Дело № 5-1167/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Краснодар 16 апреля 2019 г.
Судья Октябрьского районного суда города Краснодара Кутченко А.В., при секретаре Амбарцумян Р.К., рассмотрев в открытом судебном заседании административный материал в отношении администрации МО Отрадненский район об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
В производство Октябрьского районного суда г. Краснодара поступил материал в отношении администрации МО Отрадненский район об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ для принятия решения.
Административное правонарушение совершено при следующих обстоятельствах: 18.02.2019 года Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея осуществлено рассмотрение коллективного обращения жителей ст. Спокойная Отрадненского района в лице Суханова А.А. (вх.1804 от 18.02.2019) с выездом на место, указанное в обращении, в части экологических нарушений в области обращения с отходами на территории ст. Спокойная и близ ее границ. В ходе проведения обследования, в присутствии Суханова А.А., выявлены места захламления отходами близ границ ст. Спокойная Отрадненского района, а так же в границах сельского поселения (акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 18.02.2019 года №48-1), а именно:
- место захламления отходами, расположенное ориентировочно в 1500 м к северу от восточной окраины ст. Спокойная (Отрадненский район, место с координатами 44.289683, 41.430194) - земельный участок не разграничен (в соответствии со сведениями, размещенными на официальном сайте Росреестра в сети Интернет), захламлен бытовыми и строительными отходами, расположенными небольшими разрозненными скоплениями непосредственно на почве, площадь захламления составляет ориентировочно 40 м х 40 м;
- место захламления отходами, расположенное ориентировочно в 650 м к югу от западной окраины ст. Спокойная (Отрадненский район, место с координатами 44.230724, 41.366494) - земельный участок не разграничен (в соответствии со сведениями, размещенными на официальном сайте Росреестра в сети Интернет), захламлен бытовыми и строительными отходами, расположенными непосредственно на почве на склоне рельефа местности полосой ориентировочно 10 м х 50 м. Место размещения отходов находится ориентировочно в 350 м к югу от русла реки Большой Тегинь;
- место захламления отходами, расположенное на южной окраине ст. Спокойная, начало ул. Базарная (место с координатами 44.241713, 41.399657) -земельный участок не разграничен (в соответствии со сведениями, размещенными на официальном сайте Росреестра в сети Интернет), захламлен бытовыми отходами, расположенными непосредственно на почве небольшими разрозненными скоплениями на склоне рельефа местности, площадь захламления составляет ориентировочно 10 м х 20 м.
- место в районе дома №20Б по ул. Культурная станицы Спокойная (место с координатами 44.247018, 41.407134), где бытовые сточные воды от многоквартирных домов регулярно выходят на поверхность из канализационных колодцев, вследствие их переполнения, и проистекают по уклону рельефа местности на земельный участок.
В соответствии со ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими. Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района. Орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также является органом, уполномоченным на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
По смыслу указанной выше статьи Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ, за органом местного самоуправления муниципального района закреплено право распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельными участками, расположенными на межселенных территориях муниципального района.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления на водосборные площади и на почву.
Согласно части 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», временное накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 №136-Ф3, использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности, обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В силу ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ, охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Согласно ч. 3 ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ, органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Указанные нарушения содержат признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ - уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Учитывая, что для получения дополнительных сведений и материалов, осуществления действий, необходимых для правильного разрешения дела, требуются значительные временные затраты, руководствуясь статьей 66 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьями 28.1, 28.7 КоАП РФ, определением № 07-48-82ФР-1 от 22.02.2019 года в отношении юридического лица Администрация МО Отрадненский район возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ (уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления), назначено проведение административного расследования.
Определением № 07-48-82ФР-2 от 22.02.2019 года о назначении экспертизы ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по Краснодарскому краю» поручено 05.03.2019 года произвести отбор проб отходов и почвы в границах указанных выше мест размещения отходов, расположенных на территории Отрадненского района и в границах Спокойненского сельского поселения; провести экспертизу проб почвы на предмет содержания нефтепродуктов, тяжелых металлов, азота аммонийного, фосфора валового, органического вещества, рН, токсичности. По результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний предоставить экспертное заключение.
