ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-119/2017 от 26.12.2017 Юргамышского районного суда (Курганская область)

Дело

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Судья Юргамышского районного суда Курганской области Баязитова О.Ю., рассмотрев 26 декабря 2017 года в п. Юргамыш, ул. Ленина, 39, индекс 641200, Юргамышского района Курганской области дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «ТеплоРесурс», ИНН 6658434618, юридический адрес: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Зоологическая, д. 4 офис 12., место фактического осуществления деятельности: Курганская область, п. Юргамыш, ул. Ленина, 47А.

у с т а н о в и л:

9 октября 2017 года в 16 часов 00 минут главным государственным инспектором Курганского отдела по технологическому надзору Уральского управления Ростехнадзора Барышниковым С.Ю. составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО «ТеплоРесурс» по части 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том, что ООО «ТеплоРесурс» совершило грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, а именно: в ходе проведения с 21 августа 2017 года по 20 сентября 2017 года совместной проверки прокуратуры Юргамышского района и специалистами Курганского отдела по технологическому надзору Уральского управления Ростехнадзора соблюдения ООО «ТеплоРесурс» обязательных норм и правил промышленной безопасности при эксплуатации имеющихся опасных объектов, выявлен ряд нарушений требований Федерального закона № 116-ФЗ от 21 июля 1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» утвержденным Приказом Ростехнадзора от 19 августа 2011 года № 480, Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2012 года № 454), что создает угрозу жизни и здоровью людей.

Так, на указанном предприятии осуществляется эксплуатация взрывопожароопасного производственного объекта третьего класса опасности без лицензии, руководитель ООО «ТеплоРесурс» не аттестован в области промышленной безопасности в аттестационной комиссии Ростехнадзора, не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, не обеспечено проведение экспертизы промышленной безопасности здания отопительной котельной, не приняты в установленный срок меры по обеспечению соблюдения обязательных требований промышленной безопасности, не осуществляются мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, отсутствует информация о наличии нештатного аварийно-спасательного формирования, не представлялось на согласование в территориальный орган Ростехнадзора «Положение о порядке проведения технического расследования причин инцидентов на опасном производственном объекте».

