Дело № 5-116/2016
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
Судья Советского районного суда города Уфы Республики Башкортостан Абдрахманова Наталья Викторовна, расположенного по адресу: РБ, <...>,
с участием представителя ... по ... - ФИО1 ФИО6., действующего на основании доверенности ... от < дата >,
представителя ООО «ФИО7 - лица, привлекаемого к административной ответственности - ФИО2 ФИО8 действующего на основании доверенности от < дата >,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ... Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ФИО9», ИНН ... юридический адрес: РБ, ...,
у с т а н о в и л :
Протоколом об административном правонарушении ...-... от < дата >, составленным государственным инспектором по ... отдела государственного экологического надзора ... (далее - Управление ...) ФИО3 ФИО10., в отношении ООО ФИО11» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч... КоАП РФ, за то, что < дата > от отдела государственной экологической экспертизы нормирования и лицензирования ... по ... в отдел экологического надзора поступила служебная записка о том, что ООО «ФИО12 ИНН ... были утверждены нормативы выбросов на период с < дата > по < дата >, однако для полигона твердых бытовых отходов (далее полигона ТБО) утвержденные нормативы предельно допустимых выбросов отсутствуют. По представленным ранее материалам (вх. ... от < дата >) Управлением было принято решение в отказе в установлении нормативов предельно допустимых выбросов, в связи с несоответствием требований нормативной и инструктивной методической документации.
Согласно имеющимся в Управлении Росприроднадзора по ... материалам, ООО «ФИО13адрес места осуществления деятельности: ..., ул.... 5, ...) имеет в аренде полигон твердых бытовых отходов. Переданный в эксплуатацию ООО «ФИО14 по договору .../А о передаче объектов государственного имущества Республики Башкортостан, закрепленного на праве хозяйственного ведения, в аренду без права выкупа, от < дата > между ГУН «ФИО15 РБ и ООО ФИО16» по согласованию с Комитетом по управлению собственностью ... по .... Имеется акт приема-передачи к договору аренды .../А от < дата >. о передаче объектов государственного имущества Республики Башкортостан, закрепленного на праве хозяйственного ведения, в аренду без права выкупа, перечень имущества ...... от < дата >, передаваемого по договору .../А от < дата > Срок действия договора с < дата > по < дата > (регистрационная запись в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ ...).
Согласно характеристике объекта размещения отходов по полигону ... (...) ООО «ФИО17», по результатам инвентаризации проведенной < дата >, на полигоне введенном в эксплуатацию в 2001 году по состоянию на < дата > год было размещено ... классов опасности. 77 основные виды отходов, размещенных на полигоне перечислены в характеристике ОРО, в том числе: отходы рубероида, твердые отходы от сжигания нефтесодержащих отходов, отходы асбеста, отходы поливинихлорида, отходы битума нефтяного, прочие отходы химических продуктов, отходы жилищ не сортированные, отходы при обработке сточных вод, мусор от уборки территорий и другие виды отходов. Площадь объекта размещения отходов 194 000 м2.
Полигон эксплуатируемый ООО «ФИО18», является стационарным источником выбросов загрязняющих веществ, от которого в атмосферу выбрасываются следующие загрязняющие вещества: метан, диоксид углерода, оксид углерода, оксиды азота, аммиак, углеводороды, сероводород, фенол. При этом, ООО «ФИО19 не имеет установленных нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу для полигона ТБО, и не имеет разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на выбросы от полигона ТБО, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
ООО «ФИО20» полигон ТБО эксплуатирует на основании договора .../А от < дата > о передаче объекта государственного имущества Республики Башкортостан, закрепленного на праве хозяйственного ведения, в аренду без права выкупа. Согласно указанного договора арендодателем полигона, ГУП «ФИО21 с согласия собственника Комитетом по управлению собственностью ..., расположенный по адресу: ГО ..., ул. 40-ой проезд 5 передан ООО «ФИО22 во временное пользование сроком с < дата > по < дата >.
Согласно предоставленной ООО «ФИО23 информации о полигоне ТБО (исх. ... от < дата >) общая масса размещенных отходов составляет - ... тонн. Количество отходов, размещенных на хранение за 2014 год - 104159,44 тонны, размещенных на хранение в < дата > -....
