Дело № 5-11/2017
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о привлечении к административной ответственности
город Княгинино 17 апреля 2017 года
Нижегородская область
Судья Княгининского районного суда Нижегородской области Ширяев Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении должностного лица- директора ГКУ «СРЦН «Пеликан» Княгининского района Нижегородской области ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, разъяснив права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ, отводов и ходатайств не заявлено,
У С Т А Н О В И Л :
Согласно постановления прокурора Княгининского района Нижегородской области от 01.03.2017 года в отношении должностного лица- директора ГКУ «СРЦН «Пеликан» Княгининского района Нижегородской области ФИО1, возбуждено производство по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ.
В судебном заседании помощник прокурора Княгининского района Яндулов Д.А. показал, что прокуратурой Княгининского района во исполнение поручения прокуратуры Нижегородской области в период с 06 февраля 2017 года по 01 марта 2017 года проведена проверка исполнения действующего законодательства в деятельности ГКУ «СРЦН «Пеликан», в том числе в части соблюдения норм законодательства об образовании.
На момент проверки установлено, что в ГКУ «СРЦН «Пеликан» воспитывался и обучался малолетний ребенок ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., до 06.01.2017 воспитывались и обучались ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и ФИО6. ДД.ММ.ГГГГ г.<адрес> с детскими садами об обучении указанных малолетних детей ГКУ «СРЦН «Пеликан» не заключалось.
До настоящего времени ГКУ «СРЦН «Пеликан» не получено разрешение на осуществление образовательной деятельности по образовательной программе «дошкольное образование», хотя фактически программа обучения для детей дошкольного возраста имеется. При этом находящийся под надзором ГКУ «СРЦН «Пеликан» на момент проверки малолетний ребенок ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., а также находившиеся до 06.01.2017 в данном учреждении малолетние ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обучались именно в ГКУ «СРЦН «Пеликан».
Так, в ГКУ СРЦН «Пеликан» действует календарно-тематическое планирование занятий с дошкольниками на 2016-2017 года, имеется сетка занятий (расписание), ведется журнал проведения занятий с дошкольниками.
В связи с этим, ГКУ «СРЦН «Пеликан» осуществляет образовательную деятельность по образовательной программе «дошкольное образование» без специального разрешения (лицензии).
Директором ГКУ «СРЦН «Пеликан» является ФИО1, которая на основании приказа министерства социальной политики Нижегородской области №110-л/гу от 26.05.2014 года принята на должность директора ГКУ «СРЦН «Пеликан» и с ней заключен трудовой договор. В связи с истечением срока трудового договора и на основании приказа министерства социальной политики Нижегородской области №127-л/гу от 15.06.2016 трудовой договор с ФИО1 заключен на период работы с 17.06.2016 по 16.06.2017. В настоящее время на основании приказа министерства социальной политики Нижегородской области №29-л/гу от 06.02.2017 она временно отстранена от должности.
Помощник прокурора Княгининского района Нижегородской области Яндулов Д.А. считает, что в действиях директора ГКУ СРЦН «Пеликан» ФИО1 усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного, ч,1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна). Как должностное лицо в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ ФИО1 подлежит административной ответственности за осуществление ГКУ «СРЦН «Пеликан» образовательной деятельности без специального разрешения (лицензии).
В судебном заседании ФИО1 свою вину в содеянном не признала, считает, что все занятия по оказанию социальных реабилитационных услуг с дошкольникам, временно пребывающих в Центре проводятся в рамках дополнительных общеобразовательных программ, а ГКУ «СРЦН «Пеликан» имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам для детей и взрослых. Согласно Устава Центр обеспечивает временное проживание несовершеннолетний, в т.ч. и дошкольников. Образовательная деятельность Центра в форме разовых занятий (по математике, развитию речи, чтению, рисованию и др.) в период временного пребывания детей в Центре осуществляются в рамках дополнительных общеобразовательных программ. Данные особенности пребывания детей в Центре не позволяют реализовать образовательную программу дошкольного образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, поэтому лицензирование образовательной программы дошкольного образования Центром не требуется.
