ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1173/18 от 15.01.2019 Набережночелнинского городского суда (Республика Татарстан)

КОПИЯ

Подлинник данного документа подшит в административном деле № 5-2/2019, хранящемся в Набережночелнинском городском суде РТ

№ 5-2/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Набережные Челны 15 января 2019 г.

Судья Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан Саитгареев М.Г., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении Благотворительного фонда охраны здоровья и защиты прав граждан, юридический и фактический адрес: 423827, Республика Татарстан, ... ранее не привлекавшегося к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

20 июня 2018 года по адресу: 423827, Республика Татарстан, г. ..., Управлением на основании статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) и распоряжения Управления от 07.06.2018 № 1011-р проведена внеплановая документарная проверка Благотворительного фонда охраны здоровья и защиты прав граждан на предмет соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.

В ходе проверки установлено, что Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан осуществляет политическую деятельность на территории Российской Федерации и получает денежные средства от иностранных источников. В соответствии с пунктом 2 статьи 6, пунктом 7 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан имеет признаки некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, сведения о которой подлежат включению в соответствующий реестр. В нарушение абзаца 2 пункта 7 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ с заявлением о внесении сведений в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан не обратился.

При рассмотрении дела представитель Благотворительного фонда охраны здоровья и защиты прав граждан по доверенности Нисанбекова Э.Р. вину и обстоятельства, указанные в протоколе об административном правонарушении не признала и суду пояснила, что при проведении проверки в отношении Благотворительного фонда здоровья и защиты прав граждан были допущены нарушения Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294 – ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», поскольку должностные лица, осуществлявшие проверку фактически вышли за рамки документарной проверки, давая оценку публикациям находящимся в сети «Интернет». Кроме того, при производстве по делу были допущены процессуальные нарушения. Так, акте проверки есть ссылка на заключение специалиста Г. Л.М. Вместе с тем полагают, что Г. Л.М. является лицом заинтересованным в исходе дела, поскольку последний является единственным учредителем ООО «НПО «...», одним из видов которой является оптовая торговля фармацевтической продукции. В то же время в исследуемых статьях специалист Г. Л.М. высказывает мнения относительно закупок и продажи фармацевтической продукции для терапии ВИЧ и вирусных гепатитов, что заставляет сделать вывод об относительной заинтересованности в исходе дела и необъективность в проведении исследования. Кроме того, до составления протокола об административном правонарушении и вынесения постановления Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан уж состоял в реестре НКО, выполняющих роль иностранного агента, что исключает состав инкриминированного им правонарушения.

Допрошенный в судебном заседании специалист Г. Л.М. суду показал, что действительно на основании поручения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан было проведено исследование деятельности и публикаций Благотворительного фонда охраны здоровья и защиты прав граждан. Данные выводы изложенные в заключении он полностью подтверждает. Наличие у него заинтересованности в проведении исследования полностью отрицает. Действительно он является учредителем ООО «НПО «...». Согласно ОКВЭД основным видом деятельности его предприятия является закупка и реализация мяса сельскохозяйственных животных. Именно этим направлением он и занимался последние несколько лет. В 2018 г. в ОКВЭД ООО «НПО «...» был добавлены еще и строительное направление деятельности, и его фирма также занималась именно этим направлением. Однако в 3 и 4-м квартале 2018 г. никакой деятельностью его фирма не занималась и в дальнейшем он планирует его закрыть. Он располагает достаточными научными и политологическими знаниями для производства подобного рода исследований.

Представитель отдела по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции РФ по Республике Татарстан в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении не поступало, судья считает возможным рассмотрение дела в его отсутствие.

Выслушав представителя Благотворительного фонда охраны здоровья и защиты прав граждан, а также других участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в данном Федеральном законе понимается Российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от Российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.

К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества.

В силу пункта 7 статьи 32 названного Федерального закона некоммерческая организация, намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 указанного Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Вина Благотворительного фонда охраны здоровья и защиты прав граждан полностью подтверждается материалами административного дела, а именно: протоколом № 224 об административном правонарушении от 27 сентября 2018 г. (л.д.5-6), выпиской из ЕГРЮЛ (л.д.7-11), актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица № 16-вп/2018 (л.д.18-23), показаниями специалиста Г. Л.М., иным документом – сведениями из заключения специалиста Г. Л.М. от 15 июня 2018 г. (л.д.27-58).

Ответственность за совершенное Благотворительным фондом охраны здоровья и защиты прав граждан административное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 19.34 КоАП РФ, согласно которой осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

По делу достоверно установлено, что деятельность некоммерческой организации имеет направленность на воздействие принимаемых государственными органами решений и проводимой ими политики, затрагивает, как публично-правовые интересы в целом, так права и свободы всех граждан, в том числе путем привлечения к участию в проводимых мероприятиях представителей государственных органов с целью публичного обсуждения вопросов их деятельности и оказание влияния на правовое регулирование общественных отношений, что в соответствии с позицией, изложенной в Постановлении Конституционного суда РФ от 08.04.2014 N 10-П и положениями Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" относится к политической деятельности, осуществляемой на территории РФ.

При этом в ходе судебного заседания установлено, что деятельность Благотворительного фонда охраны здоровья и защиты прав граждан финансируется из иностранных источников.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Факт того, что Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан был включен в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента до составления протокола об административном правонарушении не свидетельствует об отсутствии в действиях Фонда состава административного правонарушения.

При назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, совершение административного правонарушения впервые, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, судья признает совершение административного правонарушения впервые.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.

С учетом всех обстоятельств, с учетом справедливости и соразмерности административного наказания за совершенное правонарушение считает необходимым назначить Благотворительному фонду охраны здоровья и защиты прав граждан наказание в виде административного штрафа.

При этом судья не усматривает возможности применения по делу об административном правонарушении ст. 2.9 КоАП РФ.

Вместе с тем, учитывая тот факт, что на момент рассмотрения дела об административном правонарушении правовая позиция Конституционного Суда РФ о возможности назначения административного наказания ниже низшего предела, изложенная в Постановлении от 08.04.2014 N 10-П, была реализована в нормах ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, введенных в Кодекс Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", с учетом изложенного, принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения и исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица суд считает возможным при назначении Благотворительному фонду охраны здоровья и защиты прав граждан административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 19.34 КоАП РФ, уменьшить ниже низшего предела, предусмотренного санкцией названной нормы, но до размера не менее половины минимального размера.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 19.34 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.

Штраф подлежит уплате на имя получателя УФК по РТ (Управление Министерства юстиции Российской Федерации по РТ – л/с 04111879600), ИНН 1659084702, КПП 166001001, р/с № 40101810800000010001 в отделении НБ Республики Татарстан г. Казань, БИК № 049205001, КБК № 31811690040046000140, ОКТМО 92701000), УИН 0, не позднее 60 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу, квитанция об уплате штрафа подлежит представлению в Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан по адресу: РТ, г. Набережные Челны, новый город, д.40/10А каб.4.

В случае неуплаты штрафа в срок принимается решение о привлечении лица, не уплатившего штраф, к административной ответственности по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, предусматривающей наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.

Постановление может быть обжаловано (опротестовано) в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня вручения копии настоящего постановления через городской суд.

Судья: подпись.

Копия верна.

Судья: Саитгареев М.Г.

На момент опубликования постановление не вступило в законную силу.

Судья: Саитгареев М.Г.