ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-118/17 от 30.05.2017 Багратионовского районного суда (Калининградская область)

Дело №5-118/17П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г.Багратионовск 30 мая 2017 г.

Судья Багратионовского районного суда Калининградской области Жогло С.В.,

при секретаре Садковой Е.О.,

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа п. Корнево» (далее – МБОУ СОШ п. Корнево, Учреждение),

У С Т А Н О В И Л:

По результатам плановой выездной проверки МБОУ СОШ п. Корнево, осуществляющего свою деятельности по адресам: Калининградская область, Багратионовский район, пос. Корнево, ул. Школьная, дом №5 и Калининградская область, Багратионовский район, пос. Медовое, ул. Школьная, дом №7, проведенной в период с 01.02.2017 г. по 02.03.2017 г. должностным лицом отдела государственного контроля (надзора), лицензирования, государственной аккредитации, подтверждения документов об образовании и (или) квалификации Министерства образования Калининградской области, были обнаружены нарушения, заключающиеся в осуществлении МБОУ СОШ п. Корнево образовательной деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубыми нарушениями лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «б», «г» и «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 г. №966.

По данному факту 02.03.2017 г. в отношении МБОУ СОШ п. Корнево был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ.

В судебном заседании законный представитель МБОУ СОШ п. Корнево - директор данного образовательного учреждения Дворянов В.А. не оспаривал наличия выявленных нарушений, пояснив, что учреждением в настоящее время принимаются меры к устранению данных нарушений.

Выслушав объяснения законного представителя МБОУ СОШ п. Корнево и исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.

Административным правонарушением, предусмотренным частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, признается осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии).

Право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии) (пункт 3 статьи 49 Гражданского кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.

Согласно пункту 7 статьи 3 данного Федерального закона, под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Порядок лицензирования образовательной деятельности установлен Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 г. №966 (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 6 Положения лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются:

наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами (подпункт «б»);

наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (подпункт «г»);

наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам (подпункт «д»).

Согласно примечанию к статье 19.20 КоАП РФ, понятие грубого нарушения условий лицензии устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 9 Положения к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относится, в частности нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «б», «г» и «д» пункта 6 настоящего Положения.

Осуществление образовательной деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что МБОУ СОШ п. Корнево осуществляло образовательную деятельность, не связанную с извлечением прибыли, с грубым нарушением указанных лицензионных требований.

Так, в ходе проверки органом государственного контроля (надзора) Министерства образования Калининградской области были выявлены следующие нарушения требований законодательства в области образования:

1. образовательные программы и учебные планы МБОУ СОШ пос. Корнево не соответствуют требованиям Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) и приказам Министерства образования и науки Российской Федерации:

«Основная образовательная программа дошкольного образования»

- в части закрепления типа данной программы не соответствует требованиям статьи 12 Закона,

- содержит понятия, не предусмотренные Законом, например, «ступень» и т.д.,

- структура программы не соответствует требованиям пунктов 9 и 22 статьи 9 Закона,

- в нарушение требований пункта 2.10 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее – Приказ №1155) не выдерживается объем обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений,

- в нарушение требований пункта 2.11.2 Приказа №1155 отсутствует «коррекционная работа и/или инклюзивное образование»,

- в нарушение требований пункта 2.13 Приказа №1155 отсутствует дополнительный раздел - краткая презентация,

- в нарушение Приказа №1155 в целевом разделе в пояснительной записке отсутствуют цели и задачи реализации программы, принципы и подходы к формированию программы, значимые характеристики для разработки и реализации программы, в том числе характеристики особенностей развития детей,

- в нарушение Приказа №1155 в содержательном разделе отсутствуют вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфика их образовательных потребностей и интересов; особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; наиболее существенные характеристики содержания программы,

- в нарушение Приказа №1155 в организационном разделе отсутствует информация об обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, отсутствует краткая презентация программы, ориентированная на родителей (законных представителей) и доступная для ознакомления,

