Дело №5-11/2018 № П О С Т А Н О В Л Е Н И Е по делу об административном правонарушении 26 ноября 2018 года <адрес> Судья Туринского районного суда <адрес> Куликова Г.А., при секретаре судебного заседания Коркиной Е.М., с участием представителя юридического лица П, действующей на основании доверенности от ********№, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Закрытого акционерного общества работников «Туринский целлюлозно-бумажный завод» (далее по тексту постановления – ЗАОр «Туринский ЦБЗ»),юридический и фактический адрес: 623900, <адрес>, №, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения, У С Т А Н О В И Л: ЗАОр «Туринский ЦБЗ» осуществляло деятельность, не связанную с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), при условии, что такое разрешение (лицензия) обязательна. Правонарушение совершено в <адрес> при следующих обстоятельствах. Так, в период с 22 мая по ******** Департаментом Росприроднадзора по <адрес> на основании приказа и.о. заместителя начальника Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу В от ********№, приказа врио начальника Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу В от ********№ о внесении изменений в приказ от ********№ проведена плановая выездная проверка, в частности на предмет соблюдения ЗАОр «Туринский ЦБЗ» лицензионных требований, которой были установлены нарушения природоохранного законодательства, связанного с осуществлением деятельности по утилизации отходов 1-4 класса в отсутствие действующей лицензии на данные виды деятельности, а именно: утилизация следующих видов отходов – отходов коры; покрышек пневматических шин с металлическим кордом отработанные; отходов сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок; опилок натуральной чистой древесины; отходов бумаги от резки и штамповки; опилок и стружки натуральной чистой древесины несортированные; золы от сжигания древесного топлива практически неопасная; ила стабилизированного биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод. Данный факт послужил основанием для составления в отношении юридического лица - ЗАОр «Туринский ЦБЗ» протокола об административном правонарушении от ********№ по ч.1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В ходе рассмотрения дела представитель ЗАОр «Туринский ЦБЗ», действующая по доверенности П вину в совершении административного правонарушения признала, факты, изложенные в протоколе об административном правонарушении не оспаривала, пояснила, что выявленные проверкой нарушения действительно имеются. В дополнении суду пояснила, что в ходе проведения плановой выездной проверки с **************** Департамент Росприроднадзора выявил факт отсутствия вида деятельности по обращению с отходами - утилизация в имеющейся лицензии, что послужило основанием для привлечения юридического лица к ответственности по ч.1 ст. 19.20 (отсутствие в лицензии утилизации отходов коры и отработанных покрышек). Санкция данной нормы права предусматривает наказание для юридических лиц - штраф от <данные изъяты> рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Кроме того, обществу было выдано предписание № от ********. (приложение №), согласно которому ЗАОр «Туринский ЦБЗ» обязаны в срок до ******** «устранить нарушение, выразившееся в осуществлении деятельности по утилизации IV класса опасности (отходы коры, покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные) в отсутствие действующей лицензии на данные виды деятельности, путем направления комплекта документов, необходимого для получения лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, в части утилизации отходов IV класса опасности». Парк машин снизился в 2,5 раза, поэтому отходы покрышек составляют минимальный объем от всех видов отходов. Даже предусмотренный указанной статьей минимальный размер штрафа для общества является значительным, в связи с тяжелым финансовым положением. При вынесении постановления и назначении штрафа просила учесть тяжелое финансовое положение предприятия. ******** на территории предприятия произошел пожар, что подтверждается Справкой № от ********. выданной ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес>. Кроме того, информацию о произошедшем пожаре можно отследить на сайтах в телекоммуникационной сети интернет - Уралинформбюро, Главного Управления МЧС России по <адрес> (<данные изъяты>). Сумма ущерба по предварительным подсчетам составила более <данные изъяты>. рублей. Размер причиненного ущерба подтверждается справкой от ********№. Пострадало имущество, при пожаре безвозвратно была потеряна линия конвертинга и упаковки туалетной бумаги и бумажных полотенец производства «<данные изъяты>), а также две производственные лаборатории. Практически уничтожена огнем БДМ № (бумагоделательная машина – тиссью). Данный ущерб, причиненный обществу пожаром, является для них существенным. Все имеющиеся денежные средства в тот момент были направлены на восстановительные мероприятия. Таким образом, пожар, возникший ******** на территории завода, в условиях аномальной жары и произошедший вне сферы влияния завода, являлся обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажора). За время восстановления бумажной фабрики были потеряны покупатели. За первое полугодие ******** общество сработало с убытками. Следовательно, тяжелое финансовое положение общество продолжает испытывать и сегодня. В настоящее время они продолжают осваивать новые виды продукции, разрабатывать мероприятия, направленные на финансовое оздоровление. Необходимые мероприятия, указанные в предписании требуют финансовых вложений и выполнить их до проведения проверки не представилось возможным. Кроме