ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-11/19 от 05.06.2019 Целинного районного суда (Курганская область)

Дело №5-11/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Судья Целинного районного суда Курганской области Родюкова М.В., рассмотрев 05 июня 2019 года по адресу: ул. Советская, 63, с. Целинное Курганской области, 641150, дело об административном правонарушении, предусмотренном по ч.3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств», расположенного по адресу: <...>,

У С Т А Н О В И Л:

10.04.2019 в отношении МКОУ ДО «ДШИ» составлен протокол об административном правонарушении о том, что в нарушение подпункта «з» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 (далее – Положение о лицензировании), МКОУ ДО «ДШИ» не соблюдены безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных требованиях, в соответствии с п. 2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». На момент проверки МКОУ ДО «ДШИ» подтверждение соответствия требованиям пожарной безопасности материально-технических условий реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области изобразительного искусства «Живопись», в области музыкального искусства «Хоровое пение», «Народные инструменты», «Музыкальный фольклор», предусмотренных федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации и сроку обучения по данным программам, отсутствовали. МКОУ ДО «ДШИ» предоставлены акт проверки органом МЧС России от 22.03.2019 №3 о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности, предписание об устранении нарушении требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара от 22.03.2019 № 3/1/1. На момент проведения проверки, проводимой на основании приказа Департамента образования и науки Курганской области от 11.03.2019 № 298, указанные нарушения требований пожарной безопасности не устранены. Следовательно, МКОУ ДО «ДШИ» не обеспечило соблюдение лицензионных требований, предъявляемых к условиям образовательного процесса при осуществлении деятельности по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам. Тем самым МКОУ ДО «ДШИ» совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании представитель МКОУ ДО «ДШИ» ФИО1 с протоколом об административном правонарушении не согласился в связи с существенными нарушениями, допущенными при составлении протокола. Пояснил, что за выявленные нарушения требований пожарной безопасности органом МЧС России было вынесено предписание, прописаны сроки их устранения до 09 октября 2019. Повторное наказание за одни и те же правонарушения нормами законодательства не предусмотрены. Кроме того, при составлении протокола об административном правонарушении 10.04.2019 законный представитель МКОУ ДО «ДШИ» ФИО2 находилась в г. Шумиха на зональном конкурсе, о том, что составляется протокол последнюю не извещали, чем нарушили право на защиту. Лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ФИО3 и ее коллега ФИО4 10 апреля 2019 в с.Целинное не находились. Протокол был подписан ФИО2 в г. Кургане 11 апреля 2019. Считает, что лицо, составившее протокол об административном правонарушении, не имеет определенной квалификации в области пожарной безопасности. В связи с данными обстоятельствами просил прекратить производство по данному делу.

Представитель МКОУ ДО «ДШИ» ФИО2, в судебном заседании с протоколом об административном правонарушении не согласилась. Пояснила, что проверка была проведена с нарушением норм действующего законодательства, состав административного правонарушения отсутствует. Фактически проверка была проведена лицом, не имеющим на то соответствующих полномочий, то есть без должностных лиц надзорного органа, лицом, нанятым в соответствии с договором и не обладающим правом проведения самостоятельных проверок. В день проведения проверки она находилась в г. Шумиха на зональном конкурсе, что подтверждается соответствующими документами. 11 апреля 2019 приехала в г.Курган, где в Департаменте образования ей вручили акт проверки и протокол об административном правонарушении, при этом ей было указано проставить дату подписания протокола об административном правонарушении «10.04.2019». О том, что в отношении возглавляемого ею юридического лица составляется протокол ей было ничего не известно. Ссылку на акт проверки пожарного надзора в протоколе об административном правонарушении считает необоснованной, так как данный документ надзорному органу не предоставлялся. Проверка надзорным органом пожарной безопасности была проведена всего за пять дней до проведения проверки надзорным органом в сфере образования, в связи с чем, нарушения, выявленные органом пожарного надзора, физически устранить в течение этого срока было невозможно. Выявленные надзорным органом в сфере образования нарушения грубыми не считает. С должностным лицом ФИО3 встретилась первый раз 11.04.2019, фактически должностные лица Департамента образования Курганской области в с.Целинное не приезжали. Считает, что имеет место факт двойного привлечения юридического лица к административной ответственности за одно и тоже нарушение.