Определения от 22.02.2019 года № 07-48-82ФР-1 и № 07-48-82ФР-2 направлены 26.02.2019 года в виде сканобразов в официальный адрес электронной почты Администрации МО Отрадненский район (e-mail: otradnaya@mo.krasnodar.ru), указанный на официальном сайте Администрации МО Отрадненский район в сети Интернет - Информационный портал МО Отрадненский район в разделе Контактная информация (http://www.otradnaya.ru/), получены и зарегистрированы юридическим лицом 26.02.2019 года.
05.03.2019 года ведущим инженером Армавирского отдела Азово-Черноморского испытательного центра филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» -«ЦЛАТИ по Краснодарскому краю», в присутствии заявителя Суханова А.А. и государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, осуществлен отбор проб отходов и почвы в границах указанных выше мест размещения отходов, расположенных на территории Отрадненского района и в границах Спокойненского сельского поселения.
20.03.2019 года филиалом ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по Краснодарскому краю» представлены в Управление результаты проведенных исследований (протоколы отбора (измерений) проб почвы от 05.03.2019 №№ 7п, 8п. 9п, 10п), из которых установлено следующее:
- место захламления отходами (Отрадненский район, место с координатами 44.289683, 41.430194): отобраны пробы почвы №№ 39п, 40п, 41п(фон), 42п(фон); 5 площадок 3м х 3м, суммарная площадь загрязненного участка почвы 45 кв.м;
- место захламления отходами (Отрадненский район, место с координатами -14.230724, 41.366494): отобраны пробы почвы №№ 27п, 28п, 29п(фон), 30п(фон); площадь загрязненного участка почвы 1050 кв.м;
- место захламления отходами ст. Спокойная, начало ул. Базарная (место с координатами 44.241713, 41.399657): отобраны пробы почвы №№ 31п, 32п, 33п(фон), 34п(фон); площадь загрязненного участка почвы 40 кв.м;
- место в районе дома №20Б по ул. Культурная станицы Спокойная (место с координатами 44.247018, 41.407134): отобраны пробы почвы №№ 35п, 36п, 37п(фон), 38п(фон); площадь загрязненного участка почвы 25 кв.м.
В соответствии с Экспертным заключением от 19.03.2019 года №59 филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по Краснодарскому краю» установлено следующее:
В результате исследования проб почвы №29(фон). №30(фон): №33(фон). №34(фон); №37(фон), №38(фон): №41 (фон). №42(фон). установлено:
Значение ПДК и ОДК по показателю- нефтепродукты не установлены.
В результате исследования проб почвы №27 по сравнению с Фоновыми показателями проб почвы № 29 (Фон), №31 по сравнению с Фоновыми показателями проб почвы № 33 (Фон), №35 по сравнению с фоновыми показателями проб почвы № 37 (Фон), №39 по сравнению с Фоновыми показателями проб почвы № 41 (Фон), на глубине отбора 0-0,05м установлено превышение по показателю:
-концентрация нефтепродуктов:
в пробе № 27 - превышает Фоновый показатель в 4.3 раза; в пробе № 31 -превышает фоновый показатель в 3.4 раза; в пробе № 35 - превышает фоновый показатель в 6.2 раза: в пробе № 39 - превышает фоновый показатель в 2.9 раза;
№36 по сравнению с Фоновыми №40 по сравнению с Фоновыми на глубине отбора 0.05 - 0.20м
В результате исследования проб почвы №28 по сравнению с фоновыми показателями проб почвы № 30 (Фон), №32 по сравнению с Фоновыми показателями проб почвы № 34 (Фон), показателями проб почвы № 38 (Фон), показателями проб почвы № 42 (Фон), установлено превышение по показателю:
-концентрация нефтепродуктов:
в пробе № 28 - превышает фоновый показатель в 3.4 раза; в пробе № 32 -превышает фоновый показатель в 2.3 раза; в пробе № 36 - превышает Фоновый показатель в 3.4 раза; в пробе № 40 - превышает фоновый показатель в 1.9 раза.
В результате исследования проб почвы №29/103(Фон), №30/104(Фон), ЛЬЗЗ/107(фон), №34/108(фон), №37/11 (Фон), №38/112(фон), №41/115(фон),, Y°42/116(Фон), установлено:
Значение ПДК и ОДК по показателям - фосфор (валовое содержание), органическое вещество, азот аммонийный не установлены.
