ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-11/2013 от 05.08.2013 Радищевского районного суда (Ульяновская область)

дело № 5-11/2013

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

р.п. Радищево 5 августа 2013 года

Судья Радищевского районного суда Ульяновской области Гобузов Д.С.,

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «ОЙЛ-Сервис», юридический адрес: <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ в Радищевский районный суд Ульяновской области для рассмотрения по существу из Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области поступил протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, составленный государственным инспектором Ульяновской области по охране природы ФИО2, в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «ОЙЛ-Сервис» (далее - ООО «ОЙЛ-Сервис»).

Учитывая положения, предусмотренные ч.3 ст.23.1, ч.1 ст.29.5 КоАП РФ, данный протокол был принят к производству Радищевского районного суда Ульяновской области.

Как указано в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «ОЙЛ-Сервис» допустило несанкционированное размещение 3200 кубометров грунта, загрязненного нефтью и нефтепродуктами (отхода III класса опасности) на земельном участке, площадью 2,5 га, расположенном в <адрес> на территории муниципального образования Калиновское сельское поселение <адрес>. ООО «ОЙЛ-Сервис» на данном участке намеревалось провести обезвреживание указанного отхода методом биодеструкции для последующего получения удобрения.

Допущенное ООО «ОЙЛ-Сервис» несанкционированное размещение отхода III класса опасности на земельном участке, не предназначенном для размещения и обезвреживания отходов I-IV класса опасности, является нарушением следующих требований: абз.1 ч.2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» согласно которой запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» согласно которой юридическое лица при эксплуатации предприятий, зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В связи с вышеуказанным в отношении ООО «ОЙЛ-Сервис» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ - несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении - государственный инспектор Ульяновской области по охране природы ФИО2 на судебное заседание, отложенное на ДД.ММ.ГГГГ, не явилась, вместе с тем, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом.

Судом, с учетом мнения лиц, участвующих в судебном заседании, определено рассмотреть дело в отсутствии государственного инспектора Ульяновской области по охране природы ФИО2

От директора ООО «ОЙЛ-Сервис» Мазур Е.А. поступили возражения, из которых следует, что она не согласна с протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленным государственным инспектором Ульяновской области по охране природы ФИО2 по ст.8.2 КоАП РФ - несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (л.д. 71-73).

В обоснование своей позиции Мазур Е.А. в возражениях приводит доводы, из которых следует, что с целью оказания услуги по обезвреживанию грунта, загрязненного нефтью и нефтепродуктами, ООО «ОЙЛ-Сервис» ДД.ММ.ГГГГ заключило договор № аренды земельного участка, площадью 25000 кв.м.

После заключения договора, на начальном этапе выполнения работ по транспортировке и обезвреживанию отходов, выяснилось, что земельный участок не принадлежит арендодателю, а по утверждению главы администрации МО Калиновское сельское поселение Радищевского района Ульяновской области имеет статус земель сельскохозяйственного назначения. В связи с указанным выше обстоятельством, ООО «ОЙЛ-Сервис» обратилось в Министерство сельского хозяйства Ульяновской области с заявлением о выдаче разрешения на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова на землях сельскохозяйственного назначения (вскрышных работ). По результатам рассмотрения обращения в ООО «ОЙЛ-Сервис» поступил ответ, из которого следовало, что выдача разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова на землях сельскохозяйственного назначения не входит в компетенцию Министерства сельского хозяйства Ульяновской области. В ДД.ММ.ГГГГ года из Законодательного Собрания Ульяновской области поступил ответ об отсутствии порядка выдачи разрешений на осуществление вскрышных работ.

Управление Россельхознадзора по Ульяновской области привлекло ООО «ОЙЛ-Сервис» к административной ответственности за снятие плодородного слоя (осуществление вскрышных работ) без соответствующего разрешения. В ходе проводимого административного расследования Управлением Россельхознадзора по Ульяновской области иных нарушений не выявлено, в том числе не установлен факт загрязнения окружающей среды. Подтверждением данного обстоятельства является заключение по результатам испытаний почвенных образцов, отобранных с земельного участка сельскохозяйственного назначения, расположенного в районе <адрес>, где указано, что содержание нефтепродуктов за пределами обваловки места временного складирования грунта, загрязненного нефтью и нефтепродуктами, соответствует естественному фону, то есть угрозы жизни и здоровью человека не имеется. По итогам проверки ООО «ОЙЛ-Сервис» было выдано предписание о предоставлении проекта и проведении рекультивации земель.