- в нарушение пункта 2.11.1 Приказа № 1155 вместо планируемых результатов в программе указаны промежуточные планируемые результаты,

- в нарушение пункта 2.1 Приказа № 1155 в учебном плане программы указаны учебные предметы,

- в нарушение пункта 2.6 Приказа № 1155 в учебном плане отсутствует распределение образовательной деятельности по образовательным областям и видам деятельности,

- в нарушение пункта 2.7 Приказа № 1155 содержание программы не соотнесено с её задачами,

- в нарушение пункта 2.9 Приказа № 1155 в пояснительной записке программы указано, что она составлена с учетом регионального компонента, на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение, однако результаты выбора в программе не обоснованы,

- в нарушение статьи 28 Закона и Приказа №1155 учебный план, представленный в Программе, не соответствует содержанию программы. Так в учебном плане указан учебный предмет «Грамотейка» (развитие речи - чтение, письмо), а в программе основными целями и задачами реализации образовательной области «Речевое развитие» программы указано развитие
свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими,

- в нарушение подпункта 4 пункта 1.2, подпункта 2 пункта 1.4 Приказа № 1155 реализация программы в организации осуществляется в виде учебных предметов,

- в нарушение пункта 2.6 Приказа № 1155 в учебном плане программы указан учебный предмет «Я решаю логические задачи» (психология),

- в нарушение подпункта 2 пункта 3.2.1 Приказа №1155 в Учреждении на уровне дошкольного образования осуществляется обучение чтению и письму,

- в нарушение требований статьи 2 Закона в Учреждении отсутствуют рабочие программы предметов, дисциплин, моделей и иных компонентов,

в нарушение ГОСТ Р - 2003 программа не прошита надлежащим образом;

«Основная образовательная программа начального общего образования»:

- в части закрепления типа данной программы не соответствует требованиям статьи 12 Закона,

- в нарушение Закона содержатся понятия, не предусмотренные Законом, например, «ступень», «базисный учебный план», «локальный акт», «базовая часть» и т.д.,

- структура программы не соответствует требованиям пункта 16 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (далее - Приказ №373) в части наименования предметных областей и учебных предметов противоречит Приказу №373,

- в нарушение требований статьи 2 Закона и пункта 19.3 Приказа №373 учебный план не определяет формы промежуточной аттестации обучающихся,

- в нарушение требований Приказа №373 в программе не прослеживается часть, формируемая участниками образовательных отношений,

- план внеурочной деятельности не соответствует требованиям пункта 19.10 Приказа №373, на основании которого «план внеурочной деятельности образовательного учреждения определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся при получении начального общего образования (до 1350 часов за четыре года обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность»,

- в нарушение требований Приказа №373 направления, по которым организуется внеурочная деятельность, не соответствуют направлениям развития личности, закреплённым в Приказе № 373,

- в нарушение требований статьи 79 Закона и Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 года № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (далее – Приказ №1015) содержатся нормы, связанные с реализацией адаптированных образовательных программ,

- содержит ссылки на нормативные правовые акты, утратившие силу, например. Типовое положение, Закон об образовании и т.д.,

- в нарушение требований пункта 19.3 Приказа №373 в пояснительной записке не представлены принципы и подходы к формированию и состава участников образовательного процесса, общая характеристика Учреждения, общие подходы к организации внеурочной деятельности,

- содержит ссылку на нормативные правовые акты, регламентирующие реализацию основных общеобразовательных программ другого уровня, например, «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования» от 17.03.2012 года №413»,

- структура программы не соответствует требованиям пункта 9 статьи 2 Закона и пунктов 19.10.1 Приказа №373, т.к. отсутствует календарный учебный график, который должен «определять чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при
получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года: даты начала и окончания учебного года; продолжительность учебного года, четвертей (триместров); сроки и продолжительность каникул; сроки проведения промежуточных аттестаций»,

