Дело № 5-11/2022 (5-7262/2021)
УИД 60RS0001-01-2021-014303-46
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
**.*** 2022 г. 180007, <...>
Судья Псковского городского суда Псковской области Тимофеева И.В., при помощнике судьи Ильиной Ю.Н,, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении перевозчика ОАО «Российские железные дороги» юридический адрес: <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 23.09.2003,
УСТАНОВИЛ:
03 сентября 2021 года в 18 часов 32 минуты, в соответствии с положениями ст. 89 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее ТК ЕАЭС) в таможенный орган – 10209140 т/п ЖДПП Посинь Псковской таможни для принятия решения о возможности ввоза товара на таможенную территорию ЕАЭС перевозчиком ОАО «РЖД» в электронном виде была передана предварительная информация состоящая из электронных копий следующих документов: накладная СМГС № 30263413 от 01.09.2021, вагонный лист на маршрут или групповую отправку № 32063413 от 01.09.2021, передаточная ведомость № 1244 на поезд № 2628 (индекс 0986-074-1800), ТДТС № 10209140/030921/205000840 от 03.09.2021. Исходя из сведений, заявленных в предоставленных документах вагон № 95759197 перемещается как транспортное средство перевозки грузов, имеющий более 2-х осей порожний из под пшеницы. Тара вагона -23,0 т, масса груза - 0 т.
В соответствии с предоставленными товаросопроводительными документами отправителем является – ООО «ТРАНСИТ СЕРВИЦЕ ЭДЖЕНСИ» <данные изъяты>; получатель – ООО «Велес», <данные изъяты>; перевозчик – ОАО «РЖД» РФ, <...>.
03 сентября 2021 года в 21 час 31 минуту на таможенный пост ЖДПП Посинь Псковской таможни в составе грузового поезда № 2628 (индекс 0986-074-1800) прибыл железнодорожный вагон - цистерна № 95759197.
03.09.2021 в период времени с 21 часа 31 минут по 22 часа 09 минут в ходе проведения комиссионного осмотра состава поезда № 2628 (индекс 0986-074-1800) должностными лицами таможенного поста ЖДПП Посинь совместно с сотрудниками КПП «Себеж» и должностными лицами железнодорожной станции Себеж ОАО «РЖД» в технологических пустотах ребер жесткости разгрузочных люков вагона № 95759197 были выявлены не законные вложения (сигареты), в связи с чем было принято решение о проведении таможенного досмотра вышеуказанного транспортного средства и выдано поручение на таможенные досмотр № 10209140/030921/000173.
03.09.2021 в 22 часа 50 минут работниками ОАО «РЖД» в таможенный орган фактически были предоставлены документы: накладная СМГС № 30263413 от 01.09.2021, вагонный лист на маршрут или групповую отправку № 32063413 от 01.09.2021, передаточная ведомость № 1244 на поезд № 2628 (индекс 0986-074-1800), ТДТС № 10209140/030921/205000840 от 03.09.2021. Исходя из сведений, заявленных в предоставленных документах вагон № 95759197 перемещается как транспортное средство перевозки грузов, имеющий более 2-х осей порожний из под пшеницы. Тара вагона -23,0 т, масса груза - 0 т., после чего уполномоченным должностным лицом таможенного поста ЖДПП Посинь по вагону № 95759197, было зарегистрировано сообщение о прибытии № 10209140/030921/5000212.
В ходе 100% таможенного досмотра (АТД № 10209140/040921/000173), проведенного в период времени с 22 часов 55 минут по 23 часа 05 минут 03.09.2021 было установлено, что в технологических полостях 11-ти ребер жесткости нижних разгрузочных люков по обе стороны вагона № 95759197, перемещается 11 брикетов прямоугольной формы, обтянутых прозрачной клейкой лентой (скотчем). При вскрытии брикетов установлено, что в них перемешается товар, не заявленный в товаросопроводительных документах, а именно – сигареты с фильтром NZ Gold в количестве 260 пачек (10 брикетов по 24 пачки в каждом и 1 брикет с 20 пачками). Количество грузовых мест незаявленного товара – 11, количество предметов в грузовых местах – 260 пачек.