В результате исследования проб почвы №27/101 по сравнению с фоновыми показателями проб почвы № 29/103 (Фон), №31/105 по сравнению с фоновыми показателями проб почвы №33/107 (Фон), №35/109 по сравнению с фоновыми показателями проб почвы № 37/111 (Фон), №39/113 по сравнению с Фоновыми показателями проб почвы № 41/115 (Фон), на глубине отбора 0-0.05м установлено превышение по показателю:
-концентрация фосфора "(валовое содержание): в пробе № 27/101 -превышает Фоновый показатель в 1.5 раза: в пробе № 31/105 - превышает фоновый показатель в 3.6 раза: в пробе № 35/109 - превышает фоновый показатель в 6.0 раза: в пробе № 39/113 - превышает фоновый показатель в 2.3 раза;
-концентрация органического вещества: в пробе № 31/105 - превышает Фоновый показатель в 1.6 раза: в пробе № 35/109 - превышает Фоновый показатель в 1.4 раза;
-концентрация азота аммонийного: в пробе № 27/951 - превышает фоновый показатель в 2.3 раза: в пробе № 31/955 - превышает фоновый показатель в 1.8 раза: в пробе № 35/959 - превышает фоновый показатель в 2.4 раза; в пробе № 39/963 - превышает Фоновый показатель в 2.0 раза.
В результате исследования проб почвы №28/102 по сравнению с фоновыми показателями проб почвы № 30/104 (Фон), №32/106 по сравнению с Фоновыми показателями проб почвы №34/108 (Фон), №36/110 по сравнению с фоновыми показателями проб почвы № 38/112 (Фон), №40/114 по сравнению с фоновыми показателями проб почвы № 42/116 (Фон), на глубине отбора 0.05 - 0.20м установлено превышение по показателю:
-концентрация фосфора (валовое содержание): в пробе № 32/106 -превышает Фоновый показатель в 2.3 раза; в пробе № 36/110 - превышает фоновый показатель в 2.47раза; в пробе № 40/114 - превышает фоновый показатель в 1.6 раза;
-концентрация органического вещества: в пробе № 32/106 - превышает фоновый показатель в 1.4 раза; в пробе № 36/110 - превышает фоновый показатель в 1.2 раза;
-концентрация азота аммонийного: в пробе № 28/952 - превышает фоновый показатель в 1.4 раза; в пробе № 32/956 - превышает фоновый показатель в 1.4 раза; в пробе № 36/960 - превышает фоновый показатель в 1,5 раза; в пробе № 40/964 - превышает фоновый показатель в 1,3 раза;
По показателю рН, превышений не установлено.
В результате исследования проб почвы №27п/951; №28п/952; № 31 и/955; № 35п/959; № 36/960; №39п/963; №41п/965 установлено:
Превышение ПДК, установленной гигиеническим нормативом ГН 2.1.7.2041-06, по следующему показателю:
-концентрация свинца: в пробе № 27п/ 951 - превышение ПДК в 1.8 раза; в пробе № 28п/ 952 - превышение ПДК в 1,1 раза; в пробе № 31 п/955 - превышение ПДК в 1,5 раза; в пробе № 35п/ 959 - превышение ПДК в 1,7 раза; в пробе № Збп/ 960 - превышение ПДК в 1,2 раза; в пробе № 39п/ 963 - превышение ПДК в 1,8 раза; в пробе № 41п/ 965 - превышение ПДК в 1,3 раза.
По остальным показателям превышения ПДК не установлено.
В результате исследования проб почвы №27п/951, 28п/952, 29п/953(фон), 30/954(фон), 31п/955, 32п/956, 33п/957(фон), 34п/958(фон), 35п/959, Збп/960, 37п/961(фон), 38п/962(фон), 39п/963, 40п/964, 41п/965(фон), 42п/966(фон) установлено:
Превышения ОДК, установленной гигиеническим нормативом ГН 2.1.7.2511-09, по показателям: медь, кадмий, свинец, мышьяк, цинк не обнаружено.