- разделы «планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ», «основное содержание учебных предметов на ступени основного общего образования» и «учебный план» в части закрепления реализуемых учебных предметов противоречат друг другу, что влечет нарушение Приказа №373,

- в нарушение Приказа №373 отсутствует сетевой график (дорожная карта) по формированию необходимой системы условий начального общего образования и раздел «конкретизация раздела «обеспечение преемственности формирования УУД при переходе от дошкольного к начальному общему образованию, от начального общего к основному общему образованию» в соответствии со спецификой»,

- в части закрепления понятие «промежуточная аттестация» противоречит статье 58 Закона,

- в нарушение требований статей 2, 12, 28 Закона и Приказа №373 в учебном плане неверный расчёт часов, отведённых на изучение учебных предметов в 1, 2, 3 классах (недельная нагрузка в 1 классе 15/20/21 часа*33 недели - 632 часа, годовая нагрузка в учебном плане - 625
часов; недельная нагрузка во 2, 3 классе 23 часа*34 нед-782 часов, а годовая нагрузка в учебном плане - 778 часа),

- в нарушение требований Приказа №373 не представлены документы и материалы образовательной организации по изучению образовательных потребностей и запросов обучающихся, их родителей, которые использовались при формировании основной общеобразовательной программы,

- структура рабочих программ предметов, дисциплин, модулей и иных компонентов не соответствует требованиям пункта 19.5 Приказа №373;

«Основная образовательная программа основного общего образования Учреждения на 2016-2017 учебный год»:

- в части закрепления типа данной программы не соответствует требованиям статьи 12 Закона,

- в нарушение Закона содержит понятия, не предусмотренные Законом, например, «ступень», «базисный учебный план», «локальный акт» и т.д.,

- в нарушение требований статьи 28 Закона по тексту содержит нормы о «муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 10» и т.д.,

- в нарушение требований статьи 12 Закона и приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования» (далее - Приказ №1897) содержит нормы, связанные с реализацией других образовательных программ (уровней) (1-4, 10-11 классы),

- в части закрепления понятия «промежуточная аттестация» противоречит статье 58 Закона,

- наименования предметных областей не соответствуют наименованиям, указанным в Приказе №1897,

- в нарушение Приказа №1897 в Учреждении не реализуется второй иностранный язык,

- в нарушение требований статьи 12 Закона и Приказа №1897 программа разработана только на 5-6 классы,

- в нарушение требований пунктов 14, 18.3.1.1 Приказа №1897 отсутствует календарный учебный график, который должен определять чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных
целей (каникул) по календарным периодам учебного года: даты начала и окончания учебного года; продолжительность учебного года, четвертей (триместров); сроки и продолжительность каникул; сроки проведения промежуточных аттестаций,

- содержит ссылки на нормативную правовую базу, утратившую силу, например, Типовое положение, приказ Министерства образования Российской Федерации от 23.12.2009 года№ 822,

- в нарушение требований Приказа №1897 содержит нормы, связанные с реализацией «федерального, регионального и школьного компонента», а также реализацией приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089,

- в нарушение требований статьи 79 Закона и Приказа №1015 содержатся нормы, связанные с реализацией адаптированных образовательных программ,

- в нарушение Приказа №1897 в программе четко не закреплены наименования учебных предметов, например, по тексту используются наименования одного учебного предмета «История России. Всеобщая история» и «История» и т.д.,

- соотношение обязательной части основной образовательной программы основного общего образования и части, формируемой участниками образовательных отношений не соответствует требованиям пункта 15 Приказа №1897,

- в нарушение требований статьи 41Закона превышен максимальный объем аудиторной нагрузки (СанПиН), в 5 классе - 30 час (максимальный - 29),в 6 классе – 31 час (максимальный - 30).

В нарушение требований статьи 2 Закона Учреждением не представлена основная общеобразовательная программа основного общего образования, разработанная в рамках приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования) (далее - Приказ №1089) и приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (далее - Приказ №1312). Учреждением представлен учебный план с пояснительной запиской и рабочие программы дисциплин, предметов, модулей.