Общий вес брутто товара – предмета АП составил -4,560 кг (определен в процессе изъятия товара).
Указанный выше товар к таможенному контролю перевозчиком ОАО «Российские железные дороги», заявлен не был.
Таким образом, перевозчиком ОАО «РЖД» при перемещении товара через таможенную границу, данные требования выполнены не были и таможенному органу были заявлены недостоверные сведения о наименовании товара, при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС путем предоставления недействительных документов: накладная СМГС № 30263413 от 01.09.2021, вагонный лист на маршрут или групповую отправку № 32063413 от 01.09.2021, передаточная ведомость № 1244 на поезд № 2628 (индекс 0986-074-1800), ТДТС № 10209140/030921/205000840 от 03.09.2021.
06.09.2021 по выявленному факту должностным лицом таможенного поста ЖДПП Посинь Псковской таможни в отношении перевозчика ОАО «РЖД», вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении № 10209000-3120/2021 и проведении административного расследования по ч. 3 ст. 16.1 КоАП России.
06.09.2021 в соответствии со ст. 27.10 КоАП России осуществлено изъятие предмета административного правонарушения - Сигареты с фильтром, в твёрдых пачках бело- золотой расцветки, с акцизными марками республики Беларусь. На пачках имеется маркировка: " NZ Gold; 20 сигарет с фильтром (энзед голд), продажа лицам, не достигшим 18 лет, запрещена, ОАО Гродненская табачная фабрика "Неман", ул. Орджоникидзе, 18, 230771, г. Гродно, Республика Беларусь, www.tabak.by, Содержит системные яды, канцерогенные и мутагенные вещества. Страна происхождения - Республики Беларусь. 260 пачек, или 5200 сигарет. Общий вес брутто – 4,560 кг.. Указанный товар помещен на ответственное хранение 06.09.2021 в камеру хранения вещественных доказательств в т/п ЖДПП Посинь Псковской таможни (<...>).
Представитель ОАО «Российские железные дороги» в судебном заседании пояснил, что вину не признает, просил производство по делу прекратить, ввиду отсутствия состава правонарушения. Полагал, что на сотрудниках ОАО «РЖД» не лежит обязанности по проверке вагонов.
Представитель Псковской таможни полагал вину перевозчика доказанной материалами дела, просил назначить наказание в виде конфискации товара.
В силу положения статьи 23 СМГС перевозчик имеет право проверить, соблюдены ли отправителем условия перевозки и соответствует ли отправка сведениям, указанным отправителем в накладной. Проверка производится в порядке, установленном национальным законодательством.
Законодательством Российской Федерации также установлено право железной дороги проверять достоверность массы грузов и других сведений, указанных грузоотправителями в транспортных железнодорожных накладных. Так данная обязанность закреплена статьей 27 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Устав).
Из положений Конвенции о международных железнодорожных перевозках (Приложение В к Конвенции «Единые правовые предписания к договору о международной железнодорожной перевозке грузов (ЦИМ)», параграф 1 ст. 11), участником которой является Российская Федерация, устанавливающих, в частности, что перевозчик в любой момент имеет право проверить, соблюдены ли условия перевозки и соответствует ли отправка сведениям, указанным отправителем в накладной, не следует, что они исключают юридическую возможность по принятию мер для надлежащего исполнения обязанностей перевозчика, установленных таможенным законодательством ЕАЭС.
Таким образом, международным и российским законодательством установлена возможность (право) ОАО «РЖД» проверять достоверность сведений о грузе, указанных грузоотправителями в транспортных железнодорожных накладных, перевозчик также вправе провести проверку соответствия тары и упаковки грузов, качества перевозимой продукции установленным стандартам, техническим условиям и иным актам, независимо оттого, что отправителем уже наложены запорно-пломбировочные устройства и место принятия ОАО «РЖД» груза к перевозке не совпадает с местом погрузки.
