Дело № 5-1199/2020
УИД 51RS0002-01-2020-002857-08
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
город Мурманск 23 июня 2020 года
Судья Первомайского районного суда города Мурманска Кутушова Ю.В., (<...>), рассмотрев административное дело в отношении юридического лица:
Республиканского унитарного предприятия «Белтаможсервис», место нахождения предприятия: <...>, Минская область, Минский район, Щомыслицкий с/с, 17-й км автодороги Минск–Дзержинск, административно–бытовой корпус, каб.75, тел.+ 375 17 259 75 03, факс: + <***>; УНП ***; дата присвоения УНП –***; генеральный директор ФИО1, ранее к административной ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела не привлекавшегося, в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.16.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
*** в место доставки – постоянную зону таможенного контроля на территории СВХ ООО «ТЛТ», находящуюся в регионе деятельности Мурманского таможенного поста перевозчиком ООО «ВестТрансАвто» на транспортном средстве с регистрационный №*** в адрес АО «Кольская ГМК» был доставлен товар по транзитной декларации №***, поданной с применением электронной формы декларирования (далее – ЭТД). Товар перевозился по таможенной процедуре таможенного транзита из таможенного органа отправления – таможенного поста *** региональной таможни (Республика Беларусь) в таможенный орган назначения – Мурманский таможенный пост Мурманской таможни.
Таможенному посту *** региональной таможни (Республика Беларусь) для помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита были представлены: ЭТД №***, СМR №*** от *** на бумажном носителе (в электронном виде), коммерческий счет (инвойс) №*** от *** на бумажном носителе.
В ЭТД №*** в графе 31 товара №*** указано наименование товара: «***» в графе 42 указана стоимость товара 26088,88 EUR.
Сведение о наименовании товара, указанного в коммерческом счете (инвойсе) №*** от *** в подпункте 016 под артикулом 0902 как товар «***» отсутствуют в графе 31 ЭТД №*** стоимостью 107,94 евро.
Исходя из сведений о стоимости товара, его стоимость включена в графу 42 товара №*** ЭТД №***.
В результате таможенного досмотра (АТД №***) было установлено, что помимо товаров, заявленных в графе 31 товара №*** ЭТД №***, установлено наличие товара, сведения о котором содержится в коммерческом счете (инвойсе) №*** от ***, но не заявлены в графе 31 товара №*** ЭТД №***, а именно:
– «***, данному товару соответствует артикул 0902.
*** по результатам административного расследования в отношении РУП «Белтаможсервис» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном части 3 статьи 16.1 КоАП РФ.
*** протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в отношении РУП «Белтаможсервис» поступили в Первомайский районный суд города Мурманска.
Представитель РУП «Белтаможсервис» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил ходатайство согласно которому, просит дело рассмотреть в отсутствие представителя.
Изучив протокол об административном правонарушении, и приложенные материалы административного расследования, прихожу к выводу о наличии в действиях юридического лица – РУП «Белтаможсервис», признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Далее – КоАП РФ).
Согласно части 3 статьи 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В связи с отсутствием обязанности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, присутствовать на рассмотрении административного дела, на основании ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя РУП «Белтаможсервис».
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, установленными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями, иными документами, вещественными доказательствами, показаниями специальных технических средств.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, судья находит вину РУП «Белтаможсервис» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, установленной и доказанной.
Факт совершения РУП «Белтаможсервис» административного правонарушения доказан исследованными в судебном заседании письменными материалами дела:
- Определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования №*** от *** (л.д. 1-4);
- Копией электронной транзитной декларации (ЭТД) №*** (л.д.10);
- Копией CMR №*** от *** (л.д. 11);
- Копией коммерческого счета (инвойса) №*** от *** (л.д. 12-13);
- Копией акта таможенного досмотра №*** от ***, в результате, которого было установлено, что помимо товаров, заявленных в графе 31 товара №*** ЭТД №***, установлено наличие товара, сведения о котором содержится в коммерческом счете (инвойсе) №*** от ***, но не заявлены в графе 31 товара №*** ЭТД №***, а именно: *** данному товару соответствует артикул 0902 (л.д. 14-29);
- Копией коммерческого акта от ***№*** (л.д. 31);
- Копией письма ООО «ВестТрансАвто» №*** от ***, согласно которому что перевозка по маршруту г. Берлин (Германия) – г. Заполярный (Россия) осуществлялась автомобилем №***, принадлежащим ООО «ВестТрансАвто», под управлением водителя ФИО3. Между ООО «ВестТрансАвто» и РУП «Белтаможсервис» заключен договор поручения №*** от *** на совершение таможенных операций в качестве таможенного представителя (копия прилагается).
