ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1190/20 от 17.09.2020 Кировского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 5 –1190/2020

Санкт-Петербург 17 сентября 2020 года

Резолютивная часть постановления вынесена и оглашена 14.09.2020 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Судья Кировского районного суда Санкт-Петербурга, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, д. 38, Сезева О.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале № 313 дело об административном правонарушении в отношении должностного лица

Зубовой Анастасии Николаевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданки РФ, зарегистрированной по адресу: <адрес> работающей в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» заместителем руководителя ИЛЦ, заведующей отделом приема проб и работы с заказчиком, привлекаемой к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.48 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

10.08.2020 года в Кировский районный суд Санкт-Петербурга поступил протокол об административном правонарушении в отношении должностного лица - руководителя испытательного лабораторного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» Зубовой А.Н., привлекаемой к административной ответственности по ст. 14.48 КоАП РФ.

Из протокола об административном правонарушении № ДЛ11/08-20 от 05.08.2020 года следует, что Зубова А.Н., являясь руководителем испытательного лабораторного центра (согласно приказа от 31.07.2018 года № 130-1/СМК «О назначении руководителя ИЛЦ и ответственных лиц») ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области», аккредитованного в качестве испытательной лаборатории, уникальный номер записи об аккредитации в национальной системе аккредитации , предоставила для оценки (подтверждения) соответствия недостоверные результаты исследований (испытаний) и (или) измерений продукции, а именно, 05.03.2020 года утвердила протокол лабораторных испытаний от 05.03.2019 № 6443, в котором при определении содержания «олова» в соответствии с требованиями ГОСТ 26935-86 «Продукты пищевые консервированные. Метод определения олова» (далее - ГОСТ 26935-86) в исследуемой продукции в графе «результаты испытаний» содержится показатель «менее 20», что является недостоверным (необъективным) результатом, поскольку невозможно идентифицировать конкретный показатель. На момент выдачи протокола от 05.03.2019 № 6443 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» имело область аккредитации, утверждённую 20.11.2015, в которой присутствует в качестве методики проведения испытаний в соответствии с ГОСТ 26935-86 по показателю «олово» с диапазоном определения: 5-250 мг/кг. Указанный протокол был выдан ООО КМПЗ «Балтпроммясо» по результатам исследуемой продукции - «консервы мясные рубленые стерилизованные: Свинина тушеная ОВА компания Богатырская ]», указанная продукция была исследована на соответствие требованиям ТР ТС «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011), регламентирующего обязательные для применения и использования на таможенной территории Таможенного союза требования безопасности к пищевой продукции, выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза, к процессам их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации и на соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» (далее - ТР ТС 034/2011), регламентирующего обязательные для применения и использования на таможенной территории Таможенного союза требования к маркировке и упаковке продуктов убоя и мясной продукции. Дата совершения правонарушения 05.03.2019 года, место совершения правонарушения – место осуществления деятельности испытательной лаборатории ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>.

Зубова А.Н. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствии. Из отзыва Зубовой А.Н., поступившего в Кировский районный суд СПб по электронной почте, следует, что протокол об АП №ДЛ 11/08-20 от 05.08.2020 в отношении нее составлен в связи с внесением недостоверных сведений в протокол лабораторных исследований от 05.03.2019 №6443 по показателю «олово», с чем она не согласна.

