79RS0002-01-2020-000308-68
Дело № 5-117/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
26 февраля 2020 года г. Биробиджан
Судья Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области Хроленок Т.В.,
с участием представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1,
рассмотрев, в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении юридического лица Управления по государственной охране объектов культурного наследия Еврейской автономной области, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
В период с 02.12.2019 по 18.12.2019 в ходе проведения внеплановой документарной проверки Управлением Минкультуры России по ДФО при осуществлении деятельности Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Еврейской автономной области (далее – Управление охраны ОКН) выявлены нарушения требований Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ), которые выразились: в отсутствии деятельности по утверждению нормативно-правовых актов в объеме необходимом для осуществления государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения; в отсутствии деятельности по надлежащему государственному контролю в соответствии с установленным порядком осуществления федерального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.
По данному факту в отношении Управления охраны ОКН составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ФИО1, действующий на основании доверенности, факт совершения вменяемого административного правонарушения признал в части и подтвердил, что за период деятельности 2017, 2018, 2019 годы Управлением охраны ОКН не обеспечено принятие нормативных актов по оформлению охранных обязательств, по установлению предметов охраны и границ территорий в отношении в отношении четырёх объектов культурного наследия федерального значения (объекты археологического наследия). Данные мероприятия не были выполнены по причине недостаточного финансирования из федерального бюджета. Дополнительно пояснил, что Управление охраны ОКН в 2019 году обращалось в Управление Минкультуры России по ДФО о необходимости дополнительного финансирования, а также направляло заявку на уточнение объема финансовых средств, необходимых для финансирования государственной программы «Сохранение, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия Еврейской автономной области» на 2019-2025 годы в 2020 году и плановом периоде 2021-2022 годов. Также пояснил, что составление протокола об административном правонарушении в отношении собственника объекта культурного наследия федерального значения является правом, а не обязанностью Управление охраны ОКН. Просил производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В судебное заседание представитель Управления Минкультуры России по ДФО не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил свои письменные пояснения, в соответствии с которыми на Управление охраны ОКН специально созданное для целей осуществления сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия народов РФ, не исполняя свои прямые функции по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения, является правонарушителем, создающим условия и угрозу нанесения вреда объектам культурного наследия или их уничтожения (разрушения).
Выслушав пояснения лица, участвующего в деле, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В силу части 1 статьи 40 Федерального закона № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В силу статьи 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ неотъемлемой частью охранного обязательства является паспорт объекта культурного наследия, предусмотренный статьей 21 настоящего Федерального закона.
В случае отсутствия паспорта объекта культурного наследия в охранное обязательство вносятся: сведения о наименовании объекта культурного наследия; сведения о времени возникновения или дате создания объекта культурного наследия, датах основных изменений (перестроек) данного объекта и (или) датах связанных с ним исторических событий; сведения о категории историко-культурного значения объекта культурного наследия; сведения о виде объекта культурного наследия; номер и дата принятия органом государственной власти решения о включении объекта культурного наследия в реестр; сведения о местонахождении объекта культурного наследия (адрес объекта или при его отсутствии описание местоположения объекта); сведения о границах территории объекта культурного наследия (при наличии); описание предмета охраны объекта культурного наследия (при наличии); фотографическое (иное графическое) изображение объекта культурного наследия, за исключением отдельных объектов археологического наследия, фотографическое изображение которых вносится на основании решения соответствующего органа охраны объектов культурного наследия; сведения о наличии зон охраны данного объекта культурного наследия с указанием номера и даты принятия органом государственной власти акта об утверждении указанных зон либо информация о расположении данного объекта культурного наследия в границах зон охраны иного объекта культурного наследия; сведения о требованиях к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, об особом режиме использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона; иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Охранное обязательство утверждается актом регионального органа охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения, земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, и земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия, включенные в указанный перечень), объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
Частью 2 статьи 11 Федерального закона № 73-ФЗ установлено, что региональный орган охраны объектов культурного наследия осуществляет федеральный государственный надзор в отношении объектов культурного наследия федерального значения.
Согласно части 5 статьи 11 Федерального закона № 73-ФЗ должностные лица государственных органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством РФ имеют право, в том числе: выдавать предписания; привлекать к административной ответственности и принимать меры по предотвращению правонарушений; предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре, об изъятии объекта культурного наследия либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия.
В соответствии с постановлением губернатора Еврейской автономной области от 27.04.2017 № 88 «О создании управления по государственной охране объектов культурного наследия Еврейской автономной области» Управление охраны ОКН является исполнительным органом государственной власти Еврейской автономной области, осуществляющим полномочия в сфере культурного наследия (памятников истории и культуры) в Еврейской автономной области.
Из Положения об управлении по государственной охране объектов культурного наследия Еврейской автономной области, утвержденного Постановление правительства ЕАО от 13.06.2017 № 247-пп, Управление охраны ОКН: осуществляет государственную охрану объектов культурного наследия федерального значения; федеральный государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия федерального значения; государственную охрану объектов культурного наследия федерального значения; утверждает границы территории объекта культурного наследия; устанавливает особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия; оформляет и утверждает охранные обязательства на объекты культурного наследия, включенные в Реестр, земельные участки, в границах которых располагаются объекты археологического наследия; определяет мероприятия по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия либо выявленного объекта археологического наследия.
