Дело № 5-11/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г.Волгоград 23 января 2019 года
Судья Центрального районного суда г. Волгограда Кудрявцева А.Г. (400005, <...>),
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, в отношении негосударственного пенсионного фонда «Империя», (ОГРН № <***>, дата регистрации 29.03.1994, ИНН <***>, КПП 344401001),
с участием представителей негосударственного пенсионного фонда «Империя»: ФИО1, ФИО2, действующих на основании доверенностей, президента негосударственного пенсионного фонда «Империя» - ФИО3, действующего на основании выписки из протокола № 94-2015 от 10.09.2015 и приказа № 35-К от 15.09.2015, представителя комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области - по доверенности ФИО4,
установил:
В Центральный районный суд г.Волгограда из комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области поступил административный материал в отношении негосударственного пенсионного фонда «Империя» (далее – НПФ «Империя») о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ.
Как усматривается из представленных материалов, в том числе протокола об административном правонарушении от 04 декабря 2018 года № 53-07-08/47, комитетом государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области на рассмотрении находилась жалоба ОАО «Волгоградгражданпроект» от 30.08.2018, переадресованная прокуратурой Центрального района г. Волгограда, по вопросу нарушений обязанностей собственника ЗАО «Трейд-Марк» по сохранению объекта культурного наследия «Институт «Волгоградгражданпроект», расположенного по адресу: <...>.
Должностными лицами Комитета на основании задания от 18.09.2018 № 53-07-09/71 проведены мероприятия по контролю за состоянием объекта - «Институт «Волгоградгражданпроект», расположенного по адресу: <...>, в ходе которых установлено ненадлежащее техническое состояние объекта, а именно: отслоение и разрушение окрасочного и штукатурного слоев фасадов; отслоение и разрушение окрасочного и штукатурного слоев рустовки главного фасада; отслоение и разрушение окрасочного и штукатурного слоев правого торцевого фасада до кирпичной кладки, выветривание связующего раствора кирпичной кладки; отверстие на лопатке 4 этаже с левой стороны главного фасада здания; отслоение и разрушение окрасочного и штукатурного слоев тяги 4-5 этажей; подтеки и разрушение окрасочного слоя венчающего карниза; фрагментарное разрушение тяги 4-5 этажей и венчающего карниза; трещины, отслоение и разрушение окрасочного и штукатурного слоев бровки цоколя в виде полочки (ранее являющейся бровкой цоколя в виде валика, что указывает на явное нарушение предмета охраны объекта); следы замачивания на венчающем карнизе, бровке цоколя в виде полочки и фасадах здания; разрушение кирпичной кладки бровки цоколя в виде полочки правого торцевого фасада; разрушение окрасочного и штукатурного слоя цоколя правого торцевого фасада; надписи на бровке цоколя в виде полочки и русте главного фасада здания; разрушение филенок.
Согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 16.10.2018 № КУВИ-001/2018-10969938 и № КУВИ-001/2018-10969925 нежилые помещения объекта (площадью 277,4 кв.м и 373,3 кв.м соответственно) находятся в собственности НПФ «Империя».
На объект культурного наследия оформлено охранное обязательство от 14.07.2008 № 248 АР/2008.
В нарушение норм законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, НПФ «Империя» работы по сохранению объекта, который находится у НПФ «Империя» в собственности, не проводились. Соответственно фондом не осуществляется должным образом сохранение и содержание объекта.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о совершении НПФ «Империя» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель НПФ «Империя» - президент НПФ «Империя» - ФИО3, вину в совершении указанного административного правонарушения не признал, просил прекратить производство по делу об административном правонарушении, пояснив, что в связи с поступившим уведомлением Комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области от 29.10.2018 о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1. ст. 7.13.КоАП РФ, 30.11.2018 НПФ «Империя» было инициировано общее собрание собственников здания по адресу: <...> по вопросу содержания фасадной части здания. Кроме того указал, между НПФ «Империя» и ОАО «Волгоградгражданпроект» заключен договор № 3/ТО-2004 на техническое обслуживание и эксплуатацию нежилых помещений по адресу: <...> от 27.01.2004. Оплата по договору за техническое обслуживание проводилась ежемесячно. На основании договора № 005-01-ТО/АПС от 01.01.2015 на техническое обслуживание средств автоматической пожарной сигнализации проводятся плановые проверки средств пожарной сигнализации. НПФ «Империя» осуществляет расходы на содержание здания и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии в соответствии с законодательством РФ, в том числе фасада. На сегодняшний день НПФ «Империя» проводит мероприятия по организации и привлечению к участию всех собственников помещения в целях организации солидарного участия в финансировании ремонта объекта культурного наследия. Кроме того, НПФ «Империя» направил в адрес Комитета письмо с
просьбой представить документы о получении НПФ «Империя» соответствующего решения о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия, учитывая, что охранное обязательство от 14.07.2008 № 248 АР/2008 НПФ «Империя» не подписано, в выписке из ЕГРЮЛ сведения о включении объекта недвижимости в реестр объектов культурного наследия также отсутствуют, однако запрашиваемые НПФ «Империя» Комитетом, не представлены.