В судебном заседании защитник ФИО1- адвокат ФИО7 поддержал позицию ФИО1, пояснил, что Министерство социальной политики Нижегородской области, являющийся надзорным органом для Центра в ходе проводимых плановых проверок за все время существования Центра, а также иные контролирующие органы (в.т.ч. Роспотребнадзор) ни разу не указывали на отсутствие у Центра лицензии на проведение дошкольного образования, а также то, что проводимые социально-реабилитационные занятия с дошкольниками, разовые социально-реабилитационные занятия с детьми дошкольного возраста, отраженные в представленных суду сетке занятий, тематическом плане относятся к программе дошкольного образования. Данный вывод следует и из письма Министерство социальной политики Нижегородской области № 318-19-1832\17 от 17 февраля 2017 года, согласно которого дети, находящиеся под надзором в организациях, оказывающих социальные услуги, должны получать дошкольное образование в ближайших дошкольных учреждениях. Ни в одном Центре, которые работают с детьми, находящимися под надзором, которые функционируют в каждом районе Нижегородкой области не имеют лицензию на дошкольное образование,т.к. ее не требует лицензирующий орган - Министерство образования Нижегородской области.
Суд, выслушав ФИО1, ее защитника адвоката ФИО8, помощника прокурора Княгининского района Яндулова Д.А., исследовав и оценив доказательства, представленные в материалах дела, приходит к следующему:
Согласно ч. 1 и 2 ст. 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования. Лицензия на осуществление образовательной деятельности (далее также - лицензия) имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования, о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения.
Часть 1 ст. 19.20 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), с санкцией в отношении должностных лиц в виде административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификации на срок от одного года до трех лет.
Из материалов прокурорской проверки следует, что ГКУ «СРЦН «Пеликан» договоров с детскими садами об обучении малолетних детей не заключал. На момент прокурорской проверки малолетний ребенок ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., а также находившиеся до 06.01.2017 в данном учреждении малолетние ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обучались в ГКУ «СРЦН «Пеликан». В ГКУ СРЦН «Пеликан» действует календарно-тематическое планирование занятий с дошкольниками на 2016-2017 года, имеется сетка занятий (расписание), ведется журнал проведения занятий с дошкольниками.
В связи с этим, прокурором Княгиниского района сделан вывод, что ГКУ «СРЦН «Пеликан» осуществляет образовательную деятельность по образовательной программе «дошкольное образование» без специального разрешения (лицензии), возбуждено производство по ч.1 ст.19.20 КоАП РФ в отношении директора ГКУ «СРЦН «Пеликан» ФИО1
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 на основании приказа министерства социальной политики Нижегородской области №110-л/гу от 26.05.2014 года принята на должность директора ГКУ «СРЦН «Пеликан» и с ней заключен трудовой договор.
Согласно должностной инструкции директора ГБУ социального обслуживания семьи и детей - директор определяет стратегию, цели и задачи развития учреждения, принимает решение о программном планировании его работы ( п.2.8), обеспечивает реализацию областных целевых, региональных, внутриучрежденческих программ и проектов по профилю деятельности учреждения( п.2.12), обеспечивает соответствие качества социальных услуг установленным стандартам и нормативам(п.2.18).
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно Устава ГКУ «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Пеликан» Княгининского района основной целью деятельности учреждения является профилактика безнадзорности и беспризорности, социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении ( п.2.1), учреждение обеспечивает временное проживание несовершеннолетних ( п.2.3.2), в соответствии с достижениями уставных целей и видами деятельности учреждение оказывает социально-реабилитационное обслуживание и проведение детского отдыха в условиях круглосуточного пребывания ( п.2.5).
Как следует из анализа временного пребывания в Учреждении несовершеннолетних дошкольного возраста, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в учреждении находился - 1 ребенок, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 2 ребенка, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 5 детей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1 ребенок, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -3 ребенка, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время-1 ребенок, что подтверждает временное проживание детей дошкольного возраста в ГКУ «СРЦН «Пеликан».
Как установлено в судебном заседании в ГКУ «СРЦН «Пеликан» с детьми дошкольного возраста в период их временного пребывания в центре проводится образовательная деятельность в форме разовых занятий ( по ознакомлению с окружающим миром, художественному творчеству, математике, развитию речи, чтению, рисованию и др). Сетка занятий социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних как для несовершеннолетних детей дошкольного возраста, так и школьного возраста, соответствует журналу проведения занятий с дошкольниками и календарно-тематическому планированию с использованием примерной программы «От рождения до школы» под редакцией ФИО9, ФИО10, ФИО11, что согласуется с содержанием представленных учреждением дополнительным общеобразовательным программам - дополнительным общеразвивающим программам, разработанным и утвержденным учреждением ГКУ «СРЦН «Пеликан».
