ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-117/16 от 30.06.2016 Дербентского городского суда (Республика Дагестан)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Дербент 30 июня 2016 года

Судья Дербентского городского суда РД Гасанов ФИО5., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении ОАО «Российские железные дороги» (юридический адрес: <номер изъят><адрес изъят>, государственная регистрация в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, <номер изъят>) по признакам правонарушения, преду­смотренного ч. 3 ст. 16.1 К о АП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») сообщи­ло в таможенный орган недостоверные сведения о количестве и наименовании това­ров при убытии товаров с таможенной территории Таможенного союза, при следующих обстоятельствах:

13.03.2016 на железнодорожную станцию Дербент поступил ж/д вагон <номер изъят>, следующий из Азербайджана в Россию. Перевозчиком - ОАО «РЖД» таможенному органу РФ была подана ж/д накладная <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ, в которой был задекларирован товар - «кокс нефтяной», общим весом брутто - 64200 кг., (инвойс № <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ, сертификат о происхождении товара <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ, сертификат качества <номер изъят> от 11.03.2016г.) в адрес ОАО «Русал Братский Алюминиевый завод» (РФ, <адрес изъят>-16). В соответствии с актом таможенного досмотра <номер изъят> вес товара указанного в товаротранспортной накладной (далее ТТН) в составляет 64200 кг, а вес товара по результатам измерения на весах ж/д станции ФИО1 составил 65250 кг. В связи с этим установлено, что вес товара «кокс нефтяной» заявленного в ТТН не соответствует количеству фактически перевозимого в ж/д вагоне, т.е. имеет­ся расхождение в сторону превышения веса на 1050 кг. По данному факту старшим государственным таможенным инспектором отдела таможенного досмотра (далее - СГТИ ОТД) т/поста ЖДПП Дербент ФИО2 ФИО6ДД.ММ.ГГГГ в отношении ОАО «РЖД» возбуждено дело об АП <номер изъят> по ч. 3 ст. 16.1 К о АП РФ. Товар - «кокс нефтяной», общим весом брутто 1050 кг., являющийся предме­том административного правонарушения по делу, в соответствии со ст. 27.10 К о АП РФ, изъят и помещен на ответственное хранение в камеру хранения веществен­ных доказательств Дербентского таможенного поста Дагестанской таможни.

По результатам административного расследования 22.04.2016 уполномоченным по ОВД ОАР таможни (прикомандированным на т/пост ЖДПП Дербент) Рамазано- вым ФИО7 в отношении ОАО «РЖД» составлен протокол об АП <номер изъят>, который в соответствии со ст. 28.8 К о АП РФ с другими материалами дела об АП передан на рассмотрение. В ходе рассмотрения указанного дела об АП вина ОАО «РЖД» подтвердилась.

Таким образом, ОАО «РЖД» сообщи­ло в таможенный орган недостоверные сведения о количестве и наименовании това­ров при убытии товаров с таможенной территории Таможенного союза, что является административным правонарушением, предусмотренным ч. 3 ст. 16.1 К о АП РФ.

Представитель таможенного поста ЖДПП г. Дербент ФИО3 ФИО8 пояснил, что считает вину ОАО «РЖД» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.16.1 Ко АП РФ, доказанной и просит назначить ему наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения.

Представитель ОАО «Российские железные дороги», извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, сведения о причинах неявки не сообщил.

Факт совершения ОАО «Российские железные дороги» данного административного правонарушения подтверждается: определением о возбуждении дела об АП <номер изъят> в отношении перевозчика - ОАО «РЖД» от 23.03.2016; товаросопроводительными документами (ж/д накладная <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ, инвойсом № <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ, сертификатом о происхождении товара <номер изъят> от 11.03.2016, сертификатом качества <номер изъят> от 11.03.2016г.); АТД<номер изъят>; протоколом опроса свидетеля СГТИ ОТД т/поста ЖДПП «Дербент» ДТ Ома

ровым ФИО9. (проживающий по адресу: <адрес изъят>­<адрес изъят>, <адрес изъят>), в котором пояснил обстоятельства выявления административного пра­вонарушения; протоколом об АП <номер изъят> в отношении ОАО «РЖД» по ч. 3 ст. 16.1 КоАП России и другими материалами дела об АП.

Согласно п. 21 ст. 4 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС) перевозчиком является лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу и (или) перевозку товаров под таможенным контролем в пределах тамо­женной территории таможенного союза, или являющееся ответственным за исполь­зование транспортных средств.

Статьей 158 п. 1 ТК ТС предусмотрено, что перевозчик обязан уведомить та­моженный орган о прибытии на таможенную территорию таможенного союза путем представления документов и сведений, предусмотренных ст. 159 ТК ТС, в зависи­мости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров.

