектом посягательства в данном случае являются общественные отношения в сфере миграционного контроля, объектом охраны являются интересы государства в стабильности внутреннего рынка труда и реализации единой государственной политики привлечения и использования иностранной рабочей силы, свою деятельность предприниматель осуществляет в сфере общественного питания и продажи готовых продуктов «шаурма», в связи с чем полагаю необходимым применить наказание в виде административного приостановления деятельности ИП Халифаева И.Р., как отвечающее восстановлении справедливости, соразмерности содеянному.

Полагаю, что назначение ИП Халифаеву И.Р. менее строгого вида наказания, чем приостановление деятельности, не приведет к достижению целей административного наказания.

При этом, никаких препятствий для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности при одновременном признании судом смягчающих административную ответственность обстоятельств, не имеется, так как при назначении административного наказания учитываются не только смягчающие административную ответственность обстоятельства, но и другие юридические значимые факторы, в том числе, характер деяния и конкретные нарушения, допущенные ИП Халифаевым И.Р.

Решая вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения исполнения административного наказания, с учетом обстоятельств дела, прихожу к выводу, что они должны состоять в запрете ИП Халифаева И.Р. осуществлять трудовую деятельность по основному виду работ - «деятельность ресторанов и услуг по доставке продуктов питания», поскольку именно в результате осуществления данного вида работ в ларьке «Шаурма», расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Луначарского, д. 16, были выявлены нарушения по привлечению иностранного гражданина к трудовой деятельности.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 18.17, ст. 29.7-29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

п о с т а н о в и л :

признать индивидуального предпринимателя Халифаева И.Р. (ИНН , ОГРНИП ) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного приостановления деятельности по основному виду деятельности – «деятельность ресторанов и услуг по доставке продуктов питания», на срок 14 (четырнадцать) суток.

Срок административного приостановления деятельности исчислять с момента фактического приостановления деятельности индивидуального предпринимателя Халифаева И.Р. по указанному виду деятельности (код по ОКВЭД 56.1) в помещении «Шаурма» – ИП Халифаев И.Р., расположенном на первом этаже по адресу: г. Тверь, ул. Луначарского, д. 16.

Постановление может быть обжаловано в Тверской областной суд через Московский районный суд г. Твери в течение 10 суток со дня получения либо вручения копии постановления, но подлежит немедленному исполнению.

Судья Н.В. Акбарова

1версия для печатиДело № 5-1164/2022 (Постановление)