Представители НПФ «Империя» ФИО1, ФИО2 в судебном заседании возражали против привлечения НПФ «Империя» к административной ответственности, поддержали правовую позицию президента НПФ «Империя» - ФИО3
Представитель комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области - ФИО4 в судебном заседании настаивала на привлечении НПФ «Империя» к административной ответственности, полагала вину в совершении НПФ «Империя» административного правонарушения доказанной.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленный материал, приходит к следующему.
Ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, предусмотрена ч. 1 ст. 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
По смыслу изложенных норм следует, что к числу имеющих правовое значение обстоятельств по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, относится наличие нарушений требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия.
Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» регулируются отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. В преамбуле к названному Федеральному закону указано, что государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ одним из видов объектов культурного наследия являются памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями; мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия.
В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии со статьей 47.3 Федерального закона № 73-Ф3 физические или юридические лица, которым объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Пунктом 1 ст. 48 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ предусмотрено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
В силу ст. 51 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, и право пользования выявленным объектом культурного наследия у физических и юридических лиц возникают: в результате приобретения права собственности на объект культурного наследия; из актов государственных органов; из договоров; из судебного решения; по иным основаниям, допускаемым Гражданским кодексом Российской Федерации.
Из содержания ч. 1 ст. 61 Федерального закона от 25 июня 2002 года N73-ФЗ следует, что за нарушение настоящего Федерального закона должностные лица, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с п. 1.1. положения о комитете государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 19.12.2016г. № 697-п, комитет государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия на территории Волгоградской области.
В силу ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
В качестве доказательств виновности НПФ «Империя» в совершении административного правонарушения административным органом представлены следующие документы:
- протокол об административном правонарушении № 53-07-08/37 от 04.12.2018;
- приказ комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области от 27.03.2017 № 26 "Об утверждении перечня должностных лиц комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях";
- постановление администрации Волгоградской области от 19.12.2016г. № 697-п «Об утверждении положения о комитете государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области»;
- письмо комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области № 53-07-26/966 от 05.12.2018;
- письмо НПФ «Империя» №821 от 03.12.2018;
- уведомление от 29.10.2018 № 53-07-15/862;
- Устав НПФ «Империя»;
- выписка из ЕГРЮЛ в отношении НПФ «Империя»;
- выписка из ЕГРН от 16.10.2018 № КУВИ-001/2018-10969938, согласно которой нежилые помещения объекта - «Институт «Волгоградгражданпроект» площадью 277, 4 кв.м находятся в собственности НПФ «Империя»;
- выписка из ЕГРН от 16.10.2018 № КУВИ-001/2018-10969925 согласно которой нежилые помещения объекта - «Институт «Волгоградгражданпроект» площадью 373,3 кв.м находятся в собственности НПФ «Империя»;
- выписка из ЕГРН от 16.10.2018 № КУВИ-001/2018-10687837;
- акт осмотра от 26.09.2018 с фотоматериалами;
- охранное обязательство на объект культурного наследия Волгоградской области «Институт «Волгоградгражданпроект» с приложением акта технического состояния памятника истории и культуры и определения плана работы по благоустройству его территории от 14.07.2008, согласно п. 2 которого собственник обязуется обеспечивать режим сохранения содержания и использования памятника, а также за счет собственных средств проводить ремонтно-реставрационные работы, предусмотренные актом технического состояния, составляющим неделимое целое с настоящим охранным обязательством, а также осуществлять расходы по содержанию объекта культурного наследия и поддерживать его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии (п. 8 охранного обязательства);
- задание № 53-07-09/71 на проведение мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Волгоградской области от 18.09.2018;
- приказ Министерства культуры РФ от 27.12.2017 № 139215-р» О регистрации объекта культурного наследия регионального значения «Институт «Волгоградгражданпроект», I-я пол. 1950-хх г. (Волгоградская область) в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации»;
- приказ Министерства культуры Волгоградской области от 07.05.2014 № 01-20/2011 «Об утверждении описания особенностей, послуживших основаниями для включения в реестр и подлежащих обязательному сохранению (предмета охраны), объекта культурного наследия регионального значения «Институт «Волгоградгражданпроект», I-я пол. 1950-хх г., расположенного по адресу: г.Волгоград, Центральный район, ул. Мира, д. 19», среди который, в том числе: архитектурно-композиционные решения главного (юго-восточного) фасада: симметричная композиция, осевое расположение проемов, рельефно выступающий цоколь, венчающий многопрофильный карниз, бровка цоколя валик), межэтажная тяга, лопатки, филенки, ниши, многопрофильное рамочное обрамление главного входа, венчающий карниз, ионики карниза; архитектурно-композиционные решения торцевых (юго-западного, северо- восточного) фасадов: симметричная композиция, осевое расположение проемов, рельефно выступающий цоколь, бровка цоколя, межэтажная тяга, венчающий многопрофильный карниз; архетиктурно-композиционное решение дворового (северо-западного) фасада: рельефно выступающий цоколь, венчающий многопрофильный карниз; материалы и характер обработки фасадных поверхностей: главный фасад - силикатный кирпич, штукатурка, окраска стен, крупный штукатурный руст цоколя, тонкая штукатурная рустовка простенков; торцевые фасады - силикатный кирпич, штукатурка, окраска стен, тонкая штукатурная рустовка; дворовой фасад - силикатный кирпич, крупный штукатурный руст цоколя, штукатурка, окраска цоколя;
- приказ министерства культуры Волгоградской области от 14.04.2014 № 01-20/142 «Об установлении границ территории объекта культурного наследия регионального значения "Институт "Волгоградгражданпроект", расположенного по адресу: г. Волгоград, Центральный район, ул. Мира, д. 19 и установлении правовых режимов использования территории», которым установлены границы территории объекта и режим использования его территории;
- паспорт памятника «Институт «Волгоградгражданпроект»;
- жалоба ОАО «Волгоградгражданпроект».
