ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-11/20 от 18.05.2020 Быстроистокского районного суда (Алтайский край)

Дело №5-11/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

с.Быстрый Исток 18 мая 2020 года

Судья Быстроистокского районного суда Алтайского края Вдовенко А.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении

Сельскохозяйственного производственного кооператива «Хлеборобный», юридический адрес: <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, составленному государственным инспектором Южно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Р., ДД.ММ.ГГГГ по времени в 13 час. 50 мин. юридическим лицом – Сельскохозяйственным производственным кооперативом «Хлеборобный» (далее – СПК «Хлеборобный) было допущено совершение административного правонарушения, выразившееся в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли по перевозке автобусами пассажиров и иных лиц без специального разрешения (лицензии», обнаруженного при проверке на линии в процессе эксплуатации автобуса, принадлежащего упомянутому кооперативу, марки «ГАЗ 32213», р/з Так, было выявлено, что данный автобус в указанные выше дату и время осуществлял перевозку сотрудников СПК «Хлеборобный» в количестве 2-х человек из г.Бийска Алтайского края в с.Хлеборобное Быстроистокского района Алтайского края под управлением водителя Т. по путевому листу от ДД.ММ.ГГГГ, выданным СПК «Хлеборобный», что было выявлено в ходе остановки данного автобуса, произведённой по адресу: <адрес>. В этой связи, как указано в анализируемом протоколе, СПК «Хлеборобный» были нарушены требования ч.24 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также требования п.п.4, 10 «Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами», утверждённого Постановлением Правительства РФ от 27.02.2019 №195.

Должностным лицом действия СПК «Хлеборобный» квалифицированы по ч.1 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель СПК «Хлеборобный» ФИО1 в судебном заседании факт совершения представляемым им юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не отрицал, в том числе и не указал на возможные допущенные процессуальные нарушения должностным лицом – государственным инспектором Южно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Р. при составлении настоящего административного материала. При этом, ФИО1 отметил, что об изменении законодательства РФ касаемо возложения обязанности на получение лицензии на осуществление перевозок автобусами при осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, ни ему, ни иным работникам представляемого им СПК «Хлеборобный» известно не было, ввиду чего таковая на дату ДД.ММ.ГГГГ у упомянутого юридического лица отсутствовала. Между тем, в настоящее время данная лицензия СПК «Хлеборобный» получена, ввиду чего он просит назначить минимально возможное наказание за совершённое представляемым им юридическим лицом административное правонарушение.

Проанализировав представленные материалы, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), – влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Вышеприведённое нарушение действующих правил по осуществлению деятельности, не связанной с извлечением прибыли, по перевозке автобусами пассажиров и иных лиц без специального разрешения (лицензии), подтверждается:

- протоколом об административном правонарушении, где зафиксированы вышеизложенные результаты проведённого административного разбирательства должностным лицом Южно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта;

- материалами произведённой фотосъёмки по делу об административном правонарушении, представленными в виде фототаблицы – остановленного автобуса марки «ГАЗ 32213», р/з

- копией свидетельства о регистрации транспортного средства марки «ГАЗ 32213», р/з , где указано, что данное транспортное средство относится именно к категории «D» (т.е. является автобусом), а также указано, что владельцем данного автобуса является именно СПК «Хлеборобный»;

- путевым листом от ДД.ММ.ГГГГ, выданного водителю СПК «Хлеборобный» Т. на автобус марки «ГАЗ 32213», р/з , для выполнения задания – следования в служебных целях по маршруту «с.Хлеборобное – г.Бийск»;

- письменными объяснениями Т. от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым последний отметил, что на дату ДД.ММ.ГГГГ он на автобусе марки «ГАЗ 32213», р/з , следуя в служебных целях, осуществлял перевозку двух пассажиров – работников СПК «Хлеборобный» – по маршруту «с.Хлеборобное – г.Бийск»;

- показаниями представителя СПК «Хлеборобный» ФИО1, данными им в судебном заседании, касаемо осуществления на дату ДД.ММ.ГГГГ представляемым им юридическим лицом перевозке на автобусе марки «ГАЗ 32213», р/з , пассажиров без специального разрешения (лицензии) в ходе осуществления деятельности, не связанной с извлечением прибыли;

- информационным письмом начальника ОМВД России по Смоленскому району от ДД.ММ.ГГГГ, направленным в адрес Южно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора, с указанием на обстоятельства произведённой на дату ДД.ММ.ГГГГ остановки автобуса марки «ГАЗ 32213», р/з ;

- рапортом государственного инспектора БДД ОГИБДД ОМВД России по Смоленскому району от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указаны обстоятельства произведённой им на дату ДД.ММ.ГГГГ остановки автобуса марки «ГАЗ 32213», р/з

- сведениями из Реестра лицензий, размещённого на сайте Ространснадзора, в котором отсутствует информация о получении СПК «Хлеборобный» лицензии на осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, по перевозке автобусами пассажиров и иных лиц.