Следовательно, от стационарного источника выбросов загрязняющих веществ, полигона ТБО ООО «ФИО24», расположенного по адресу ...мак ул.... в атмосферу выбрасываются загрязняющие вещества: метан, аммиак, оксид углерода, углеводороды, сероводород, бензол и др. При этом, ООО ФИО25» в период с < дата > по настоящее время не имеет разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на выбросы от полигона ТБО, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, так же имеет установленных нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу для полигона ТБО.
В судебном заседании представитель ... по РБ - ФИО1 ФИО26., действующий на основании доверенности, указал, что факт административного правонарушения ООО ФИО27» полностью подтверждается собранными в соответствии с действующим законодательством материалами. Просил признать ООО «ФИО28» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ... КоАП РФ.
Представитель ООО «ФИО30 - ФИО2 ФИО29 действующий на основании доверенности, в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ... КоАП РФ не признал, пояснив, что в вину ООО «ФИО31» вменяется, то, что оно не имеет разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на выбросы от полигона ТБО, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, так же имеет установленных нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу для полигона ТБО. Данный вывод не основан на нормах права.
В протоколе ...-... не указано каким нормативно-правовым актом установлена обязанность ООО «Вториндустрия» как арендатора части имущественного комплекса получать разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на выбросы от полигона ТБО и устанавливать нормативы ПДВ.
Между тем, согласно Акту приема-передачи к договору .../А от < дата > ГУП ФИО32» РБ передало, а ООО «ФИО33» приняло во временное владение и пользование следующее государственное имущество: полигон ТБО с оборудованием (первая очередь) расположенный по адресу ..., ГО ... ул. ... для использования в целях размещения отходов IV,V классов опасности.
Согласно техническому паспорту, имеющему регистрационный ... от < дата > выданному Стерлитамакским городским филиалом ГУП ... ГУП «ФИО34 передало ООО «ФИО35» объект, расположенный по адресу ... ул. ...... за исключением ФИО5 «здание бокса для размещения установки по демеркуризации ртутьсодержащих ламп» площадью 154,8 м.кв.
Таким образом, ООО ФИО36» является арендатором не всего имущества, расположенного по адресу ... ул. 40...
Согласно разделу 2.7 «Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (СПб., 2012, введено в действие письмом Зам. Министра Минприроды РФ ... от < дата >) предприятие, передающее в аренду часть своей территории, обязано разрабатывать проект ПДВ для всей совокупности источников загрязнения атмосферы, расположенных на данной территории, единый проект нормативов ПДВ (ВСВ), на основе которого выдается в установленном порядке Разрешение на выброс для всей совокупности источников. В этом случае предприятие, являющееся собственником производственной территории, осуществляет плату за выбросы в полном объеме и несет ответственность за воздухоохранную деятельность арендаторов.
Указанное означает, что у ООО ФИО37» отсутствует обязанность получать разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на выбросы от полигона ТБО и устанавливать нормативы ПДВ, что означает и отсутствие в действиях (бездействии) ООО «ФИО38» состава административного правонарушения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ... Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения; совершение данного правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Судом установлено, что ООО «ФИО39 является действующим юридическим лицом, зарегистрировано в установленном порядке, юридический адрес общества ...А.
ООО «ФИО40» эксплуатирует полигон ТБО за основании договора .../А о передаче объекта государственного имущества Республики Башкортостан, закрепленного на праве хозяйственного ведения, в аренду без права выкупа от < дата >. Срок действия договора с < дата > по < дата > (регистрационная запись в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ ...). Полигон ТБО расположен по адресу ... ул. ...
Ранее, ООО «Вториндустрия» эксплуатировало полигон ТБО согласно договору .../А о передаче объекта государственного имущества Республики Башкортостан, закрепленного на праве хозяйственного ведения, в аренду без права выкупа от < дата >.
Согласно части 1 ст. 22 Федерального закона от < дата > № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от < дата > № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Технологические нормативы устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от < дата > № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 22 Федерального закона от < дата > № 96-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Письмом Ростехнадзора от < дата >... введено в действие Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Согласно п. 2 подраздела 1.1 раздела 1 Методического пособия все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, из подраздела 2.7 Методического пособия следует, что если предприятие сдает в аренду часть своей территории, то размещение нового производства «Арендатору» не разрешается, если это приведет к ухудшению состояния загрязнения атмосферного воздуха.
Как известно, за любую хозяйственную деятельность, связанную с воздействием на окружающую среду, несет ответственность предприятие (организация), на чьей территории эта деятельность осуществляется.
