ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-11/19 от 11.03.2019 Пачелмского районного суда (Пензенская область)

Дело № 5-11/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Р.п. Пачелма 11 марта 2019 года

Судья Пачелмского районного суда Пензенской области Горячев А.А.,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ФИО1, <данные изъяты> ранее не привлекавшегося к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 совершил нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока.

Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.

07 марта 2019 года в 10 часов 30 минут в р.п. Пачелма Пачелмского района Пензенской области в ходе проверки режима пребывания иностранных граждан на территории РФ на ул. 50 лет ВЛКСМ в доме № 23 выявлен гражданин Республики Туркменистан ФИО1, въехавший на территории Российской Федерации 24 февраля 2009 года через КПП «Домодедово», состоявший на миграционном учете по месту пребывания по адресу: <адрес> сроком с 24 февраля 2009 года до 03 июня 2009 года, который в нарушение требований п. 2 ст. 5 ФЗ от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» по истечению установленного срока временного пребывания, то есть 03 июня 2009 года и до настоящего времени, не имея законных оснований для дальнейшего нахождения в России, не выехал за пределы Российской федерации.

В судебном заседании ФИО1 вину в совершении административного правонарушения признал полностью, пояснив, что в 2002 году в посольстве РФ в Республике Туркменистан он получил разрешение на переезд (переселение) из Туркменистана в Российскую Федерацию. Впоследствии он периодически приезжал и жил в России. 24 февраля 2009 года он, действительно, въехал на территорию России, имея намерение получить гражданство Российской Федерации. С тех пор он пределы России не покидал, но и мер для получения Российского гражданство не предпринимал по причине отсутствия денежных средств. В связи с отсутствием документов гражданина РФ он не мог официально трудоустроиться и вступить в брак. Вместе с тем, в р.п. Пачелма он состоял в незарегистрированном браке с ФИО2. В 2007 году у них родилась дочь – К.А.В.. С 2008 года он является собственником ? жилого дома, в котором в настоящее время проживает. На территории Республики Туркменистан родственников и знакомых, а также какой-либо недвижимости, он не имеет. В настоящее время он твердо решил сдать в Отдел по вопросам миграции документы, необходимые для получения гражданства, поэтому просит не применять к нему наказания в виде административного выдворения.

Кроме признания своей вины ФИО1, его вина в совершения административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами:

- протоколом об административном правонарушении 58 УВ № 525170 от 07 марта 2019 года, в котором изложены обстоятельства совершения административного правонарушения;

- письменными объяснениями ФИО1 от 07 марта 2019 года;

- паспортом гражданина Республики Туркменистан , выданным (дата) на имя ФИО1;

Сведениями УФМС России по Пензенской области, согласно которым ФИО1 поставлен на миграционный учет с 24 февраля 2009 года по 03 июня 2009 года по адресу: <адрес>

Оценив в совокупности, исследованные доказательства, прихожу к следующему.

Согласно положениям ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в РФ, выразившееся в уклонении от выезда из РФ по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере от 2 000 до 5 000 рублей с административным выдворением за пределы РФ.

Согласно части 2 ст. 5 ФЗ от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» временно пребывающий в РФ иностранный гражданин обязан выехать из РФ по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором РФ.

В силу положений ст. 25.10 ФЗ от 15 августа 1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию РФ с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из РФ по истечении срока пребывания (проживания) в РФ, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию РФ, являются незаконно находящимися на территории РФ и несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Вина ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 статьи 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, как нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в РФ, выразившееся в уклонении от выезда за пределы РФ, нашла свое подтверждение.

При рассмотрении дела также установлено, что 13 мая 2002 года ФИО1 в Представительстве министерства по делам Федерации, национальной и миграционной политики РФ в Туркменистане получено разрешение на переезд (переселение) из Туркменистана в Российскую Федерацию АТ № 004012. Согласно свидетельству о рождении (повторное) I ИЗ № 689784, выданному 01 июля 2008 года, ФИО1 является отцом К.А.В., (дата) года рождения. Из свидетельства о государственной регистрации права, выданного 28 октября 2008 года, следует, что ФИО1 является собственником ? доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Решением Пачелмского районного суда Пензенской области от 27 мая 2008 года установлен юридический факт постоянного проживания ФИО1 на территории Российской Федерации с 2003 года.

При определении вида и размера административного наказания судья учитывает характер и степень общественной опасности, совершенного ФИО1 административного правонарушения, данные о его личности, признание вины, как смягчающее административную ответственность обстоятельство, приходя к выводу о возможности назначения наказания в виде штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Имеющееся у ФИО1 разрешение на переезд (переселение) из Туркменистана в Российскую Федерацию наделяет его правами и возлагает обязанности, предусмотренные Соглашением между Российской Федерацией и Туркменистаном о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев от 23 декабря 1993 года, которое регулирует возникновение, сохранение, прекращение прав на движимое и/или недвижимое имущество за переселенцами и членами его семьи на территории государства выезда или государства въезда.

Таким образом, получение указанного Разрешения не освобождает ФИО1, который является гражданином Республики Туркменистан по рождению, от соблюдения требований миграционного законодательства.

При этом полагаю, что наличие указанного Разрешения существенно снижает степень общественной опасности совершенного ФИО1 административного правонарушения.

С учетом установленных в судебном разбирательстве обстоятельств, прихожу к выводу о возможности не назначать ФИО1 наказание в виде выдворения за пределы РФ по следующим основаниям.

В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 04 ноября 1950 года) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

В соответствии с п. 2 ст. 27 ФЗ от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы РФ, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии, в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы РФ, депортации либо передачи РФ иностранному государству в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права ФИО1 на уважение семейной жизни.

Согласно правовой позиции КС РФ, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 года № 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции КС РФ в Постановлении от 27 мая 2008 года № 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.

Приведенные правовые позиции КС РФ могут быть распространены и на административную ответственность.

В Постановлении от 14 февраля 2013 года № 4-П КС РФ также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции РФ идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления КС РФ от 19 марта 2003 года № 3-П, от 13 марта 2008 года № 5-П, от 27 мая 2008 года № 8-П, от 13 июня 2010 года № 15-П, от 17 января 2013 года № 1-П и др.).

Как установлено в судебном заседании ФИО1 прибыл в РФ с целью переезда и получения гражданства России, с 2003 года он постоянно проживает в <...>, где также проживает его малолетняя дочь - К.А.В., (дата) года рождения, кроме того, он имеет в собственности 1/2 долю жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

На территории Республики Туркменистан ФИО1 не имеет родственников, а также объектов недвижимости.

С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела назначение ФИО1 административного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ФИО1, (дата) года рождения, гражданина Республики Туркменистан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде штрафа в доход государства в размере 2 000 (двух тысяч) рублей.

Уплату штрафа производить по следующим реквизитам: КБК 1881164000001 6020140 УФК по Пензенской области (УМВД России по Пензенской области), ИНН <***>, р/с <***> Отделение Пенза г. Пенза, БИК 045655001, КПП 583601001, ОКТМО 56654000 (протокол об административном правонарушении 58 УВ № 525170 от 07 марта 2019 года, УИН: 18880358191035251704).

Постановление может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Пачелмский районный суд Пензенской области в течение 10 суток с момента вручения или получения его копии.

Судья: Горячев А.А.