Дело №
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
04 апреля 2018 года <адрес>
Судья Краснооктябрьского районного суда <адрес> Рогозина В.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 8.37 КоАП РФ в отношении юридического лица общественной организации Волгоградское областное общество охотников и рыболовов (далее ОО-ВОООиР), юридический адрес: 400087, <адрес> ИНН<***>, ОГРН <***>,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором в области охраны окружающей среды <адрес>ФИО2 в отношении юридического лица ОО-ВОООиР составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому должностным лицом допущены нарушения правил пользования объектами животного мира. Ответственность за указанное административное правонарушение предусмотрена ч.3 ст. 8.37 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель ОО-ВОООиР - ФИО3, действующий на основании доверенности вину в совершении правонарушения не признал, заявил ходатайство о прекращении производства по делу, указал что вывод об отсутствии у ОО-ВОООиР права на пользование объектами животного мира, является субъективным мнением автора протокола, не соответствует взаимосвязанным положениям федерального законодательства, ведомственным нормативно-правовым актам и судебной практике. В соответствии с ранее действовавшим порядком, между <адрес> и ОО-ВОООиР были заключены договора о предоставлении территорий, акваторий <адрес> для пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управлением Россельхознадзора по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ ОО-ВОООиР были выданы долгосрочные лицензии на пользование объектами животного мира с разрешенным видом пользования,- «охота», на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Согласно ч.3 ст.71 Закона об охоте, юридические лица у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего федерального закона, вправе заключить охотхозяиственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений. Таким образом, ОО-ВОООиР, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не по своей воле и по независящим от него обстоятельствам, фактически было лишено возможности реализации преимущественного права на заключение охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона. Соответственно, по мнению представителя, было приостановлено течение пятилетнего срока, предусмотренного частью 9 статьи 71 Закона об охоте, и у ОО-ВОООиР сохранилось право пользования объектами животного мира как охотпользователя. Кроме того, указывает, что Согласно приказа Минприроды от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о составе и порядке ведения государственного охотхозяйственного реестра, порядке сбора и хранения содержащейся в нем информации и предоставления ее заинтресованным лицам», ведение реестра осуществляется уполномоченным органом субъекта РФ, в данном случае, Комитетом ( п. 17 Приложения к Приказу). Документированная информация о юридических лицах, осуществляющих виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства содержится в разделе 3 состава государственного охотхозяйственного реестра. Отсутствие в государственном охотхозяйственном реестре сведений о закреплении охотугодья «Нижнечирского» за ОО-ВОООиР, по мнению представителя означает, что данная территория отнесена приказом уполномоченного органа субъекта РФ, к общедоступным охотничьим угодьям. Вместе с тем, доказательств, (приказа или иного документального акта) свидетельствующих об исключении юридического лица-ОО-ВОООиР из государственного охотхозяйственного реестра, и соответственно утрате им статуса и прав охотпользователя, материалы настоящего дела об административном правонарушении, не содержат, в связи с чем довод лица составившего протокол об административном правонарушении об отсутствии у общества права пользования объектами животного мира в рассматриваемых обстоятельствах, является несостоятельным. Указанные обстоятельства, считает основанием для прекращения производства по делу в связи с отсутствием состава правонарушения в действиях ОО-ВОООиР.
Представитель комитета природный ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес>ФИО4 в судебном заседании считал вину ОО-ВОООиР в совершении вменяемого правонарушения доказанной, указывал, что оснований для прекращения производства по делу не имеется.
Выслушав защитника ОО-ВОООиР – ФИО5, представителя надзорного органа, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О животном мире" животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.
Согласно статей 33 и 35 Федерального закона "О животном мире" (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 209-ФЗ, действующей с ДД.ММ.ГГГГ), объекты животного мира предоставляются в пользование физическим лицам и юридическим лицам по основаниям, установленным настоящим Федеральным законом и федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов.
Пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных и региональных лимитов и нормативов, разрабатываемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Пользование животным миром осуществляется в комплексе с системой мер по охране и воспроизводству объектов животного мира, сохранению среды их обитания.
Статьей 40 Федерального закона "О животном мире" установлено, что пользователи животным миром обязаны соблюдать установленные правила, нормативы и сроки пользования животным миром.
В соответствии с пунктами 11, 12, 13 и 14 статьи 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 209-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (закон вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ) осуществление внутрихозяйственного охотустройства в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается лицами, заключившими охотхозяйственные соглашения, за счет собственных средств.
Согласно ч.1,2 ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 209-ФЗ разрешения на добычу охотничьих ресурсов выдаются физическим лицам и юридическим лицам, у которых возникло право на добычу охотничьих ресурсов в соответствии с настоящим Федеральным законом. Любой вид охоты может осуществляться только после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, допускающего отлов или отстрел одной или нескольких особей диких животных, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 57 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) лица, виновные в нарушении законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании частей 3, 4 статьи 71, части 1 статьи 72 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте) юридические лица, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до ДД.ММ.ГГГГ, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с этими лицами в течение трех месяцев с даты их обращения.
Согласно части 9 статьи 71 Закона об охоте в случае, если указанные лица не воспользовались правом на заключение охотхозяйственных соглашений, предусмотренным частью 3 настоящей статьи, право пользования животным миром, возникшее на основании долгосрочных лицензий, прекращается по истечении пяти лет со дня установления максимальной площади охотничьих угодий, предусмотренной частью 3 статьи 10 настоящего Федерального закона.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 5.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 17-П "По делу о проверке конституционности ч. 3 ст. 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации", впредь до внесения в законодательство об охоте и сохранении охотничьих ресурсов необходимых изменений применение части 3 статьи 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" приостанавливается; при этом право занятия охотхозяйственной деятельностью, возникшее у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в силу полученных долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, прекращению по основаниям, предусмотренным частью 9 данной статьи, не подлежит.
В силу ч.3 ст. 8.37 КоАП РФ нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 2 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой.
Как следует из материалов дела, общественная организация – Волгоградской областное общество охотников и рыболовов, была создана до ДД.ММ.ГГГГ, действует на основании Устава ОО-ВОООиР, и зарегистрирована в ЕГРЮЛ с указанием основного виде деятельности «Деятельность в области спорта прочая», дополнительные виды деятельности в т.ч. «Охота, отлов и отстрел диких животных, включая предоставление услуг в этих отраслях».
ДД.ММ.ГГГГ ОО-ВОООиР в Управлении Россельхознадзора по <адрес> была получена долгосрочная лицензия № на право пользования объектами животного мира в охотхозяйстве «Нижнечирское» согласно распоряжению главы администрации <адрес>№-р от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> действия лицензии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26)
На основании п.1.83. вышепоименованного распоряжения охотничье хозяйство «Нижнечирское» представлено для пользования объектами животного мира, отнесенного к объектам охоты ОО-ВОООиР.
Как следует, из приобщенного с материалам административного дела решения Арбитражного суда <адрес> по делу № А12-38827/17 от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГг., в связи с истечении срока долгосрочной лицензии, на основании ч. 3 ст. 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ДД.ММ.ГГГГ ОО-ВОООиР обратилась в Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> с письмом № и заявками на заключение охотхозяйственных соглашений в отношении 31 охотничьего угодья, в т.ч. «Нижнечирского» охотничьего угодья.
Однако, как следует из решения Арбитражного суда <адрес> по делу № А12-38827/17 от ДД.ММ.ГГГГ, а также из пояснения сторон, на ДД.ММ.ГГГГ охотхозяйственное соглашение в отношении охотничьего угодья «Нижнечирское» <адрес> заключено не было.
