ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1196/2022 от 25.03.2022 Кировского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело

64RS0-08

Постановление

по делу об административном правонарушении

25 марта 2022 года город Саратов

Судья Кировского районного суда города Саратова Пивченко Д.И., при помощнике судьи Кузнецовой А.А., с участием представителя Саратовской таможни Мамонова А.А., представителя ООО «Техногрупп» Малкиной И.Н., рассмотрев дело об административном правонарушении по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «Техногрупп»,

установил:

13 июля 2021 г. юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Техногрупп» отправило в Саратовскую таможню статистическую форму учета перемещения товаров с системным номером ED20210713151639345 через официальный сайт Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с помощью электронной подписи, которая зарегистрирована за № 10413000/130721/С958111.

В ходе проведения проверки и анализа статистической формы учета перемещения товаров с системным номером , установлено, что ООО «Техногрупп» во исполнение договора № 2252 от 19.04.2021, заключенного с ЧТУП «Агроимпортзапчасть» (, <адрес> на основании счета фактуры № 6635 от 08.06.2021 ввезло в РФ товар: «Вал редуктора углового 605729.0У» (код <данные изъяты>) в количестве - 5 шт., страной происхождения которого является Украина.

ООО «Техногрупп» в Саратовскую таможню предоставлены товаросопроводительные документы, подтверждающие факт осуществления сделки с ЧТУП «Агроимпортзапчасть» (Р. Беларусь): договор № 2252 от 19.04.2021, товарная накладная № 0272310 от 08.06.2021 с приложением, счёт-фактура № 6635 от 08.06.2021, платежное поручение № 359 от 08.06.2021, CMR № 3 от 08.06.2021, экспедиторская расписка № МНС-СРТ-454969-21 от 08.06.2021, квитанция к экспедиторской расписке, технические характеристики товаров (письмо от 10.08.2021 № 82).

Письмом от 16.11.2021 № И-76/21-ю ЧТУП «Агроимпортзапчасть» представлены следующие документы на товар - «Вал редуктора углового 605729.0У»: контракт № 2 от 07.12.2020, инвойс № 1 от 01.03.2021, добавочный лист к декларации на товары от 17.03.2021, заключение о происхождении товара № 180 от 07.04.2020, сертификат о происхождении товара формы СТ-1.

Сторонами контракта № 2 от 07.12.2020 являются: Продавец - ООО «Агроман» (Украина, Запорожская обл., г. Мелитополь, ул. 8 Марта, д. 8/1), Покупатель - ЧТУП «Агроимпортзапчасть» (Беларусь, Минская обл., г. Дзержинск, ул. Строителей, 3). Согласно инвойсу № 1 от 01.03.2021 и сертификату о происхождении товара № <данные изъяты> от 05.03.2021 страной происхождения указанных в нем товаров («Вал редуктора углового 605729.0У» - 5 шт.) является Украина.

На основании информации ООО «Техногрупп» (письмо от 23.09.2021 № 106) на момент приобретения товаров и согласования заявки на поставку товаров Обществу не было известно о стране происхождения товара - «Вал редуктора углового 605729.0У»-5шт. Для правильного оформления статистической формы учёта перемещения товаров, ЧТУП «Агроимпортзапчасть» направляло в адрес ООО «Техногрупп» сведения по каждой позиции товара, указанного в счёт-фактуре № 6635 от 08.06.2021, с указанием кода ТН ВЭД ЕАЭС и страны происхождения. До отгрузки товара в адрес ООО «Техногрупп» вопрос о стране происхождения товаров по счёт-фактуре № 6635 от 08.06.2021 не исследовался. Положения постановления Правительства РФ от 29.12.2018 № 1716-83 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 22.10.2018 года № 592», устанавливающие запрет на ввоз в Российскую Федерацию некоторых категорий товаров, страной происхождения которых является Украина дополнительно были изучены ООО «Техногрупп». Доставка товара от ЧТУП «Агроимпортзапчасть» в ООО «Техногрупп» осуществлялась перевозчиком ООО «ГДИнтернейшнл» (Главдоставка) по договору № 3 от 11 января 2021 года, официальным представителем в Республике Беларусь которого является ООО «ТМФ-Транс».

По данному факту в отношении ООО «Техногрупп» уполномоченным по особо важным делам отдела административных расследований Саратовской таможни 09 февраля 2022 г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 КоАП РФ.

В судебном заседании защитник юридического лица – ООО «Техногрупп» Малкина И.Н. вину в совершении административного правонарушения общества признала полностью, просила назначить наказание в виде конфискации.

Представитель Саратовской таможни Мамонов А.А. просил привлечь ООО «Техногрупп» к административной ответственности.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» таможенное регулирование в Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в РФ, которое в числе прочего представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения порядка и условий ввоза товаров в Российскую Федерацию.

