ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-116/2021 от 21.05.2021 Приютненского районного суда (Республика Калмыкия)

Дело № 5-116/2021

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

с. Приютное 21 мая 2021 года

Судья Приютненского районного суда Республики Калмыкия Иванников В.В., при секретаре судебного заседания Клемешове К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального казенного учреждения «Приютненский отдел образования» Приютненского районного муниципального образования Республики Калмыкия, расположенного по адресу: <адрес><адрес>

у с т а н о в и л:

Государственным инспектором Нижне-Волжского управления Ростехнадзора <ФИО>1 на основании распоряжения от <дата><номер> «О проведении плановой выездной проверки Муниципального казенного учреждения «Приютненский отдел образования» Приютненского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее – МКУ «Приютненский отдел образования») в целях исполнения ежегодного сводного плана проверок субъектов предпринимательства на 2021 год, утвержденного Генеральной прокуратурой Российской Федерации (учетные номера КНМ ФГИС «Единый реестр проверок» <номер>, <номер>, <номер>, <номер>), была проведена плановая выездная проверка соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов - Сети газопотребления (класс опасности III, рег. № <номер>), адрес места нахождения: <адрес>, в отношении юридического лица - МКУ «Приютненский отдел образования» (ИНН <...>, ОГРН <...>).

По результатам проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований промышленной безопасности: не обеспечена безопасная эксплуатация опасного производственного объекта - Сети газопотребления (класс опасности III, рег. № <номер>), адрес места нахождения: <адрес>, не обеспечена полнота и достоверность сведений, представленных предприятием для регистрации (перерегистрации) опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов, в связи с чем <дата> в отношении МКУ «Приютненский отдел образования» составлен протокол об административном правонарушении <номер> по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, который <дата> направлен в Приютненский районный суд Республики Калмыкия по подведомственности.

Представители МКУ «Приютненский отдел образования» <ФИО>2 и <ФИО>3 в судебном заседании вину в совершении инкриминируемого административного правонарушения признали.

Представитель Нижнее-Волжского Управления Ростехнадзора, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явился.

Суд считает, что отсутствие представителя Нижнее-Волжского Управления Ростехнадзора при рассмотрении дела не препятствует всестороннему, полному и объективному выяснению обстоятельств дела, а потому полагает рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему выводу.

Частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, состоит в том, что виновный нарушает требования промышленной безопасности.

Согласно статье 2 Федерального закона от <дата><номер>-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее Федеральный закон № <номер>-ФЗ) опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона № <номер>-ФЗ требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

Во исполнение данного законоположения Постановлением Правительства РФ от <дата><номер> утверждено Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах (далее - Положение), Постановлением Правительства РФ от <дата><номер> утверждено Положение о лицензировании эксплуатации взырывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (далее – Положение о лицензировании), приказом Ростехнадзора от <дата><номер> утвержден Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения (далее – Порядок), приказом Ростехнадзора от <дата><номер> утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления» (далее – Федеральные нормы и правила), Постановлением Правительства РФ от <дата><номер> утверждены Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности (далее – Правила).

В соответствии со ст. 10 Федерального закона № <номер>-ФЗ и п. 9 Положения в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте. Планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, предусмотренных п.п. 1, 4, 5 и 6 приложения 1 к Федеральному закону, осуществляется посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких опасных производственных объектах. Порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и требования к содержанию этих планов устанавливаются Правительством Российской Федерации. Планы мероприятий согласовываются руководителями (заместителями руководителей, в должностные обязанности которых входит согласование планов мероприятий) профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, которые привлекаются для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте.

Согласно ч.ч. 1,2 ст. 9 Федерального закона № <номер>-ФЗ и п. 6 ч. II Федеральных норм и правил организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями. Организации, осуществляющие эксплуатацию сетей газораспределения и газопотребления, кроме требований, предусмотренных Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", должны хранить проектную и исполнительную документацию в течение всего срока эксплуатации опасного производственного объекта (до ликвидации). Порядок и условия ее хранения определяются приказом руководителя эксплуатирующей организации.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона № <номер>-ФЗ в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.

Согласно ч.ч. 1,2 ст. 9 Федерального закона № <номер>-ФЗ и п. 29 Порядка организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий; анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте. Работники опасного производственного объекта обязаны в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте. Техническое расследование причин инцидентов на опасных производственных объектах, их учет и анализ регламентируются документами, утвержденными организацией, эксплуатирующей объект.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона № <номер>ФЗ в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона № <номер>-ФЗ и п. 14 Правил организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации. Работник, на которого возложены функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, обязан обеспечивать проведение контроля за соблюдением работниками опасных производственных объектов требований промышленной безопасности.