Из решения суда усматривается, что Общественная организация «Волгоградское областное общество охотников и рыболовов», подав заявки на заключение охотхозяйственных соглашений, уклоняется от их заключения, чем нарушает права охотников, не имеющих возможности реализовать свое право на производство охоты на территории охотничьих угодий, ранее закрепленных за общественной организацией. Комитетом приняты все возможные меры, направленные на исполнение норм законодательства об охоте, гражданского законодательства в части заключения охотхозяйственных соглашений. При этом данная обязанность возникает у комитета не безусловно, а при волеизъявлении заявителя реализовать свое право на заключение охотхозяйственных соглашений в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без ведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ, в комитет природных ресурсов лесного хозяйства и экологии <адрес>, от государственного инспектора в области охраны окружающей среды <адрес>ФИО6 поступила информация о том, что должностным лицом – ОО-ВОООиР ФИО7 выданы разрешения на добычу пушных животных: серия 34 №, место охоты: «Нижнечирское» охотничье хозяйство, дата выдачи разрешения: ДД.ММ.ГГГГ,сроки осуществления охоты: с ДД.ММ.ГГГГ по 04.02.2018г.; серия 34 №, место охоты: «Нижнечирское» охотничье хозяйство, дата выдачи разрешения: ДД.ММ.ГГГГ,сроки осуществления охоты: с ДД.ММ.ГГГГ по 04.02.2018г..
При этом, срок действия долгосрочной лицензии, на основании которой ОО-ВОООиР «Нижнечирское» возникло право пользования объектами животного мира установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из копии представленных разрешений: серия 34 № выданного на имя ФИО8 следует, что выдал его ФИО7 (л.д.20), разрешение серия 34 № выдано на имя ФИО9ФИО7 (л.д.25)
Факт выдачи разрешений ОО-ВОООиР в материалах дела подтвержден объяснениями ФИО8 (л.д.19) и ФИО9 (л.д.23).
Таким образом, вина ОО-ВОООиР в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 8.37 КоАП РФ подтверждается исследованными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7-8), письменными объснениями ФИО10 (л.д.11), актами проверки соблюдения требований в области охоты от 07.11.2017г. (л.д.18,22),объяснениями ФИО8 (л.д.19) и ФИО9 (л.д.23), определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16-17), копиями разрешений серия 34 №, место охоты: «Нижнечирское» охотничье хозяйство, дата выдачи разрешения: ДД.ММ.ГГГГ,сроки осуществления охоты: с ДД.ММ.ГГГГ по 04.02.2018г.; серия 34 №, место охоты: «Нижнечирское» охотничье хозяйство, дата выдачи разрешения: ДД.ММ.ГГГГ,сроки осуществления охоты: с ДД.ММ.ГГГГ по 04.02.2018г.. (л.д.20,25), копией долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира серии О № (л.д.26), копией решения Арбитражного суда <адрес> по делу № А12-38827/17 от ДД.ММ.ГГГГ, копией охотхозяйственного соглашения охотничьего угодья «Нижнечирское» от ДД.ММ.ГГГГг., выпиской из ЕГРЮЛ ОО-ВОООиР, уставом общественной организации ОО-ВОООиР.
Все перечисленные доказательства отвечают требованиям относимости, достоверности и допустимости, предусмотренным ст.26.11 КоАП РФ.
Таким образом, действия ОО-ВОООиР образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 8.37 КоАП РФ.
Доводы защитника ОО-ВОООиР об отсутствии вины в совершении правонарушения опровергаются исследованными судом доказательствами.
В силу частей 1 и 3 статьи 71 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте) юридические лица, индивидуальные предприниматели, обладающие правом долгосрочного пользования животным миром, возникшим на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений. Такое право долгосрочного пользования сохраняется до истечения срока действия таких долгосрочных лицензий.
Частью 1 статьи 27 Закона об охоте установлено, что охотхозяйственное соглашение заключается на срок от двадцати до сорока девяти лет.
При заключении охотхозяйственных соглашений по основаниям, предусмотренным статьей 71 Закона об охоте, не происходит продление срока действия долгосрочной лицензии, а возникает новое основание для ведения охотничьего хозяйства - охотхозяйственное соглашение, условия которого, в том числе и срок его действия, должны соответствовать требованиям, установленным Законом об охоте.
