ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-116/18 от 10.05.2018 Пушкинского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 5-116/2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Санкт-Петербург «10» мая 2018 года

Судья Пушкинского районного суда г. Санкт-Петербурга Басков Александр Александрович, рассмотрев в открытом судебном заседании по адресу: г. Санкт-Петербург, <...>, зал № 5 материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.7.13 КоАП РФ, в отношении

Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны (ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России), ИНН <***>, КПП 783801001, ОГРН <***>, юридический адрес: <...>,

с участием защитников – Реутовой О.О., Максимкиной Ю.А.,

У С Т А Н О В И Л:

ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России совершило нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в отношении выявленных объектов культурного наследия и на их территориях, при следующих обстоятельствах:

ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, являясь пользователем на праве оперативного управления объекта здания, расположенного по адресу: ..., являющегося выявленным объектом культурного наследия «Экзерциргауз», входящим в состав выявленного объекта культурного наследия «Офицерская артиллерийская школа» в соответствии с приказом Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры от 20.02.2001 № 15 «Об утверждении Списка вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность», в нарушение требования ст.ст. 33, 45, 47.3, 11 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», будучи обязанным сохранять и использовать объект культурного наследования, умышленно допустило нарушения требований законодательства об охране объектов культурного наследия, выявленные 19.10.2017 в ходе мероприятия по систематическому наблюдению за состоянием объектов культурного наследия, в ходе которого установлено: общее техническое состояние фасадов здания неудовлетворительное, цоколь здания, облицованный известняком, находится в неудовлетворительном состоянии, наблюдаются сколы, утраты, следы биопоражений, деструкция шовного раствора, стены кирпичные, оштукатурены, окрашены, находятся в неудовлетворительном состоянии: наблюдаются значительные утраты штукатурного слоя стен и архитектурных деталей (наличников, карниза, тяг), трещины и деструкция кирпичной кладки, замокание нижней части наружных стен, красочный слой загрязнен и шелушится, крыша скатная, кровельное покрытие из шифера находится в неудовлетворительном состоянии, металлические свесы, линейные покрытия, находятся в неудовлетворительном состоянии, частично деформированы, водосточные трубы имеют утраты нижних звеньев. Заполнения оконных проемов деревянные, окрашены, находятся в неудовлетворительном состоянии, наблюдаются следы загрязнения, сколы, окрасочный слой шелушится.

В судебном заседании защитники ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России Реутова О.О. и Максимкина Ю.А. вину учреждения не признали, полагали, что оснований для привлечения учреждения к ответственности не имеется, поскольку учреждение не является организацией, уполномоченной на проведение текущего ремонта и содержания объектов, принадлежащих Министерству обороны РФ, не обладает соответствующим финансированием. Также учреждение не является в настоящее время фактическим пользователем указанного объекта, поскольку по адресу: ..., располагается нескольку организаций, в том числе ОАО «.», с которым заключен договор безвозмездного пользования объектами недвижимого имущества, а также ООО «.», которое незаконно занимает недвижимое имущество по данному адресу, в связи с чем было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ 12.05.2017 по инициативе военного прокурора в связи с обращением их учреждения. В настоящее время решается вопрос об обращении военного прокурора в связи с обращением их учреждения в Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском об обязании ООО «.» освободить объект недвижимого имущества по адресу: .... Защитника полагают, что учреждение приняло все зависящие от него меры, направленные на исправление указанной ситуации, что исключает наличие вины в действиях учреждения.

Допрошенный в качестве свидетеля ведущий специалист-юрисконсульт КГИОП С подтвердил все обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении. Пояснил, что здание по адресу: ..., является выявленным объектом культурного наследия - «Экзерциргауз», который находится под государственной охраной, что достоверно известно ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России. Техническое состояние здания как неудовлетворительное установлено компетентным должностным лицом, имеющим соответствующие специальные познания. Учреждение, являющееся пользователем на праве оперативного управления указанного здания, обязано в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-Ф3 принять меры по сохранению выявленного объекта культурного наследия «Экзерциргауз», однако никаких мер не приняло. За согласованием проектной документации и письменным разрешением на проведение работ по сохранению объекта в КГИОП не обращалось, не представило доказательств о принятых мерах по необходимому комплексу работ, необходимых для поддержания объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии. Сведения о привлечении ООО «.» к административной ответственности за незаконное использование объекта актуального объекта, а также о заключении договора с ОАО «.» были получены при рассмотрении административного дела, однако учреждение не предприняло никаких мер по сохранению объекта культурного наследия, предусмотренные названным Федеральным законом.

Изучив материалы административного дела, выслушав мнение защитников Реутовой О.О. и Максимкиной Ю.А., свидетеля С, суд приходит к выводу, что в деянии ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России содержится состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ.

Вина ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, вопреки позиции стороны защиты, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ, подтверждается следующими доказательствами:

- актом мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия от 00.00.0000 с фототаблицей, согласно которому осмотрен выявленный объект культурного наследия «Экзерциргауз» - здание, расположенное по адресу: г.... В результате осмотра установлено следующее: доступ в здание отсутствует; общее техническое состояние фасадов здания неудовлетворительное; цоколь здания, облицованный известняком, находится в неудовлетворительном состоянии, наблюдаются сколы, утраты, следы биопоражений, деструкция шовного раствора; стены кирпичные, оштукатурены, окрашены, находятся в неудовлетворительном состоянии: наблюдаются значительные утраты штукатурного слоя стен и архитектурных деталей (наличников, карниза, тяг), трещины и деструкция кирпичной кладки, замокание нижней части наружных стен, красочный слой загрязнен и шелушится; крыша скатная, кровельное покрытие из шифера находится в неудовлетворительном состоянии; металлические свесы, линейные покрытия, находятся в неудовлетворительном состоянии, частично деформированы, водосточные трубы имеют утраты нижних звеньев; заполнения оконных проемов деревянные, окрашены, находятся в неудовлетворительном состоянии, наблюдаются следы загрязнения, сколы, окрасочный слой шелушится; к зданию с дворового и торцевых фасадов пристроены кирпичные тамбуры, металлические сараи и навесы, искажающие его архитектурное решение;

