ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-118/19 от 23.04.2019 Елизовского районного суда (Камчатский край)

Дело № 5-118/2019

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Елизово Камчатского края 23 апреля 2019 года

Судья Елизовского районного суда Камчатского края Маслов Руслан Юрьевич,

при секретаре Крутове В.П.,

с участием лица, в отношении которого ведётся

производство по делу об административном правонарушении ФИО1,

защитников Дука А.Н.,

ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, гражданина Российской Федерации, пенсионера, проживающего по адресу: <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 организовал и провёл публичное мероприятие без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия. Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.

12 марта 2019 года с использованием программы обмена сообщениями «Вотсапп» в группе «О профсоюзе СоюзССР41», доступной для неограниченного круга лиц, ФИО1 организовал 17 марта 2019 года публичное мероприятие в форме демонстрации для публичного выражения общественных настроений группы граждан о результатах всесоюзного референдума 17 марта 1991 года о сохранении Союза Советских Социалистических Республик (Далее – СССР) с использованием на транспортных средствах наглядной агитации в виде флагов и знамён с символикой «СССР», определив маршрут движения колонны от кольца 31 км дороги «Морпорт-Аэропорт».

17 марта 2019 года около 14 часов ФИО1, без подачи в установленный законом срок уведомления о проведении публичного мероприятия в форме демонстрации в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления субъекта Российской Федерации, у здания «АЗС» в городе Елизово по <адрес>, провёл вышеуказанное публичное мероприятие. При этом для публичного выражения общественных настроений группы граждан о результатах всесоюзного референдума 17 марта 1991 года о сохранении СССР использовались на транспортных средствах флаги и знамена с символикой «СССР». Автотранспорт с указанными средствами наглядной агитации проследовал от здания «АЗС» по <адрес> до здания «АЗС» по <адрес> городе <адрес>.

Своими действиями ФИО1 нарушил п. 1 ст. 7 и ч. 5 ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ от 19.06.2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В судебном заседании ФИО1 вину не признал и пояснил, что не является организатором проведения указанного публичного мероприятия. В августе 2018 года сотрудники полиции изъяли у него сотовый телефон и таким образом могли спровоцировать появление в сети интернет сведений об указанном мероприятии. Проведение указанного мероприятия было согласовано неким ФИО12 который подал уведомление об автопробеге в орган внутренних дел. Фактически демонстрация не проводилась, политические требования не выдвигались, а праздновали день Конституции. При схожих обстоятельствах, по его мнению, можно привлекать к ответственности также группу лиц, празднующих свадьбу. Сообщение, которое приведено на листе 8 материалов дела, он действительно писал, но не с целью информирования о проведении мероприятия. Флаги с символикой СССР приготовили самостоятельно, не могли сначала найти место этого мероприятия и по прибытии к нему обнаружили, что там уже находятся граждане с красными флагами.

В возражениях на протокол об административном правонарушении (л.д. 63) ФИО1 указал, что должностное лицо правительства Камчатского края полагало, что автопробег не является публичным мероприятием. Ссылаясь на аналогичные беспрепятственные действия партии «Единая Россия», которые, по мнению ФИО1 не были согласованы, также полагает о незаконности привлечения его к административной ответственности.

В письменных отдельных возражениях на протокол и ходатайстве ФИО1 указал, что Знамя Победы СССР в Великой Отечественной Войне не является средством наглядной агитации и в силу его исторического значения и общеизвестности не нуждается в демонстрации. Других средств наглядной агитации в автомобиле не было. Публичное мероприятие он не организовывал и поэтому уведомление в органы власти не подавал. Произошедший сбор граждан является мероприятием, который не имеет признаков публичного мероприятия, предусмотренного Федеральным законом № 54-ФЗ, поэтому соответствующее уведомление не подавалось. Сотрудник полиции ФИО14, который указан в протоколах об административных правонарушениях, не подтвердил свои полномочия, не разъяснил его процессуальные права. ФИО14 приезжал с протоколом к нему домой, однако он не стал с ним знакомиться и его подписывать. Понятые при совершении вышеуказанных действий отсутствовали. (л.д. 73, 130, 131, 132)

Защитник Дука полагал, что в действиях ФИО1 отсутствуют признаки организации публичного мероприятия, так как нет доказательств его согласования, а есть сведения по его организации другим лицом. В протоколе об административном правонарушении не указано, в какой форме публичное мероприятие было проведено.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что вина ФИО1 в совершении административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами.