того, Туринский целлюлозно-бумажный завод представляет собой особую организационно- правовую форму юридического лица - закрытое акционерное общество работников, или - народное предприятие, так как основными акционерами завода являются работники завода. Закон расширяет их права в области реального участия в управлении предприятием, предоставляя работникам право голоса при решении актуальных вопросов на общих собраниях акционеров. Однако, это же одновременно означает и то, что любые финансовые расходы, сказываются на каждом работнике-акционере, причем финансирование и покрытие убытков осуществляется предприятием только за счет собственных заработанных средств. Поступления денежных средств на покрытие убытков от учредителей фактически нереально. Таким образом, общество не имеет возможности ни каким другим или иным способом покрыть возникающие убытки. ЗАОр «Туринский целлюлозно-бумажный завод» в <адрес> является системообразующим предприятием района и оказывает существенное влияние на занятость населения. Среднесписочная численность работников за ******** составляла 1081 человек, за **************** 1027 человек, годовая выручка Общества, налоговые отчисления в бюджеты всех уровней, численность персонала, а также наличие существенной доли на рынке оказывает огромное влияние на социально-экономическую стабильность <адрес> Общество осуществляет социально-значимую деятельность в <адрес>, помогая различным социальным организациям, осуществляя благотворительную деятельность. В ******** на федеральном уровне предприятие включено в перечень организаций, оказывающих существенное влияние на отрасли промышленности и торговли (Приказ Минпромторга России № от ********.) Таким образом, ЗАОр «Туринский ЦБЗ» вносит существенный вклад в развитие промышленности <адрес>. Просила при назначении наказания суд учесть характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица. Должностное лицо, составившее административный протокол – ведущий специалист-эксперт отдела координации и контролю деятельности управлений Росприроднадзора по субъектам РФ, государственный инспектор в области охраны окружающей среды по Уральскому федеральному округу В, будучи надлежащим образом, уведомленным о дате и времени его проведения, не явился. Представил судье письменное ходатайство, в котором просил провести судебное заседание в его отсутствие. При таких обстоятельствах, судья, с учетом мнения представителя юридического лица ЗАОр «Туринский ЦБЗ», считает возможным рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствии представителя должностного лица. Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя юридического лица, суд приходит к следующему выводу. В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. В соответствии со ст. 2.1 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. В силу ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Частью 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна). В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона от ******** № № «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона от ******** № № «Об отходах производства и потребления» к основным принципам государственной политики в области обращения с отходами относится, в том числе, охрана здоровья человека. В соответствии со ст. 30 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию, перечень отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, устанавливается федеральными законами. Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от ********№ «Об отходах производства и потребления», пп. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ******** № №О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию. Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в период с ******** по ******** Департаментом Росприроднадзора по <адрес> на основании ведомственных приказов и.о. заместителя начальника Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу В от ********№, приказа врио начальника Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу В от ********№ о внесении изменений в приказ от ********№ в отношении ЗАОр «Туринский ЦБЗ» проведена плановая выездная проверка, расположенном по адресу: <адрес>. На основании названной проверки Департаментом Росприроднадзора по <адрес>******** в 14:00 часов составлен акт проверки за №, которым были установлены в действиях ЗАОр «Туринский ЦБЗ» нарушения природоохранного законодательства, связанного с осуществлением деятельности по утилизации отходов 4 класса в отсутствие действующей лицензии на данные виды деятельности, относимых к утилизации отходов коры; покрышек пневматических шин с металлическим кордом отработанные; отходов сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок; опилок натуральной чистой древесины; отходов бумаги от резки и штамповки; опилок и стружки натуральной чистой древесины несортированные; золы от сжигания древесного топлива практически неопасная; ила стабилизированного биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод. Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вина ЗАОр «Туринский ЦБЗ» в совершении указанного правонарушения, кроме показаний представителя юридического лица, подтверждается протоколом об административном правонарушении от ********№, который соответствует требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в котором описывается событие административного правонарушения; данными представленными в «сведениях об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» по форме федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы) за 2017 года, согласно которой ЗАОр «Туринский ЦБЗ» в отчетном периоде утилизированы следующие виды отходов: отходы коры; покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные; отходов сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок; опилки натуральной чистой древесины; отходы бумаги от резки и штамповки; опилки и стружка натуральной чистой древесины несортированные; золы от сжигания древесного топлива практически неопасная; ил стабилизированного биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод. Имеющаяся лицензия №№ от ********, выданная Федеральной службой по надзору в сфере природопользования ЗАОр «Туринский ЦБЗ» не предусматривает утилизацию вышеназванных отходов. Указанное является нарушением требований действующего законодательства о лицензировании, природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления. Кроме того, в судебном заседании не установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что у ЗАОр «Туринский ЦБЗ» отсутствовала возможность для соблюдения законодательства в области лицензирования, природоохранного законодательства, законодательства об отходах производства и потребления, и что им были предприняты надлежащие меры к их соблюдению. В данном случае ЗАОр «Туринский ЦБЗ» не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства о лицензировании, природоохранного законодательства, законодательства об отходах потребления, при этом имелась возможность по их соблюдению с целью исключения возможности осуществления деятельности, связанной с утилизацией отходов 1-4 класса опасности в отсутствие лицензии. То есть, вина ЗАОр «Туринский ЦБЗ» выразилась в том, что общество имело возможность выполнить требования закона, в части получения лицензии на осуществление деятельности по утилизации отходов 1-4 класса опасности, однако, должных мер к соблюдению законодательства не приняло. Таким образом, совокупность представленных по делу доказательств, свидетельствует о совершении юридическим лицом объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении наказания судья учитывает характер и обстоятельства совершенного правонарушения, его общественную опасность, поведение руководства ЗАОр «Туринский ЦБЗ» после выявления факта совершения административного правонарушения, направленного на устранение нарушений в кратчайшие сроки. Как обстоятельства, смягчающие административную ответственность юридического лица, суд учитываю признание вины, принятие мер к устранению выявленных нарушений, а также совершение данного правонарушения впервые. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность юридического лица судьей, не установлено. В соответствии со ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государственном мерой ответственности за совершенное административное правонарушение и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Санкция ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает в отношении юридических лиц альтернативные виды наказаний в виде предупреждения или административного штрафа <данные изъяты> или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. В соответствии с ч. 1 ст. 4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с указанным кодексом. В силу ч. 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II указанного кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 указанной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II указанного кодекса (ч. 3.3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Суд полагает, что предусмотренное санкцией ст. 19.20 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание в виде административного штрафа в размереот <данные изъяты>, не соответствует характеру совершенного административного правонарушения, материальному положению ЗАОр «Туринский ЦБЗ», характеру производственной деятельности, может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица и в виду этого, с учетом конкретных обстоятельств дела подлежит снижению до ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера, то есть <данные изъяты>, что будет отвечать принципам справедливости и соразмерности наказания. Руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья П О С Т А Н О В И Л: Признать Закрытое акционерное общество работников «Туринский целлюлозно-бумажный завод» (№), виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>. Разъяснить Закрытому акционерному обществу работников «Туринский целлюлозно-бумажный завод», что штраф должен быть уплачен по следующим реквизитам: получатель УФК по <адрес> (Департамент Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу) №, расчетный счет №, банк получателя – ГРКЦ ГУ Банка России по <адрес>, №. Разъяснить Закрытому акционерному обществу работников «Туринский целлюлозно-бумажный завод», что административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу, а копия документа, свидетельствующая об уплате, направлена в Туринский районный суд <адрес>. Разъяснить Закрытому акционерному обществу работников «Туринский целлюлозно-бумажный завод», что лицо, не уплатившее административный штраф, привлекается к административной ответственности в соответствии с ч.1 ст.20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Разъяснить Закрытому акционерному обществу работников «Туринский целлюлозно-бумажный завод», что уплата административного штрафа может быть рассрочена судом на срок до трех месяцев при наличии заявления лица, в отношении которого вынесено постановление. Постановление может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с момента вручения или получения копии постановления, с подачей жалобы через канцелярию Туринского районного суда <адрес>, однако его обжалование не приостанавливает его немедленное исполнение. Судья Г.А. Куликова |