<...>
№ 5-1204/2021
УИД: 66RS0003-02-2021-002061-91
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
10 ноября 2021 года г. Екатеринбург
Судья Кировского районного суда г. Екатеринбурга Иванченко Е.А.,
с участием заместителя начальника отдела экспортного контроля Управления Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по Уральскому федеральному округу ФИО1, действующего на основании доверенности № *** от 18.10.2021,
начальника правового отдела Управления Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по Уральскому федеральному округу ФИО2, действующего на основании доверенности № *** от 11.01.2021,
рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Общества с ограниченной ответственностью «Промэкспорт», ОГРН <***>, ИНН <***>, зарегистрированного по адресу: 454008, <...>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,
установил:
25.11.2020 ООО «Промэкспорт» без получения лицензии Федеральной службы по техническому и экспортному контролю в нарушение требований статьи 30 Федерального закона от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле», Указа Президента Российской Федерации от 17.12.2011 № 1661 «Об утверждении списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль», на основании контракта № *** на поставку товара от 25.06.2020, в соответствии со спецификацией № *** от 16.11.2020 к указанному контракту, осуществило в адрес Товарищества с ограниченной ответственностью «Техмотив ТМ» на территорию Республики Казахстан поставку универсальных фильтрующих малогабаритных самоспасателей «Шанс» в количестве 20 штук, общей стоимостью 45980 рублей, подпадающих под действие пунктов 1.1.4, 1.1.4.1 Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 17.12.2011 № 1661.
Законный представитель ООО «Промэкспорт» о дате, времени и месте судебного заседания извещен заблаговременно и надлежащим образом, не явился, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало (л.д. 77, 78, 79).
При таких обстоятельствах, с учетом мнения должностных лиц административного органа, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие законного представителя юридического лица.
Должностные лица административного органа в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении от 27.12.2021, просили привлечь ООО «Промэкспорт» к административной ответственности по части 1 статьи 14.20 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях, указали об отсутствии правовых оснований для применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении наказания юридическому лицу.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, заслушав участников, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 14.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов и в отношении которых установлен экспортный контроль, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия)
обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных разрешением (лицензией), а равно с использованием разрешения (лицензии), полученного (полученной) незаконно, либо с представлением документов, содержащих недостоверные сведения, за исключением случаев, предусмотренных статьями 16.1, 16.3, 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно положениям статьи 30 Федерального закона от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» нарушением законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля является осуществление без лицензий или разрешений внешнеэкономических операций с товарами, на которые в соответствии со статьями 6 и 20 настоящего Федерального закона распространяется экспортный контроль. Статьей 6 данного Закона закреплено, что списки контролируемых товаров утверждаются указами Президента Российской Федерации.
В соответствии с перечисленными нормами Федерального закона «Об экспортном контроле» указом Президента Российской Федерации от 17.12.2011 № 1661 утвержден Список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль.
Положениями, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 № 691 и от 07.06.2001 № 447 разработана и установлена форма лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией, порядок и процедура ее получения.
ООО «Промэкспорт» является действующим юридическим лицом, что подтверждается материалами дела, в том числе, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 28.09.2021 (л.д. 23-33).
Согласно контракту № *** на поставку товара от 25.06.2020 и спецификации № *** от 16.11.2020, являющейся неотъемлемой частью контракта, а также счету-фактуре № *** от 25.11.2020 и товарно-транспортной накладной № *** от 25.11.2020 ООО «Промэкспорт» поставило ООО «Техмотив ТМ» (Республика Казахстан), в том числе, универсальный фильтрующий малогабаритный самоспасатель «ШАНС-Е» в количестве 20 штук, общей стоимостью 45980 рублей (л.д. 5-7, 8, 9, 10-11).
В судебном заседании установлено и не оспаривается ООО «Промэкспорт», что юридическое лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, лицензию Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (далее - ФСТЭК России) на вывоз указанного товара с территории Российской Федерации не получало (л.д. 12).