Учебный план Учреждения, содержащий информацию в части реализации программы для 7-9 классов:

- наименования предметов, закреплённых в учебном плане, не соответствуют наименованиям, указанным в Приказе №1312 и региональном базисном учебном плане,

- содержит понятия, не предусмотренные Законом, например, «среднее (полное) общее», «образовательный стандарт», «ступень» и т.д.,

- в части проведения промежуточной аттестации противоречит требованиям статьи 58 Закона,

- структура не соответствует требованиям пункта 22 статьи 2 Закона.
В нарушение требований статей 2. 28 и 48 Закона:

- отсутствуют рабочие программы по предметам по выбору, элективным и факультативным курсам,

- в рабочих программах не предусмотрен входной контроль и промежуточная аттестация учащихся,

- количество учебных часов рабочих программах и «учебном плане» не соответствуют другу, например, по предметам «Литература» и «Русский язык» в 5-8 классах (учитель Григорьева Н.И.), «Биология» в 8, 9 классах (учитель Савина З.Ф.), «Английский язык» в 5 классе (учитель Фролова И.Л.), «География» в 5-8 классах (учитель Яунене С.О.), «Информатика к ИКТ» в 7-8 классах, «История» в 6-8, (учитель Кузнецов А.А.), «Математика» в 8 классе (учитель Сутормина Г.А.), количество часов в рабочих программах рассчитано, исходя из 34-учебных недель (учебном плане - 35 учебных недель),

- во многих рабочих программах (предметы «Математика», «Информатика и ИКТ», «Биология»» и др.) на последних уроках курса планируется проведение контрольной работы, что говорит о непонимании учителем цели проведения контрольных работ,

- в рабочих программах и журналах отдельно предусмотрены часы на «сельхозтруд» и «обслуживающий труд», отсутствующие в общеобразовательной программе,

- программа по предмету «Русский язык» в 8 классе предусматривает разное количество часов в Учреждении и структурном подразделении, что не обосновано Учреждением,

- в рабочих программах по предмету «Физическая культура» скопированы методические рекомендации,

- структура рабочих программ, разработанных в рамках ФГОС, не соответствует требованиям пункта 18.2.2. Приказа№1987,

- в нарушение требований общеобразовательных программ, разработанных в рамках ФГОС, представлены «рабочие программы по кружкам», включенным в план внеурочной деятельности: «Стрелок», «Веселый карандаш», «Умный компьютер». Не представлены рабочие
программы по кружкам, включенным в план внеурочной деятельности: «Кожаный мяч», «Юный краевед», «Английский язык-окно в мир», «Дружный класс», «МХК с элементами театральной деятельности».

В нарушение требований статей 2, 12, 28 Закона в Учреждении отсутствует основная общеобразовательная программа среднего общего образования Учреждения. Учреждением представлен учебный план с пояснительной запиской и рабочие программы дисциплин, предметов, модулей, за исключением предметов «Русский язык» и «Литература».

«Учебный план среднего (полного) общего образования»:

- содержит понятия, не предусмотренные Законом, например., «среднее (полное) общее», «образовательный стандарт», «ступень» и т.д.,

- в части проведения промежуточной аттестации противоречит требованиям статьи 58 Закона,

- наименования предметов, не соответствуют наименованиям, указанным в Приказе №1312 и региональном базисном учебном плане,

- согласно пояснительной записке на уровне среднего общего образования обучение ведется на профильном уровне. Однако, в нарушение требований Приказа №1312 согласно учебному плану на профильном уровне изучается только один предмет - биология, вместо минимум двух предметов предусмотренных на федеральном уровне,

- в нарушение требований Приказа №1312 согласно учебному плану в 10 классе полностью отсутствуют элективные курсы, в 11 классе предусмотрен 1 час,

-структура не соответствует требованиям пункта 22 статьи 2 Закона.

