Дело № 5-118/27-2016 г.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
28 марта 2016 года г. Курск
Судья Ленинского районного суда г. Курска Токмакова Е.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении ИП ФИО1 <данные изъяты> <данные изъяты>
УСТАНОВИЛА:
Старшим инспектором ОИК УФМС России по <адрес>ФИО4ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении № в отношении ИП ФИО1 <данные изъяты> по факту того, что с ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО1 <данные изъяты>, осуществляющий трудовую деятельность в парикмахерской «Hair Desigin», не уведомил УФМС России по <адрес> о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина - гражданина Турции ФИО1 <данные изъяты> в течение трех рабочих дней с даты трудоустройства, чем нарушил п. 8 ст. 13 ФЗ-115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 года и Приказ ФМС от 28.06.2010 года №147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации», за что предусмотрена ответственность по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.
В ходе судебного разбирательства ФИО1 <данные изъяты> вину не признал, указав, что он зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляет свою трудовую деятельность в парикмахерской «Hair Desigin». О начале своей трудовой деятельности он уведомил Управление Роспотребнадзора по <адрес>. Считает, что УФМС о начале своей трудовой деятельности он не должен был уведомлять, так как трудовой договор ни с кем не заключал, на работу никого не принимал.
Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – адвокат Брежнев Е.Н. полагал, что производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ в отношении ФИО1 <данные изъяты> подлежит прекращению в виду отсутствия состава административного правонарушения.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля старший инспектор отдела миграционного контроля УФМС России по <адрес>ФИО4 пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе осуществления контрольно-надзорной деятельности, направленной на соблюдения миграционного законодательства Российской Федерации по адресу: <адрес> парикмахерской было установлено, что там осуществляет трудовую деятельность в качестве стилиста гражданин Турции ФИО1 <данные изъяты>, который не уведомил УФМС России по <адрес> о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина - гражданина Турции ФИО1 <данные изъяты> в течение трех рабочих дней с даты трудоустройства, за что он подлежит ответственности по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.
Выслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности ФИО1 Шабана, его защитника – адвоката Брежнева Е.Н., свидетеля, изучив материалы дела и представленные доказательства, судья приходит к выводу, что в действиях ИП ФИО1 <данные изъяты> отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 18.15 ч. 3 КоАП РФ.
Частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в области содействия занятости населения, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, применительно к настоящему административному делу, характеризуется противоправным деянием (действием), выразившемся в нарушении установленной формы уведомления о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина. Обязанность уведомления и форма такого уведомления, направляемая работодателем территориальному органу ФМС, предусмотрена Федеральным законом от 25.07.2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и приказом ФМС России от 28.06.2010 года N 147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранным гражданином трудовой деятельности на территории Российской Федерации» в редакции приказа ФМС России от 08.12.2014 года N 640.
Статья 13 п. 8 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», предусматривает, что работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора. Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Таким образом, из анализа действующих норм миграционного законодательства усматривается, что работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающий и использующий для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязан уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).
Под иностранным гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя согласно Закону о правовом положении иностранных граждан, понимается иностранный гражданин, зарегистрированный в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица.
В соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Иностранный гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 23 ГК РФ).
Индивидуальными предпринимателями признаются физические лица (в том числе иностранные граждане и лица без гражданства), зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
В Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие сведения о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя (ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»), В соответствии с указанным Законом Приказом Минфина России от 23.11.2011 N 157н утвержден Порядок ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений и документов.
Приказом Минфина России от 22.06.2012 N 87н утвержден Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на предпринимательскую деятельность подтверждается согласно п. 1 ст. 2 Закона о правовом положении иностранных граждан разрешением на работу.
В соответствии с п. 9 ст. 13.1 Закона о правовом положении иностранных граждан работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.
На основании п. 2 Порядка представления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомления о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров с иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года, утвержденного Приказом ФМС России от 28.06.2010 N 147, работодатель или заказчик работ (услуг), заключивший и расторгнувший трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, а также предоставивший им отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года, обязан в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или расторжения договора, а также предоставления отпуска, уведомить об этом территориальный орган ФМС России и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ.
Согласно ст. 61 ТК РФ трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором. Если в трудовом договоре не определен день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 22.11.2011 N 7197/11 разъяснено, что законодательство, устанавливающее обязанность уведомления миграционного органа в трехдневный срок с даты заключения трудового договора, и законодательство, предусматривающее ответственность за неуведомление миграционного органа, связывают уведомление прежде всего с фактом привлечения и использования иностранного гражданина для осуществления трудовой деятельности.
Из обстоятельств дела следует, что гражданин Турции ФИО1 <данные изъяты> имеет вид на жительство в Российской Федерации. В ИФНС России по <адрес> поставлен на учет в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ. Основным видом деятельности является предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты. С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время ФИО1 арендует помещение, расположенное по адресу: <адрес>, помещение №, в котором осуществляет трудовую деятельность в качестве парикмахера (стилиста) в парикмахерской «Hair Desigin», о чем в установленные законом сроки уведомил Управление Роспотребнадзора по <адрес>.
В ходе осуществления УФМС России по <адрес> контрольно-надзорной деятельности по проверке законности пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации, а так же законности осуществления ими трудовой деятельности в Российской Федерации, было установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО1 <данные изъяты>, осуществляющий трудовую деятельность в парикмахерской «Hair Desigin», не уведомил УФМС России по <адрес> о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина - гражданина Турции ФИО1 <данные изъяты> в течение трех рабочих дней с даты трудоустройства, чем нарушил п. 8 ст. 13 ФЗ-115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 года и Приказ ФМС от 28.06.2010 года №147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации», за что предусмотрена ответственность по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.
Объективная сторона ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ характеризуется противоправным деянием (действием), выразившемся в:
- неуведомлении или нарушении установленного порядка и (или) формы уведомления о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
- неуведомлении соответствующего органа о расторжении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным работником;
- не предоставлении ему отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом. Обязанность уведомления и форма такого уведомления, направляемая работодателем территориальному органу ФМС, органу исполнительной власти субъекта РФ в области занятости населения и налоговому органу, предусматривается Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ и Приказом ФМС России от 28.06.2010 N 147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранным гражданином трудовой деятельности на территории Российской Федерации».
Согласно ст. 2.6 КоАП РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.
Статья 1.5 КоАП РФ предусматривает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как следует из предоставленных материалов, гражданин Турции ИП ФИО1 <данные изъяты> для оказания парикмахерских услуг, иностранных граждан не привлекал, трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным работником не заключал, в качестве парикмахера (стилиста) услуги населению оказывает сам, в связи с чем, не может нести административную ответственность по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
С учетом вышеизложенного, производство по делу об административном правонарушении в отношении ИП ФИО1 <данные изъяты> подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса - в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.
На основании и руководствуясь ст. 23.1, 24.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛА:
Производство по делу об административном правонарушении по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ в отношении ИП ФИО1 <данные изъяты> прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Курский областной суд в течение 10 суток через Ленинский районный суд <адрес>.
Судья