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 2 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Российской Федерации применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, установленные в соответствии с Договором о Союзе и международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования. В случаях и порядке, которые предусмотрены Договором о Союзе, международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, Российская Федерация применяет отдельные меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения в одностороннем порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При введении Российской Федерацией запретов и ограничений в одностороннем порядке, а также при применении в Российской Федерации мер таможенно-тарифного регулирования, отличных от мер, применяемых в одном или нескольких государствах - членах Союза, применяются методы и средства обеспечения их соблюдения, установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации могут быть определены методы и средства обеспечения соблюдения указанных мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, введенных Российской Федерацией в одностороннем порядке, а также федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору за соблюдением установленных мер (пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ).

Исходя из пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под ввозом товаров в РФ, понимается - фактическое перемещение товаров через Государственную границу РФ и (или) пределы искусственных островов, установок и сооружений, в отношении которых РФ имеет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права, в результате которого товары прибыли из других государств - членов Союза или с территорий, не входящих в единую таможенную территорию Союза (далее - таможенная территория Союза), на территорию РФ и (или) на территории искусственных островов, установок и сооружений, в отношении которых РФ имеет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права, а также все последующие действия с указанными товарами до их выпуска таможенными органами, если такой выпуск предусмотрен международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) настоящим Федеральным законом.

Указом Президента РФ от 22.10.2018 № 592 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Украины в отношении граждан и юридических лиц РФ» и постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 № 1716-83 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 22.10.2018 № 592» с 22.10.2018 введен запрет на ввоз в РФ товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины, по перечню согласно приложению №1.

Как следует из приложения №1 к указанному постановлению Правительства РФ товары, классифицируемые кодом «8483109500» единой ТН ВЭД ЕАЭС (Валы трансмиссионные прочие), запрещены к ввозу в Российскую Федерацию. При этом для целей применения указанного перечня следует руководствоваться исключительно кодом ТН ВЭД ЕАЭС, наименование товара приведено в приложении для удобства пользования.

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), 3) "ввоз товаров на таможенную территорию Союза" - совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами.

«Запреты и ограничения» - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов» (пп. 10 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС).

Товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений (п. 1 ст. 7 ТК ЕАЭС).

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из материалов дела усматривается, что 13 июля 2021 г. юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Техногрупп» отправило в Саратовскую таможню статистическую форму учета перемещения товаров с системным номером <данные изъяты> через официальный сайт Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с помощью электронной подписи, которая зарегистрирована за № <данные изъяты>

В ходе проведения проверки и анализа статистической формы учета перемещения товаров с системным номером ED20210713151639345, установлено, что ООО «Техногрупп» во исполнение договора № 2252 от 19.04.2021, заключенного с ЧТУП «Агроимпортзапчасть» (<адрес>), на основании счета фактуры № 6635 от 08.06.2021 ввезло в РФ товар: «Вал редуктора углового 605729.0У» (код <данные изъяты> в количестве - 5 шт., страной происхождения которого является Украина.

ООО «Техногрупп» в Саратовскую таможню предоставлены товаросопроводительные документы, подтверждающие факт осуществления сделки с ЧТУП «Агроимпортзапчасть» (Р. Беларусь): договор № 2252 от 19.04.2021, товарная накладная № 0272310 от 08.06.2021 с приложением, счёт-фактура № 6635 от 08.06.2021, платежное поручение № 359 от 08.06.2021, CMR № 3 от 08.06.2021, экспедиторская расписка № МНС-СРТ-454969-21 от 08.06.2021, квитанция к экспедиторской расписке, технические характеристики товаров (письмо от 10.08.2021 № 82).

Письмом от 16.11.2021 № И-76/21-ю ЧТУП «Агроимпортзапчасть» представлены следующие документы на товар - «Вал редуктора углового 605729.0У»: контракт № 2 от 07.12.2020, инвойс № 1 от 01.03.2021, добавочный лист к декларации на товары от 17.03.2021, заключение о происхождении товара № 180 от 07.04.2020, сертификат о происхождении товара формы СТ-1.

Сторонами контракта № 2 от 07.12.2020 являются: Продавец - ООО «Агроман» (Украина, Запорожская обл., г. Мелитополь, ул. 8 Марта, д. 8/1), Покупатель - ЧТУП «Агроимпортзапчасть» (Беларусь, Минская обл., г. Дзержинск, ул. Строителей, 3). Согласно инвойсу № 1 от 01.03.2021 и сертификату о происхождении товара № 8Y12302F180 от 05.03.2021 страной происхождения указанных в нем товаров («Вал редуктора углового 605729.0У» - 5 шт.) является Украина.

