П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Дербент 30 июня 2016 года
Судья Дербентского городского суда РД Гасанов ФИО5., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении ОАО «Российские железные дороги» (юридический адрес: <номер изъят><адрес изъят>, государственная регистрация в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, <номер изъят>) по признакам правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 К о АП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») сообщило в таможенный орган недостоверные сведения о количестве и наименовании товаров при убытии товаров с таможенной территории Таможенного союза, при следующих обстоятельствах:
13.03.2016 на железнодорожную станцию Дербент поступил ж/д вагон <номер изъят>, следующий из Азербайджана в Россию. Перевозчиком - ОАО «РЖД» таможенному органу РФ была подана ж/д накладная <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ, в которой был задекларирован товар - «кокс нефтяной», общим весом брутто - 64200 кг., (инвойс № <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ, сертификат о происхождении товара <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ, сертификат качества <номер изъят> от 11.03.2016г.) в адрес ОАО «Русал Братский Алюминиевый завод» (РФ, <адрес изъят>-16). В соответствии с актом таможенного досмотра <номер изъят> вес товара указанного в товаротранспортной накладной (далее ТТН) в составляет 64200 кг, а вес товара по результатам измерения на весах ж/д станции ФИО1 составил 65250 кг. В связи с этим установлено, что вес товара «кокс нефтяной» заявленного в ТТН не соответствует количеству фактически перевозимого в ж/д вагоне, т.е. имеется расхождение в сторону превышения веса на 1050 кг. По данному факту старшим государственным таможенным инспектором отдела таможенного досмотра (далее - СГТИ ОТД) т/поста ЖДПП Дербент ФИО2 ФИО6ДД.ММ.ГГГГ в отношении ОАО «РЖД» возбуждено дело об АП <номер изъят> по ч. 3 ст. 16.1 К о АП РФ. Товар - «кокс нефтяной», общим весом брутто 1050 кг., являющийся предметом административного правонарушения по делу, в соответствии со ст. 27.10 К о АП РФ, изъят и помещен на ответственное хранение в камеру хранения вещественных доказательств Дербентского таможенного поста Дагестанской таможни.
По результатам административного расследования 22.04.2016 уполномоченным по ОВД ОАР таможни (прикомандированным на т/пост ЖДПП Дербент) Рамазано- вым ФИО7 в отношении ОАО «РЖД» составлен протокол об АП <номер изъят>, который в соответствии со ст. 28.8 К о АП РФ с другими материалами дела об АП передан на рассмотрение. В ходе рассмотрения указанного дела об АП вина ОАО «РЖД» подтвердилась.
Таким образом, ОАО «РЖД» сообщило в таможенный орган недостоверные сведения о количестве и наименовании товаров при убытии товаров с таможенной территории Таможенного союза, что является административным правонарушением, предусмотренным ч. 3 ст. 16.1 К о АП РФ.
Представитель таможенного поста ЖДПП г. Дербент ФИО3 ФИО8 пояснил, что считает вину ОАО «РЖД» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.16.1 Ко АП РФ, доказанной и просит назначить ему наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения.
Представитель ОАО «Российские железные дороги», извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, сведения о причинах неявки не сообщил.
Факт совершения ОАО «Российские железные дороги» данного административного правонарушения подтверждается: определением о возбуждении дела об АП <номер изъят> в отношении перевозчика - ОАО «РЖД» от 23.03.2016; товаросопроводительными документами (ж/д накладная <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ, инвойсом № <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ, сертификатом о происхождении товара <номер изъят> от 11.03.2016, сертификатом качества <номер изъят> от 11.03.2016г.); АТД<номер изъят>; протоколом опроса свидетеля СГТИ ОТД т/поста ЖДПП «Дербент» ДТ Ома
ровым ФИО9. (проживающий по адресу: <адрес изъят><адрес изъят>, <адрес изъят>), в котором пояснил обстоятельства выявления административного правонарушения; протоколом об АП <номер изъят> в отношении ОАО «РЖД» по ч. 3 ст. 16.1 КоАП России и другими материалами дела об АП.
Согласно п. 21 ст. 4 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС) перевозчиком является лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу и (или) перевозку товаров под таможенным контролем в пределах таможенной территории таможенного союза, или являющееся ответственным за использование транспортных средств.
