ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Осташков 09 ноября 2020 года
Судья Осташковскогомежрайонного суда Тверской области
Кокарева Н.А.,
рассмотрев протокол об административном правонарушении №04-20/499, предусмотренном ч.2 ст.8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и приложенные к нему материалы, представленные заместителем начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Тверской области Лебедевой Н.В. в отношении
Васильева С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, ранее не привлекавшего к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Васильев С.В. совершил действия порчу земель сельскохозяйственного назначения в результате нарушения правил обращения с отходами производства и потребления при следующих обстоятельствах:
15 мая 2020 года в 11 часов 15 минут в результате проведенного на основании приказа Управления Россельхознадзора по Тверской области от 15 мая 2020 года №613-ЗН старшим государственным инспектором отдела земельного надзора Макеевой А.В. осмотра, обследования земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, расположенного вблизи д.Замошье Осташковского городского округа Тверской области, категория земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования – для сельскохозяйственного производства СПК «Осташковское», вид сельскохозяйственных угодий – пашня, правообладатель которого является с 03.08.2010 года Васильев С.В., располагается пилорама. Также на указанном земельном участке находятся строения, стоит техника, складируются доски, бревна. Общая площадь под зданиями, сооружениями, техникой, складируемыми досками и отходами производства, а также бытовым мусором 1,445 га. На площади 5,2085 га произрастают деревья, кустарники (ольха, осина, береза) и сорные растения.
Указанные обстоятельства также выявлены 12 августа 2020 года в 11 часов 40 минут в рамках внеплановой выездной проверки в отношении указанного земельного участкас кадастровым номером 69:24:0000016:1786, расположенного вблизи д.Замошье Осташковского городского округа Тверской области:
-на площадке №1 выявлено перекрытие плодородного слоя почвы (забетонированная площадка) на площади 0,9 га. Географические координаты N57,0927520Е33,0875340.
- на площадке №2 выявлено загрязнение древесными опилками на площади 0,02 га, высота размещения 0,15 м. Отходы относятся к 5 классу опасности. Плотность отходов – 288 кг/м3. Координаты загрязнения: N57,0926710Е33,0882200;
- на площадке №3 выявлено загрязнение смешанными квартирными отходами высота размещения 0,50 м, отходы относятся к 4 классу опасности. Плотность отходов -144 кг/м3. Корпуса автомобилей. Обрезки длинномерные. Площадь 0,025 га. Координаты загрязнения N57,0927990Е33,0863640.
03 августа 2020 года Васильев С.В. произвел раздел земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, на два самостоятельных участка с кадастровым номером № площадью 1,6155 га и № площадью 5,0380 га.
Таким образом, Васильев С.В. в нарушение ст.12,13,76 Земельного кодекса РФ, ст.51 Федерального закона №7 от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», ст.1,4.1 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» совершил действия приведшие к порче почв в результате нарушения правил обращения с отходами производства и потребления на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №.
Должностное лицо Управления Россельхознадзора по Тверской области по доверенности Макеева А.В. о времени и месте рассмотрения дела уведомлена в установленном законом порядке, в письменном ходатайстве подтвердила обстоятельства, изложенные в протоколе, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Васильев С.В. о времени и месте рассмотрения дела уведомлен в установленном законом порядке, в суд не явился, представил письменный отзыв, в котором указал, что 3 августа 2020 года спорный земельный участок был снят с кадастрового учета, и соответственно, в силу ст.11.4 Земельного кодекса РФ, не может рассматриваться в качестве объекта административного правонарушения. Считает, что невозможно определить в отношении какого земельного участка составлен протокол об административном правонарушении, поскольку указанный в протоколе земельный участок на момент проведения проверки 12 августа 2020 года прекратил свое существование. В связи с чем, просил прекратить производство по данному делу.
Исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, помимо прочего, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Статьей 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности (пункт 1 статьи 34 названного закона).
В соответствии с пунктом 1 статьи 42 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается (пункт 2 статьи 51 данного закона).
Частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Понятие отходы производства и потребления определено в статье1Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которому отходами производства и потребления являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей4.1Закона № 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: 1 класс - чрезвычайно опасные отходы; 2 класс - высоко опасные отходы; 3 класс - умеренно опасные отходы; 4 класс - малоопасные отходы; 5 класс - практически неопасные отходы.
В соответствии с ГОСТом 17.5.1.01-83 нарушение земель – это процесс, происходящий при добыче полезных ископаемых, выполнении геологоразведочных, изыскательных, строительных и других работ и приводящий к нарушению почвенного покрова, гидрогеологического режима местности, образованию техногенного рельефа и другим качественным изменениям состояния земель.