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Под образовательной деятельностью, согласно п. 17 указанного закона, понимается деятельность по реализации образовательных программ; под образовательной программой - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов; под образовательной организацией - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Образовательная деятельность, как лицензируемый вид деятельности, включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ согласно перечню, содержащемуся в Положении о лицензировании образовательной деятельности, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года№ 966. Требования к образовательным программам определены статьей 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации".
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. Приказом Минобразования и науки РФ от 29.08.2013 года № 1008) предусматривает реализацию дополнительных общеобразовательных программ в течении всего календарного года, включая каникулярное время (п.6), организует процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами, а также индивидуально (п.7). Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяется организацией самостоятельно.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (утв. Приказом Минобразования и науки РФ от 30.08.2013 года № 1014) предусматривает сроки (гл.2 п.7), содержание программы строго определяется образовательной программой дошкольного образования (п.8), осуществляется в группах (по возрасту, развитию).
Как установлено в судебном заседании ГКУ «СРЦН «Пеликан»имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам для детей и взрослых.
ГКУ «СРЦН «Пеликан» реализует дополнительные общеобразовательные программы, в т.ч. и для несовершеннолетних дошкольного возраста в течение всего календарного года, включая каникулярное время, индивидуально в период временного пребывания несовершеннолетнего в учреждении.
ГКУ «СРЦН «Пеликан» обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, в т.ч. и несовершеннолетних дошкольного возраста.
В соответствии с частью 1 статьи 75 Федерального закона № 273-ФЭ дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на орг анизацию их свободного времени.
ГКУ «СРЦН «Пеликан» в соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ, как организация, осуществляющая образовательную деятельность, самостоятельно разрабатывает и утверждает содержание дополнительных общеобразовательных программ и сроки обучения по ним.
Наличие образовательных программ дошкольного образования в ГКУ «СРЦН «Пеликан», по которым осуществлялась бы образовательная деятельность с несовершеннолетними дошкольного возраста судом не установлено.
Доказательств, достоверно подтверждающих, что занятия в ГКУ «СРЦН «Пеликан» по представленным суду сеткам ( расписаниям) занятий с дошкольниками на 2016-2017 года проводились именно в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, для которой требуется отдельная лицензия, суду не представлено и в судебном заседание не подтверждено.
Доказательств, достоверно подтверждающих, что занятия в ГКУ «СРЦН «Пеликан» с несовершеннолетними дошкольного возраста необходимо проводить именно по основным общеобразовательным программам Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования - образовательным программам дошкольного образования, для которой требуется отдельная лицензия, суду не представлено и в судебном заседание не подтверждено.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ выражается в осуществлении лицензируемого вида деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Однако, суд считает, что имеющиеся в материалах дела доказательства, не позволяют сделать однозначный вывод о том, что ГКУ «СРЦН «Пеликан», имеющее лицензию на осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам для детей и взрослых, также осуществляло или должно было осуществлять образовательную деятельность с несовершеннолетними дошкольного возраста по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, на право осуществления которой, в силу закона, необходимо получение лицензии.
Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными статьями 6 и 7 настоящего Федерального закона.
В Нижегородской области органом, отвечающим за лицензирование образовательной деятельности является Министерство образования Нижегородской области.
Согласно письма № 204-1544\17-3-0 от 20.02.2017 года, Министерством образования Нижегородской области сделан вывод, что особенности пребывания детей в ГКУ «СРЦН «Пеликан» не позволяют реализовать образовательную программу дошкольного образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, следовательно, лицензирование образовательной программы дошкольного образования ГКУ «СРЦН «Пеликан» Княгининского района Нижегородской области не требуется.
Таким образом, лицензирующий орган - Министерство образования Нижегородской области также не нашло оснований для необходимости осуществлять ГКУ «СРЦН «Пеликан» Княгининского района Нижегородской областиобразовательную деятельность в учреждении по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования.
На основании вышеизложенного, обстоятельств, установленных по делу, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях должностного лица- директора ГКУ «СРЦН «Пеликан» Княгининского района Нижегородской области ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 29.4, пункта 1 части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, которое может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.7 - 29.12 Кодекса РФ об АП,
П О С Т А Н О В И Л :
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении должностного лица- директора ГКУ «СРЦН «Пеликан» Княгининского района Нижегородской области ФИО1 прекратить по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления с подачей жалобы через районный суд в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ.
Судья Н.Н.Ширяев