При рассмотрении дела об административном правонарушении представитель ООО «ТеплоРесурс» - Бережная О.П. виновность в совершении правонарушения не признала. Пояснила, что центральная котельная в р.п. Юргамыш, эксплуатируемая ООО «ТеплоРесурс», не относится к опасным производственным объектам и не подпадает под классификацию опасных объектов. К опасным производственным объектам не относятся, в том числе работающие под давлением природного газа или сжиженного углеводородного газа до 0,005 мега Паскаля включительно сети газораспределения и сети газопотребления. В материалы дела не представлено доказательств обоснованности проверки данного объекта на соблюдение федерального закона № 116, так как не представлены доказательства опасности проверяемого объекта. Кроме того, из протокола не следует, по какому основанию проверяемый объект отнесён к опасному, и к какому классу опасности он отнесён, не представлены надлежащие доказательства, что на момент проверки у проверяющего органа были законные основания для проведения проверки объекта как опасного объекта. Объект проверки – отопительная котельная, которую нельзя отнести к сети газораспределения. Понятий сети газопотребления и газораспределения станции в нормативных актах отсутствуют, однако здание котельной, исходя из совокупного толкования норм права, так же не совпадает с понятием сети газораспределения и газораспределительной станции. Материалы дела не содержат ни одного доказательства о соблюдении ФЗ № 294, что влечет недействительность результатов мероприятий надзорного органа и отсутствием основания для привлечения ООО «ТеплоРесурс» к ответственности. Также акт о результатах проверки уполномоченным лицом не составлялся. Акт составлен ДД.ММ.ГГГГ – за пределами срока проведения проверки, проверяемое лицо о дате, времени и месте составления акта проверки не уведомлено, при составлении акта не участвовало, не вручен проверяемой организации. Внеплановая выездная проверка, запланированная Ростехнадзором с 21 августа 2017 года по 20 сентября 2017 года в отношении ООО «ТеплоРесурс» является незаконной, как инициированная неуполномоченным лицом, и как следствие требования Ростехнадзора в рамках данной проверки так же не законны, а, следовательно, дело о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 9.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению за отсутствием состава правонарушения. Кроме того, акт проверки газового оборудования и средств автоматики для проведения пуско-наладочных работ от 30 марта 2015 года и рабочий проект ООО «Спецпроект» надлежащими доказательствами не являются, поскольку в дело представлены их копии без предоставления подлинных документов, а у ООО «ТеплоРесурс» указанные документы отсутствуют, что вызывает сомнения в их подлинности. Поддержала доводы, изложенные в возражениях, и просила прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава правонарушения.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении – главный государственный инспектор Курганского отдела по технологическому надзору Уральского управления Ростехнадзора Барышников С.Ю. полагает, что ООО «ТеплоРесурс» грубо нарушает обязательные требования Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21 июля 1997 года, осуществляет эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта третьего класса опасности без лицензии, следовательно, в его действиях присутствует состав об административном правонарушении по части 3 статьи 9.1 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель административного органа Шагиахметова О.А. в судебном заседании полагала о доказанности виновности правонарушителя, просила привлечь правонарушителя к предусмотренной законом ответственности. Пояснила, что в соответствии с распоряжением Уральского управления Ростехнадзора № К-3917-р от 11 августа 2017 года проверка ООО «ТеплоРесурс» проводилась во исполнение поручения правительства Российской Федерации о контроле хода подготовки объектов электроэнергетики и теплоснабжения к предстоящему отопительному сезону, на основании п. 3 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ. Предметом проверки явилось соблюдение ООО «ТеплоРесурс» обязательных требований в сфере энергетики и промышленной безопасности, а не подготовка готовности к отопительному сезону. Общий срок проведения проверки составил 23 рабочих дня, что не является нарушением требований законодательства, поскольку ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» установлено, что проверка может проводиться 30 рабочих дней. Центральная котельная, принадлежащая ООО «ТеплоРесурс», в соответствии с требованиями Приложения № 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» является опасным производственным объектом, что подтверждается: свидетельством о государственной регистрации права собственности ООО «ТеплоРесурс» на здание центральной котельной в п. Юргамыш; копией акта приемки газового оборудования и средств автоматики для проведения пуско-наладочных работ от 30.03.2015 года, в соответствии с которым рабочее давление газа составляет 0,6 МПа; рабочим проектом технического перевооружения центральной котельной в п. Юргамыш, выполненным ООО «Спецпроект» в 2015 году; информацией ООО «Газпром межрегионгаз Курган». В связи с невозможностью проведения проверки, 21 сентября 2017 года был составлен акт о невозможности проведения проверки. В дальнейшем в ходе проведения проверки сотрудниками прокуратуры указанного объекта были выявлены нарушения требований промышленной безопасности. Лицензии на эксплуатацию опасного производственного объекта в п. Юргамыш ООО «ТеплоРесурс» не имеет, за получением лицензии в Ростехнадзор не обращалось. В реестр опасных производственных объектов центральная котельная п. Юргамыш не внесена.

Заслушав лиц, участвующих при рассмотрении протокола об административном правонарушении, исследовав представленные материалы дела, судья приходит к следующему выводу.

Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе плановой проверке в отношении ООО «ТеплоРесурс», проведенной на основании распоряжения Уральского управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ, письма прокуратуры Юргамышского района Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ, выявлены грубые нарушения условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта – системы газораспределения и газопотребления предприятия, установленные ст. 6 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 года № 599), а именно осуществляет эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта третьего класса опасности без лицензии, руководитель ООО «ТеплоРесурс» не аттестован в области промышленной безопасности в аттестационной комиссии Ростехнадзора, не осуществляет производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, не обеспечено проведение экспертизы промышленной безопасности здания отопительной котельной, не приняты в установленный срок меры по обеспечению соблюдения обязательных требований промышленной безопасности, не осуществляются мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, отсутствует информация о наличии нештатного аварийно-спасательного формирования, не представлялось на согласование в территориальный орган Ростехнадзора «Положение о порядке проведения технического расследования причин инцидентов на опасном производственном объекте».

В п. 6 Положений о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов перечислены нарушения, являющиеся грубыми нарушениями условий лицензии на осуществлении видов деятельности в области промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта.