Под технологической (эксплуатационной) деградацией понимается ухудшение свойств почв, в результате избыточных технологических нагрузок при всех видах землепользования, разрушающих почвенный покров, ухудшающих его физическое состояние и агрохимическое состояние почв, приводящих к потере природно-хозяйственной значимости земель.
Нарушение земель представляет собой механическое разрушение почвенного покрова и обусловлено открытыми и закрытыми разработками полезных ископаемых и торфа, строительными и геолого-разведочными работами и др.
К нарушенным землям относятся все земли со снятым или перерытым гумусовым горизонтом и непригодные для использования без предварительного восстановления плодородия, т.е. земли, утратившие в связи с их нарушением первоначальную значимость.
Согласно "ГОСТ 30772-2001 Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенному в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 N 607-ст, засорение среды агентами, оказывающими лишь механическое воздействие без физико-химических последствий, является механическим загрязнением (пункт 6.8).
В силу положений части 3 статьи76 Земельного кодекса РФ загрязнение является одним из видов порчи земли.
Допущенные Васильевым С.В. нарушения, приведшие к порче почв в результате нарушения правил обращения с отходами производства и потребления на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № вблизи д.Замошье Осташковского городского округа Тверской области, выявленные15 мая 2020 г. в результате осмотра, обследования земельного участка, а также вина Васильева С.В. в совершении административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении №04-20/499 от 04 сентября 2020 года, составленным в соответствии с требованиями ст.28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в котором изложены обстоятельства правонарушения, совершенного Васильевым С.В. (л.д.5-9);
- приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Управления Россельхознадзора по Тверской области №613-ЗН от 15.05.2020 года о проведении планового (рейдового) осмотра, обследования земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в районе д. Замошье Осташковского городского округа Тверской области (л.д.45);
- актом планового (рейдового) осмотра, обследования №04-20/32 от 15.05.2020 года, в ходе которого произведен осмотр, обследование земельных участков, в том числе и земельного участка с кадастровым номером № расположенного вблизи д. Замошье Осташковского городского округа, принадлежащего Васильеву С.В., в ходе которого в действиях Васильева С.В. выявлены нарушения законодательства, выразившиеся в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по защите земель сельскохозяйственного назначения от загрязнения отходами производства и потребления: на участке складируются доски и отходы производства, бытовой мусор, техника (л.д.38-40);
- приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Управления Россельхознадзора по Тверской области №950-ФЛ от 22 июля 2020 года о проведении внеплановой выездной проверки в отношении гражданина Васильева С.В., осуществляющего деятельность на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № расположенного в районе д.Замошье Осташковского городского округа с целью подтверждения фактов нарушений земельного законодательства (л.д.34-37);
- актом проверки №04-20/100 от 12.08.2020 года, с приложенными к нему схемой и фототаблицей, которыми установлено, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № вблизи д. Замошье Осташковского городского округа Тверской области, площадью 6,6535 га, с разрешенным видом использования – для сельскохозяйственного производства СПК «Осташковское», вид сельскохозяйственных угодий – пашня, правообладатель с 03.08.2010 Васильев С.В., располагается пилорама. На участке находятся строения, стоит техника, складируется доски, бревна, газосиликтные блоки. Работают люди. Общая площадь под зданиями, сооружениями, техникой, складируемыми досками и отходами производства, а также бытовым мусором 1,445 га. На площади 5,2085 га произрастают деревья, кустарники (ольха, осина, береза) и сорные растения.
- Площадка №1. Выявлено перекрытие плодородного слоя почвы (забетонированная площадка) на площади 0,9 га. Географические координаты N57,0927520Е33,0875340.