Рапортом о поступившем в дежурную часть ОМВД России по Елизовскому району 17 марта 2019 года в 14 часов 25 минут по телефону сообщении от гражданина ФИО13 о том, что в указанное время в городе Елизово на 30 км дороги «Петропавловск-Камчатский – Мильково» движется колонна автомобилей с флагами красного цвета с символикой СССР, с надписями: «158 стрелковая дивизия». (л.д. 3)

Справками и приложенными к нему документами из УМВД России по Камчатскому краю о том, что сообщение, размещённое 12 марта 2019 года в 13 часов 27 минут в программе обмена сообщениями «Вотсапп» в группе «О профсоюзе СоюзССР41» было подготовлено (написано) и отправлено с абонентского номера <***>, который находится в пользовании ФИО1.

Сообщение от 12 марта 2019 года в 13 часов 27 минут следующего содержания: «Вот такое объявление пока написал на 17 марта для листовок А5. Предлагаю обсудить, подкорректировать и начать активно распространять с вечера сегодняшнего дня. Дорогой друг и товарищ! Многие сегодня ужу поняли, что Союз Советских Социалистических Республик до сих пор юридически существует, являясь учредителем и членом Организации Объединенных Наций. Продолжает действовать без изменений и Конституция СССР 1977 года и Конституция РСФСР 1978 года. Отсутствуют лишь органы государственной власти, которые уничтожил самозванец и предатель ФИО5, разогнав при помощи американских израильских спецслужб в октябре 1993 года законный орган Советской власти – Верховный Совет РСФСР. Ранее, вопреки всенародному всесоюзному референдуму, 17 марта 1991 года, который подтвердил желание большинства советских граждан сохранить СССР, ФИО5 подло подменил название нашей Родины, попросив генерального секретаря ООН называть СССР – Российской Федерацией и издал Указ, переименовав РСФСР в Российскую Федерацию. К чему привели предательство и обман ФИО5 сегодня мы все увидели. Самые корыстные, коварные, криминальные и бессовестные люди, которые в Советском Союзе не поднимались выше торговцев цветами или серых заурядных сотрудников спецслужб, захватили власть и распродают нашу Родину по кускам, полностью лишив народ возможности влиять на политические процессы. 17 марта все честные граждане СССР по всем городам нашей великой страны выходят на автопробег в честь референдума, единственно верно подтверждающего волю народа. Приглашаем всех поучаствовать в автопробеге в честь 17 марта 1991 года в подтверждение воли народа на всесоюзном референдуме. Автопробег стартует на кольце Елизово в 14.00. Граждане СССР вашего города.» (л.д. 4-6, 8, 13)

Листовками с содержанием, которое аналогично вышеуказанному сообщению. (л.д. 27, 28)

В судебном заседании ФИО1 подтвердил, что он выложил в сети интернет указанное сообщение. Указанный абонентский номер телефона принадлежит ФИО1, что помимо вышеуказанной справки также подтверждается содержанием протоколов об административных правонарушений, ходатайств ФИО1 на стадии судебного разбирательства и объяснением свидетеля ФИО16 (л.д. 1, 2, 24-26, 63, 68-70, 73, 78)

Рапортом Врио начальника ЦПЭ УМВД России по <адрес>ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ о том, что указанная информация была установлена по результатам мониторинга социальных сетей <адрес>. При этом проведение публичного мероприятия не согласовано с органом исполнительной власти и органом местного самоуправления. (л.д. 15)

Письмами заместителя Главы администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО22 и Главы администрации Елизовского городского поселения ФИО11 о том, что уведомлений о проведении публичного мероприятия не поступало. (л.д. 20, 37)

Объяснением свидетеля ФИО17 в судебном заседании о том, что в программе «Вотсап» были сообщения о проведении мероприятия за сохранение СССР, и она для участия в нём встретилась с ФИО1, с которым прибыла в город Елизово. На месте находилась группа с флагами.