Управление охраны ОКН вправе в том числе составлять протоколы об административных правонарушениях в пределах своей компетенции и направлять их в суды для привлечения к административной ответственности.
В судебном заседании установлено, что на территории Еврейской автономной области расположено 6 объектов культурного наследия федерального значения, из них 2 объекта являются памятниками архитектуры («Памятник-музей, сооруженный в честь Волочаевских боев» (<адрес>-1, сопка Июнь-Корань, реестровый №), «Памятник и братская могила погибших при штурме Волочаевских укреплений во время войны с японскими интервентами в 1922 году» (<адрес>-1, сопка Июнь-Корань, реестровый №), 4 - памятники археологии (место кухонных остатков (<адрес>, реестровый №), место кухонных остатков (<адрес>, реестровый №), курганы (<адрес>, п. Ин, реестровый №), место находок костей мамонта (<адрес>, реестровый №).
Из материалов дела следует, что в соответствии с распоряжением руководителя Управления Минкультуры России по ДФО от 14.10.2019 № 50 «О проведении внеплановой проверки» в рамках осуществления органами государственного контроля за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в период с 02.12.2019 по 18.12.2019 проведена внеплановая документарная проверка в отношении Управления охраны ОКН. Проверяемый период 2 полугодие 2017 года – 1 полугодие 2019 года.
Согласно акту от 18.12.2019 №-пп в ходе проведения проверки выявлено следующее на территории субъекта РФ – Еврейская автономная область расположено 6 объектов культурного наследия федерального значения, из них: 4 – объекты археологического наследия; 2 - памятники истории и культуры, все объекты культурного наследия федерального значения зарегистрированы в АИС ЕГРКН.
За время деятельности в проверяемый период Управлением охраны ОКН:
в нарушение стать 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ не обеспечено принятие нормативных актов по оформлению охранных обязательств в отношении четырех объектов культурного наследия федерального значения (объекты археологического наследия);
в нарушение статьи 9.1, пункта 10 части 2 статьи 33 Федерального закона № 73-ФЗ не обеспечено принятие нормативных актов по установлению предметов охраны и границ территорий в отношении четырех объектов
в нарушение части 1 статьи 47.2 Федерального закона № 73-ФЗ культурного наследия федерального значения (объекты археологического наследия);
в нарушение требований статьи 11 Федерального закона № 73-ФЗ не реализовано законное право на принятие мер реагирования по привлечению в судебном порядке виновных лиц к административной ответственности в рамках осуществления контроля за состоянием объектов культурного наследия федерального значения и проведения проверок в отношении собственников (пользователей) при выявлении нарушений со стороны МТУ Росимущества по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области требований федерального закона № 73-ФЗ в отношении двух памятников истории и культуры.
Кроме того, Управлением охраны ОКН не приняты нормативные правовые акты в отношении оформления паспортов, границ территории объектов культурного наследия федерального значения.
Управлению охраны ОКН выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 18.12.2019 №-п/п, которое не оспорено.
Вина Управления охраны ОКН в совершении административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 10.01.2020 №-п/п, составленным уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ, актом проверки от 18.12.2019 №-пп, предписанием от 18.12.2019 №-п/п.
Утверждение представителя Управления охраны ОКН, что в связи с недостаточным финансированием у Управления охраны ОКН, отсутствует возможность для соблюдения законодательства об объектах культурного наследия, не свидетельствует о невиновности Управления охраны ОКН в совершении административного правонарушения.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, судья приходит к выводу о наличии законных оснований для привлечения Управления охраны ОКН к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При таких обстоятельствах, Управление охраны ОКН, как орган исполнительной власти Еврейской автономной области, специально созданный для целей осуществления сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации не использовал в полном объеме свои функции, создало условия и угрозу нанесения вреда объектам культурного наследия или их уничтожения (разрушения).
Управлением охраны ОКН не представлено доказательств принятия всех зависящих от него и исчерпывающих мер, направленных на соблюдение действующего законодательства и надлежащим образом осуществления переданных ему полномочий.
Обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, не установлено.
При назначении административного наказания судья учитывает обстоятельства дела, сведения о лице, привлекаемом к административной ответственности, учитывая то обстоятельство, что Управление охраны ОКН впервые привлекается к административной ответственности, судья полагает необходимым назначить административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
Признать Управление по государственной охране объектов культурного наследия Еврейской автономной области, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.
Административный штраф подлежит перечислению:
Получатель: УФК по Хабаровскому краю (Управление Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу), л/с <***>
ИНН <***>, р/с <***> в отделении г. Хабаровска,
БИК 040813001, КОД 05411601071010016140 (денежные взыскания, штрафы),
КПП 272101001, ОКТМО 08701000, ОГРН <***>.
Постановление может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления через Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области.
Судья Т.В. Хроленок
Разъяснить Управлению по государственной охране объектов культурного наследия Еврейской автономной области, что в соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В трехдневный срок со дня уплаты штрафа Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Еврейской автономной области необходимо представить в Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области, каб. № 104, копию квитанции или платежного документа.
В соответствии с частью 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (60 дней), судья в течение трех суток направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
В соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до 50 часов.