Указанные действия ООО «ТеплоРесурс» квалифицированы по части 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц – от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В примечании к статье 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указано, что под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей. Понятие грубого нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора» и муниципального контроля», предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 10 вышеуказанного закона, основанием для проведения внеплановой проверки является приказ руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 256 от 10 июля 2017 года «О контроле хода подготовки объектов электроэнергетики и теплоснабжения к работе в осенне-зимний период 2017-2018 годов» во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства РФ Д.Н. Козака от 29 июня 2017 года № ДК-П9-4194, руководителям территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору приказано организовать проведение внеплановых проверок хода подготовки объектов электроэнергетики и теплоснабжения к работе в осенне-зимний период 2017-2018 годов.

В соответствии с распоряжением Уральского управления Ростехнадзора № К-3917 от 11 августа 2017 года «О проведении внеплановой выездной проверки ООО «ТеплоРесурс», назначена внеплановая выездная проверка ООО «ТеплоРесурс» в период с 21 августа 2017 года по 8 сентября 2017 года. Место нахождения юридического адреса: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Зоологическая, 4 офис 12. Место фактического осуществления деятельности: Курганская область, п. Юргамыш, ул. Ленина, 47А. Предметом проверки являлось соблюдение обязательных требований законодательных, нормативных, правовых и нормативных технических документов, требований безопасности в электроэнергетике. Цель проверки – контроль хода подготовки и оценке готовности объектом электроэнергетики и теплоснабжения к работе в осенне-зимний период 2017-2018 годов в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства РФ от 29 июня 2017 года № ДК-П9-4194 и приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 256 от 10 июля 2017 года «О контроле хода подготовки и оценки готовности объектов электроэнергетики и теплоснабжения к работе в осенне-зимний период 2017-2018 годов».

Таким образом, судья приходит к выводу, что внеплановая проверка была проведена законно, основанием для проведения внеплановой проверки являлся приказ руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации.

Вместе с тем, судья приходит к выводу об отсутствии в действиях ООО «ТеплоРесурс» состава административного правонарушения исходя из следующих выводов.

Согласно ст. 3 Федерального закона 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом.

Статьей 12 названного закона определен перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии. К таким видам деятельности, в частности, относится эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов.

Однако требование о наличии лицензии представляет собой общее условие осуществления лицом определенных законом отдельных видов деятельности. Следовательно, отнесение эксплуатации объекта к лицензируемому виду деятельности не связано исключительно с обеспечением промышленной безопасности.

В силу ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Надлежащих доказательств того, что ООО «ТеплоРесурс» эксплуатирует опасный производственный объект, в материалы дела не представлено.

Акт проверки газового оборудования и средств автоматики для проведения пуско-наладочных работ от 30 марта 2015 года и рабочий проект ООО «Спецпроект» такими доказательствами не являются, поскольку данные документы датированы 2015 г. и в дело представлены их копии без предоставления подлинных документов.

Подлинные документы представляются тогда, когда обстоятельства дела согласно законам или иным нормативным правовым актам подлежат подтверждению только такими документами, когда дело невозможно разрешить без подлинных документов или когда представлены копии документа, различные по своему содержанию (часть 2 статьи 71 ГПК РФ).

Представитель ООО «ТеплоРесурс» в судебном заседании оспаривала подлинность вышеуказанных документов, поскольку данные документы в ООО «ТеплоРесурс» отсутствуют.

Кроме того, согласно ч. ч. 2, 4 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре.

Как следует из пояснений представителя административного органа, центральная котельная п. Юргамыш в государственный реестр опасных производственных объектов внесена, соответственно, ей не присвоен класс опасности.

Судья не принимает во внимание ссылку представителя административного органа на результаты прокурорской проверки ООО «ТеплоРесурс», поскольку данная проверка проводилась с 16 октября 2017 года, т.е. после составления административного протокола.

Таким образом, факт совершения ООО «ТеплоРесурс» административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ не подтверждается исследованными в судебном заседании письменными материалами дела.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие состава административного правонарушения.

Исходя из вышеизложенного, производство по делу подлежит прекращению, в связи с отсутствием в действиях ООО «ТеплоРесурс» состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24. 5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

п о с т а н о в и л:

Производство по делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «ТеплоРесурс», ИНН 6658434618, юридический адрес: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Зоологическая, д.4 офис 12., место фактического осуществления деятельности: Курганская область, п. Юргамыш, ул. Ленина, 47А по ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ – прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в срок 10 суток в Курганский областной суд с момента получения копии постановления.

Судья О.Ю. Баязитова