Отбор 8 проб на земельном участке осуществлялся сотрудниками филиала «ЦЛАТИ по Ульяновской области» ФБУ «ЦЛАТИ по ПФО» без предварительного уведомления и присутствия представителей ООО «ОЙЛ-Сервис». Анализы проводились самого отхода, без забора проб, расположенных за территорией участка размещения отходов. В настоящее время, данную площадку с грунтом, загрязненным нефтью и нефтепродуктами в количестве 3200 м.куб., необходимо рассматривать как временное складирование (на период до 6 месяцев), на которое разрешения не требуется.

Вывод администрации МО Калиновское сельское поселение Радищевского района Ульяновской области о принадлежности земельного участка, на котором расположены отходы, к категории земель сельскохозяйственного назначения, сделан методом исключения, без подтверждения соответствующих документов. Вместе с тем, на данном участке, в период деятельности сельскохозяйственных предприятий, осуществлялось хранение нефтепродуктов для техники и самолетов. Таким образом, данный земельный участок не может быть отнесен к землям сельскохозяйственного назначения. Индивидуальный предприниматель - глава КФХ ФИО4 передал ООО «ОЙЛ-Сервис» в аренду земельный участок, который принадлежит ему.

Деятельность ООО «ОЙЛ-Сервис» не подпадает под санитарную классификацию предприятий производств. Ширина санитарно-защитной зоны устанавливается с учетом результатов расчетов ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и уровней физических воздействий.

Малоопасные, IV класса опасности, отходы могут складироваться как на территории основного предприятия, так и за его пределами в виде специально спланированных отвалов и хранилищ. Грунты, загрязненные нефтью и нефтепродуктами в количестве 3200 м.куб., расположенные по адресу: <адрес>, имеют IV класс опасности, что подтверждается протоколом биотестирования №-б от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

ООО «ОЙЛ-Сервис» не осуществляло сброс отходов. С момента временного складирования работы по обезвреживанию не производились. В настоящее время фактически осуществляется временное складирование на период до 6 месяцев.

В соответствии с СанПин 2.1.7.1322-03 допускается временное складирование отходов производства и потребления, в зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов. Отходы IV класса опасности складируются на открытых, приспособленных для хранения площадках (специально спланированных отвалов и хранилищ) навалом, насыпью, в виде гряд. Временное складирование не может быть приравнено к сбросу отходов.

В судебном заседании представители юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - ООО «ОЙЛ-Сервис», действующие на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ Федейкин А.А., Львов Д.В., Корнилов И.Н. показали, что с протоколом об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, не согласны и поддержали доводы, указанные в возражениях директора ООО «ОЙЛ-Сервис». Кроме того, указанные выше представители в судебном заседании дополнительно показали, что Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области не является уполномоченным лицом составлять протоколы по ст.8.2 КоАП РФ, так как в данной статье указано только на органы, осуществляющие государственный экологический контроль. Однако Федеральным законом от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», вместо понятия государственный экологический контроль введено понятие государственный экологический надзор. Государственным инспектором Ульяновской области по охране природы ФИО2 при проведении проверки были нарушены нормы процессуального и материального права, в частности: фактически административное расследование не проводилось, а осуществлялся сбор документов; не определено конкретное место отбора проб; класс опасности отходов при проведении проверки не определен; в протоколе не указана норма материального права, требования которой ООО «ОЙЛ-Сервис» нарушены; не конкретизировано нарушение, предусмотренное ст.8.2 КоАП РФ, либо несоблюдение экологических, либо санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Кроме того, грунты, загрязненные нефтепродуктами, располагались не в месте, определенном договором № от ДД.ММ.ГГГГ, а на ином земельном участке. В частности, на земельном участке возле производственных помещений, принадлежащих ИП ФИО4 Грунт, загрязненный нефтепродуктами, был складирован на данном земельном участке, с целью демонстрации инновационной деятельности по обезвреживанию отходов.