Лабораторные исследования консервов «Консервы мясные рубленые стерилизованные: Свинина тушеная ОВА компания Богатырская, 325г» на содержание «олова» проводились в соответствии с ГОСТ 26925-86 «Продукты пищевые консервированные. Метод определения олова» (далее - ГОСТ 26935-86), который не устанавливает фиксированный диапазон определения «олово» в продуктах пищевых консервированных. В соответствии с п.1 1.9 Методических рекомендаций «Описание области аккредитации испытательной лаборатории (центра)» (утв. приказом Росаккредитации от 25.01.2019 №11), в случае отсутствия в документе, определяющем правила и методы исследований и измерений, диапазон определения показателя, лаборатория должна определить фактически реализуемый диапазон определения в соответствии с правилами и процедурами, регламентированными системой менеджмента качества лаборатории. Таким образом, диапазон определения установлен расчетным путем. Расчет проводился с использованием крайних точек градуировочного графика и навески продуктов. В соответствии : требованиями п.3.2.1. ГОСТ 26935-86 подготовка проб (минерализация) проводится по ГОСТ 26929-94, где в п.3.3.3. (таблица 1) приведены массы навесок подготовленных к испытанию проб. Для мясных консервов максимальная (оптимальная) навеска составляет 5 г. что соответствует минимальному содержанию олова 20 мг/кг в нижней калибровочной точке. Соответственно это же значение является нижней границей диапазона определения соответствующей значению (5-250) мг/кг- в области аккредитации ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» (далее - ФБУЗ). В соответствии с п.11.9 Методических рекомендаций, в случае если диапазон возможных результатов выражается несколькими градациями условной шкалы, то в качестве диапазона определения должны быть приведены крайние значения этой шкалы. Так как диапазон определения представлен несколькими границами, то учитывая вышеуказанное требование методических рекомендаций, в графе 7 области аккредитации ИЛЦ ФБУЗ приведены крайние значения этих диапазонов.

Для напитков минимальное содержание «олово» в нижней калибровочной точке составляет 5 мг/кг, для мясных консервов нижняя граница диапазона составляет 20 мг/кг, а для рыбных и молочных консервов нижняя граница диапазона составляет 50 мг/кг. В протоколе лабораторных исследований №6443 от 05.03.2019 в графе «результат исследования» указано значение «менее 20 мг/кг», так как при проведении исследований было получено значение ниже минимального содержания олова в нижней калибровочной точке, то есть меньше нижней границы диапазона (которая составляет 20 мг/кг), это означает, что «олово» не было обнаружено при проведении исследований, Следовательно, результат исследований в виде фиксированного числового значения неприменим, так как полученный результат ниже диапазона определения «олово» в мясных консервах. Таким образом, результат исследование в протоколе «менее 20» по показателю «олово» не является недостоверным результатом исследований и соответствует области аккредитации ФБУЗ и требованиями п.3.2.1. ГОСТ 26935-86 «Продукты пищевые консервированные, Метод определения олова».

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 14.48 КоАП РФ образуют, в том числе, представление испытательной лабораторией для целей подтверждения соответствия продукции необъективных результатов исследований.

В данном случае ей, как руководителю ИЛЦ ФБУЗ вменяется выдача 05.03.2019 протокола лабораторных исследований №6443 для оформления ветеринарных сопроводительных документов на мясную продукцию ООО КМПЗ «Балтпроммясо», содержащего недостоверный результат исследования. Обстоятельства, послужившие основанием для привлечения руководителя ИЛЦ ФБУЗ к административной ответственности по статье 14.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имели место 05.03.2019, совершенное правонарушение не является длящимся. В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства о техническом регулировании по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, по настоящему делу истек 05.03.2020, в связи с чем, производство по делу полежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Довод Росаккредитации о том, что срок исковой давности по ст. 14.48. КоАП РФ не истек, является не верным, так как вменяется административное правонарушение «за представление испытательной лабораторией (центром) для целей оценки (подтверждения) соответствия недостоверных или необъективных результатов исследований (испытаний) и (или) измерений продукции», где срок привлечения к административной ответственности один год, а не за правонарушение «об аккредитации в национальной системе аккредитации» (ст.14.60 КоАП РФ), где срок привлечения к административной ответственности по истечении трех лет со дня совершения административного правонарушения, данный вывод подтверждается сложившейся многочисленной судебной практикой (Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 21.11.2019 N3 6-43/2019, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.02.202О N 01 АП-1028/2020 по делу N А43-49156/2019, Решение Арбитражною суда Республики Саха (Якутия) по делу №А58-1977/2015).