Согласно ч.24 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензированию подлежит деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, за исключением перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования.

В соответствии с п.п.4, 10 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 27.02.2019 №195, лицензируемая деятельность включает перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства (коммерческие перевозки) и (или) перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд; для включения в реестр лицензий на лицензируемую деятельность сведений об автобусах лицензиата лицензиат представляет в лицензирующий орган заявление о включении в реестр лицензий на лицензируемую деятельность сведений об автобусах лицензиата, в котором указываются: а). наименование лицензиата (наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя), адрес места нахождения юридического лица или адрес места жительства индивидуального предпринимателя; б). идентификационный номер налогоплательщика; в). номер и дата (день, месяц, год) выдачи лицензии на лицензируемую деятельность; г). государственные регистрационные номера автобусов лицензиата, сведения о которых предлагается включить в реестр лицензий на лицензируемую деятельность; д). способ направления лицензиату выписки из решения о включении сведений об автобусах лицензиата в реестр лицензий на лицензируемую деятельность или уведомления об отказе во включении таких сведений в реестр лицензий на лицензируемую деятельность.

При таких обстоятельствах в действиях СПК «Хлеборобный» содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1-2 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Как указано выше, санкция части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает два вида административных наказаний для юридического лица – административный штраф и административное приостановление деятельности. Согласно статье 3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, данные виды административных наказаний являются основными.

Согласно правовой позиции, изложенной в п.21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в ред. от 19.12.2013), при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учётом характера совершённого правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя – физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 - 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное статьёй 3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершённого административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чём должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

При этом, применение статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью суда.

По смыслу вышеназванной нормы и разъяснений, данных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершённого правонарушения.

Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Совершённое СПК «Хлеборобный» правонарушение посягает на отношения, объектом которых является порядок управления. Учитывая в совокупности обстоятельства совершённого данным юридическим лицом правонарушения, судья полагает, что в данном случае нет оснований для применения положений ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поскольку риск, создаваемый общественным отношениям рассматриваемым административным правонарушением, не позволяет признать его малозначительным.

Статьёй 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Из анализа обстоятельств данного конкретного дела, характера выявленных нарушений действующего законодательства, судья полагает, что для достижения целей административного наказания имеются достаточные основания для применения административного штрафа.

При назначении указанного вида наказания судьёй учитывается характер совершённого правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие каких-либо обстоятельств, отягчающих административную ответственность, а также наличие следующих обстоятельств, смягчающих административную ответственность, которые судьёй признаются в качестве таковых: раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, признание вины в содеянном.

При этом, размер назначаемого штрафа судья полагает возможным определить с учётом требований, предусмотренных ч.ч.3.2, 3.3 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признавая в качестве исключительных обстоятельств совершённого деяния, связанного с характером совершённого административного правонарушения – то, что при осуществлении перевозки автобусом лиц не наступило тяжких последствий, а также отсутствие у СПК «Хлеборобный» привлечения к административной ответственности за однородные административные правонарушения – тем самым полагает необходимым назначить штраф в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.1 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьями 3.12, 9.1, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

признать Сельскохозяйственный производственный кооператив «Хлеборобный» (зарегистрирован по адресу: <адрес>, <данные изъяты> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 85 000 руб.

Реквизиты для уплаты административного штрафа:

<данные изъяты>

Копия платёжного документа должна быть направлена в Быстроистокский районный суд Алтайского края незамедлительно.

В соответствии со ст.32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, штраф подлежит уплате в банк или иную кредитную организацию не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу.

Разъяснить директору СПК «Хлеборобный», что в случае неуплаты административного штрафа в установленный законом срок, данное юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии путём подачи жалобы в судебную коллегию по административным делам Алтайского краевого суда через Быстроистокский районный суд Алтайского края.

Судья А.В. Вдовенко