Вместе с тем, в случае если при проверке груза во время его перевозки или выдачи, перевозчик констатирует несоответствие наименования, массы или количества мест груза сведениям, указанным в накладной, составляется коммерческий акт (статья 29 СМГС), представление которого таможенному органу предусмотрено ст. 89 ТК ЕАЭС.
При этом, технологической схемой организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в железнодорожном пункте пропуска через государственную границу Российскою федерации «Себеж» (далее- технологическая схема) утвержденной на координационном совете пункта пропуска 17.12.2019, протокол № 48 утвержден пункт IV государственный контроль грузовых поездов, прибывающих на территорию Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. IV технологической схемы государственный контроль грузовых поездов осуществляется комиссией, состоящей из представителей государственных контрольных органов с привлечением работников железнодорожной станции. На основании п. 3 ч. IV технологической схемы после остановки, прибывшего на станцию Себеж железнодорожного состава, представители государственных контрольных органов с привлечением работников железнодорожной станции комиссионно приступают к осмотру вагонов поезда. При этом осмотр вагонов может осуществляться несколькими группами.
Таким образом, на основании технологической схемы работники ОАО «РЖД» станции Себеж присутствовали при выявлении нарушений законодательства, а именно при обнаружении в вагоне № 95759197 незаявленного товара «сигареты» до подачи документов о прибытии данного железнодорожного вагона и имели фактическую возможность оформить надлежащим образом документы на товар «сигареты», либо вернуть данный вагон с указанным товаром на сопредельную сторону, однако указанные меры ОАО «РЖД» предприняты не были.
Обязанность по сообщению достоверных сведений о товарах, перемещаемых через таможенную границу, является публично-правовой обязанностью и регулируется нормами таможенного права. Исполнение данной обязанности не может быть поставлено в зависимость от обстоятельств, связанных с осуществлением лицом предпринимательской деятельности, их взаимных прав и обязанностей, действий контрагентов (отправителя товара), поскольку данные правоотношения регулируется нормами гражданского законодательства. Эта обязанность должна быть исполнена лицом, на которое она возложена, путем принятия всех зависящих от него мер, в данном случае на перевозчика – ОАО «РЖД», который должен принять меры к тому, чтобы произвести проверку товара на предмет соответствия сведениям о нем, указанным в документах, получаемых от отправителя товара, его представителей.
Согласно ч.1 ст. 2.1 КоАП России юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП России или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обязанность лица выполнить то или иное требование закона в области таможенного дела вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в статье 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому, любое лицо должно выполнять установленные законом обязанности.
При этом, п. 1 ст. 9 ТК ЕАЭС определено, что все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены ТК ЕАЭС.
Согласно части 1 статьи 1.4 КоАП России, лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом, юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.
Следовательно, вступая в таможенные правоотношения, ОАО «РЖД», как и иные перевозчики, должно было не только знать о существовании обязанностей и прав, предусмотренных таможенным законодательством, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 (ред. от 21.12.2017) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП России возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, положения СМГС, Конвенцией о международных железнодорожных перевозках (Приложение В к Конвенции «Единые правовые предписания к договору о международной железнодорожной перевозке грузов (ЦИМ)», Устава, технологическая схема предоставляют перевозчику возможность для соблюдения требований ст. 89 ТК ЕАЭС в части сообщения в таможенный орган достоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии товаров на таможенную территорию Союза.
Указанным правом ОАО «РЖД» не воспользовалось. Документы, свидетельствующие о мерах принимаемых ОАО «РЖД» для недопущения установленных нарушений, в материалах дела отсутствуют, ОАО «РЖД» не представлено. Напротив, из обстоятельств дела следует, что общество приняло транспортное средство международной перевозки к перевозке, без какой-либо проверки сведений о нем.