Отделение РУП «Белтаможсервис» находится в зоне пункта пропуска Бенякони–1. РУП «Белтаможсервис» имеет опыт работы в сфере таможенных услуг более 20–и лет и является крупнейшим в Беларуси поставщиком данных услуг. По прибытии в пункт пропуска *** водитель ФИО3 обратился к таможенному представителю РУП «Белтаможсервис» и оформил заказ на оформление Транзитной декларации в отношении товара, размещенного в автомобиле №*** предоставил СМR №*** от ***, коммерческий счет №*** от ***, упаковочный лист к счету №*** от ***, что подтверждается Поручением №*** от ***. В свою очередь, таможенный представитель РУП «Белтаможсервис» выполнил заказ по изготовлению транзитной декларации, о чем свидетельствует отчет №*** от ***.
ООО «ВестТрансАвто» в свою очередь оплатила данную услугу *** (платежное поручение №*** от ***). Так же прилагается копия письма представителя РУП «Белтаможсервис» касающиеся оформления данной транзитной декларации. После чего водитель ФИО3 подал документы (СМR №*** от ***, коммерческий счет №*** от ***, упаковочный лист к счету №*** от ***) на оформление сотрудникам таможни. Так как транзитная декларация оформлялась в электронном виде с физическим отсутствием на бумажном виде, у водителя не было возможности проверить правильность ее оформления. В пункте пропуска *** водитель получил на руки от таможенных органов СМR №*** от *** с отметками о прохождении таможенного оформления, отметку в СМR «Электронная форма» и вписанный номер пломбы в СМR. Транзитная декларация, в связи с ее электронным видом, на руки не выдавалась. Составлением транзитной декларации №*** занимался таможенный представитель РУП «Белтаможсервис», а взаимосвязь и обмен документами между таможенными органами и таможенным представителем РУП «Белтаможсервис» осуществлялась через специализированные таможенные программы, к которым ООО «ВестТрансАвто» доступа не имеет для того чтобы произвести проверку данных, указанных в транзитной декларации. Транзитная декларация оформляется таможенными органами в электронном виде (отсутствует на бумажном носителе) и на руки перевозчику не выдается. Из вышеизложенного следует, что ООО «ВестТрансАвто» в лице водителя ФИО3 действовало в рамках таможенного законодательства и в действиях ООО «ВестТрансАвто» не усматривается нарушений таможенного законодательства (л.д. 36);
- Копией договора поручения №*** от ***, в соответствии с пунктом 2.1. которого на совершение таможенных операций в качестве таможенного представителя, заключенного ООО «ВестТрансАвто» (Заказчик) с РУП «Белтаможсервис» («Таможенный Представитель»), последний обязан исполнять поручения Заказчика и совершать таможенные операции в соответствии с требованиями и условиями таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства Республики Беларусь.
Согласно пункта 1.4. указанного Договора действия по исполнению поручений по настоящему договору непосредственно выполняются штатным работником Таможенного представителя – специалистами по таможенному декларированию (л.д. 37-38);
- Копией письма РУП «Белтаможсервис» №*** от ***, из которого следует, что ЭТД №*** составлялась и заверялась ЭЦП ведущим специалистом по таможенному декларированию отдела таможенного декларирования транспортно–логистического центра «Бобруйск–Белтаможсервис» *** филиала РУП «Белтаможсервис» ФИО2 (далее – специалист по ТД) в соответствии с пунктом 2 должностной инструкции №*** от *** (копия прилагается). *** ООО «ВестТрансАвто» в рамках договора поручения №*** от ***, заключенного между ОТД ТЛЦ «Бобруйск–Белтаможсервис» Могилёвского филиала РУП «Белтаможсервис» и ООО «ВестТрансАвто» обратилось с поручением на составление электронной транзитной декларации в отношении товара, размещенного в а/м №***. Составление ЭТД производилось по СМР №*** от ***, коммерческому счёту №*** от ***. Проверка сведений о товаре производилась по товаросопроводительным документам. Составление транзитной декларации производилось в соответствии с нормами, утверждёнными Решением комиссии Таможенного союза от ***№*** «О форме и порядке заполнения транзитной декларации», в частности, в первом разделе графы 31 указывалось общее наименование товара, а также его описание в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами, достаточное для его идентификации таможенным органом. В графе 31 транзитной декларации №*** специалистом по таможенному декларированию указывалась общая информация о товаре: *** изложенная в перевозочном документе – СМР №*** от ***. В связи с тем, что код ТНВЭД *** не предполагает идентификацию частей товара по отличительным признакам, а так же, учитывая факт указания *** в СМР №*** от ***, специалист по ТД ФИО2 во время проверки документов и сведений, произвела общую сверку сведений о ***, указанных в коммерческом счёте со сведениями, указанными в СМР без детальной идентификации, и соответственно, не заметила отсутствие