Поэтому, если такое предприятие сдает в аренду часть своей территории, то оно обязано разрабатывать для всей совокупности источников загрязнения атмосферы, расположенных на данной территории, единый проект нормативов ПДВ (ВСВ), на основе которого выдается в установленном порядке Разрешение на выброс для всей совокупности источников. В этом случае предприятие, являющееся собственником производственной территории, осуществляет плату за выбросы в полном объеме и несет ответственность за воздухоохранную деятельность арендаторов.
< дата > по Акту приема-передачи к договору .../А от < дата > ГУП «ФИО41 РБ передало, а ООО «ФИО42» приняло во временное владение и пользование следующее государственное имущество: полигон ТБО с оборудованием (первая очередь) расположенный по адресу ..., ГО ... ул. ... для использования в целях размещения отходов IV,V классов опасности.
Согласно техническому паспорту, имеющему регистрационный ... от < дата > выданному Стерлитамакским городским филиалом ... ГУП «ФИО43 РБ передало ООО «ФИО44» объект, расположенный по адресу ... ул. ... за исключением ФИО5 «здание бокса для размещения установки по демеркуризации ртутьсодержащих ламп» площадью 154,8 м.кв.
Согласно отзыву ГУП ФИО45» от < дата >, помимо имущества, переданного ООО «ФИО46» по указанным договорам аренды в состав имущественного комплекса, расположенного по адресу: ..., ул. ... цех по демеркуризации ртутных ламп, который ГУП «ФИО47 эксплуатирует самостоятельно до настоящего времени и во владение третьим лицам не передавало.
Согласно п. 2.3. договора .../А о передаче объекта государственного имущества Республики Башкортостан, закрепленного на праве хозяйственного ведения, в аренду без права выкупа от < дата > в обязанности арендатора - ООО ФИО48» не входит разработка и установление нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу для полигона ТБО, и получение разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от полигона ТБО.
В параграфе 3 «Платежи и расчеты по договору» указанного договора сторонами не разграничено кто именно арендатор или арендодатель производит плату за негативное воздействие на окружающую среду в атмосферный воздух.
Согласно письму Росприроднадзора ... от < дата > лицами, имеющими стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух могут являться как собственники, так и арендаторы имущества. В таком случае обязанность по разработке ПДВ может быть возложена на одного из участников хозяйственной деятельности договором.
Согласно письму Росприроднадзора ... от < дата > если хозяйствующий субъект сдает в аренду часть своей территории, то он обязан разрабатывать для всей совокупности источников загрязнения атмосферы, расположенных на данной территории, единый проект нормативов ПДВ и получить Разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ для всей совокупности источников.
Согласно представленных платежных поручений ООО «ФИО49 производило плату за негативное воздействие на окружающую среду в период с < дата > по 4 квартал 2015 года включительно.
ООО «ФИО50» < дата > письмом ... обращалось в адрес ГУП «ФИО51 с требованием предоставить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Согласно письму ... по РБ ... от < дата > ООО ФИО52» было отказано в установлении нормативов ПДВ, в связи с несоответствием требованиям нормативной и инструктивно-методической документации. Согласно замечаниям к указанному письму ООО «Вториндустрия» не определены категории источников выбросов в соответствии с Методическим пособием по расчету нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух СПб., 2012.
Таким образом, ООО «ФИО53» как арендатор не обязано устанавливать нормативы предельно допустимых выбросов в атмосферу для полигона ТБО, и получать разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на выбросы от полигона ТБО. Указанная обязанность законодательно возложена на арендодателя (собственника), передающего в аренду часть своей территории. ООО ФИО54» в таком случае обязано компенсировать произведенные арендодателем расходы в своей части.
В соответствии с п. 2 ч.1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Согласно ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч... Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается именно в незаконном выбросе загрязняющих веществ в атмосферу и во вредном физическом воздействии на атмосферный воздух без специального разрешения.
Учитывая, что органом надзора должным образом не подтверждено, что Общество обязано получить специальное разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух и должно нести ответственность ввиду его отсутствия, суд полагает, что имеются основания для прекращения производства по делу в отношении ООО «ФИО55» в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
п о с т а н о в и л :
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ... Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ФИО56» прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан через Советский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Н.В. Абдрахманова