Адаптированная основная общеобразовательная программа Учреждения на 2016-2017 год»:

- в нарушение требований статей 2,12, 28 Закона, Приказа №373, Приказа №1897, приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее - Приказ №1598) разработана на 2 уровня образования (начального общего и основного общего),

- в нарушение требований статей 2, 12, 28, 79 Закона, Приказа №373, Приказа №1897, Приказа №1598 содержит ссылки на нормативные правовые акты, регламентирующие реализацию других уровней, например, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года №1599 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (далее - Приказ №1599) или Приказ №1155,

- содержит ссылки на нормативные правовые акты, утратившие силу, например, Закона Калининградской области от 05.02.1998 года № 48 «Об образовании»,

- содержит понятия, не предусмотренные Законом, например, «ступень», «среднее полное общее» и т.д.,

- структура программы не соответствует требованиям пунктов 9 и 22 статьи 2 Закона, ФГОС,

- часть образовательной программы, связанная с реализацией вступившего в силу федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, противоречит требованиям Приказа
№1598, в части реализации коррекционно-развивающей области,

- часть образовательной программы, связанная с реализацией вступившего в силу федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, противоречит требованиям Приказа №373,

- часть образовательной программы, связанная с реализацией вступившего в силу федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, противоречит требованиям Приказа №1897,

- часть образовательной программы, связанная с реализацией государственного образовательного стандарта общего образования, противоречит требованиям Приказа №1312 с учетом приказа Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. №29/2065-п «Об утверждении
учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии».

В нарушение требований статьи 2 Закона учебный план Учреждения разрабатываются как самостоятельный документ, который содержит аналогичные нарушения, что и в основных общеобразовательных программах.

Внарушение требований статьи 2 Закона Учреждением не были представлены рабочие программы, разработанные в рамках адаптированной основной общеобразовательной программы Учреждения на 2016-2017 учебный год.

Анализ представленных рабочих программ выявил их несоответствие требованиям статей 2, 12, 28 Закона, Приказа №373, Приказа №1598, Приказа №1312:

- в рабочих программах не предусмотрен входной контроль и промежуточная аттестация учащихся,

- рабочие программы содержат понятия, не предусмотренные Законом, например, «ступень», «среднее (полное) общее» и т.д., например, рабочая программа «Немецкий язык» 10 класс,

- в нарушение требований статей 2, 12, 28 Закона рабочие программы утверждаются в отличные от общеобразовательной программы, частью которой они являются, сроки и порядке,

- структура рабочих программ, в том числе и внеурочной деятельности, разработанных в рамках Приказа №373 и Приказа №1897, не соответствует требованиям ФГОС, например рабочая программа «Английский язык» 6 класс представлена только «календарно-тематическим поурочным планированием УМК "English-6"»,

- в нарушение требований статей 2, 12, 28 Закона рабочие программы разрабатываются на различные периоды обучения, например, рабочая программа «Алгебра» разработана на 8-9 класс одновременно,

- в нарушение требований статей 2, 12, 28 Закона рабочие программы содержат информацию о реализации другого уровня, например, рабочая программа «Алгебра» 8-9 класс содержит норму «рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта среднего
(полного) общего образования по математике»,

- в нарушение требований статей 2. 12, 28 Закона объемы разработанных программ не соответствуют объемам, указанных в общеобразовательных программах, например, рабочая программа «Немецкий язык» разработана в объеме 102 часа вместо 105,

- в нарушение основных общеобразовательных программ в рабочих программах не указан внутри предметный модуль, что влечет нарушение требований статей 2, 12 Закона, например, в рабочей программе предмета «Технология» 1 класс.

Дополнительные общеразвивающие программы не соответствуют требованиям, предусмотренным статьями 2, 12 Закона и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 года №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Приказ №1008), в том числе:

- структура программ не соответствует: требованиям статьи 2 Закона, на основании которой «образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных Законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана,
календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов; учебный план - документ. который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено Законом, формы промежуточной аттестации обучающихся»,

- направленности дополнительных общеразвивающих программ не соответствуют направленностям, указанным в Приказе №1008,

- в нарушение требований статей 2, 12, 28 Закона и Приказа №1008 вместо образовательных программ представлены «рабочая учебная программа», например, «рабочая учебная программа. Кружок «Православная культура», программа кружка «Патриот».