При этом, в силу пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» предусматривает, что охрана грузов в пути следования и на железнодорожных станциях обеспечивается перевозчиком за счет собственных средств либо по договору с ведомственной охраной федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта или другими организациями, за исключением обеспечиваемых грузоотправителями или грузополучателями охраны и сопровождения грузов в соответствии с Уставом железнодорожного транспорта либо договором.
Все действия юридического лица опосредованы, и выражаются в действиях тех физических лиц, которые в силу закона, трудового договора, учредительных и иных документов представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление, все действия работника юридического лица рассматриваются как действия этого юридического лица.
В данном случае все действия должностных лиц ОАО «РЖД следует рассматривать, как действия ОАО «РЖД».
Перевозчик ОАО «РЖД», зная о правилах и порядке осуществления таможенного контроля и требованиях ЕАЭС, учитывая неоднократное выявление табачной продукции в технических полостях вагонов, имело как возможность, так и правовые основания для проверки перемещаемых им вагонов.
Из вышеизложенного следует, что, перевозчик, проведя обязательный осмотр поезда № № 2628, индекс 0986-074-1800 и вагона № 95759197 по пути следования, при его прибытии на станцию «Себеж», а также с учетом того, что общество является лицом обеспечивающим охрану, сохранность груза, имел реальную возможность проверить содержимое вагона и самостоятельно выявить незаявленный товар. Однако это не сделал и представил документы в таможенный орган для прибытия транспортного средства на таможенную территорию ЕАЭС, не представив документы на товар «сигареты», а значит своими правами и обязанностями для соблюдения таможенного законодательства не воспользовался, как и не принял все зависящие от него меры по соблюдению таможенного законодательства.
Наличие возможности установления перемещения в вагонах табачной продукции, подтверждается тем, что в ходе комиссионного осмотра, таможенного досмотра установлено наличие посторонних вложений.
С учетом обстоятельств перевозки (прибытие на таможенную территорию ЕАЭС, перемещение табачной продукции в неопломбированной части ж/д вагона, наличие неоднократных фактов незаконного перемещения табачной продукции) у перевозчика должны были возникнуть обоснованные сомнения относительно достоверности сведений о товаре, указанных в ТСД и фактически ввозимых на таможенную территорию Союза.
Однако ОАО «РЖД», не проводя никаких мероприятий по проверке сведений, заявленных в ТСД, предъявил их для принятия таможенным органом решения о прибытии товара на таможенную территорию Союза.
ОАО «РЖД» не предоставило доказательств действия с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения таможенных обязанностей, и что со стороны данного юридического лица к этому были приняты все меры. Каких-либо чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных и непреодолимых для данного субъекта таможенных отношений препятствий не установлено.
С целью заявления перевозчиком всего товара при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС перевозчику - ОАО «РЖД» была предоставлена возможность проверки перевозимого товара. При несоответствии данных о характере груза перевозчик мог не приступать к перевозке, однако этого сделано не было по субъективным причинам.
Перевозчиком не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что также подтверждает его виновность по ч. 3 ст. 16.1 КоАП России.
На основании изложенного, ОАО «РЖД», зная о правилах и порядке осуществления таможенного контроля и требованиях ТК ЕАЭС, имело как возможность, так и правовые основания для проверки перемещаемых им вагонов, и правильности составленных товаросопроводительных документов. Данные меры полностью зависят от перевозчика, и их непринятие прямо указывает на то, что перевозчиком фактически не предпринимались все зависящие от него меры к надлежащему исполнению возложенной на него обязанности.
ОАО «РЖД» ограничилось только использованием сведений о товарах, указанных в товаросопроводительных документах, при этом в случае осуществления надлежащей проверки товара путем его осмотра перевозчик мог выявить незаявленный товар и принять меры по сообщению достоверных сведений о нем при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС, что можно расценить как самонадеянное, рискованное, не отвечающие разумной степени заботливости и осмотрительности действие, что свидетельствует о непринятии ОАО «РЖД» мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность и о наличии вины ОАО «РЖД» в совершении вменяемого правонарушения.