недостающих сведений о наименовании товара (***) в СМР. Осмотр данного товара не производился, в связи удалённым нахождением структурного подразделения ОТД ТЛЦ «Бобруйск–Белтаможсервис» Могилёвского филиала РУП «Белтаможсервис» от РПТО «***. РУП «Белтаможсервис» знакомо с правами и обязанностями декларанта, в соответствии со статьей 84 ТК ЕАЭС. Обстоятельством, позволяющим надлежащим образом составить ЭД, послужила бы классификация данных *** в иные товарные позиции ТН ВЭД, которые соответствовали бы отличительным признакам заявленных товаров, например для ***. РУП «Белтаможсервис» признает факт и вину в совершении данного административного правонарушения. Со специалистами по ТД будет проведена разъяснительная работа о необходимости более внимательного анализа документов и сведений при составлении ЭТД (л.д. 54-55);
- Копией письма Гродненской региональной таможни (Республика Беларусь) №*** от ***, согласно которому установлено, что *** в РПТО «*** региональной таможни осуществлен выпуск партии товаров «***», общим весом брутто *** общей стоимостью 26088,88 EUR, перемещавшихся составом транспортных средств с рег.№ №*** по транзитной декларации №***. Должностному лицу таможенного органа были представлены следующие документы: СМR №*** от ***, коммерческий счет №*** от ***, упаковочный лист к счету №*** от ***. Электронная транзитная декларация на данную партию товаров была подана РУП «Белтаможсервис» и подписана специалистом РУП «Белтаможсервис» ФИО2. Сведения в графу 31 ЭТД были внесены специалистом РУП «Белтаможсервис» не в полном объеме, а именно не указано наименование товара «подшипник», что в свою очередь не было установлено должностным лицом таможни при проведении проверки документов и сведений. В *** региональной таможне по данному факту административный процесс не начинался. *** должностным лицом таможни в соответствии с представленными транспортными и коммерческими документами в графу 31 транзитной декларации №*** внесены сведения о наименовании товара «***».
Таким образом, установлено, что ЭТД №*** в таможенный орган отправления была представлена таможенным представителем – РУП «Белтаможсервис», который помещал вышеуказанные товары под таможенную процедуру таможенного транзита по данной транзитной декларации (л.д. 61-62);
- Копией письма РУП «Белтаможсервис» следует, что факт и вина в совершении вменяемого административного правонарушения РУП «Белтаможсервис» признает, однако просит учесть отсутствие причинения вреда АО «Кольская ГМК» и государству (л.д. 85-87);
- Протоколом об административном правонарушении №*** от *** в котором описаны обстоятельства административного правонарушения, установленные по результатам административного расследования, а также содержащим выводами должностного лица Мурманской таможни о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ (л.д. 151-154).
Совокупность исследованных судьей доказательств по делу об административном правонарушении нахожу достаточной для установления наличия события административного правонарушения и виновности юридического лица, привлекаемого к административной ответственности.
Положениями пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) определено, что ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза – совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами. (подпункт 3)
Декларант – лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. (подпункт 7)
Перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза. При перемещении товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи перевозчиком является лицо, ответственное за использование трубопроводного транспорта или линий электропередачи, и (или) за перемещение товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, и (или) за контроль и учет этих товаров (подпункт 26).
Перемещение товаров через таможенную границу Союза – ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза (подпункт 27).
Таможенная декларация - таможенный документ, содержащий сведения о товарах и иные сведения, необходимые для выпуска товаров (пункт 32).
Таможенное декларирование - заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров (подпункт 35).
Таможенный контроль – совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании (подпункт 41).
Товар - любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу (подпункт 45).
Согласно статье 142 ТК ЕАЭС таможенная процедура таможенного транзита - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру. Таможенная процедура таможенного транзита применяется для перевозки (транспортировки) по таможенной территории Союза иностранных товаров, не помещенных под иные таможенные процедуры.
В соответствии со ст. 143 ТК ЕАЭС для получения разрешения на помещение товара под таможенную процедуру таможенного транзита в таможенный орган необходимо представить транзитную декларацию, содержащую сведения о товаре.