Представитель Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области ФИО8 представил суду пояснения, в которых он указывает, что в полномочия данного Министерства входят вопросы по осуществлению регионального государственного экологического надзора и по составлению протоколов об административных правонарушениях, в том числе по ст.8.2 КоАП РФ.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются, в том числе, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охрана окружающей среды, защита общества от административных правонарушений.

В ст.1.3.1 КоАП РФ определен предмет ведения субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях, в ч.4 которой установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса, уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно части 1, пункта 3 части 2 статьи 23.29 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный экологический контроль, рассматривают дела об административных правонарушениях, в том числе предусмотренных ст.8.2 КоАП РФ. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе государственные инспектора Российской Федерации по охране природы.

Исходя из смысла положений, предусмотренных ч.4 ст.65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Как указано в Положении о Министерстве лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области № 594-П от 14.12.2012, названное Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области. Согласно п.2.9 Положения, к полномочиям названного Министерства относится деятельность по осуществлению государственного надзора на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.

В разделе 3 Положения установлены права Министерства для осуществления возложенных на него задач, функций и полномочий, среди которых право на организацию и осуществление регионального государственного надзора на территории Ульяновской области, а также на рассмотрение дел об административных правонарушениях в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Из вышеуказанного следует, что Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии по Ульяновской области вправе составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ.

С учетом изложенного, довод представителей ООО «ОЙЛ-Сервис» о том, что до приведения КоАП РФ в соответствии с изменениями, установленными Федеральным законом от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в котором вместо понятия государственный экологический контроль введено понятие государственный экологический надзор, Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии по Ульяновской области не вправе составлять протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, является необоснованным.

Из положений п.4 ст.71 Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» следует, что данная норма не приостанавливает действие нормативных правовых актов, подлежащих изменению в соответствии с названным законом, а лишь определяет условия, согласно которым до внесения в нормативные правовые акты Российской Федерации изменений, направленных на приведение указанных актов в соответствие с настоящим Федеральным законом, эти акты применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Проанализировав положения ст.65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» соответственно в редакции Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ и в редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ, суд приходит к выводу, что перечень органов, имеющих полномочия осуществлять государственный контроль в области охраны окружающей среды и государственный экологический надзор не изменился, соответственно в данной части противоречий со ст. 8.2 КоАП РФ не имеется.

Согласно диспозиции ст.8.2 КоАП РФ административная ответственность по данной статьей предусмотрена за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Из указанной выше диспозиции статьи следует, что юридически значимым обстоятельством при определении наличия либо отсутствия состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, является несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления закреплены в ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Согласно указанной выше статье отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При обращении с отходами запрещается осуществлять:

- сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;

- размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;

- захоронение опасных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов.

Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

В ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ закреплены основные понятия, используемые в целях применения положений названного закона.

В частности, под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Обращение с отходами это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

К размещению отходов относится деятельность, связанная с хранением и захоронением отходов. В свою очередь хранение отходов заключается в содержании отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.

Под накоплением отходов - понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Исходя из положений ст.9 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В соответствии с п.74 ч.1 ст.17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежала деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности (не подлежала лицензированию деятельность по накоплению отходов I-V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности).

В силу ст.23 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» Федеральный закон от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» признан утратившим силу.

Согласно ч.4 ст.22 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предоставленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также такие лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению в порядке, установленном ст.18 настоящего Федерального закона, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности. Переоформленные лицензии действуют бессрочно.

Как установлено в п.30 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду согласно ст.4.1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности.

В ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указанная выше норма распространяет свое действие на отходы производства от I до V класса опасности.

С 15 июня 2003 года Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80 введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03» (далее - Правила), утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 апреля 2003 года.

В разделе IV Правил установлены требования к размещению, устройству и содержанию объектов.

Согласно требований, указанных в пунктах 4.1,4.2,4.5,4.12 Правил, выбор участка для размещения объектов осуществляется на основании функционального зонирования территории и градостроительных решений.

Объекты размещаются за пределами жилой зоны и на обособленных территориях с обеспечением нормативных санитарно-защитных зон в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Выбор участка для размещения объекта осуществляется на альтернативной основе в соответствии с предпроектными проработками.

Хранение и захоронение отходов на объекте осуществляется с учетом классов опасности, агрегатного состояния, водорастворимости, класса опасности веществ и их компонентов.

