Дело № 5-31/2022
УИД 78RS0015-01-2021-008327-98
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Санкт-Петербург
Судья Невского районного суда Санкт-Петербурга Петий С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Невского районного суда Сагнкт-Петербурга, расположенного по адресу: <...>, зал. 430, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении:
Администрации Невского района С.-Петербурга, расположенной по адресу: 193131, С.-Петербург, обороны, , ИНН <***>, КПП 781101001, ОГРН <***>,
УСТАНОВИЛ:
29 июля 2021 года в 15 ч. 00 мин. ведущим специалистом отдела правового обеспечения административного производства Юридического управления КГИОП ФИО1 в отношении администрации Невского района Санкт-Петербурга был составлен протокол об административном правонарушении №, согласно которому в ходе мероприятий по контролю сотрудниками КГИОП 14 апреля 2021 года был проведен осмотр объекта культурного наследия регионального значения «Постоялый двор с прилегающей территорией» - здания, расположенного по адресу: С.-Петербург, Рыбацкий проспект, , литер А, в отношении которого 06 декабря 2017 года распоряжением КГИОП № утверждено охранное обязательство. По результатам осмотра было установлено неудовлетворительное состояние объекта культурного наследия регионального значения «Постоялый двор с прилегающей территорией», ухудшение состояния указанного здания по сравнению с состоянием, зафиксированным актом технического состояния Объекта от 27.11.2017 года, т.е. наличие состава административного правонарушения в действиях (бездействии) администрации Невского района Санкт-Петербурга, владеющей на праве собственности 1325/1800 долей в праве собственности на объект культурного наследия регионального значения «Постоялый двор с прилегающей территорией», предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, выразившееся в нарушении требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия в части нарушения требований ст.ст. 33, 45, 47.2, 47.3 Закона № 73-ФЗ и непринятия исчерпывающих мер, направленных на сохранение объекта культурного наследия регионального значения «Постоялый двор с прилегающей территорией».
Защитник А. Н.Р.С.-Петербурга ФИО2 в судебное заседание явился, против привлечения администрации Невского района к административной ответственности возражал, полагая, что в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения; представил в материалы дела письменные пояснения.
Ведущий специалистом отдела правового обеспечения административного производства юридического управления КГИОП ФИО1, допрошенная в качестве свидетеля по настоящему административному делу, пояснила, что 07 сентября 1993 года Решением Малого Совета Санкт-Петербургского горсовета № здание, расположенное по адресу: С.-Петербург, Рыбацкий проспект, , литер А было признано объектом культурного наследия регионального значения «Постоялый двор с прилегающей территорией».
1325/1800 долей в праве собственности на указанный объект принадлежит администрации Невского района Санкт-Петербурга.
27 ноября 2017 года КГИОП было проведено обследование технического состояния Объекта культурного наследия регионального значения «Постоялый двор с прилегающей территорией», в ходе которого актом технического состояния было зафиксировано ненадлежащее содержание объекта культурного наследия регионального значения «Постоялый двор с прилегающей территорией».
06 декабря 2017 года распоряжением КГИОП № утверждено охранное обязательство в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Постоялый двор с прилегающей территорией».
14 апреля 2021 года был КГИОП проведен повторный осмотр объекта культурного наследия регионального значения «Постоялый двор с прилегающей территорией» - здания, расположенного по адресу: С.-Петербург, Рыбацкий проспект, , литер А. По результатам осмотра было установлено неудовлетворительное состояние объекта культурного наследия регионального значения «Постоялый двор с прилегающей территорией», ухудшение состояния указанного здания по сравнению с состоянием, зафиксированным актом технического состояния Объекта от 27.11.2017 года.
По мнению должностного лица КГИОП, объект культурного наследия регионального значения «Постоялый двор с прилегающей территорией» является многоквартирным домом, а, следовательно, в силу п. 3.13.18 Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утв. Постановлением Правительства С.-Петербурга от 19.12.2017 N 1098 (ред. от 10.03.2022) "Об администрациях районов Санкт-Петербурга" администрация Невского района Санкт-Петербурга в соответствии с действующим законодательством уполномочена осуществлять полномочия Санкт-Петербурга как собственника помещений в многоквартирном доме, за исключением полномочий, отнесенных к компетенции иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
О необходимости выполнения требований охранного обязательства администрация Невского района Санкт-Петербурга, как собственник долей в праве собственности на объект культурного наследия регионального значения «Постоялый двор с прилегающей территорией», была извещена, однако действий по выполнению охранного обязательства не выполнила.
