ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-11/2021 от 13.01.2021 Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело № 5-11/2021 <данные изъяты>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Нижний Новгород ДД.ММ.ГГГГ

Судья Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда (<...>, каб. 125),

участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ФИО2, должностного лица – ФИО3

дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс), возбужденное в отношении:

акционерного общества «Нижегородский водоканал» (далее – АО «Нижегородский водоканал», Общество, Организация), ИНН , КПП , ОГРН , дата государственной регистрации: ДД.ММ.ГГГГ, юридический адрес: <адрес>

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ Нижегородский районный суд г. Н. Новгород поступили материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденного в отношении АО «Нижегородский водоканал».

При рассмотрении дела защитнику Общества ФИО2 разъяснены права, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ, ст.51 Конституции РФ.

В судебном заседании защитник Общества ФИО2 вину признал частично, пояснила, что по признакам формирования и ориентировочная площадь территории на которой имеются признаки разлива сточных вод не установлены, поскольку соответствующие замеры не производились.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ФИО3 в судебном заседании доводы протокола поддержал, просил назначить административное наказание в виде штрафа.

Изучив материалы дела, исследовав представленные суду доказательства в их совокупности, оценив их на предмет относимости, допустимости и достаточности для разрешения дела, судья приходит к следующим выводам.

Проверив обстоятельства возбуждения дела, полномочия лица, составившего протокол об административном правонарушении, порядок фиксации признаков административного правонарушения, сроки давности привлечения к административной ответственности, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

Статья 8.39 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.

По делу установлено, что в министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области через круглосуточную экологическую диспетчерскую службу ДД.ММ.ГГГГ поступило обращение гражданина, содержащие информацию о разливе сточных вод на территории памятника природы «Зеленый город» около Санатория «Зеленый город», расположенного в Нижегородском районе Нижнего Новгорода.

ДД.ММ.ГГГГ на основании планового рейдового задания от ДД.ММ.ГГГГ проведен осмотр указанной территории. В результате осмотра территории памятника природы «Зеленый город» около <адрес>, в период времени с 10 час. 30 мин. до 11 час.30 мин. установлено, что канализационный колодец, расположенный на территории памятника природы «Зеленый город» в выделе 24 квартала 27 участкового лесничества «Зеленый Город» Нижегородского межрайонного лесничества, географические координаты переполнен. Из канализационного колодца происходит разлив на почвенный покров воды мутного цвета, характерного для хозяйственно бытовых сточных вод, и отмечается посторонний запах, характерный для канализации. Сточные воды, попадая на рельеф, вследствие естественного уклона местности стекают по поверхности земли, зуя «ручей», Ориентировочная площадь территории, на которой произошел разлив сточных вод, составляет 200 кв. м.

ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 15 час. 00 мин до 16 час.00 мин. совместно с представителем МКУ «Горкомэкологии Нижний Новгород» главным специалистом химиком ФИО4 проведен повторный осмотр указанной выше территории, в результате которого установлено, что авария на канализационной сети ликвидирована. Представителем МКУ «Горкомэкологии Нижний Новгород» Главным специалистом химиком ФИО4 с целью проведения химического разлива воды из канализационного колодца с географическими координатами отобраны пробы.

ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области по факту загрязнения территории памятника природы регионального областного значения «Зеленый город» сточными водами в отношении неустановленного лица вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и ведении административного расследования по признакам административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ. Определением от ДД.ММ.ГГГГ срок проведения административного расследования продлен до ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области от 23.03.2006 г. 191-р «Об утверждении площади, границ и паспорта памятника природы регионального значения Зеленый город», объект «Зеленый город» объявлен памятником природы регионального значения и является особо охраняемой природной территорией регионального значения.

Адрес (местонахождение): <адрес>. Площадь памятника природы 4362,10 га, в том числе: в границах городского руга г. Нижнего Новгорода 3166,56 га, в границах Кстовского района 1195,54.

Расположен на землях участкового лесничества «Зеленый Город» Нижегородского межрайонного лесничества, в том числе:

в границах городского округа г. Нижнего Новгорода территории кварталов 1, 3, 5, 8, 11, 13 0, 23 32, 36 41 и части территории кварталов 2, 4, 6, 7, 9, 10, 12, 21, 33;

в границах Кстовского района территории кварталов 22, 34, 35, 42 53 и части территории кварталов 9, 10, 21, 33.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы, объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального состояния.

Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее Закон № 33-ФЗ), особо охраняемые природные территории могут меть федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно Федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.

В соответствии с п.п. «д» п. 2 ст. 2 Закона № 33-ФЗ памятники природы являются особо охраняемыми природными территориями.

Статьёй 25 Закона № 33-ФЗ определено, что памятники природы уникальные, невосполнимые, иные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятники природы могут быть федерального, регионального значения.

В соответствии с Паспортом на памятник природы регионального значения «Зеленый город», утвержденным распоряжением Правительства Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ-р, на территории памятника природы запрещаются следующие виды деятельности, влекущие за собой нарушение сохранности памятника природы:

деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятника природы.

Частью 1 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под тобой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

В соответствии с ч. 2 ст. 59 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон №7 ФЗ) запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду н ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

Пунктом 1 и 2 статьи 27 Закона № 33-ФЗ определено, что на территориях. на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспеченно режима особой охраны памятников природы.

Таким образом, разлив сточных вод на территории памятника природы «Зеленый город» нарушает установленный распоряжением Правительства Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ, -р «Об утверждении площади, границ и паспорта памятника природы регионального значения Зеленый город» режим и может привести к деградации территории памятника природы.

Согласно протокола химического анализа воды от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного аналитической лабораторией МКУ «Горкомэкологии Нижнего Новгорода» (уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц от ДД.ММ.ГГГГ.), в пробе воды, отобранной из канализационного колодца в результате переполнения которого произошел разлив сточных вод по территории памятника природы «Зеленый город», имеются следующие загрязняющие вещества:

нитраты, мг/дм3 7,2+/-1,0;

хлорид-ион, мг/дм3 – 33=/-4;

сульфаты, мг/дм3 – 41+/-6;

АПАВ, мг/дм3 - 1,35+/-0,22;

взвешенные вещества, мг/дм3 - 169+/-16;

сухой остаток, мг/дм3 - 296+/-26;

аммоний-ион, мг/дм3 - 7,9+/-1,7.

Согласно информации, полученной в ходе проведения административного расследования от администрации Нижегородского района г. Н. Новгорода (письмо от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> происходило вытекание из канализационного колодца, находящегося на линии водоотведения, являющейся частью муниципальной собственности города Нижнего Новгорода и переданной на обслуживание в ресурсоснабжающую организацию АО «Нижегородский водоканал». Аварийная ситуация была устранена ДД.ММ.ГГГГ силами сотрудников АО «Нижегородский водоканал» непосредственно после выявления вытекания из колодца.

ДД.ММ.ГГГГ в целях установления собственника канализационной сети и канализационного колодца, расположенного на территории памятника природы «Зеленый город» в выделе 24 квартала 7 участкового лесничества «Зеленый Город» Нижегородского межрайонного лесничества, географические координаты , проведен осмотр указанной территории в присутствии представителя АО «Нижегородский водоканал» ФИО5, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, и главного специалиста отдела инженерной инфраструктуры и коммунального хозяйства администрации Нижегородского района города Нижнего Новгорода ФИО6 (удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ).

В ходе проведения осмотра представитель АО «Нижегородский водоканал» ФИО5 удостоверил, что канализационный колодец, расположенный на территории памятника природы «Зеленый город» в выделе 24 квартала 27 участкового лесничества «Зеленый Город» Нижегородского межрайонного лесничества, географические координаты находится на балансе и обслуживании АО «Нижегородский водоканал». На момент осмотра колодец исправен, следов вытекания визуально не обнаружено.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ основным видом деятельности АО «Нижегородский водоканал» является забор, очистка и распределение воды, Дополнительный вид деятельности сбор и обработка сточных вод,

Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ АО «Нижегородский водоканал» определено гарантирующей организацией централизованной системы колкого водоснабжения и водоотведения на территории города Нижнего Новгорода,

Статьёй 34 Закона № 7-ФЗ установлено, что хозяйственная и иная деятельность, которая вызывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

В силу п. 1 ст. 39 Закона № 7-ФЗ эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды. рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжения и канализации собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов. предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с п.3.2.1 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству н жилищно-коммунальному комплексу» от ДД.ММ.ГГГГ (далее Правила), канализационная сеть организации ВКХ (далее сеть) должна обеспечить отведение сточных вод населенного пункта на очистные сооружения и сброс их после очистки в водный объект или отведение для последующего использования.