Как указано в п. 5.1, 5.2 Правил размещение объектов осуществляется в соответствии с градостроительными решениями путем разработки предпроектной и проектной документации.

Предпроектная, проектная документация для каждого объекта должна быть представлена в объеме, позволяющем дать оценку принятых проектных решений о соответствии их санитарным нормам и правилам.

В ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ установлены требования к объектам размещения отходов, а именно, создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Из ч.1 ст.7 ЗК РФ следует, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в которые включены земли сельскохозяйственного назначения. Земли, указанные в ч.1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Целевое назначение земель сельскохозяйственного назначения указано в ст.78 ЗК РФ. Размещение отходов, в том числе 3 класса опасности, к таким целям использования земель сельскохозяйственного назначения не относится.

Иные категории земель, предусмотренные ст.7 ЗК РФ, без соответствующей землеустроительной документации и градостроительных решений, использовать под размещение отходов производства и потребления, также не допустимо.

С учетом вышеуказанных правовых норм, регламентирующих деятельность по обращению с отходами производства и потребления, в судебном заседании установлено, что ООО «ОЙЛ-Сервис» на земельном участке, относящемся к землям сельскохозяйственного назначения, площадью 25000 кв.м., расположенном <адрес>, без соответствующих землеустроительных документов и градостроительных решений разместило отходы производства и потребления - грунты, загрязненные нефтью и нефтепродуктами с целью последующего обезвреживания и использования.

Государственным инспектором Ульяновской области по охране природы ФИО2 действия ООО «ОЙЛ-Сервис» квалифицированы по ст.8.2 КоАП РФ – несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» несмотря на обязательность указания в протоколе об административном правонарушении наряду с другими сведениями, перечисленными в ч.2 ст.28.2 КоАП РФ, конкретной статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершенное лицом правонарушение, право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи.

С учетом установленных в судебном заседании фактических обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что в действиях ООО «ОЙЛ-Сервис» содержится состав административного правонарушения, предусмотренный ст.8.2 КоАП РФ - несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при размещении отходов производства и потребления.

Виновность ООО «ОЙЛ-Сервис» в совершении административного правонарушения подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств.

Лицензией № №) от ДД.ММ.ГГГГ, со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, выданной ООО «ОЙЛ-Сервис» и.о. руководителя Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Самарской области на право осуществлять деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Местом осуществления данной деятельности определяется Самарская область (л.д. 27-29).

Договором № аренды части земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между главой КФХ ФИО4 и ООО «ОЙЛ-Сервис». Предметом договора является аренда земельного участка, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для размещения отходов 3 класса опасности (грунты, загрязненные нефтью и нефтепродуктами) с целью последующего обезвреживания (л.д. 42-44).

Договором № от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по предоставлению в эксплуатацию строительных машин и автотранспортной техники, из которого следует, что ООО «<данные изъяты>» предоставляет ООО «ОЙЛ-Сервис» технику для перевозки загрязненного грунта с территории ОАО «<данные изъяты>» <адрес> в район <адрес> (л.д. 144-147).

Актом отбора проб для количественного химического анализа почвы (грунта) от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого ведущий инженер филиала «ЦЛАТИ по <адрес>» ФБУ «ЦЛАТИ по ПФО» ФИО9 на земельном участке, расположенном около с.Калиновка Радищевского района Ульяновской области в присутствии старшего государственного инспектора по охране природы - заместителя начальника отдела государственного экологического надзора ФИО13 отобрал 9 проб почвы (л.д. 48).

Протоколом результатов количественного химического анализа почв № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что содержание нефтепродуктов в отобранных пробах почвы превышает фоновую концентрацию: проба №- в 18,2 раза; проба № - в 5,5 раза; проба № - в 2433,2 раза; проба № - в 1511,9 раза; проба № - в 1962,3 раза; проба № - в 26,5 раз; проба № - в 15,6 раз; проба № - в 18,2 раза (л.д. 49).

Протоколами расчета класса опасности отходов - грунта, содержащего нефтепродукты (пробы №№), из которых следует, что класс опасности данных отходов III (л.д. 51-61).

Протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленным государственным инспектором Ульяновской области по охране природы ФИО2, в отношении ООО «ОЙЛ-Сервис» по ст. 8.2 КоАП РФ (л.д. 3-5).