Таможенный транзит допускается с письменного разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого начинается перевозка товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита (таможенный орган отправления). Разрешение на таможенный транзит выдается: перевозчику, экспедитору, декларанту (ст. 86 ТК ЕАЭС).
В соответствии со статьей 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.
На основании статьи 105 ТК ЕАЭС при таможенном декларировании применяется, в том числе, транзитная декларация. Транзитная декларация используется при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.
Положениями п.1 ст. 107 ТК ЕАЭС установлено, что в транзитной декларации подлежат указанию сведения, в том числе, о наименовании, количестве и стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами, о коде товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков, о весе товаров брутто, о количестве грузовых мест.
В соответствии с пунктом 14 Инструкции о порядке заполнения транзитной декларации, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 №289 (далее инструкция), в графе 31 транзитной декларации указываются: под номером 1 общее наименование товара, а также дается его описание в соответствии с коммерческими транспортными (перевозочными) документами, достаточное для его идентификации таможенным органом; под номером 2 товаров, имеющих упаковку, указывается количество грузовых мест.
В соответствии со статьей 83 ТК ЕАЭС, декларантами товаров, помещаемых под таможенные процедуры, могут выступать… перевозчик, в том числе таможенный перевозчик, – при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита.
В соответствии с пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС, декларант обязан… произвести таможенное декларирование товаров.
В соответствии с Инструкцией, в графе 50 «Принципал» указываются наименование и адрес декларанта, место и дата представления ТД, оригинальная подпись представителя декларанта.
Положениями пункта 3 статьи 84 ТК ЕАЭС установлено, что декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
Согласно примечанию 2 к статье 16.1 КоАП РФ, для целей применения главы 16 КоАП РФ, под недействительными документами понимаются, в частности, документы, содержащие недостоверные сведения.
Следовательно, ЭТД №*** в диспозиции примечания 2 к статье 16.1 КоАП РФ являются недействительным документом.
РУП «Белтаможсервис» выступая перевозчиком и декларантом при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенному органу отправления – пункту таможенного оформления Бенякони-1 Гродненской региональной таможни были заявлены недостоверные сведения о наименовании товаров, путем представления недействительных документов.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об АП установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
РУП «Белтаможсервис» имело возможность соблюсти таможенное законодательство, т.к. у предприятия была возможность предоставить таможенному органу действительный документ – электронную транзитную декларацию №***, необходимый для транзитной перевозки и сообщить достоверные сведения о наименовании товаров, но предприятием не были предприняты все надлежащие для этого меры, а именно, не был осуществлен должный контроль со стороны руководства РУП «Белтаможсервис» за работниками, в чьи обязанности входило предоставление документов. Работа по предоставлению документов не была организована РУП «Белтаможсервис» должным образом и данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению таможенных правил, т.е. объективных обстоятельств, препятствующих выполнению предприятием таможенных обязанностей, не установлено.
Вступая в таможенные правоотношения, РУП «Белтаможсервис» должно было не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, т.е. обеспечить ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона. Административное правонарушение, в данном случае, не было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля организации. При соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения обязанностей, установленных законодательством, данное административное правонарушение было бы предотвращено.
Учитывая вышеизложенное, РУП «Белтаможсервис» своими действиями нарушило требования ТК ЕАЭС, а именно сообщило таможенному органу недостоверные сведения о наименовании товаров, при помещении их под таможенную процедуру таможенного транзита, путем представления недействительных документов, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ.
Действия юридического лица судья квалифицирует по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ, РУП «Белтаможсервис» своими действиями нарушило требования таможенного законодательства, а именно сообщило таможенному органу недостоверные сведения о наименовании товаров, при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС, путем представления недействительных документов (электронной транзитной декларации №***), совершив при этом административное правонарушение,
Назначая наказание, судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Обстоятельством, смягчающим наказание РУП «Белтаможсервис», судья признает совершение административного правонарушения впервые, признание вины, оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.
Обстоятельств, отягчающих наказание РУП «Белтаможсервис», судьей не установлено.
Принимая во внимание отсутствие вредных последствий в сфере экономических интересов государства, тот факт, что Общество, ранее к административной ответственности за однородное правонарушение не привлекалось, что признается обстоятельством, смягчающим административную ответственность, прихожу к выводу о возможности назначения наказания в виде предупреждения.
Руководствуясь ст. 3.4, 29.10 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Республиканское унитарное предприятие «Белтаможсервис» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г. Мурманска в течение 10-ти дней со дня получения его копии.
Судья Ю.В. Кутушова