В соответствии с п. 3.2.6. Правил техническая эксплуатация сети включает надзор за состоянием и сохранностью сети, устройств и оборудования на ней, техническое содержание сети; предупреждение возможных аварийных ситуаций (просадка, повреждение труб, колодцев, камер, запорно-регулирующей арматуры н т.п.) н их ликвидация и т.д.

В соответствии с пп. «в», «г» п. 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 № 644, организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих организации водопроводно-канализационного хозяйства на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах эксплуатационной ответственности такой организации в соответствии требованиями нормативно-технических документов: своевременно ликвидировать аварии и повреждения на центральных системах холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке и сроки, которые установлены нормативно-технической документацией.

На основании вышеизложенного, АО «Нижегородский водоканал» не были приняты своевременные меры по недопущению нарушения требований природоохранного законодательства при эксплуатации канализацонной сети, что привело к растеканию неочищеных хозяйственно-бытовых сточных вод из канализационного колодца по территории памятника природы «зеленый город» и нарушению установленного режима на территории памятника природы «Зеленый город».

С учетом изложенного, доводы защитника АО «Нижегородский водоканал» о том, что при проведении административного расследования не установлена площадь растекания сточных вод и состав вредных веществ основана на неверном толковании норм права.

Таким образом, установлено, что АО «Нижегородский водоканал» совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.39 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства правонарушения установлены на основании исследованных в судебном заседании доказательств: протокола об административном правонарушении, акта осмотра, выписки из ЕГРЮЛ.

Названные доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса, на предмет достоверности и допустимости и вместе признаны достаточными для установления события административного правонарушения и вины АО «Нижегородский водоканал» в его совершении.

Находя доказанной вину лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судья руководствуется положениями части 1 статьи 2.1 Кодекса и квалифицирует содеянное по ст. 8.39 КоАП РФ как нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.

Обстоятельств смягчающих и отягчающих ответственность АО «Нижегородский водоканал» по делу не установлено.

При назначении административного наказания суд учитывает конкретные обстоятельства дела, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, а также положения ст.3.1 КоАП РФ, согласно которым административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно частям 3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Совершение правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

С учетом установленных по делу обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, принимая во внимание имущественное и финансовое положение юридического лица, которые суд находит исключительными, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, суд полагает возможным назначить АО «Нижегородский водоканал» наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей, то есть менее минимального размера административного штрафа, предусмотренном санкцией ст. 8.39 КоАП РФ.

Исключительных оснований для признания совершенного заявителем административного правонарушения малозначительным суд не усматривает в силу следующих обстоятельств.

В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Квалификация правонарушения в качестве малозначительного, может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Применения малозначительности и устного замечания по данному делу судом не усматривается.

Руководствуясь статьями 29.7, 29.10 Кодекса, судья

ПОСТАНОВИЛ:

АО «Нижегородский водоканал» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.

Административный штраф подлежит уплате по реквизитам:

УФК по Нижегородской области (Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области)

ИНН <***> КПП 526001001

ОКТМО 22701000

Номер счета получателя платежа № 40101810400000010002, в ГРКЦ ГУ Банка России по Нижегородской области

БИК 042202001

Код бюджетной классификации: 071 1 16 01082 01 9000 140 – за административные правонарушения в области охраны окружающей креды и природопользования

В назначении платежа указывается код классификации доходов федерального

Подтверждение оплаты штрафа предоставить в Нижегородский районный суд г. Н. Новгород

В случае неуплаты в шестидесятидневный срок со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу штраф подлежит принудительному взысканию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Кроме того, неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, в соответствии с ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Нижегородский районный суд г. Нижнего Новгорода в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья

ФИО1