В нарушение требований статей 12, 66, 75 Закона, Приказа №373, Приказа №1008, Приказа № 1897, Приказа № 1015 имеет место подмена понятий «внеурочная деятельность» в рамках реализации основных общеобразовательных программ и «дополнительная образовательная программа» и не разграничение данных видов деятельности в документации и деятельности Учреждения.

Вышеуказанные нарушения являются нарушением подпункта «г» пункта 6 Положения и в соответствии с пунктом 9 Положения относятся к грубым нарушениям лицензионных требований и условий.

2. В нарушение пункта 3.3.4 Приказа №1155 предметно-пространственная среда не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. Отсутствует расходный игровой материал, спортивное, оздоровительное оборудование, отсутствует возможность экспериментировать с доступными материалами (в том числе с воском и водой), отсутствует детская мебель, мягкие модули, ширмы, игрушки и оборудование, обеспечивающие свободный выбор детей, отсутствуют оборудованные участки для прогулок.

В нарушение статьи 41 Закона мебель не соответствует возрасту детей (занятия с детьми проводятся в тех же классах, что и уроки со школьниками).

В нарушение пункта 25 Приказа № 373 материально-технические условия образовательной организации не позволяют в полном объёме реализовать практические занятия обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса учебного плана, т.к. отсутствуют:

- медиаресурсы на электронных носителях,

- оборудование для проведения экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественнонаучных объектов и явлений,

- цифрового (электронного) и традиционного измерения,

- наблюдений (включая наблюдение микрообъектов), определение местонахождения, наглядного представления и анализа данных,

- использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений; создания материальных объектов, в том числе произведений искусства,

- обработки материалов и информации с использованием технологических инструментов; проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью,

- недостаточное количество наглядного материала, цифрового оборудования.

В нарушение Приказа № 1897 материально-техническое обеспечение Учреждения не представлено в полном объеме:

-материально-техническое обеспечение по предмету «Технология» для мальчиков и девочек представлено частично. Также мальчики и девочки занимаются по одной общей программе, т.к. преподаватель-мужчина, не умеет работать на станках,

-материально-техническое обеспечение по предмету «Биология» представлено частично, в кабинете химии отсутствует сейф для хранения реактивов и кислот,

-в кабинете «Химия» отсутствует сейф для хранения реактивов.

В нарушение статьи 28 Закона электронный журнал в Учреждении не ведется.

Указанные нарушения являются нарушениями подпункта "б" пункта 6 Положения и в силу пункта 9 Положения относятся к грубым нарушениям лицензионных требований и условий.

3. В нарушение подпункта 5 части 3 статьи 28 Закона в Учреждении отсутствует документ, подтверждающий законное основание приёма на работу воспитателя Ж.В.В., музыкального руководителя М.Т.В.

В нарушение подпункта 7 части 1 статьи 48 Закона педагогические работники Ж.В.В., М.Т.В., М.Т.А., К.А.А., Ж.Д.Н., С.В.П. и Я.Е.А. не имеют документа о дополнительном профессиональном образовании по профилю педагогической деятельности.

В нарушение подпункта 8 части 1 статьи 48 Закона Ж.В.В., М.Т.В., М. Т.А. и Р.Т.В. не имеют аттестации на соответствие занимаемой должности,

В нарушение подпункта 2 части 1 статьи 48 Закона Ж.В.В., М.Т.В., Б.Н.А., Ж. В.В., М.Т.В., О.С.В. и Ц.Н.А. не имеют справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования.

В нарушение статьи 79 Закона следующие педагогические работники не представили документы, подтверждающие наличие дополнительного профессионального образования по организации учебно-воспитательного процесса при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья: Б.Н.А., Г.Е.В., П.У.Ю. и Р.Т.В.

