ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-11/16 от 26.01.2016 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело № 5-11/2016

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

**.***. 2016 года <...>

Судья Псковского городского суда Псковской области Захарова О.С.,

с участием представителя Псковской таможни ФИО1, действующего на основании доверенности № *** от **.***.2015 года,

представителя привлекаемого к административной ответственности лица ООО «Пилигрим» ФИО2, действующего на основании доверенности № *** от **.***.2015 года,

рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении ООО «Пилигрим», юридический адрес: <адрес>, ИНН ***, КПП ***, ОГРН ***, ранее в течение года не привлекаемого к административной ответственности в области нарушения таможенных правил,

о совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2ст. 16.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Согласно протоколу об административном правонарушении № *** от **.***.2015 года, составленного старшим уполномоченным по ОВД ОАР Псковской таможни ФИО3, **.***. 2015 года при декларировании товаров на т/п Псковской таможни ОТОиИК № 3 ООО «Пилигрим» подало декларацию на товары № *** (в режиме ИМ-40 «выпуск для внутреннего потребления»), в которой среди прочего товара был задекларирован товар № 14, где в графе 31 дано его описание как «молочко кокосового ореха, в виде экстракта кокоса (64%), воды и стабилизаторов, без добавления сахара, не обжаренного, без содержания гмо», в "тетрапак" упаковках по 200 мл для розничной продажи, всего: 1440 шт. Изготовитель: SUZI-WAN, товарный знак: SUZIWAN, марка: SUZIWAN, страна происхождения – РЕСПУБЛИКА ИНДОНЕЗИЯ. В графе 33 товара №14 указан код ТН ВЭД ЕАЭС 2106909200.

В качестве разрешительного документа для соблюдения установленных таможенным законодательством запретов и ограничений по товару № 14 одновременно с ДТ декларант предоставил в таможенный орган декларацию о соответствии № ТС N RU Д-ID.АГ66.В.06820, согласно которой продукция «кокосовое молочко, торговой марки «Suzi Wan», «Kokosmeik», изготовителя «Suzi-Wan» изготовлена в соответствии со стандартами организации и соответствует требованиям ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», ТР ТС 029/2012 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технических вспомогательных средств». Сведения о декларации о соответствии указаны в гр. 44 ДТ.

В ходе осуществления таможенного контроля с целью идентификации товаров должностным лицом Псковской таможни установлено, что на картонных коробках, на индивидуальных упаковках товара № 14 отсутствует маркировка на русском языке и единый знак обращения «ЕАС».

Отсутствие на упаковках товара № 14 единого знака обращения «ЕАС» и маркировки товара на русском языке, что свидетельствует о неисполнении требований технических регламентов Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011), «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011), «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств» (ТР ТС 029/2012), послужило основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 16.3 КоАП РФ.

Представитель ООО «Пилигрим» ФИО2 вину общества не признал. Не оспаривая отсутствие единого знака обращения на товаре и маркировки на русском языке, полагал, что их нанесение требуется для реализации товара со склада импортера – ООО «Пилигрим» и для внутреннего обращения товара, что допускается ст. 4 Технического Регламента ТС о безопасности пищевой продукции № 880 от 09.12.2011 года, согласно которой выпуск в обращение пищевой продукции – это купля-продажа или иные способы передачи пищевой продукции на таможенной территории Таможенного союза начиная с изготовителя или импортера. Иными слова полагал, что единый знака обращения и маркировка на русском языке могут быть проставлены на товаре при направлении его непосредственно на реализацию, в торговлю, а не перед таможенным оформлением.

Представитель Псковской таможни в судебном заседании полагал, что вина фирмы перевозчика в совершении административного правонарушения полностью доказана материалами дела.

Выслушав участвующих деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Пилигрим» состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.3 КоАП РФ.

Часть 2 ст. 16.3 КоАП предусматривает административную ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, мер нетарифного регулирования при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) при вывозе товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, с назначением наказания для юридических лиц в виде штрафа от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Установлено, что **.***. 2015 года при декларировании товаров на т/п Псковской таможни ОТОиИК № 3 ООО «Пилигрим» подало декларацию на товары № *** (в режиме ИМ-40 «выпуск для внутреннего потребления»), в которой среди прочего товара был задекларирован товар № 14, где в графе 31 дано его описание как «молочко кокосового ореха, в виде экстракта кокоса (64%), воды и стабилизаторов, без добавления сахара, не обжаренного, без содержания гмо, в "тетрапак" упаковках по 200 мл для розничной продажи, всего:1440 шт. товар упакован в 120 картонных коробок и расположен на части паллет, изготовитель: SUZI-WAN, товарный знак: SUZIWAN, марка: SUZIWAN, страна происхождения – РЕСПУБЛИКА ИНДОНЕЗИЯ». В графе 33 товара №14 указан код ТН ВЭД ЕАЭС 2106909200 /л.д. 10-28/.