- протоколом № 0 об административном правонарушении от 00.00.0000, согласно которому ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России совершило нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны в отношении выявленного объекта культурного наследия - здания, расположенного по адресу: ..., являющегося выявленным объектом культурного наследия «Экзерциргауз», входящим в состав выявленного объекта культурного наследия «Офицерская артиллерийская школа»;

- копией передаточного акта от 00.00.0000 с приложением, согласно которому Санкт-петербургская пригородная квартирно-эксплуатационная часть передало ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России имущество, права и обязанности на него, в том числе расположенное по адресу: ...;

- выпиской из единого государственного реестра недвижимости, согласно которой нежилое здание, расположенное по адресу: ..., принадлежит на праве оперативного управления ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России.

Оценивая вышеуказанные доказательства на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, суд приходит к выводу, что они являются относимыми, допустимыми и достоверными, полученными в установленном законом порядке, а в своей совокупности достаточными для установления вины ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России в том, что оно совершило нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в отношении выявленных объектов культурного наследия и на их территориях. Вышеуказанные доказательства последовательны и не противоречивы, дополняют друг друга.

Акт от 00.00.0000 и наблюдение за состоянием объектов культурного наследия проведены в строгом соответствии с требованиями ст. 11 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» на основании задания на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия № 0 от 00.00.0000, согласно которому начальник Управления по охране и использованию объектов культурного наследия КГИОП С1 поручила провести мероприятия по контролю за состоянием и (или) систематическому наблюдению, в том числе, в отношении выявленного объекта культурного наследия «Экзерциргауз», входящим в состав выявленного объекта культурного наследия «Офицерская артиллерийская школа», расположенного по адресу: ...

Таким образом, оснований не доверять сведениям о состоянии здания, изложенным в акте не имеется, поскольку оно зафиксировано уполномоченным должностным лицом, имеющим соответствующие полномочия и познания – специалистом первой категории отдела пригородных районов управления по охране и использованию объектов культурного наследия КГИОП Правительства Санкт-Петербурга С2, наглядно подтверждаются приобщенными к актам фотоматериалами.

Приказом № 0 от 00.00.0000 Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Администрации г. Санкт-Петербурга утвержден список выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную и иную культурную ценность, в которой входит офицерская артиллерийская школа по адресу: ... Указанный приказ является общедоступным нормативным правовым актом.

Согласно п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии с ч. 5 ст. 16.1 названного закона, выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр.

Согласно п. 1 ст. 45 указанного закона работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В силу п.п. 3 п. 3 ст. 47.2 данного закона законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 45 Федерального закона.

На основании п.п. 1, 2, 7 пп. 1 статьи 47.3 Закона № 73-Ф3 при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, которым объект культурного наследия принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.

ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия для проведение работ по сохранению объекта культурного наследия не обращалось, что подтверждено в судебном заседании ведущим специалистом-юрисконсультом КГИОП С и не оспаривается стороной защиты.

Вопреки доводам стороны защиты об отсутствии финансирования, а также о том, что в соответствии с приказом Министра обороны № 0 от 00.00.0000 обязанность по содержанию объектов недвижимости возложена на Центральное жилищно-коммунальное управление Министерства обороны РФ, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку данные доводы прямо противоречат требованиям положений ст. 47.2 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», который обязывает законного владельца объекта культурного наследия организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, при этом достоверно установлено в судебном заседании вышеприведенными доказательствами и не оспаривается стороной защиты, что ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России является законным владельцем на праве оперативного управления здания, расположенного по адресу: ...

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доводы стороны защиты, согласно которым объект недвижимости по адресу: ... фактически незаконно занимает ООО «.», что препятствует выполнению обязанностей по сохранению здания в надлежащем виде, суд оценивает критически, поскольку в период с привлечения ООО «.» к ответственности по ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ по дату выявления актуального правонарушения, то есть в период с 00.00.0000 по 00.00.0000 ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России не предпринято мер к сохранению объекта культурного наследия. Факт подачи обращения с заявлением к военному прокурору, а также в органы внутренних дел не свидетельствует о принятии ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России всех зависящих от него мер.

При указанных выше обстоятельствах суд приходит к выводу, что ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России не предприняло мер к сохранению, использованию и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации при использовании объекта, в том числе не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению указанных требований, что указывает на наличие ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ.

При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, отягчающих либо смягчающих административную ответственность ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России не установлено.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что наказание ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России должно быть назначено в виде штрафа в пределах санкции ст. 7.13 ч. 3 КоАП РФ, а учитывая, что на момент совершения актуального правонарушения отсутствовали отягчающие обстоятельства, - в минимальном размере.

На основании изложенного и руководствуясь ч. 3 ст. 7.13, ст.ст. 29.10, 29.11, 32.2 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

Признать Федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны, ИНН <***>, КПП 783801001, ОГРН <***>, юридический адрес: <...>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

Указанный штраф перечислить согласно следующим реквизитам: получатель УФК по г. Санкт-Петербургу (Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры), банк получателя - ГРКЦ ГУ Банка России г. Санкт-Петербург, ИНН <***>, КПП 784001001, р/с <***>, БИК 044030001, Код бюджетной классификации 81411690020020000140, Код ОКТМО 40909000, УИН 0321697900015166931069623.

Постановление может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья А.А. Басков