Таким образом, у перевозчика, имеющего статус таможенного перевозчика, имелись серьезные основания осуществить проверку достоверности сведений о товаре.
В соответствии с подпунктом 27 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС под перемещением товаров через таможенную границу Союза понимается ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза.
Материалами дела подтверждено, что ОАО «РЖД» осуществлено перемещение, перевозка табачной продукции с целью ее прибытия на таможенную территорию ЕАЭС, сведения о которой отсутствовали в товаросопроводительных документах, также подтвержден факт предоставления таможенному органу недействительных документов (ж/д накладных, ДТ) именно ОАО «РЖД».
Вина ОАО «РЖД» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, подтверждается следующими доказательствами: копии документов: накладная СМГС № 30263413 от 01.09.2021, вагонный лист на маршрут или групповую отправку № 32063413 от 01.09.2021, передаточная ведомость № 1244 на поезд № 2628 (индекс 0986-074-1800), ТДТС № 10209140/030921/205000840 от 03.09.2021., контрольный листок обработки импортного порожнего поезда с ЭЦП, протокол изъятия вещей и документов по делу об АП № 10209000-3120/2021 от 06.09.2021, копия АТД № 10209140/040921/000173, письмо ОАО «РЖД», протоколы опроса свидетелей ФИО1, ФИО2, письмом ООО «ТРАНСИТ СЕРВИЦЕ ЭДЖЕНСИ» и другими документами, находящимися в материалах дела об административном правонарушении № 10209000-3368/2020.
Оценив исследованные доказательства в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, судья признает их допустимыми, достоверными и в совокупности достаточными доказательствами, свидетельствующими о наличии в действиях ОАО «РЖД» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 16.1 КоАП РФ, выразившегося в предоставлении товаросопроводительных документов, содержащих недостоверные сведения о наименовании товара при прибытии на таможенную территорию таможенного союза.
У перевозчика ОАО «РЖД» имелась фактическая возможность для соблюдения правил и норм, предусмотренных таможенным законодательством ЕАЭС, в том числе путем принятия вышеуказанных мер, при этом перевозчиком не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При назначении наказания судья учитывает обстоятельства совершенного правонарушения, отсутствие смягчающих обстоятельств, наличие отягчающего обстоятельства в виде повторного совершения однородного правонарушения, и полагает, что назначение наказания в виде конфискации предметов административного правонарушения будет являться справедливым, соответствующим целям наказания, определенным в ст. 3.1 КоАП РФ.
Процессуальные издержки по делу отсутствуют.
Руководствуясь ст.29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать перевозчика ОАО «Российские железные дороги» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, и назначить наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения:
- Сигареты с фильтром, в твёрдых пачках бело- золотой расцветки, с акцизными марками республики Беларусь. На пачках имеется маркировка: " NZ Gold; 20 сигарет с фильтром (энзед голд), продажа лицам, не достигшим 18 лет, запрещена, ОАО Гродненская табачная фабрика "Неман", ул. Орджоникидзе, 18, 230771, г. Гродно, Республика Беларусь, www.tabak.by, Содержит системные яды, канцерогенные и мутагенные вещества. Страна происхождения - Республики Беларусь. 260 пачек, или 5200 сигарет. Общий вес брутто – 4,560 кг., помещенный на ответственное хранение 06.09.2021 в камеру хранения вещественных доказательств в т/п ЖДПП Посинь Псковской таможни (<...>).
Исполнение наказания в виде конфискации предмета административного правонарушения возложить на Псковскую таможню, обязав таможенный орган передать конфискованное имущество территориальному органу Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Вещественные доказательства – копии документов, находящихся в деле, диск фиксации процесса изъятия, хранить при материалах дела в течение всего срока хранения последнего.
Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Псковского городского суда И.В. Тимофеева