В результате исследования проб почвы №27п/951 по сравнению с фоновыми показателями проб почвы №29п/953(фон); №31 п/955 по сравнению с фоновыми показателями проб почвы №33п/957(фон); №35п/959 по сравнению с фоновыми показателями проб почвы № 37п/961(фон); №39п/963 по сравнению с фоновыми показателями проб почвы №41п/965(фон) на глубине отбора 0-0,05м установлено превышение по показателю:
-концентрация марганца: в пробе №27п/951 - превышает Фоновый показатель в 1,7 раза; в пробе № 31 п/955 - превышает фоновый показатель в 1,7 раза; в пробе № 35п/959 - превышает фоновый показатель в 1,6 раза; в пробе №39п/963- превышает фоновый показатель в 1,6 раза.
-концентрация меди: в пробе № 27п/951- превышает фоновый показатель в 8,8 раза; в пробе №31 п/955- превышает фоновый показатель в 9,2 раза; в пробе №35п/959 - превышает Фоновый показатель в 7,7 раза; в пробе №39п/963-превышает Фоновый показатель в 10,3 раза.
-концентрация кадмия: в пробе №27п/951- превышает Фоновый показатель в 7,9 раза; в пробе №35п/959- превышает фоновый показатель в 3,8 раза; в пробе №39п/963- превышает фоновый показатель в 5,0 раза.
-концентрация свинца: в пробе № 27п/951- превышает фоновый показатель в 3,2 раза; в пробе № 31 п/955- превышает Фоновый показатель в 3,2 раза; в пробе № 35п/959- превышает Фоновый показатель в 2,3 раза; в пробе № 39п/963-превышает фоновый показатель в 1,4 раза.
-концентрация цинка: в пробе № 27п/951- превышает фоновый показатель в 3.5 раза; в пробе № 31 п/955- превышает фоновый показатель в 3,0 раза; в пробе № 35п/959- превышает Фоновый показатель в 2,6 раза; в пробе № 39п/963-превышает фоновый показатель в 3,8 раза.
- концентрация ртути и мышьяка не превышает Фоновый показатель.
В результате исследования проб почвы №28п/952 по сравнению с фоновыми показателями проб почвы №30п/954(фон); №32п/956 по сравнению с фоновыми показателями проб почвы №34п/958(фон); №36п/960 по сравнению с фоновыми показателями проб почвы № 38п/962(фон); №40п/964 по сравнению с фоновыми показателями проб почвы № 42п/966(фон) на глубине отбора 0,05-0,20м установлено превышение по показателю:
-концентрация марганца: в пробе № 28п/952- превышает фоновый показатель в 2,0 раза; в пробе № 32п/956- превышает фоновый показатель в 2,0 раза; в пробе № Збп/960- превышает Фоновый показатель в 2,1 раза; в пробе № 40п/964- превышает Фоновый показатель в 2,0 раза.
-концентрация меди: в пробе № 28п/952- превышает фоновый показатель в 3.8 раза; в пробе № 32п/956- превышает фоновый показатель в 1,9 раза; в пробе № 36п/960- превышает фоновый показатель в 1,5 раза; в пробе № 40п/964-превышает фоновый показатель в 1,5 раза.
-концентрация свинца: в пробе № 28п/952- превышает фоновый показатель в 4,5 раза; в пробе № 32п/956- превышает фоновый показатель в 5,1 раза; в пробе № 36п/960- превышает фоновый показатель в 5,6 раза; в пробе № 40п/964-превышает фоновый показатель в 7,3 раза.
-концентрация цинка: в пробе № 28п/952- превышает фоновый показатель в 2,5 раза; в пробе № 32п/956- превышает фоновый показатель в 1,4 раза; в пробе № 36п/960- превышает фоновый показатель в 1,4 раза; в пробе № 40п/964-превышает фоновый показатель в 1,1 раза.
- концентрация кадмия, ртути и мышьяка не превышает фоновый показатель. Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований законодательства, в виду ненадлежащего осуществления органом местного самоуправления муниципального района функции по муниципальному земельному контролю, Администрацией МО Отрадненский район, как лицом, наделенным правом распоряжения земельными участками, допущено загрязнение (порча) земель земельных участков, расположенных на территории Отрадненского района и в границах Спокойненского сельского поселения:
Отрадненский район, место с координатами 44.289683, 41.430194;
Отрадненский район, место с координатами 44.230724, 41.366494;
ст. Спокойная, место с координатами 44.241713, 41.399657;
ст. Спокойная, место с координатами 44.247018, 41.407134.