Приводимые в судебном заседании представителями ООО «ОЙЛ-Сервис» доводы о том, что в настоящее время ООО «ОЙЛ-Сервис» осуществляет всего лишь временное складирование отходов (на период до 6 месяцев) является несостоятельными.

Согласно установленным в судебном заседании обстоятельствам, земельный участок ООО «ОЙЛ-Сервис» использовался не как площадка для временного складирования, а как объект размещения отходов производства с целью обезвреживания и дальнейшего использования.

Данный вывод подтверждается способом расположения отходов, а именно, грядами, между которыми имеется расстояние, предназначенное для проезда техники и производства работ по обезвреживанию отходов. Также представители ООО «ОЙЛ-Сервис» в судебном заседании показали, что одной из целей размещения отходов является демонстрация инновационной деятельности по обезвреживанию грунтов, загрязненных нефтепродуктами.

Показания участвующих в судебном заседании свидетелей ФИО10, ФИО11, ФИО12, из которых следует, что на месте, где в настоящее время хранятся отходы, в период деятельности сельскохозяйственного предприятия, располагались цистерны с горюче-смазочными материалами; представленные представителями ООО «ОЙЛ-Сервис» записи, зафиксированные на DVD-диске, на которых жители <адрес> указывают на отсутствие неблагоприятных последствий от размещения отходов; протокол биотестирования №-б от ДД.ММ.ГГГГ, на юридическую оценку действиям ООО «ОЙЛ-Сервис» не влияют.

Как указано выше, ООО «ОЙЛ-Сервис», а не иное юридическое лицо, допустило нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при размещении отходов производства на земельном участке, не предназначенном для этих целей, без каких-либо разрешительных документов.

Факт обустройства земельного участка, на котором размещаются отходы, силами и средствами ООО «ОЙЛ-Сервис», не свидетельствует о возможности размещения данных отходов производства.

Доводы представителей ООО «ОЙЛ-Сервис» о том, что иными контролирующими органами в рамках проводимых проверок в отношении указанного общества не выявлено правонарушений, предусмотренных ст.8.2 КоАП РФ, опровергаются исследованными в судебном заседании материалами дела, на основании которых установлено наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, а также установлены полномочия органа, проводившего проверку.

При этом, поводами для возбуждения дела об административном правонарушении послужили поступившие в Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области сообщения, которые содержали признаки административного правонарушения (л.д. 7,9,10,11).

Довод представителей ООО «ОЙЛ-Сервис» о признании акта отбора проб для количественного химического анализа почвы (грунта) недопустимым доказательством, так как на проведения изъятие грунта представители ООО «ОЙЛ-Сервис» приглашены не были, судом во внимание принят быть не может.

Отбор проб проводился ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке, не принадлежащем ООО «ОЙЛ-Сервис», в рамках проведенной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области проверки. При отборе проб как показали свидетели ФИО13, ФИО9 присутствовало двое понятых. На момент отбора проб документов, свидетельствующих об использовании земельного участка ООО «ОЙЛ-Сервис», не имелось.

В настоящий момент, данный акт отбора подлежит оценке в совокупности с иными доказательствами, исследованными в судебном заседании.

Протокол биотестирования №-б от ДД.ММ.ГГГГ не опровергает результатов, указанных в протоколах по расчету класса опасности.

Более того, как установлено в судебном заседании, ООО «ОЙЛ-Сервис» нарушили требования по размещению отходов производства, не только относящихся к III классу опасности, но и к остальным классам опасности.

В соответствии со ст.2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Санкция ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает наказание для юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Принимая во внимание то обстоятельство, что место размещения отходов производства в настоящее время охраняется сотрудниками ООО «ОЙЛ-Сервис», размещение отходов прекращено, суд приходит к выводу о назначении административного штрафа, так как данное наказание будет способствовать цели административного наказания.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Признать юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью «ОЙЛ-Сервис» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей.

Штраф уплатить через Управление федерального казначейства МФ РФ по Ульяновской области (Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии) р/с №, ИНН №, КПП № В ГРКЦ ГУ Банка России по Ульяновской области г. Ульяновск БИК <данные изъяты>, ОКАТО №, КБК №.

Постановление может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 суток со дня со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: Д.С. Гобузов