Также Зубова А.Н. просит признать совершенное административное правонарушение малозначительным, так как оно не содержит угрозы охраняемым общественным отношениям и не повлекло за собой нарушение прав и законных интересов граждан, общества или государства, причинение ущерба, либо наступление иных неблагоприятных последствий.

В соответствии с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть рассмотрено в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, «если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела».

При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Зубовой А.Н.

В судебное заседание явилась Перина А.С. - должностное лицо, составившее протокол об АП и представитель ФС по аккредитации Гордиевских П.А., действующая на основании доверенности от 11.09.2020 года, которые полагали, что вина должностного лица ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» Зубовой А.Н. в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 14.48 КоАП РФ подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах дела. Перина А.С. пояснила, что если юридическое лицо имеет аккредитацию, значит оно компетентно в определенной области, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» имеет аккредитацию, следовательно, учреждение может выполнять определенные работы, которые указаны в области аккредитации по определенным методикам и в определенном диапазоне. В области аккредитации Испытательного лабораторного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» п. 306 в графе «Правила и методы исследований (испытаний) и измерений» указан ГОСТ 26935-86, в графе наименование объекта исследований указано: «пищевые продукты и продовольственное сырье» (в том числе мясо и мясные продукты и продукты их переработки), в графе показатели «олово», в графе «диапазон измерений» «5-250 мг/кг», однако, учреждение выдало протокол лабораторных испытаний от 05.03.2019 № 6443, в котором при определении «олова» указан результат «менее 20», данный результат находится в диапазоне измерений, предусмотренном областью аккредитации, поэтому, действий должностного лица не могут быть квалифицированы по ст. 14.60 КоАП РФ, указанный результат может быть верным, правильным, то есть достоверным, но он не объективен, так как не указан точный результат (конкретный показатель) из диапазона измерений. Зубова А.Н., являясь по состоянию на 05.03.2019 года руководителем испытательного лабораторного центра (согласно приказа от 31.07.2018 года № 130-1/СМК «О назначении руководителя ИЛЦ и ответственных лиц»), утвердила протокол лабораторных исследований № 6443 от 05.03.2019 года, который был выдан ООО КМПЗ «Балтпроммясо», о чем свидетельствует запись в журнале выдачи протоколов. ООО КМПЗ «Балт-проммясо» направило указанный протокол в Россельхознадзор для получения ветеринарного свидетельства, которое было выдано на основании данного протокола. В адрес Федеральной службы по аккредитации поступило обращение, представленное письмом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - Россельхознадзор) от 11.02.2020 № ФК-КС- 2/4036 (вх. от 12.02.2020 №ЗП-160), содержащее информацию о возможных нарушениях в действиях ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» в части выдачи результатов исследований (испытаний) и измерений, содержащихся в выданном заказчику протоколе от 05.03.2019 № 6443 в отношении объекта испытаний: «консервы мясные рубленые стерилизованные: Свинина тушеная ОВА компания Богатырская []» со ссылкой на уникальный номер об аккредитации в национальной системе аккредитации RA.RU.510362. Управлением ФС по аккредитации по Северо-западному Федеральному округу было возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование. Также Перина А.С. полагала, что оснований для признания совершенного Зубовой А.Н. правонарушения малозначительным, не имеется, срок давности привлечения к административной ответственности по ост. 14.48 КоАП РФ составляет, по ее мнению, 3 года, так как совершенным правонарушением нарушены требования не только ФЗ № 184, но и ФЗ № 412 от 28.12.2013 года «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», так как аккредитованные лица обязаны соблюдать критерии аккредитации при осуществлении своей деятельности. Указанное подтверждается решением Арбитражного суда Северо-западного округа по делу № А 56-92319/2019 от 18.03.2020 года. Датой правонарушения является 05.03.2019 года, местом правонарушения- место осуществления деятельности испытательной лаборатории: <адрес>. Согласно приказу № 88/СМК от 08.05.2019 года Зубова А.Н. с указанной даты является заместителем руководителя ИЛЦ, заведующей отделом приема проб и работы с заказчиком.