Как следует из материалов дела, срок действия долгосрочной лицензии на право пользования объектами животного мира у ОО-ВОООиР в границах охотхозяйтсва «Нижнечирское истек ДД.ММ.ГГГГ, при этом охотхозяйственное соглашение было заключено только ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, утверждение о том, что охотхозяйственное соглашение было заключено до истечения срока действия долгосрочной лицензии не достоверно.
Прекращение действия долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира серии О №, порождающей право на соответствующий вид деятельности по использованию охотничьих ресурсов при отсутствии заключенного на тот момент охотхозяйственного соглашения, исключает возможность ОО-ВОООиР в границах охотхозяйства «Нижнечирское» пользования объектами животного мира.
Разрешение на добычу пушных животных выдано на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. включая период, когда у ОО-ВОООиР отсутствовало право на пользование объектами животного мира в границах охотхозяйства «Нижнечирское», что свидетельствует о нарушении правил пользования объектами животного мира.
В соответствии с ч.4 ст. 28.7 КоАП РФ административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.
Вопреки доводам защитника ФИО3 суду представлено право установить время и место совершения правонарушения, поскольку административное правонарушение было выявлено должностным лицом Комитета природных ресурсов по адресу нахождения комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес>: <адрес> при получении ДД.ММ.ГГГГ информации от государственного инспектора ФИО6
Таким образом, в судебном заседании установлен факт нарушения ОО-ВОООиР правил пользования объектами животного мира, а также вина должностного лица в совершении указанного правонарушения, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 8.37 КоАП РФ.
Обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность ОО-ВОООиР в соответствии со ст.4.2.-4.3. КоАП РФ судом не установлено.
Наказание в виде конфискации орудий добывания животных в соответствии с положениями ст. 3.7 КоАП РФ суд не применяет.
Довод защиты о необходимости прекращения производства по делу в связи с малозначительностью административного правонарушения удовлетворению не подлежит.
Как разъяснено в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005г. № "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу закона, статья 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях не предписывает обязательность освобождения от административной ответственности за все малозначительные правонарушения, а предоставляет только право принять такое решение. В связи с этим субъект административной юрисдикции обязан при производстве по делу рассмотреть все обстоятельства нарушения, оценить его последствия, убедиться, что конкретным действием не нанесен сколько-нибудь значительный вред отдельным гражданам или обществу, исследовать обстановку, в которой совершено правонарушение, личность нарушителя, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, и т.д. в совокупности все установленные данные помогут ответить на вопрос, можно ли освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Обстоятельства, при наличии которых данное лицо может быть освобождено от административной ответственности по малозначительности административного правонарушения на основании ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в данном случае отсутствуют.
Срок привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел – не истек.
Оснований для прекращения производства по делу, согласно ст. 24.5 КоАП РФ, судьёй не установлено, поскольку в судебном заседании нашла своё подтверждение вина юридического лица, привлекаемого к административной ответственности.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать общественную организацию Волгоградское областное общество охотников и рыболовов, ИНН<***>, ОГРН <***>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 8.37 КоАП РФ.
Назначить юридическому лицу - общественной организации Волгоградское областное общество охотников и рыболовов, ИНН<***>, ОГРН <***>, административное наказание в виде административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей без конфискации орудий добывания животных.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки по следующим реквизитам: получатель УФК по <адрес> (Облкомприроды л/с <***>, ИНН <***>; КПП 344201001; р/с 40№; ОКТМО 18701000, Банк отделение <адрес>; БИК 041806001; КБК (код бюджетной классификации) 814 1 16 25030 01 0000 140.
Судья В.А. Рогозина
Справка: резолютивная часть постановления оглашена ДД.ММ.ГГГГ.
Мотивированное постановление изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ч.1 ст.29.11 КоАП РФ день изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.
Судья В.А. Рогозина