Как указывалось выше, при проведении мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия «Институт «Волгоградгражданпроект», расположенного по адресу: <...>, выявлено ненадлежащее техническое состояние объекта культурного наследия.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 16.10.2018 № КУВИ-001/2018-10969938 и № КУВИ-001/2018-10969925 нежилые помещения объекта (площадью 277,4 кв.м и 373,3 кв.м соответственно) находятся в собственности НПФ «Империя».
Нежилые помещения объекта культурного наследия - «Институт «Волгоградгражданпроект» также принадлежат на праве собственности ОАО «Волгоградгражданпроект», ЗАО «Трейд-Марк», ФИО5
Из материалов дела следует, что 27.01.2004 между НПФ «Империя» и ОАО «Волгоградгражданпроект» заключен договор № 3/ТО-2004 на техническое обслуживание и эксплуатацию нежилых помещений по адресу: <...>.
Согласно предмету указанного договора ОАО «Волгоградгражданпроект» обязуется осуществлять техническое обслуживание и коммунальные услуги по адресу: <...>, общей площадью 534,5 кв.м, находящихся на праве собственности НПФ «Империя». Техническое обслуживание включает в себя среди прочего, текущий ремонт кровли, фасада и фундаментов. За техническое обслуживание занимаемых помещений НПФ «Империя» уплачивает эксплуатационные затраты ОАО «Волгоградгражданпроект».
Представленными документами НПФ «Империя» подтверждено, что оплата по договору за техническое обслуживание проводилась ежемесячно, кроме того, НПФ «Империя» ежемесячно производит оплату коммунальных услуг.
На основании договора № 005-01-ТО/АПС от 01.01.2015 на техническое обслуживание средств автоматической пожарной сигнализации проводятся плановые проверки средств пожарной сигнализации.
Таким образом, НПФ «Империя», как сособственник нежилых помещений объекта культурного наследия - «Институт «Волгоградгражданпроект» осуществляет расходы на содержание объекта и поддержание его в надлежащем состоянии.
Кроме того, НПФ «Империя» принимаются меры по решению вопроса содержания фасадной части здания объекта культурного наследия - «Институт «Волгоградгражданпроект» с другими собственниками, а также лицами, обладающими нежилыми помещениями указанного объекта на праве оперативного управления.
Учитывая внешний облик данного здания, собственник - НПФ «Империя» должен был предполагать, что здание отнесено к объектам культурного наследия и при должной степени осмотрительности и внимательности обязан был соблюдать требования, установленные Законом N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", чего НПФ «Империя» в должной степени не сделано.
Анализируя приведенные доказательства, судья приходит к выводу, что в судебном заседании нашел свое подтверждение факт наличия в действиях НПФ «Империя» нарушений требований охраны объектов культурного наследия, в связи с чем его действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Доводы представителя НПФ «Империя» о не получении собственником объекта культурного наследия - НПФ «Империя» уведомления о содержании и использовании выявленного объекта культурного наследия, а также о включении «Институт «Волгоградгражданпроект», расположенного по адресу: <...>, в реестр объектов культурного наследия не свидетельствуют об отсутствии в действиях НПФ «Империя» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, поскольку п.8 ст. 16.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" на вновь выявленные объекты, к которым здание «Институт «Волгоградгражданпроект» не относится.
В силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст.2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Согласно действующему законодательству при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Учитывая фактические обстоятельства дела, поскольку материальный ущерб или иной вред в результате допущенного правонарушения не причинен, отсутствуют какие-либо тяжкие последствия правонарушения, принимаются меры по устранению имеющихся нарушений, работы проводятся в целях сохранения объекта, судья приходит к выводу, что совокупность данных обстоятельств может быть признана исключительным случаем, в связи с чем, действия НПФ «Империя», хотя формально и содержат признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющих существенного нарушения охраняемых общественным правоотношениям, указанное правонарушение может быть признано малозначительным на основании ст.2.9 КоАП РФ, в связи с чем, НПФ «Империя» подлежит освобождению от административной ответственности, а производство по делу – прекращению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.23.1, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении негосударственного пенсионного фонда «Империя» прекратить на основании ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с малозначительностью совершенного правонарушения. Объявить негосударственному пенсионному фонду «Империя» устное замечание.
Постановление может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления.
Судья Кудрявцева А.Г.