В судебном заседании представитель администрации МО Отрадненский район в судебном заседании просил производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях администрации МО Отрадненский район
В судебное заседание должностное лицо административного органа не явился, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении разбирательства дела не заявил, в связи с чем, учитывая его надлежащее извещение о времени и месте судебного заседания, суд считает возможным рассмотреть административный материал в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы административного дела, и, дав им надлежащую правовую оценку, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.1. КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1. КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Частью 2 статьи 8.6. КоАП РФ предусмотрена ответственность за уничтожение плодотворного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимиками или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды вещевыми и отходами производства и потребления. Согласно определению № 07-48-82ФР-1 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования основанием для возбуждения дела об административном правонарушении поступила нарушение ст.ст. 13 и 42 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), выразившиеся в метах захламления отходами близ границ ст. Спокойная, Отрадненского района.
Вместе с тем, несоблюдение положений вышеуказанных статей ЗК РФ само по себе не свидетельствует о наличии объективной стороны правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 2 ст. 8.6. КоАП РФ.
Объективная сторона вменяемого правонарушения заключается в совершении таких действий, как насыпка поверх плодотворного слоя почвы другого грунта, залив его бетоном, асфальтом, приведение негодность при заготовке древесины и т.п. Уничтожение плодотворного слоя почвы возможно и вследствие механического воздействия при строительстве, прокладке дорог, в результате невыполнения мероприятий по рекультивации земель, проезда тяжелого транспорта.
Под порчей земель понимается действия (бездействия), направленные на частичное или полное разрушение плодотворного слоя земли в результате умышленных или неосторожных действий, либо частичной утраты плодотворного слоя или ухудшения его физических, химических или биологических свойств, а также снижения природнохозяйственной ценности земель.
В качестве обязательного признака объективной стороны правонарушения, предусмотренной ч.2 указной статьи, выступает способ порчи земель в результате привнесения в нее нехарактерных физических, химических биологических веществ, соединений, организмов. В качестве таких способов законодатель выделяет: нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимкатами, иными опасными веществами или отходами производства потребления.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что в результате действий (бездействий) администрации муниципального образования Отрадненский район наступило частичное или полное разрешение плодотворного слоя земли.
Привлечение к ответственности, предусмотренной данной статьёй КоАП РФ, возможно в случае подтверждения уничтожения плодотворного слоя почвы или порч земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимиками или опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления. Из текста определения видно, что оно лишь констатирует факт захламления земельных участков, путем организации несанкционированных свалок твёрдых бытовых отходов, а также выхода на поверхность сточных вод.
При решении вопроса о привлечении Администрация муниципального образования Отрадненский район к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, суд приходит к выводу, что надзорным органом не представлено доказательств факта уничтожения плодотворного слоя почвы или порчи земель в результате нарушений правил обращения с пестицидами и агрохимиками или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществам и отходами производства и потребления, то есть не подтверждены события состав правонарушения. Кроме того, отсутствует данные, указывающие на установление в ходе производства по делу субъективной стороны правонарушения, наличие вины.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного, объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований. В материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств того, что администрация осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов.
Администрация МО Отрадненский район не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изложенное исключает наличие в действиях администрации МО Отрадненский район состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ст. 3.3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ под муниципальной собственностью понимается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.
Не разграниченная государственная собственность на землю — это земли, о которых не внесены записи о регистрации права собственности. Землям для разграничения и отнесения их к муниципальным и федеральным землям субъекта РФ необходима регистрация о праве собственности на эти участки.
Органам местного самоуправления дается право распоряжения не разграниченной государственной собственностью на землю до ее полного разграничения.
Согласно статьи 34 Устава муниципального образования Отрадненский район, администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования Отрадненский район, наделенный настоящим уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Краснодарского края.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях администрации муниципального образования Отрадненский район состава правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.6. КоАП РФ.
В силу ч.1 ст. 24.5. КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения или отсутствие состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. ст. 24.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении администрации МО Отрадненский район по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ – прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Краснодара в течение 10 дней.
Судья