Также ФИО1 пояснила, что схожие требования были заявлены КГИОП к администрации Невского района Санкт-Петербурга в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
06 апреля 2022 года решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу А56-65618/2021 были частично удовлетворены требования КГИОП. На момент рассмотрения настоящего дела Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области не опубликовано, в законную силу не вступило.
Таким образом, по мнению свидетеля, в действиях администрации Невского района Санкт-Петербурга содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Выслушав защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО2, показания должностного лица КГИОП ФИО1, исследовав письменные материалы дела, судья считает дело об административном правонарушении в отношении администрации Невского района Санкт-Петербурга подлежащим прекращению в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ по следующим основаниям.
Согласно протоколу об административном правонарушении № от 29 июля 2021 года, составленному ведущим специалистом отдела правового обеспечения административного производства Юридического управления КГИОП ФИО1, установлены следующие обстоятельства:
07 сентября 1993 года Решением Малого Совета Санкт-Петербургского горсовета № 327 здание, расположенное по адресу: С.-Петербург, Рыбацкий проспект, , литер А, было признано объектом культурного наследия регионального значения «Постоялый двор с прилегающей территорией».
27 ноября 2017 года КГИОП было проведено обследование технического состояния Объекта культурного наследия регионального значения «Постоялый двор с прилегающей территорией», в ходе которого актом технического состояния было зафиксировано ненадлежащее содержание объекта культурного наследия регионального значения «Постоялый двор с прилегающей территорией».
06 декабря 2017 года распоряжением КГИОП № утверждено охранное обязательство в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Постоялый двор с прилегающей территорией».
14 апреля 2021 года КГИОП был проведен повторный осмотр объекта культурного наследия регионального значения «Постоялый двор с прилегающей территорией» - здания, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Рыбацкий проспект, , литер А. По результатам осмотра было установлено неудовлетворительное состояние объекта культурного наследия регионального значения «Постоялый двор с прилегающей территорией», ухудшение состояния указанного здания по сравнению с состоянием, зафиксированным актом технического состояния Объекта от 27.11.2017 года.
Согласно РешениюФИО3-Петербургского горсовета от 07 сентября 1993 года № здание, расположенное по адресу: С.-Петербург, Рыбацкий проспект, , литер А, было признано объектом культурного наследия регионального значения «Постоялый двор с прилегающей территорией». (л.д. 47)
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости здание по адресу: Санкт-Петербург,, литер А, включено в ЕГРН с наименованием: Жилой дом (по состоянию на 14.05.1985), назначение: Жилое. Правообладателем 1325/1800 долей в праве собственности на указанный дом является Санкт-Петербург. (л.д. 33-37)
Согласно Распоряжению КГИОП от 06 декабря 2017 года № утверждено охранное обязательство в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Постоялый двор с прилегающей территорией», расположенного по адресу: С.-Петербург, Рыбацкий проспект, , литер А. В силу указанного распоряжения собственникам объекта культурного наследия регионального значения «Постоялый двор с прилегающей территорией» надлежит в установленные КГИОП сроки принять меры, направленные на сохранение и реставрацию здания. (л.д. 38-46)
Согласно копии Кадастрового паспорта здания от 06.08.2009 года, расположенного по адресу: С.-Петербург, Рыбацкий проспект, , литер А, назначение: Жилой дом*(по состоянию на 14.05.1985 г.), примечание: Состав объекта Ар. Жилой дом утратил назначение (фактическое состояние конструктивных элементов: частично разрушены фундамент, стены, полностью отсутствуют перекрытия). Степень повреждения объекта – 89%.