Должностное лицо, составившее протокол, ФИО3 в судебное заседание не явилась, просила дело об административном правонарушении рассмотреть в отсутствие представителя Департамента образования и науки Курганской области. Протокол поддерживает. В письменных пояснениях указано, что плановая проверка МКОУ ДО «ДШИ» проведена в соответствии с Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год, утвержденным Приказом Департамента образования и науки Курганской области от 24.10.2018 № 1268, размещенного на официальном сайте Департамента. В ходе проведения плановой проверки выявлено нарушение подпункта «з» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, выдано предписание №13 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности от 10.04.2019. Указанное нарушение квалифицируется пунктом 9 Положения о лицензировании как грубое нарушение лицензионных требований и условий. В связи с чем составлен настоящий протокол об административном правонарушении. По данной статье МКОУ ДО «ДШИ» к административной ответственности не привлекалось. Действия ФИО3 регламентированы пунктом 18 Административного регламента исполнения органами государственной власти субъектов РФ, осуществляющими полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной функции по осуществлению лицензионного контроля за образовательной деятельностью, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.12.2017 № 1197. Представленные МКОУ ДО «ДШИ» акты проверки органом МЧС России и предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности подтверждают факт отсутствия у МКОУ ДО «ДШИ» документа о соответствии объекта притивопожарным нормам. Согласно пункту 38 ФИО5 подготовлено экспертное заключение, один экземпляр которого вручен руководителю МКОУ ДО «ДШИ». В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2014 № 636 «Об аттестации экспертов, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю» государственный инспектор ФИО6 не мог быть привлечен к проведению проверки Департаментом. Протокол об административном правонарушении поддерживает. В протоколе допущена опечатка в части указания места составления протокола – указано с.Целинное вместо г.Курган.

Заслушав представителей лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, допросив свидетелей, исследовав и оценив письменные материалы дела, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно примечанию к указанной норме понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности") образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности), которое устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Согласно подпункту "з" п. 6 данного Положения одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях и (или) образовательных стандартах, в соответствии с ч. 6 ст. 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

Согласно ч. 11 ст. 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой, в частности, возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

В силу п. 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом "з" п. 6 данного Положения.

Из материалов дела усматривается, что МКОУ ДО "ДШИ" осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от 17.01.2017 №313, выданной Департаментом образования и науки Курганской области.

Согласно уставу МКОУ ДО «ДШИ» является некоммерческой организацией – муниципальным казенным учреждением, осуществляет основные виды деятельности: дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусств, дополнительны общеразвивающие образовательные программы в области искусств. Единоличным исполнительным органом школы является директор, который осуществляет текущее руководство ее деятельностью и представляет Школу во всех государственных общественных организациях, учреждениях предприятиях.

Приказом (распоряжением) Отдела образования Администрации Целинного района о переводе работника на другую работу №22 от 27.02.2019, ФИО2 назначена на должность директора МКОУ ДО «ДШИ».

В соответствии с Приказом Департамента Образования и науки Курганской области от 11.03.2019 № 298 в период с 28.03.2019 по 10.04.2019 должностными лицами Департамента образования и науки Курганской области проведена плановая выездная проверка МКОУ ДО «ДШИ».

В ходе проверки, согласно акту проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя №66 от 10.04.2019, выявлены, в том числе, нарушения лицензионных требований, в нарушение подпункта «з» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, МКОУ ДО «ДШИ» не соблюдены безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных требованиях (пункт 5.15 Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе, утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.03.2012 №156; пункт 5.15 Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение» и сроку обучения по этой программе, утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.03.2012 №161; пункт 5.15 Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» и сроку обучения по этой программе, утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.03.2012 №162; пункт 5.14 Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» и сроку обучения по этой программе, утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.12.2014 №2156), в соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а именно, отсутствуют документы, подтверждающие соблюдение учреждением требований пожарной безопасности.

