Судья, вынесший обжалуемое Дело № 7 – 39/2017 постановление, Куцкий К.Г. № 5 – 116/2017
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
город Анадырь 8 сентября 2017 года
Судья суда Чукотского автономного округа Малов Д.В., при секретаре Бардымовой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Чукотскому автономному округу ФИО1 на постановление судьи Анадырского районного суда от 23 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 20.30 КоАП РФ, в отношении ФИО2,
у с т а н о в и л:
Постановлением судьи Анадырского районного суда от 23 июня 2017 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 20.30 КоАП РФ, в отношении должностного лица ФИО2 прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, начальник отдела Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Чукотскому автономному округу ФИО1 подал в суд Чукотского автономного округа жалобу, в которой просит его отменить, дело направить на новое рассмотрение.
В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО2 не явилось, об уважительных причинах неявки не сообщило, об отложении судебного заседания не ходатайствовало.
Проверив, в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, дело об административном правонарушении в полном объёме, полагаю, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 20.30 КоАП РФ нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, а равно воспрепятствование соблюдению указанных требований должностными лицами, в том числе руководителями субъекта топливно-энергетического комплекса, гражданами, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
Организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса, установлены Федеральным законом от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ «О безопасности топливно-энергетического комплекса» (далее - Федеральный закон № 256-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 7 названного выше Федерального закона требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.
В силу части 2 статьи 12 данного Федерального закона субъекты топливно-энергетического комплекса обязаны выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года № 458 дсп утверждены Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (далее - Правила от 5 мая 2012 года).
В соответствии с пунктом 1 Правил от 5 мая 2012 года данные Правила устанавливают требования по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса Российской Федерации в зависимости от установленной категории опасности объектов.
Пунктом 14 статьи 2 Федерального закона № 256-ФЗ предусмотрено, что требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса - правила, которые обязательны для выполнения и соблюдение которых обеспечивает безопасность объектов топливно-энергетического комплекса и антитеррористическую защищенность объектов топливно-энергетического комплекса.
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона № 256-ФЗ федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (далее - уполномоченные федеральные органы исполнительной власти).
Постановлением Правительства РФ от 20 октября 2016 года № 1067 утверждены Правила осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и её территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
Как следует из части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как видно из примечания к названной норме под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
При таких обстоятельствах, для установления факта, что ФИО2 является должностным лицом, совершившим административное правонарушение, предусмотренное статьёй 20.30 КоАП РФ, необходимо доказать, что она выполняла организационно-распорядительные и (или) административно-хозяйственные функции в ГУП ЧАО «Чукотснаб», при этом не исполнила либо ненадлежащим образом исполнила свои служебных обязанности.
Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.
К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия.
К административно-хозяйственным функциям относятся полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).
В подтверждение факта совершения административного правонарушения административный орган представил протокол об административном правонарушении от 13 апреля 2017 года № 87 ГГК 890290317000036, акт проверки от 13 апреля 2017 года № 9, объяснения ФИО2 от 13 апреля 2017 года, приказ о переводе работника № л-0022 от 17 марта 2017 года, а также должностную инструкцию начальника участка <место работы>
Согласно приказу о переводе работника № л-0022 от 17 марта 2017 года ФИО2 переведена временно с должности старшего товароведа оператора 4 разряда на должность начальника участка <место работы> с 3 апреля по 16 апреля 2017 года на период отпуска основного работника К.
С должностной инструкцией начальника участка <место работы>, утвержденной 27 октября 2015 года, ФИО2 ознакомлена 3 апреля 2017 года.
Из должностной инструкции начальника участка <место работы> (далее - должностная инструкция) следует, что начальнику участка подчиняется весь списочный состав участка (пункт 1.5).
Согласно пункту 4 должностной инструкции следует, что начальник участка имеет право ходатайствовать перед руководством предприятия о приёме и увольнении работников участка о поощрении и наложении дисциплинарных взысканий (подпункт 4.1), издавать в пределах своих полномочий распоряжения и инструкции в соответствии с действующим законодательством и на основании приказов и распоряжений руководства предприятия, а также обеспечивать проверку их выполнения (подпункт 4.2).
Таким образом, из должностной инструкции начальника участка <место работы> следует, что он не наделён самостоятельными полномочиями руководить трудовым коллективом или находящимися в его служебном подчинении отдельными работниками, а вправе только ходатайствовать перед руководством ГУП ЧАО «Чукотснаб» о поощрении и наложении дисциплинарных взысканий, а также издавать распоряжения и инструкции на основании приказов и распоряжений руководства ГУП ЧАО «Чукотснаб», тем самым в деле об административном правонарушении отсутствуют доказательства наделения начальника участка организационно-распорядительными функциями.
Из должностной инструкции также не следует, что начальник участка <место работы> наделён какими-либо административно-хозяйственными функциями по управлению и распоряжению имуществом, денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, а также по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием.
Пунктами 1.6 и 3.19 должностной инструкции установлено, что начальник участка является лицом, ответственным за состояние антитеррористической защищенности объектов, обязан организовывать и проводить практические тренировки по антитеррористической защищенности объектов.
Таким образом, принимая во внимание, что должностной инструкцией на начальника участка <место работы> не возложена обязанность выполнять работы направленные на обеспечение антитеррористической защищенности объекта, а также он не наделён организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями для выполнения таких работ, ФИО2 не является субъектом вменённого ей административного правонарушения и судья суда первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о прекращении производства по делу в виду отсутствия состава административного правонарушения.
Каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые явились бы основанием к отмене судебного постановления, при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление судьи Анадырского районного суда от 23 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 20.30 КоАП РФ, в отношении ФИО2 оставить без изменения, жалобу начальника отдела Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Чукотскому автономному округу ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Д.В. Малов