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона № <номер>-ФЗ и п. 14 Правил организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации. Работник, на которого возложены функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, обязан разрабатывать план работы по осуществлению производственного контроля.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.1, ч.ч.1,2 ст. 9 Федерального закона № <номер>-ФЗ и п. 5 «е» Положения о лицензировании разработка декларации промышленной безопасности предполагает всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом. Работники опасного производственного объекта обязаны проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности. Лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности являются обеспечение проведения подготовки и аттестации в области промышленной безопасности работников, в том числе руководителей организаций, осуществляющих деятельность на объектах, в соответствии со статьями 9 и 14.1 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от <дата> МКУ «Приютненский отдел образования» зарегистрировано и постановлено на учет в налоговом органе <дата>. Начальником данного учреждения является <ФИО>4 С <дата> исполнение обязанностей начальника МКУ «Приютненский отдел образования» возложено на <ФИО>2 Согласно материалам дела МКУ «Приютненский отдел образования» занимается деятельностью органов местного самоуправления по управлению вопросами общего характера, также осуществляет деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов на основании лицензии.

Анализ приведенных выше норм Федерального закона от <дата><номер>-ФЗ применительно к установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам позволяет сделать вывод о том, что Сеть газопотребления (класс опасности III, рег. № <номер>) относятся к категории опасных производственных объектов, которые в силу ч. 2 ст. 2 названного Закона должны быть зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов и эксплуатироваться в соответствии с требованиями действующего законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Между тем, как следует из материалов дела и установлено судом, <дата> в 15 час. 00 мин. в ходе проверки соблюдения требований законодательства в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, проведенной государственным инспектором Нижне-Волжского управления Ростехнадзора <ФИО>1 в отношении МКУ «Приютненский отдел образования», осуществляющего производственную деятельность по адресу: <адрес> (юридический адрес: <адрес>), были выявлены нарушения ч.ч. 1,2 ст. 9, ст.10, ч. 1 ст. 11, ч. 1 ст.14.1 Федерального закона от <дата><номер>ФЗ, п. 9 Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденного постановлением Правительства РФ от <дата><номер>, п. 6 ч. II Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных приказом Ростехнадзора от <дата><номер>, п. 29 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, утвержденных приказом Ростехнадзора от <дата><номер>, п. 14 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата><номер>, п. 5. «е» Положения о лицензировании эксплуатации взырывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от <дата><номер>, а именно:

- План локализации и ликвидации последствий аварий не согласован с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями;

- Не представлена проектная документация на опасный производственный объект – сеть газопотребления;

- Отсутствует договор на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями на обслуживание;

- Отсутствует утвержденный Порядок учета и расследования причин инцидентов на опасном производственном объекте, их учета и анализа;

- Отсутствует резерв финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий;

- Не обеспечивается проведение контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;

- Не разработан план работы по осуществлению производственного контроля на 2021 год;

- Работники, в том числе руководители организаций, не прошли аттестацию в области промышленной безопасности.

Указанными действиями МКУ «Приютненский отдел образования» совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

Факт совершения МКУ «Приютненский отдел образования» административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью исследованных доказательств: актом проверки № <номер> от <дата>; предписанием № <номер> от <дата>; протоколом об административном правонарушении <номер> от <дата> Достоверность и допустимость перечисленных доказательств сомнений не вызывает.

Доказательств, свидетельствующих о том, что МКУ «Приютненский отдел образования» приняло все зависящие от него меры для соблюдения обязательных норм и правил промышленной безопасности при эксплуатации названного опасного производственного объекта, в материалах дела не имеется и суду их не предоставлено.

Таким образом, судом установлено, что в деятельности МКУ «Приютненский отдел образования» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, как нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, а его вина в этом правонарушении подтверждается имеющимися в деле доказательствами, исследованными в судебном заседании.

Санкция ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ предусматривает наказание в отношении юридических лиц в виде административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (ч. 1). При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3).

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, является принятие юридическим лицом мер с целью устранения выявленных нарушений. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность юридического лица, судом не установлено.

Принимая во внимание, что нарушение МКУ «Приютненский отдел образования» требований законодательства в области нарушения требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, представляет угрозу для жизни и здоровья людей, суд считает, что цели административного наказания в данном случае не могут быть достигнуты применением менее строгого вида наказания, чем административное приостановление деятельности.

В силу ст. 32.12 КоАП РФ постановление об административном приостановлении деятельности подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

п о с т а н о в и л:

Признать Муниципальное казенное учреждение «Приютненский отдел образования» Приютненского районного муниципального образования Республики Калмыкия виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного приостановления его деятельности в части эксплуатации Сети газопотребления (класс опасности III, рег. № <номер>), адрес места нахождения: <адрес>, на срок 30 (тридцать) суток.

Настоящее постановление направить в отдел судебных приставов по <адрес> УФССП России по <адрес> для немедленного исполнения.

Назначение административного наказания не освобождает МКУ «Приютненский отдел образования» Приютненского РМО РК от исполнения обязанностей, за неисполнение которых назначено данное административное наказание.

Постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Приютненский районный суд Республики Калмыкия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья