Дело № 5-11/2018 ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу об административном правонарушении Судья Керченского городского суда Республики Крым Захарова Е.П., при секретаре Бурлуке О.В., с участием прокурора Зинюк И.А., рассмотрев в помещении Керченского городского суда Республики Крым по адресу: 298300 <...>, дело об административном правонарушении, поступившее из прокуратуры г. Керчи в отношении: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки <данные изъяты>., работающей <данные изъяты> зарегистрированной и фактически проживающей по адресу: <адрес> привлекаемой к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛ: В Керченский городской суд Республики Крым из прокуратуры г. Керчи поступило дело об административном правонарушении о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Из материалов дела следует, что постановлением заместителя прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1, работающей в должности <данные изъяты> возбуждено дело об административном правонарушении; из постановления следует, что прокуратурой города Керчи проведена проверка по публикации в СМИ о нарушении прав граждан при обработке персональных данных в деятельности <данные изъяты> в ходе которой установлен факт нарушения <данные изъяты> ФИО1 ст.ст. 3, 7 Федерального закона № 152ФЗ «О персональных данных», выразившегося в том, что ДД.ММ.ГГГГ у подъезда <адрес> в <адрес> ФИО1 разместила информацию, имеющую прямое отношение к собственникам квартир, а именно сведения о фамилии, имени и отчестве, номере квартиры, номере лицевого счета, сумме задолженности, совершив административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ. При вынесении заместителем прокурора г. Керчи постановления о возбуждении дела об административном правонарушении ФИО1 дала письменные объяснения, в которых вину в совершении правонарушения не признала, указала о том, что у нее имелись списки-сальдо без указания фамилий, потому вывесить списки с указанием фамилии она не могла. При рассмотрении дела в суде ФИО1 дала аналогичные показания, пояснила, что информацию с указанием персональных данных собственников квартир <адрес> в <адрес> она не размещала, поскольку такая информация ей руководством не предоставляется. Она разместила информацию с указанием размера задолженности, насколько ей стало известно от лиц, проживающих в доме по указанному адресу, объявления с другой информацией, в том числе с персональными данными собственников квартир, отсутствовали. Прокурор в судебном заседании указала на доказанность вины ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ. Выслушав пояснения представителя лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, мнение прокурора, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о прекращении производства по делу об административном правонарушении, по следующим основаниям. Согласно ст. 2 Федерального закона N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее – Закон № 152-ФЗ), целью данного Закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона N 152-ФЗ персональными данными является любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация; оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных (п. 2 ст. 3 Закона N 152-ФЗ); обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных; распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц; предоставление персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц (ст. 3 Закона N 152-ФЗ). Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона N 152-ФЗ, обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. Обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе. Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных (ст. 5 Федерального закона № 152ФЗ). В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона № 152-ФЗ оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора, в том числе государственного или муниципального контракта, либо путем принятия государственным или муниципальным органом соответствующего акта (далее - поручение оператора). Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные настоящим Федеральным законом. В поручении оператора должны быть определены перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться лицом, осуществляющим обработку персональных данных, и цели обработки, должна быть установлена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке, а также должны быть указаны требования к защите обрабатываемых персональных данных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона. В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона оператор, являющийся юридическим лицом, назначает лицо, ответственное за организацию обработки персональных данных. Согласно ст. 24 Федерального закона № 152-ФЗ, лица, виновные в нарушении требований настоящего Федерального закона, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность. Частью 1 статьи 13.11 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за обработку персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработку персональных данных, несовместимую с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно ч.1 ст.28.4 КоАП РФ возбуждение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 13.11 настоящего Кодекса, относится к исключительной компетенции прокурора. Постановлением заместителя прокурора г. Керчи от ДД.ММ.ГГГГ в отношении <данные изъяты> ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении; из постановления следует, что прокуратурой города Керчи проведена проверка по публикации в СМИ о нарушении прав граждан при обработке персональных данных в деятельности <данные изъяты> в ходе которой установлен факт нарушения <данные изъяты> ФИО1 ст.ст. 3, 7 Федерального закона № 152ФЗ «О персональных данных», выразившегося в том, что ДД.ММ.ГГГГ у подъезда <адрес> в <адрес> ФИО1 разместила информацию, имеющую прямое отношение к собственникам квартир, а именно сведения о фамилии, имени и отчестве, номере квартиры, номере лицевого счета, сумме задолженности, совершив административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ. Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, основанием для проведения проверки, проводимой прокуратурой г. Керчи, послужила информация, размещенная на электронном Интернер-ресурсе «Керчь ФМ» под названием «Коммунальники Керчи нарушили закон, вывесив список должников на подъезды», в которой указано, что в г. Керчи на многоквартирном доме по <адрес> вывесили списки должников за коммунальные услуги, в которых указан не только счет абонента и долг на 1 ноября, но и фамилия, имя, отчество, номер квартиры; также отмечено, что размещение такой информации в свободном доступе (на всеобщее обозрение) незаконно, поскольку нарушает закон о распространении персональных данных. К материалам дела приобщена версия для печати публикации данной статьи, взятой с электронного Интернет-ресурса <данные изъяты>, которая также содержит фото объявления со списком должников по адресу <адрес>, номерами лицевых счетов и суммы задолженности; номер дома, фамилия имя и отчество скрыты путем редактирования фото (л.д. 6-7). Как установлено в ходе рассмотрения дела, сотрудник прокуратуры г. Керчи на место совершения предполагаемого правонарушения не выезжал, в ходе проведения проверки обстоятельства того, что объявление с заявленными сведениями действительно размещено на подъезде <адрес> в <адрес>, сотрудниками прокуратуры проверены не были. Приказом директора <данные изъяты>ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ№, ФИО1 переведена на должность менеджера по взысканию задолженности, основание: изменение к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 19). Согласно должностной инструкции <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ, в должностные обязанности <данные изъяты> входит в т.ч. размещение в местах информирования жителей МКЖ списка квартир собственников, у которые имеется задолженность по оплате за жилое помещение (л.д. 18). В ходе проведения проверки были отобраны письменные объяснения у директора <данные изъяты>ФИО6, который пояснил, что <адрес> в <адрес> обслуживается <данные изъяты> По существу доводов, изложенных в статье на электронном Интернет-ресурсе <данные изъяты> под названием «Коммунальники Керчи нарушили закон, вывесив список должников на подъезды», пояснил, что согласно номерам лицевых счетов они принадлежат собственникам квартир в <адрес> в <адрес>, однако в такой форме списки его сотрудники не вывешивали. Допрошенный в качестве свидетеля в судебном заседании ФИО6 дал аналогичные пояснения, указал о том, что с 2015 г. <данные изъяты> размещаются списки задолженностей, при этом указываются номера лицевых счетов и размер задолженности, списки ФИО1 получает от него. В таком виде, в каком объявление отображено на Интернет-ресурсе <данные изъяты>», объявление не размещалось. Также в судебном заседании была допрошена свидетель ФИО7, которая пояснила, что по просьбе ФИО1 помогала ей развешивать информацию о размере задолженности жильцов <адрес> в <адрес>, списки персональных данных жильцов не содержали. По мнению суда, указанные обстоятельства свидетельствуют о не предоставлении надлежащих и допустимых доказательств в подтверждение события административного правонарушения, следовательно, об отсутствии оснований для привлечения ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ по обстоятельствам, указанным в постановлении заместителя прокурора г. Керчи от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении дела об административном правонарушении, что в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ влечет прекращение производства по делу об административном правонарушении, за отсутствием события административного правонарушения. На основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5., ст. 29.10 КоАП РФ, ПОСТАНОВИЛ: Производство по делу об административном правонарушении о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ – прекратить, за отсутствием события административного правонарушения. Постановление может быть обжаловано лицами, указанными в ст.ст. 25.1 – 25.5, 28.3. КоАП РФ, в Верховный Суд Республики Крым через Керченский городской суд в течение 10 суток со дня получения его копии. Судья Захарова Е.П. |