В нарушение пункта 22 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 года № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» педагоги Ж.В.В. и С.В.П. были аттестованы, проработав в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводилась аттестация.

Данные нарушения являются нарушениями подпункта «д» пункта 6 Положения и в силу пункта 9 Положения относятся к грубым нарушениям лицензионных требований и условий.

Осуществление образовательной деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением лицензионных требований является административным правонарушением, предусмотренным частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ,

Вина МБОУ СОШ пос. Корнево в совершении вышеуказанного административного правонарушения подтверждается следующими материалами дела об административном правонарушении:

- протоколом об административном правонарушении, составленным 02.03.2017 г. в отношении МБОУ СОШ п. Корнево, содержащим выявленные грубые нарушения лицензионного законодательства (л.д.ххх);

- актом проверки МБОУ СОШ п. Корнево №ххх от ххх г., в ходе которой были выявлены указанные выше грубые нарушения лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности, послужившие основанием для привлечения МБОУ СОШ пос. Корнево к административной ответственности (л.д.хх);

- экспертными заключениями по результатам оценки соответствия содержания образования требованиям федерального образовательного стандарта начального общего образования (л.д.ххх), по результатам контроля качества образования на уровне среднего общего образования (л.д.хххх), по результатам контроля в рамках плановой выездной проверки МБОУ СОШ п. Корнево от ххх г. (л.д.ххх), планом - заданием №1 проверки экспертом соблюдения лицензионных требований в общеобразовательном учреждении в части оснащенности образовательного процесса по учебным предметам основных общеобразовательных программ (л.д.ххх), которыми установлены нарушения законодательства об образовании в деятельности учреждения;

- приказом заместителя министра образования Калининградской области от ххх г. о проведении проверки в отношении МБОУ СОШ п. Корнево с целью выполнения приказа Министерства образования Калининградской области от ххх г. №ххх «Об утверждении Плана проведения Министерством образования Калининградской области плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 год» (л.д.хххх).

Судья квалифицирует совершенное МБОУ СОШ п. Корнево деяние по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Санкция части 3 статьи 19.20 КоАП РФ предусматривает административное наказание для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

При назначении МБОУ СОШ п. Корнево административного наказания судья учитывает характер совершенного данным учреждением административного правонарушения, его имущественное и финансовое положение.

Смягчающим административную ответственность МБОУ СОШ п. Корнево обстоятельством судья признает совершение им административного правонарушения впервые.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность МБОУ СОШ п. Корнево, не установлено.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Принимая во внимание отсутствие негативных последствий совершенного МБОУ СОШ п. Корнево административного правонарушения, имущественное и финансовое положение МБОУ СОШ п. Корнево, финансируемого из муниципального бюджета, судья приходит к выводу о наличии исключительных обстоятельств, предусмотренных частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, при которых МБОУ СОШ п. Корнево может быть назначено наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ.

Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Таким образом, размер административного штрафа, назначаемого МБОУ СОШ п. Корнево в соответствии с требованиями частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, не может составлять менее 75000 рублей (150000 рублей : 2 = 75000 рублей).

Учитывая изложенные выше обстоятельства, подлежащие учету при назначении административного наказания, судья приходит к выводу о том, что достижение целей административного наказания может быть обеспечено назначением МБОУ СОШ п. Корнево административного наказания в виде административного штрафа в размере 75000 рублей.

Руководствуясь статьями 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Признать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Корнево» (Калининградская область, Багратионовский район, п. Корнево, ул. Школьная, дом №5; дата регистрации в качестве юридического лица - 25.08.1995 г.; ИНН 3915010232) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 75000 рублей (семьдесят пять тысяч рублей).

Назначенный административный штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам: хххх

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Разъяснить, что неуплата штрафа в предусмотренный законом срок является основанием для привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Багратионовский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья подпись ФИО1