Из протокола об административном правонарушении №12 от 10.04.2019, составленного заведующим сектором по лицензированию и государственной аккредитации отдела государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента образования и науки Курганской области ФИО3, усматривается, что в ходе проведения проверки выявлено нарушение МКОУ ДО «ДШИ» лицензионных требований. Установлено, что в нарушение подпункта «з» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, МКОУ ДО «ДШИ» не соблюдены безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных требованиях, в соответствии с п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В пояснениях к протоколу директор МКОУ ДО «ДШИ» ФИО2 вину в совершенном административном правонарушении не признала, пояснила, что выявленные нарушения требований пожарной безопасности имеются в предписании органа МЧС России, в отношении образовательного учреждения вынесено предупреждение. Повторное наказание на совершение одного и того же административного правонарушения нецелесообразно.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 этого же Кодекса, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.

В соответствии с положениями статьи 28.2 указанного Кодекса о совершении административного правонарушения составляется протокол, который относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при составлении протокола об административном правонарушении.

В силу положений статьи 28.2 указанного Кодекса протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Согласно части 4.1 этой же статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

Несоблюдение вышеприведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означает нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МКОУ ДО "ДШИ" был составлен заведующим сектором по лицензированию и государственной аккредитации отдела государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента образования и науки Курганской области ФИО3 10.04.2019 г. в с. Целинное Курганской области в присутствии законного представителя юридического лица ФИО2

Согласно данному протоколу вменяемое учреждению нарушение лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности заключается в том, что у учреждения отсутствуют документы, подтверждающие соблюдение им требований пожарной безопасности.

В ходе рассмотрения настоящего дела представителями юридического лица, привлекаемого к административной ответственности представлены возражения и следующие письменные материалы, подтверждающие нахождение руководителя МКОУ ДО «ДШИ» в день проведения проверки и составления протокола об административном правонарушении в г. Шумиха Курганской области.

В соответствии с приказом №17 от 08.04.2019 МКОУ ДО «ДШИ» «О выезде учащихся в г. Шумиха на зональный (межмуниципальный) конкурс» сопровождающей группы учащихся из четырех человек назначена ФИО8 Приложение №1 к данному приказу содержит информацию о сотрудниках МКОУ ДО «ДШИ», сопровождающих группу учащихся, в том числе ФИО2, директор МКОУ ДО «ДШИ».

Также отсутствие представителя МКОУ ДО «ДШИ» при составлении протокола об административном правонарушении подтверждается копией путевого листа автобуса необщего пользования ГАЗ 322121, государственный регистрационный знак , №121 от 10.04.2019, составленного на водителя ФИО9

Свидетель ФИО8 в судебном заседании показала, что 10.04.2019 вместе с ФИО2 находились в г. Шумиха на конкурсе «Я – пианист», возвратились в здание Детской школы искусств около 16 часов. Посторонних в здании не было.

Свидетель ФИО9, допрошенный в судебном заседании, показал, что 10 апреля 2019 возил детей и преподавателей Детской школы искусств, в том числе ФИО2, в г.Шумиха. Выехали из с.Целинное около 7 часов 30 минут, вернулись около 16 часов.

Таким образом, у представителя МКОУ ДО «ДШИ» отсутствовала возможность присутствовать при составлении протокола об административном правонарушении от 10.04.2019 в г.Кургане.

Вместе с тем каких-либо данных, подтверждающих факт извещения законного представителя учреждения ФИО2 о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах судья приходит к выводу, что протокол об административном правонарушении в отношении МКОУ ДО « ДШИ» составлен с нарушением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не может являться допустимым доказательством по делу.

Указанное нарушение является существенным, нарушающим право на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.

Выяснение данного вопроса при принятии дела не представлялось возможным.

В настоящее время возможность устранения недостатков протокола об административном правонарушении утрачена, поскольку возвращение протокола составившему его должностному лицу после начала рассмотрения дела об административном правонарушении Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу, в том числе, в связи с тем, что имеется хотя бы одно из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренное ст. 24.5 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

По смыслу статей 24.5, 28.2 КоАП РФ с учетом установленных обстоятельств дела, факт осуществления МКОУ ДО «ДШИ» деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) материалами дела не подтверждается ввиду отсутствия надлежащих доказательств совершения данным учреждением административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах производство по настоящему делу в силу положений пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь п.2 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

П О С Т А Н О В И Л:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном по ч.3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств» прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в Курганский областной суд со дня вручения или получения копии постановления.

Судья М.В. Родюкова