Объяснением свидетеля ФИО23 в судебном заседании о том, что за месяц в интернете появились сообщения о праздновании референдума о сохранении СССР. Хотели совершить автопробег по маршруту: «Елизово – СРВ». На месте указанного мероприятия встретилась с ФИО1. Там же находились люди с флагами.

Объяснением свидетеля ФИО24 в судебном заседании о том, что вместе с ФИО1 приехал в район кольца города Елизово на одной машине, в которой находился флаг. Намечался автопробег в честь юбилея референдума о сохранении СССР. В машинах находились флаги и знамёна.

Объяснением свидетеля ФИО16 в судебном заседании о том, что из сети интернет программы «Вотсап» узнал о проведении в марте 2019 года мероприятия в городе Елизово, связанного с СССР. Он созвонился с ФИО1, прибыл в офис «Справедливой России», где ФИО1 выдал ему листовки, которые он частично распространил среди своих друзей. ФИО1 сообщил ему, что проведение мероприятия согласовано. На указанное мероприятие прибыл в районе кольца города Елизово, где расположен магазин «Автомир». На месте раздавали флаги с символикой СССР. Прибывшие сотрудники полиции сообщили, что мероприятие является несогласованным, разговаривали с ФИО1, потом около десяти машин с флагами выдвинулись в сторону Петропавловска-Камчатского, но на «АЗС» в районе аэропорта были остановлены. Находившиеся на месте происшествия граждане отвечали сотрудникам полиции, что они из Советского Союза, Конституция незаконна и нельзя запрещать мероприятие. К указанному событию он отнёсся как к политическому мероприятию.

Объяснением свидетеля ФИО26 о том, что 17 марта 2019 года с 13 часов 30 минут до 14 часов 10 минут в городе Елизово в районе 31 км он передвигался на своём автомобиле с флагами «СССР» и «Победы в Великой Отечественной Войне», демонстрируя их для всеобщего обозрения. (л.д. 23)

Объяснением свидетеля ФИО27 о том, что 17 марта 2019 года в дневное время на своём автомобиле передвигался в городе Елизово и в районе 31 км с флагами СССР красного цвета и один из них был выставлен в окно наружу. (л.д. 32)

Объяснением свидетеля ФИО3 о том, что 17 марта 2019 года около 14 часов на территории возле весовой в районе магазина «Резонанс» Елизовского района закрепил на своём автомобиле флаг Советского Союза и знамя Победы, после чего начал с ними движение и в районе 31 км его остановили сотрудники полиции. Таким образом он напоминает (отмечает) годовщину референдума проведённого в 1991 году. (л.д. 33)

Протоколом изъятия у ФИО2 и флага СССР. (л.д. 38-40)

Копиями документов со ссылками о результатах референдума 17 марта 1991 года о сохранении СССР. (л.д. 44, 45)

Оценив в совокупности исследованные доказательства, суд приходит к выводу, что вина ФИО1 в совершении правонарушения доказана и квалифицирует его действия по ч. 2 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как организация и проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия.

Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (Далее – Закон) уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

На основании ч. 5 ст. 5 Закона организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона, публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Согласно п. 4 ст. 2 Закона, демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

Как следует из вышеприведённых доказательств, ФИО1 опубликовал информацию о времени, месте и цели проведения публичного мероприятия в сети интернет для группы лиц неограниченного доступа, организовал распространение листовок с указанной письменной информацией, прибыл на место проведения публичного мероприятия, где в его присутствии на автотранспорте были использованы при передвижении по дороге общего пользования средства наглядной агитации. Соответствующее уведомление о проведении публичного мероприятия не подавалось.

Ссылки ФИО1 на то, что к организации публичного мероприятия причастно другое лицо, не исключают его вины, поскольку указанные выше действия могут быть совершены и группой лиц. Каких-либо доказательств того, что сотрудники полиции спровоцировали проведение этого публичного мероприятия или использовали абонентский номер телефона ФИО1, что исключало бы его вину, не имеется.