В качестве разрешительного документа для соблюдения установленных таможенным законодательством запретов и ограничений по товару № 14 одновременно с ДТ декларант предоставил в таможенный орган декларацию о соответствии № ТС N RU Д-ID.АГ66.В.06820, сроком действия с **.***.2014 по **.***.2015, согласно которой продукция «кокосовое молочко, торговой марки «Suzi Wan», «Kokosmeik», изготовителя «Suzi-Wan» изготовлена в соответствии со стандартами организации и соответствует требованиям ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», ТР ТС 029/2012 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технических вспомогательных средств» /л.д. 29/.

Декларация о соответствии не являются недействительными документами, поскольку позволяют идентифицировать пищевую продукцию по наименованию и ее признакам.

В ходе осуществления таможенного контроля с целью идентификации товаров установлено, что товар № 14 представляет собой «жидкость в индивидуальных упаковках тетра-пак, предназначенных для розничной продажи; на картонных коробках имеется маркировка наименования товара, количества, веса и условий хранения; на цветных картонных коробках имеется маркировка фирмы «Suzi®Wan», наименование «Kokosmilch/Latte Di Noce Di Cocco», количество 12х200ml, страна происхождения «Prodotto in Indonesia»; на индивидуальных упаковках имеется маркировка производителя «Suzi®Wan», наименование «Kokosmilch/Latte Di Noce Di Cocco», состава на иностранном языке, срок годности и страна происхождения Indonesia.

Маркировка товара на русском языке и единый знак обращения «ЕАС» на упаковках отсутствует, что представителем ООО «Пилигрим» не оспаривалось.

Определением от **.***.2015 года в отношении ООО «Пилигрим» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 16.3 КоАП РФ, с проведением административного расследования /л.д. 1-7/.

Поскольку при таможенном контроле установлено, что при поставке указанной партии товара не были соблюдены требования к маркировке и нанесению единого знака обращения, товар в обращение выпущен не был, изъятие товара не производилось.

Из письменных пояснений старшего менеджера ООО «Пилигрим» ФИО4, действующего по доверенности, сведения о котором указаны в графе 54 ТД, следует, что товарный знак «ЕАС» и маркировка товара на русском языке требуется для реализации товара со склада Импортера – ООО «ПИЛИГРИМ» и для внутреннего обращения товара; у декларанта налажена работа по оклейке товара на их складе в г. Москве, в адрес которого данная партия груза и направлялась; с необходимостью оклейки товара, содержащей всю необходимую информацию на русском языке на складе поставщика в ЕС ознакомлены не были; основывались на положении Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» от 09.12.2011 № 880 (ст. 4) – выпуск в обращение пищевой продукции – купля-продажа и иные способы передачи продукции на таможенной территории Таможенного союза начиная с изготовителя или импортера /л.д. 99-102/.

Аналогичные доводы были приведены представителем ООО «Пилигрим» ФИО5 в судебном заседании, которые судом признаются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм закона.

В силу пункта 1 статьи 152 ТК ТС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений.

В соответствии с п.2 ч.1 ст. 32 Федерального закона № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», независимо от положений главы 5 данного Закона в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.

Статьей 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» предусмотрено, что для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия.

Пищевая продукция входит Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 526 (п. 53).

В соответствии со ст. 5 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. №880 (далее – ТР ТС 021/2011) пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется (п. 1).

Пищевая продукция, соответствующая требованиям настоящего технического регламента, иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, и прошедшая оценку (подтверждение) соответствия, маркируется единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза (п. 2 указанной статьи).

Согласно ст. 39 ТР ТС 021/2011 маркировка пищевой продукции должна соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза, устанавливающего требования к пищевой продукции в части ее маркировки, и (или) соответствующим требованиям технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.

Пищевая продукция, прошедшая оценку (подтверждение) соответствия, должна маркироваться единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, если иное не установлено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, за исключением пищевой продукции непромышленного изготовления, производимой гражданами в домашних условиях, в личных подсобных хозяйствах или гражданами, занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством, и предназначенной для выпуска в обращение на таможенной территории Таможенного союза, и пищевой продукции, реализуемой на предприятиях питания (общественного питания).

Согласно ст. 1 Технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 881 (далее - ТР ТС 022/2011) технический регламент распространяется на выпускаемую в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза пищевую продукцию в части ее маркировки.

В соответствии с пунктом 1 части 4.1 ст. 4 ТР ТС 022/2011 маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения:

1) наименование пищевой продукции;

2) состав пищевой продукции;

3) количество пищевой продукции;

4) дату изготовления пищевой продукции;

5) срок годности пищевой продукции;

6) условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки;

7) наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции, а также в случаях, установленных настоящим техническим регламентом Таможенного союза, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-импортера;

8) рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции;

9) показатели пищевой ценности пищевой продукции с учетом положений части 4.9 настоящей статьи;

10) сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов (далее - ГМО).

11) единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза;

Предусмотренная пунктом 1 части 4.1 данной статьи и нанесенная в виде надписей маркировка упакованной пищевой продукции должна быть нанесена на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства - члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве(ах) государства(в) - члена(ов) Таможенного союза (подпункт 2 части 4.1 ст. 4 ТР ТС 022/2011).

В соответствие со ст. 4 ТР ТС 021/2011 под выпуском в обращение пищевой продукции понимается купля-продажа и иные способы передачи пищевой продукции на таможенной территории Таможенного союза, начиная с изготовителя или импортера.

В силу раздела 2 Положения о едином знаке обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 711 (далее – Положение), единый знак обращения свидетельствует о том, что продукция, маркированная им, прошла все установленные в технических регламентах Таможенного союза процедуры оценки (подтверждения) соответствия и соответствует требованиям всех распространяющих на данную продукцию технических регламентов Таможенного союза.

Маркировка единым знаком обращения «ЕАС» осуществляется перед выпуском продукции в обращение на рынок государств – членов Таможенного союза и наносится на каждую единицу продукции, упаковку или сопроводительную документацию (п. 5.1 раздела 5 Положения).

Согласно раздела 4 Положения изготовители, поставщики продукции имеют право маркировать ее единым знаком обращения, если продукция прошла все установленные соответствующим (и) техническим (и) регламентом (амии) Таможенного союза процедуры оценки (подтверждения) соответствия на территории любой из сторон, что подтверждено документами, предусмотренными для соответствующих форм оценки соответствия в Таможенном союза.

В соответствии с п. 2 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение № 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) определено, что «выпуск продукции в обращение» - поставка или ввоз продукции (в том числе отправка со склада изготовителя или отгрузка без складирования) с целью распространения на территории Союза в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе.

В технических регламентах Союза также могут содержаться требования к терминологии, упаковке, маркировке, этикеткам и правилам их нанесения, санитарные требования и процедуры, а также ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные требования, имеющие общий характер (п. 3 Протокола).

Продукция, соответствующая требованиям технических регламентов Союза, распространяющимся на эту продукцию, и прошедшая установленные техническими регламентами Союза процедуры оценки соответствия, подлежит обязательной маркировке единым знаком обращения продукции на рынке Союза.

Изображение единого знака обращения продукции на рынке Союза и порядок его применения утверждаются Комиссией.

При обращении продукции на территории Союза маркировка продукции должна быть нанесена на русском языке и при наличии соответствующих требований в законодательстве государств-членов на государственном (государственных) языке (языках) государства-члена, на территории которого реализуется продукция (п. 6 Протокола).

Системный анализ вышеприведённых норм позволяет прийти к выводу, что маркировка единым знаком обращения осуществляется перед выпуском продукции в обращение на рынок государств – членов Таможенного союза. В данном случае до ввоза товара на территорию Таможенного союза.

Таким образом, отсутствие на упаковках товара № 14, ввозимого ООО «Пилигрим», маркировки на русском языке и единого знака обращения «ЕАС», свидетельствует о том, что в отношении данных товаров не исполнены требования ТР ТС 021/2011, ТР ТС 022/2011, то есть, не соблюдены установленные запреты и ограничения неэкономического характера.

Вина привлекаемого к административной ответственности лица в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.3 КоАП РФ, полностью подтверждается материалами административного расследования по делу об административном правонарушении № ***, приведенные выше доказательства оценены судом в совокупности с другими материалами дела в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

При назначении административного наказания суд учитывает характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, отсутствие по делу отягчающих обстоятельств. Принимая во внимание, что предмет административного правонарушения не изымался таможенным органом, суд полагает возможным назначить наказание в виде административного штрафа без конфискации предметов административного правонарушения.

Издержек по делу не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

П О С Т А Н О В И Л:

ООО «Пилигрим» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.3 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 (пятидесяти) тысяч рублей без конфискации предметов административного правонарушения.

Издержек по делу не имеется.

Банковские реквизиты для перечисления штрафа

Банк получателя: Операционный департамент Банка России, Москва, 701;

БИК 044501002,

Получатель: ИНН <***>, КПП 773001001, Межрегиональное операционное УФК (ФТС России)

Счет получателя: 40101810800000002901;

КБК 15311009000010000180, ОКТМО 45328000, код таможни 10209000,

УИН штрафа: 15310102090001366150

Поле «Назначение платежа» оплата: по постановлению суда № 5-11/2016 – для Псковской таможни.

В соответствии ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

В указанный срок документ об оплате штрафа должен быть представлен в Псковский городской суд (<...>, кабинет № 14). При отсутствии сведений об уплате штрафа постановление суда направляется в службу судебных приставов для принудительного исполнения.

В соответствии с ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в указанный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии мотивированного постановления.

Судья О.С. Захарова

Мотивированное постановление изготовлено **.***. 2016 года.