Согласно п. 4 ст. 159 ТК ТС в числе сведений, подлежащих сообщению тамо­женному органу при международной перевозке ж/д транспортом, указаны в т.ч. све­дения о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров, наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономиче­ской деятельности не менее чем на уровне первых четырех знаков, вес брутто това­ров (в килограммах).

ОАО «РЖД», в нарушение требований ст. 159 ТК ТС, сообщи­ло в таможенный орган недостоверные сведения о количестве и наименовании това­ров при убытии товаров с таможенной территории Таможенного союза.

Согласно ст. 163 ТК ТС для убытия товаров с таможенной территории тамо­женного союза перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные ст. 159 настоящего Кодекса, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется международная перевозка.

Диспозиция ч. 3 ст. 16.1 К о АП РФ предусматривает административную от­ветственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количе­стве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объ­еме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под тамо­женную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, от­носящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.

ТК ТС предоставляет перевозчику не право, а возлагает обязанность на послед­него при международной перевозке сообщать таможенному органу в числе прочих сведения о наименовании товаров, их весе брутто и (или) объеме, количестве грузо­вых мест их маркировке независимо от течения обстоятельств организации перевоз­ки.

Согласно ст. 27 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железно­дорожного транспорта Российской Федерации» перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоот­правителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заяв­лениях на перевозку грузобагажа).

Объектом данного правонарушения является установленный порядок предос­тавления сведений о товаре в товаросопроводительных документах с целью убытия товаров с таможенной территории ТС.

Объективная сторона данного правонарушения заключается в сообщении должностным лицам таможенного поста ЖДПП «Дербент» Дагестанской таможни в товаросопроводительных документах недостоверных сведений о наименовании, ко­личестве грузовых мест, объеме и весе товара при убытии товаров с таможенной территории ТС. Сообщение таможенному органу недостоверных сведений, необхо­димых для осуществления таможенного оформления и таможенного контроля пося­гают на отношения, обеспечивающие таможенный контроль.

Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст. 16.1 К о АП РФ, является перевозчик, фактически предоставивший таможен­ному органу документы, содержащие недостоверные сведения. Согласно докумен­там и сведениям, полученным в ходе административного расследования ОАО «РЖД» выступало в качестве перевозчика указанного товара и представило тамо­женному органу для убытия товаров с таможенной территории ТС недействитель­ные документы (содержащие недостоверные сведения).

Субъективная сторона данного административного правонарушения выражает­ся в том, что со статьей 15 Конституции России любое лицо должно соблюдать ус­тановленные законом обязанности. Вступая в правоотношения с таможенным орга­ном, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно уста­новленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения требований закона.

ОАО «РЖД», осуществляя профессиональную деятельность по перевозке гру­зов, должно было таким образом планировать проведение предварительных опера­ций, к которым относится и приемка товаров к перевозке, до представления тамо­женному органу документов, чтобы избежать нарушения требований законодатель­ства ТС, а также так построить свои гражданско-правовые отношения с контраген­том, чтобы иметь достоверные сведения о перемещаемом товаре (о наименовании и количестве мест) с целью их последующего представления таможенным органам, а также планировать проведение предварительных операций таким образом, чтобы избежать нарушения требований таможенного законодательства таможенного сою­за.

В постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 27.05.2001 № 7 - П отмечено, что «возможность исполнения субъектом таможенных правоот­ношений своих публично - правовых обязанностей не должна обеспечиваться в меньшей степени, чем выполнение обязательств в имущественных отношениях: на нем лежит забота о выборе контрагента и обеспечении выполнения последним при­нятых обязательств любыми законными способами, он отвечает за неисполнение публичных обязанностей, связанных, в том числе, с действиями (бездействием) контрагентов».

Вина перевозчика ОАО «РЖД» установлена, так как в соответствии с нормами ч.2 ст. 2.1 К о АП России у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению и заключается в невыполнении обязанностей ст. 159 ТК ТС, предусматривающих пре­доставление достоверных сведений о наименовании и количестве товаров при убы­тии товаров с таможенной территории Таможенного союза.

Суд, оценив представленные доказательства в их совокупности, квалифицирует действия ОАО «РЖД» по ч. 3 ст. 16.1 К о АП РФ.

При назначении наказания суд учитывает характер совершенного ОАО «РЖД» административного правонарушения, данные о его личности и имущественном положении.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9 и 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

П О С Т А Н О В И Л :

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 К о АП РФ, и назначить ему наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения: товар - «кокс нефтяной», общим весом брутто 1050 кг..

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

СУДЬЯ ФИО11 ГАСАНОВ