Доводы о том, что в ходе проведения публичного мероприятия никаких требований не предъявлялось, то есть оно не имели каких-либо целей, противоречат вышеуказанному текстовому сообщению в сети интернет, содержанию листовок, в которых указана цель его проведения, а также формой выражения общественного мнения в виде демонстрации символики СССР, соответствующей цели мероприятия. Также учитывается количество граждан, принявших участие в указанном мероприятии, транспортных средств, организованный способ передвижения транспортных средств, сбор их в определённом месте во время указанное в сообщении и листовках, использование разных видов наглядной агитации. Таким образом, цель проведения указанного мероприятия соответствует его определению, указанному в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и содержит все необходимые сведения для правильного рассмотрения дела. Права ФИО1 при его составлении и вручении ему копии протокола не нарушены. В протоколе содержится отметка должностного лица об отказе ФИО1 от его подписания и в своём ходатайстве, поданном в судебном заседании, ФИО1 подтвердил эти обстоятельства, в том числе о том, что он отказался знакомиться с протоколом. (л.д. 130) Также принимается во внимание последовательная позиция ФИО1 от подписания протокола в том числе 17 марта 2019 года. (л.д. 63) Доводы ФИО1 об отсутствии понятых противоречат положениям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не предусматривают их привлечение, как к составлению протокола, так и на последующей стадии ознакомления с ним и вручении его копии. Несмотря на это ссылка на понятых в протоколе не свидетельствует о незаконности его составления и несоблюдение процедуры его предъявления.

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность ФИО1 отсутствуют.

Оснований для признания правонарушения малозначительным и в связи с этим для освобождения от административной ответственности ФИО1, суд не усматривает. При этом учитывается организация проведения публичного мероприятия разными способами, с привлечением других лиц, использование такой формы публичного мероприятия в виде демонстрации, которая носит наиболее наглядный и ярко выраженный характер выражения общественного мнения.

Исключительных обстоятельств для назначения административного наказания в виде административного ареста не имеется, поскольку ФИО1 ранее, как следует из протокола об административном правонарушении, к административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность не привлекался. Другие основания для изоляции его от общества отсутствуют.

Разрешая вопрос о назначении административного штрафа или обязательных работ, суд учитывает, что препятствий, предусмотренных ч. 6 ст. 3.5 и ч. 3 ст. 3.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для назначения этих видов наказаний ФИО1 не имеется.

Принимая во внимание отсутствие отягчающих и смягчающих административную ответственность обстоятельств, единственный доход ФИО1 в виде пенсии, его возраст, пояснения о наличии у него на иждивении несовершеннолетнего ребёнка, назначается наказание в виде административного штрафа не в максимальном размере. Исключительных обстоятельств, предусмотренных ч. 2.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для назначения штрафа в меньшем размере, чем предусмотрено санкцией за административное правонарушение, не имеется.

Изъятое в ходе производства по делу имущество, как незапрещённое в обороте, на основании п. 1 ч. 3 ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит возвращению лицам, у которых оно было изъято. (л.д. 38, 41, 42, 56)

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9., 29.10. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

П О С Т А Н О В И Л:

признать ФИО1 виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей.

Административный штраф должен быть уплачен с перечислением денег на расчетный счет:

ИНН <***>

КПП 410101001

БИК 043002001

ОКТМО 30607000

Получатель штрафа: УФК по <адрес> (ОМВД России по <адрес> л/с <***>),

р/сч 40 в ГРКЦ ГУ Банк России по <адрес>

КБК (код бюджетной классификации) 18

Идентификатор 18

На основании ст. 32.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 ст. 32.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель.

На основании ч. 1 ст. 20.25. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Согласно ст. 31.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные законом сроки, судья, вынесший постановление, может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, вынесшим постановление, на срок до трех месяцев.

Изъятым по делу имуществом, которое находится в камере хранения вещественных доказательств ОМВД России по Елизовскому району, по вступлении постановления в законную силу распорядиться следующим образом.

Знамя Победы и флаг СССР вернуть свидетелю ФИО3.

Сотовый телефон «Самсунг» в чехле чёрного цвета вернуть ФИО1.

Постановление может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья

Елизовского районного суда Р.Ю. Маслов