Площадка №2. Выявлено загрязнение древесными опилками на площади 0,02 га, высота размещения 0,15 м. Отходы относятся к 5 классу опасности. Плотность отходов – 288 кг/м3. Координаты загрязнения: N57,0926710Е33,0882200;
Площадка №3. Выявлено загрязнение смешанными квартирными отходами высота размещения 0,50 м, отходы относятся к 4 классу опасности. Плотность отходов -144 кг/м3. Корпуса автомобилей. Обрезки длинномерные. Площадь 0,025 га. Координаты загрязнения N57,0927990Е33,0863640 (л.д.15-25);
- сообщением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области от 29.05.2020 года, в котором указано, что согласно информации, содержащейся в Материалах внутрихозяйственной оценки земель совхоза «Селигер» Осташковского района Калининской области, выполненных Всероссийским производственным проектным объединением по использованию земельных ресурсов «Росземпроект», в состав земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Тверская область, Осташковский район, Замошское с/п, д.Замошье, входят следующие виды сельскохозяйственных угодий – пашня (л.д.26-27);
- выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 15 мая 2020 года на земельный участок с кадастровым номером № расположенный в районе д.Замошье Осташковского городского округа, имеющий категорию земель – земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства СПК «Осташковское», правообладателем которого является Васильев С.В. (л.д.41-44);
- выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 01 сентября 2020 года на земельный участок с кадастровым номером № расположенного в районе д.Замошье Осташковского городского округа, имеющий категорию земель – земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства СПК «Осташковское», правообладателем которого является Васильев С.В. (л.д.28-30);
- выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 01 сентября 2020 года на земельный участок с кадастровым номером № расположенного в районе д.Замошье Осташковского городского округа, имеющий категорию земель – земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства СПК «Осташковское», правообладателем которого является Васильев С.В. (л.д.31-33).
Вина Васильева С.В. в совершении административного правонарушения заключается в том, что у последнего имелась возможность для недопущения порчи земель сельскохозяйственного назначения в результате нарушения правил обращения с отходами производства и потребления, за нарушение которых ч.2ст.8.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным физическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из п.2 ч.1 ст.1 Земельного кодекса РФ акты земельного законодательства основываются на принципе приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
Статьей 12 Земельного кодекса РФ установлено, что использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Согласно ч.1 ст.13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Перекрытие плодородного слоя почвы, а также загрязнение земельного участка древесными опилками и смешанными квартирными отходами подтверждается как актом планового (рейдового) осмотра, обследования №04-20/32 от 15.05.2020 года, так и актом внеплановой проверки Управления Россельхознадзора по Тверской области №04-20/100 от 12.08.2020 года, подтвердившим, что нарушения, выявленные 15.05.2020 года Васильевым С.В. не были устранены.
Таким образом, факт загрязнения, являющегося одним из видов порчи земли, является следствием нарушения Васильевым С. В. правил обращения с отходами производства 4 и 5 класса опасности.
Порядок составления протокола об административном правонарушении, иные доказательства получены в соответствии с требованиями закона, они отвечают принципам относимости и допустимости, достаточны для принятия решения по делу.
У Васильева С.В. имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Анализируя исследованные доказательства, суд считает вину Васильева С.В. в совершении порчи земель в результате нарушения правил обращения с отходами производства и потребления, установленной полностью. Действия Васильева С.В. следует квалифицировать по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ.
Довод Васильева С.В. о том, что 03.08.2020 года спорный земельный участок был снят с кадастрового учета, и в силу ст.11.4 Земельного кодекса РФ он не может рассматриваться в качестве объекта административного правонарушения является необоснованным, так как событие административного правонарушение имело место 15.05.2020 года, то обстоятельство, что впоследствии 03.08.2020 года земельный участок был разделен Васильевым С.В. юридического значения не имеет.
При назначении наказания учитываю характер совершенного административного правонарушения, финансовое положение Васильева С.В.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.
С учетом всех установленных по делу обстоятельств, назначение наказания в виде штрафа в пределах санкции ч.2 ст.8.6 КоАП будет способствовать достижению целей административного наказания.
Оснований для прекращения дела за малозначительностью совершенного правонарушения в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ не усматриваю, учитывая характер совершенного административного правонарушения, который свидетельствует о грубом нарушении со стороны Васильева С.В. прав и интересов неограниченного круга лиц в сфере землепользования и экологической безопасности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.23.1, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Васильева С.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Назначить Васильеву С.В. административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
Штраф подлежит уплате в течение 60 дней со дня вступления в силу настоящего постановления по следующим реквизитам: Отделение Тверь, г.Тверь, получатель: УФК по Тверской области (Управление Россельхознадзора по Тверской области), ИНН 6950076658, КПП 695001001, БИК банка 042809001, р/счет 40101810600000010005, ОКТМО 28701000, Код бюджетной классификации (КБК) 08111601081010006140, назначение платежа: денежные взыскания (штрафы) за нарушения законодательства (протокол №04-20/499).
Предупредить Васильева С.В. об административной ответственности по ч.1 ст.20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях за неуплату штрафа в установленный законом срок.
В соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлекаемым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ. Часть первая статьи 20.25 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неуплату штрафа в срок, предусмотренный законом, и влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Тверской областной суд через Осташковский межрайонный суд Тверской области в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Н.А.Кокарева
1версия для печатиДело № 5-119/2020 (Постановления)