Статьей 158 п. 1 ТК ТС предусмотрено, что перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии на таможенную территорию таможенного союза путем представления документов и сведений, предусмотренных ст. 159 ТК ТС, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров.
Согласно п. 4 ст. 159 ТК ТС в числе сведений, подлежащих сообщению таможенному органу при международной перевозке ж/д транспортом, указаны в т.ч. сведения о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров, наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности не менее чем на уровне первых четырех знаков, вес брутто товаров (в килограммах).
ОАО «РЖД», в нарушение требований ст. 159 ТК ТС, сообщило в таможенный орган недостоверные сведения о количестве и наименовании товаров при убытии товаров с таможенной территории Таможенного союза.
Согласно ст. 163 ТК ТС для убытия товаров с таможенной территории таможенного союза перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные ст. 159 настоящего Кодекса, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется международная перевозка.
Диспозиция ч. 3 ст. 16.1 К о АП РФ предусматривает административную ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.
ТК ТС предоставляет перевозчику не право, а возлагает обязанность на последнего при международной перевозке сообщать таможенному органу в числе прочих сведения о наименовании товаров, их весе брутто и (или) объеме, количестве грузовых мест их маркировке независимо от течения обстоятельств организации перевозки.
Согласно ст. 27 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявлениях на перевозку грузобагажа).
Объектом данного правонарушения является установленный порядок предоставления сведений о товаре в товаросопроводительных документах с целью убытия товаров с таможенной территории ТС.
Объективная сторона данного правонарушения заключается в сообщении должностным лицам таможенного поста ЖДПП «Дербент» Дагестанской таможни в товаросопроводительных документах недостоверных сведений о наименовании, количестве грузовых мест, объеме и весе товара при убытии товаров с таможенной территории ТС. Сообщение таможенному органу недостоверных сведений, необходимых для осуществления таможенного оформления и таможенного контроля посягают на отношения, обеспечивающие таможенный контроль.
Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст. 16.1 К о АП РФ, является перевозчик, фактически предоставивший таможенному органу документы, содержащие недостоверные сведения. Согласно документам и сведениям, полученным в ходе административного расследования ОАО «РЖД» выступало в качестве перевозчика указанного товара и представило таможенному органу для убытия товаров с таможенной территории ТС недействительные документы (содержащие недостоверные сведения).
Субъективная сторона данного административного правонарушения выражается в том, что со статьей 15 Конституции России любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Вступая в правоотношения с таможенным органом, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения требований закона.
ОАО «РЖД», осуществляя профессиональную деятельность по перевозке грузов, должно было таким образом планировать проведение предварительных операций, к которым относится и приемка товаров к перевозке, до представления таможенному органу документов, чтобы избежать нарушения требований законодательства ТС, а также так построить свои гражданско-правовые отношения с контрагентом, чтобы иметь достоверные сведения о перемещаемом товаре (о наименовании и количестве мест) с целью их последующего представления таможенным органам, а также планировать проведение предварительных операций таким образом, чтобы избежать нарушения требований таможенного законодательства таможенного союза.
В постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 27.05.2001 № 7 - П отмечено, что «возможность исполнения субъектом таможенных правоотношений своих публично - правовых обязанностей не должна обеспечиваться в меньшей степени, чем выполнение обязательств в имущественных отношениях: на нем лежит забота о выборе контрагента и обеспечении выполнения последним принятых обязательств любыми законными способами, он отвечает за неисполнение публичных обязанностей, связанных, в том числе, с действиями (бездействием) контрагентов».
Вина перевозчика ОАО «РЖД» установлена, так как в соответствии с нормами ч.2 ст. 2.1 К о АП России у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению и заключается в невыполнении обязанностей ст. 159 ТК ТС, предусматривающих предоставление достоверных сведений о наименовании и количестве товаров при убытии товаров с таможенной территории Таможенного союза.
Суд, оценив представленные доказательства в их совокупности, квалифицирует действия ОАО «РЖД» по ч. 3 ст. 16.1 К о АП РФ.
При назначении наказания суд учитывает характер совершенного ОАО «РЖД» административного правонарушения, данные о его личности и имущественном положении.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9 и 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
П О С Т А Н О В И Л :
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 К о АП РФ, и назначить ему наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения: товар - «кокс нефтяной», общим весом брутто 1050 кг..
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
СУДЬЯ ФИО11 ГАСАНОВ