Изучив материалы дела, заслушав Перину А.С. и Гордиевских П.А., суд считает, что производство по делу подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения должностного лица Зубовой А.Н. к административной ответственности по ст. 14.48 КоАП РФ.

Статьей 14.48 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за представление испытательной лабораторией (центром) для целей оценки (подтверждения) соответствия недостоверных или необъективных результатов исследований (испытаний) и (или) измерений продукции.

Вменяемое правонарушение совершено Зубовой А.Н. в момент оформления протокола лабораторных исследований № 6443 от 05.03.2019 года, в связи с чем, данное правонарушение не является длящимся. Датой совершения должностным лицом Зубовой А.Н. правонарушения, предусмотренного ст. 14.48 КоАП РФ является дата выдачи указанного протокола – 05.03.2019 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об АП не может быть вынесено по истечении 2-х месяцев (по делу об АП, рассматриваемому судьей – по истечении 3-х месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства о техническом регулировании по истечении одного года со дня совершения правонарушения. Согласно ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ, за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения. Санкция ст. 14.48 КоАП РФ предусматривает возможность назначения должностному лицу наказания в виде дисквалификации от одного года до 3-х лет.

В связи с вышеуказанным, срок давности привлечения должностного лица Зубовой А.Н. к административной ответственности по ст. 14.48 КоАП РФ истек 05.03.2020 года.

Согласно п.6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является безусловным основанием для прекращения производства по делу.

Довод Периной А.С. о том, что срок давности привлечения Зубовой А.Н. к административной ответственности по ст. 14.48 КоАП РФ составляет 3 года, поскольку объективную сторону правонарушения, в том числе, образуют нарушения законодательства об аккредитации, суд считает несостоятельным, так как согласно ст. 42 ФЗ от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» аккредитованная испытательная лаборатория (центр), эксперты в соответствии с законодательством РФ и договором несут ответственность за недостоверность или необъективность результатов исследований (испытаний) и измерений. Заключение о соответствии продукции требованиям технических регламентов составляется на основании результатов исследований или испытаний (измерений) продукции испытательной лабораторией или центром, которые уполномочены на проведение таких работ. В связи с этим в целях исключения недобросовестной и незаконной деятельности должностных лиц таких испытательных лабораторий была введена ст. 14.48 КоАП РФ.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 13 ФЗ от 28.12.2013 года № 412-ФЗ, аккредитованные лица обязаны соблюдать критерии аккредитации при осуществлении своей деятельности. Под критериями аккредитации согласно п. 8 ст. 4 ФЗ № 412 понимается совокупность требований, которым должен удовлетворять заявитель и аккредитованное лицо при осуществлении деятельности в определенной области аккредитации. Критерии аккредитации и перечень документов, подтверждающих соответствие заявителя и аккредитованного лица критериям аккредитации, утверждены приказом Министерства экономического развития РФ от 30.05.2014 года № 326.

Протокол об административном правонарушении не содержит сведений о несоответствии ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» критериям аккредитации в связи с указанием в протоколе лабораторных исследований № 6443 необъективного результата исследования наличия олова в исследуемой продукции.

Протокол лабораторных исследований № 6443 от 05.03.2019 года, который имеет ссылку на аккредитацию, оформлен в пределах компетентности испытательной лаборатории, и в период действия аккредитации. Административная ответственность за выдачу юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем сертификатов соответствия, протоколов исследований (испытаний), измерений, иных заключений и документов со ссылкой на аккредитацию в национальной системе аккредитации в случае приостановления аккредитации или ее отсутствия предусмотрена ст. 14.60 КоАП РФ.

Руководствуясь п. 6 ч. 1 ст. 4.5, ст. 29.9, ст. 29.10, ст. 29.11 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу № 5-1190/2020 в отношении должностного лица Зубовой Анастасии Николаевны, привлекаемой к административной ответственности по ст. 14.48 КоАП РФ прекратить в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ может быть обжаловано в Санкт-Петербургский Городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии мотивированного постановления.

Судья О.Б. Сезева