На основании информации ООО «Техногрупп» (письмо от 23.09.2021 № 106) на момент приобретения товаров и согласования заявки на поставку товаров Обществу не было известно о стране происхождения товара - «Вал редуктора углового 605729.0У»-5шт. Для правильного оформления статистической формы учёта перемещения товаров, ЧТУП «Агроимпортзапчасть» направляло в адрес ООО «Техногрупп» сведения по каждой позиции товара, указанного в счёт-фактуре № 6635 от 08.06.2021, с указанием кода ТН ВЭД ЕАЭС и страны происхождения. До отгрузки товара в адрес ООО «Техногрупп» вопрос о стране происхождения товаров по счёт-фактуре № 6635 от 08.06.2021 не исследовался. Положения постановления Правительства РФ от 29.12.2018 № 1716-83 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 22.10.2018 года № 592», устанавливающие запрет на ввоз в Российскую Федерацию некоторых категорий товаров, страной происхождения которых является Украина дополнительно были изучены ООО «Техногрупп». Доставка товара от ЧТУП «Агроимпортзапчасть» в ООО «Техногрупп» осуществлялась перевозчиком ООО «ГДИнтернейшнл» (Главдоставка) по договору № 3 от 11 января 2021 года, официальным представителем в Республике Беларусь которого является ООО «ТМФ-Транс».

Факт совершения юридическим лицом – ООО «Техногрупп» административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и его вина подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 09 декабря 2021 г., уведомлением о явке от 16 декабря 2021 г., докладной запиской от 04 августа 2021 г. № 07-04-09/0099, статистической формой учета перемещения товаров; договором поставки № 2252 от 19 апреля 2021 г., товарной накладной от 08 июня 2021 г. и приложением к ней, счет-фактурой № 6635 от 08 июня 2021 г., платежным поручением № 359 от 08 июня 2021 г., экспедиторской распиской и квитанцией к ней от 08 июня 2021 г., письмом ООО «Техногрупп» № 106 от 23 сентября 2021 г., № 146 от 20 декабря 2021 г., письмом частного предприятия «Агроимпортзапчасть» № И-76/21-ю от 16 ноября 2021 г., контрактом № 2 от 07 декабря 2020 г., заключением о происхождении товара № 180 от 07 апреля 2020 г., служебной запиской от 13 августа 2021 г. № 02-05-21/0242, докладной запиской от 09 декабря 2021 г. № 07-02-12/1581, протоколами опроса свидетеля Непряхина С.И. от 23 и 28 декабря 2021 г., протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или ИП помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 28 декабря 2021 г., протоколом изъятия вещей и документов от 28 декабря 2021 г.. приходным ордером № 20 и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ оценка доказательств производится судьей по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Указанные доказательства судья считает достоверными, допустимыми, относящимися к данному делу, не дающими оснований сомневаться в их объективности и достоверности, в связи с чем, считает возможным положить их в основу данного постановления, как доказательства виновности ООО «Техногрупп» в совершении указанного административного правонарушения.

Изложенные в материалах дела обстоятельства свидетельствуют о том, что ООО «Техногрупп» в нарушение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений осуществил ввоз в РФ из Республики Беларусь, товара - «Вал редуктора углового 605729.0У» в количестве - 5 шт., который классифицируется в подсубпозиции 8483 10 950 0 ТН ВЭД ЕАЭС (валы трансмиссионные (включая кулачковые и коленчатые) и кривошипы: прочие) и относится к Перечню, запрещенному к ввозу в РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 22.10.2018 № 592 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Украины в отношении граждан и юридических лиц РФ» и постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 № 1716-83 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 22.10.2018 № 592» с 22.10.2018, так как страной происхождения данного товара является Украина.

Таким образом, судья квалифицирует действия ООО «Техногрупп» по ст. 16.3 КоАП РФ, как несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров в Российскую Федерацию.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, судом не установлено.

Смягчающим административную ответственность ООО «Техногрупп» обстоятельством судья признает признание обществом своей вины.

Отягчающих ответственность обстоятельств по делу не установлено.

Назначая наказание, судья учитывает характер совершенного ООО «Техногрупп» правонарушения, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств.

С учетом обстоятельств по делу, установленных в судебном заседании, исходя из санкции ст. 16.3 КоАП РФ, судья считает необходимым назначить ООО «Техногрупп» наказание в виде конфискации товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с последующим уничтожением.

Разрешая судьбу изъятого на основании протокола изъятия вещей и документов от 28 декабря 2021 г. товара – «Вал редуктора выгрузки Class Medion, Dominator 15B-3, Арт6057290» - 4 штуки, «Вал Артикул 605729» - 1 штука, упакованного в картонную коробку и оклеенного ярлыком обеспечения сохранности и находящихся на ответственном хранении в камере хранения вещественных доказательств в Саратовской таможне, судья приходит к выводу о необходимости их уничтожения в установленном законом порядке.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9 - 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

признать юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью «Техногрупп» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения: товара - «Вал редуктора выгрузки Class Medion, Dominator 15B-3, Арт6057290» - 4 штуки, «Вал Артикул 605729» - 1 штука.

Предмет административного правонарушения – товар «Вал редуктора выгрузки Class Medion, Dominator 15B-3, Арт6057290» - 4 штуки, «Вал Артикул 605729» - 1 штука, упакованного в картонную коробку и оклеенного ярлыком обеспечения сохранности, и находящегося на ответственном хранении в камере хранения вещественных доказательств в Саратовской таможне – уничтожить.

Постановление может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Кировский районный суд г.Саратова в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Судья Д.И. Пивченко