Согласно Сведениям о характеристике объекта недвижимости земельный участок, на котором расположен объект культурного наследия регионального значения «Постоялый двор с прилегающей территорией» по адресу: С.-Петербург, Рыбацкий проспект, , литер А, отнесен к категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: Для индивидуального жилищного хозяйства. При вынесении настоящего постановления судом также принимается во внимание, что согласно положениям Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 14.03.2022) "О государственной регистрации недвижимости" в случае, если объектом недвижимости является многоквартирный дом, то объектом регистрации права собственности в нем являются комнаты, квартиры, помещения в нем или доли в указанных объектах, которые в установленном порядке должны быть поставлены на кадастровый учет.
Согласно выпискам из ЕГРН, имеющимся в настоящем деле, за сособственниками зарегистрировано право собственности на доли в Жилом доме. Таким образом, у суда отсутствуют правовые основания для отнесения объекта культурного наследия регионального значения «Постоялый двор с прилегающей территорией», расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Рыбацкий проспект, , литер А, к многоквартирным домам.
Таким образом, объект культурного наследия регионального значения «Постоялый двор с прилегающей территорией», расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Рыбацкий проспект, дом 5, литер А, учтен в установленном законом порядке уполномоченным государственным органом, как «Жилой дом», расположенный на земельном участке, предназначенном для размещения индивидуального жилищного строительства.
Согласно п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации".
В соответствии со ст. ст. 33, 45, 47.2, 47.3, 48 Федерального Закона РФ от 25.06.2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", собственник (пользователь) несет ответственность за надлежащие содержание и сохранность объекта культурного наследия.
На основании п. 1 ст. 33 Федерального закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно п. 1 ст. 45 Закона N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В силу пп. 3 п. 3 ст. 47.2 Федерального закона N 73-ФЗ собственники (пользователи) объекта культурного наследия обязаны организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 45 Федерального закона N 73-ФЗ.
Раздел 3 Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утв. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 N 1098 (ред. от 10.03.2022) "Об администрациях районов Санкт-Петербурга" содержит исчерпывающий Полномочий и функций (государственных услуг и государственных функций), которые обязана реализовывать администрация района Санкт-Петербурга от имени Санкт-Петербурга.
Указанный перечень не содержит обязанности по охране и реставрации памятников архитектуры, содержанию и обслуживанию индивидуальных жилых домов, в которых имеется доля в праве собственности Санкт-Петербурга, по реализации прав собственника в отношении таких жилых домов.
Принимая во внимание, что Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу А56-65618/2021 по иску КГИОП к администрации Невского района Санкт-Петербурга на момент рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении не изготовлено ни в мотивировочной, ни в резолютивной форме, не опубликовано на сайте суда, не представлено судье сторонами по делу, не вступило в законную силу, а также принимая во внимание необходимость рассмотрения настоящего дела до момента истечения сроков для привлечения виновных лиц к установленной законом административной ответственности судом при вынесении настоящего Постановления не учитываются выводы Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области, содержащиеся в указанном решении.
Выводы, содержащиеся в письме Председателя Комитета имущественных отношений от 02.04.2021 исх. №, согласно которым, не смотря на то, что Объект культурного наследия регионального значения «Постоялый двор с прилегающей территорией» учтен в качестве жилого дома, фактически, с учетом сведений, содержащихся в технической документации в отношении Объекта, имеющейся в распоряжении Комитета имущественных отношений, объект является многоквартирным домом, судом оцениваются критически, поскольку техническая документация, указанная в письме, в распоряжение суда не представлена, сведения о статусе объекта в ЕГРН в установленном порядке не внесены.
При указанных обстоятельствах судья приходит к выводу об отсутствии в действиях администрации Невского района Санкт-Петербурга вины в совершении административного правонарушения, а, следовательно, одного из обязательных элементов состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, выразившегося в нарушении требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия в части нарушения требований ст. 33, 45, 47.2, 47.3 Федерального Закона РФ от 25.06.2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в связи с чем, производство по делу об административном правонарушении в отношении администрации Невского района Санкт-Петербурга подлежит прекращению в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 24.5, 29.9 и 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по административному делу в отношении администрации Невского района Санкт-Петербурга прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления.
Судья С.С. Петий