В соответствии с идентификационным заключением № *** универсальный фильтрующий малогабаритный самоспасатель «ШАНС-Е» соответствует контролируемым товарам, включенным в списки (перечни) контролируемых товаров, утвержденных Указами Президента Российской Федерации в соответствии со статьей 6 Федерального закона «Об экспортном контроле» № 183-ФЗ от 18.07.1999; подпадает под действие пунктов 1.1.4, 1.1.4.1 Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 17.12.2011 № 1661, и при передаче (поставке) в Республику Казахстан требуют оформления лицензии ФСТЭК России (л.д. 58-60).
Выводы экспертизы подробны, мотивированы, основаны на представленных материалах. Экспертиза выполнена в рамках административного расследования, по поручению ФСТЭК России в лицензированном учреждении - ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России ФИО3», эксперты предупреждены об административной ответственности по статье 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имеют необходимые образование и опыт работы. Оснований для производства повторной экспертизы не имеется.
27.10.2021 в отношении ООО «Промэкспорт» составлен протокол № *** об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данный протокол соответствует предъявляемым законом требованиям, составлен уполномоченным лицом, что подтверждается перечнем должностных лиц ФСТЭК России, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении (л.д. 34-35, 36-37, 38, 39, 66-69). В этот же день копия протокола направлена директору ОО «Промэкспорт», поскольку для составления протокола он не явился, просил составить протокол в его отсутствие (л.д. 62-65, 70).
Оценив собранные по делу доказательства в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прихожу к выводу об их допустимости, достоверности и достаточности для установления виновности ООО «Промэкспорт» в совершении административного правонарушения.
Из совокупности доказательств следует, что ООО «Промэкспорт» при осуществлении вышеназванных внешнеэкономических операций по экспорту в Республику Казахстан товаров, являющихся объектом экспортного контроля, имело обязанность и возможность для исполнения требований законодательства об экспортном контроле и получения необходимой лицензии, однако, всех зависящих мер по их соблюдению не приняло, лицензию не получило. Доказательств наличия объективных препятствий, не позволяющих, исполнить требования законодательства, ООО «Промэкспорт» не представлено.
Согласно письму директора ООО «Техмотив ТМ» от 17.05.2021 приобретенные у ООО «Промэкспорт» универсальные фильтрующие малогабаритные самоспасатели «ШАНС-Е» (счет-фактура № *** от 25.11.2020, № *** от 03.07.2020) реализованы в рамках договоров о государственных закупках товаров с Управлением природных ресурсов Восточно-Казахстанской области и Государственным Национальным Парком «Буйратау» (л.д. 13).
Согласно ответу ООО «Лесхозснаб», поступившему на запрос из Уральской оперативной таможни УТУ ФТС России № *** от 19.07.2021, данное Общество осуществляло поставку товаров в ООО «Промэкспорт», в том числе, универсальных фильтрующих малогабаритных самоспасателей «ШАНС-Е», в связи с чем ООО «Промэкспорт» были выставлены универсальные передаточные документы № *** от 25.06.2021 и № *** от 12.11.2020. Со стороны ООО «Лесхозснаб» до ООО «Промэкспорт» не доводилась информация, что ряд приобретаемой ими продукции попадет под запреты и ограничения при перемещении через Государственную границу Российской Федерации и для осуществления внешнеэкономической сделки необходимо получение разрешительных документов (лицензии) ФСТЭК России, поскольку данная поставка осуществлена в пределах территории Российской Федерации и каких-либо специальных условий для оборота данных товаров внутри страны действующим законодательством не предусмотрено (л.д. 14, 15, 16).
Вместе с тем, указанные обстоятельства не влияют на доказанность вины и квалификацию действий ООО «Промэкспорт».
На основании изложенного действия ООО «Промэкспорт» подлежат квалификации по части 1 статьи 14.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как осуществление внешнеэкономических операций с товарами, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и в отношении которых установлен экспортный контроль, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Срок давности привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 14.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исчисляется с момента осуществления соответствующей внешнеэкономической операции и составляет один год.
При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, смягчающие административную ответственность обстоятельства, а именно: совершение административного правонарушения впервые.
Отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.
Согласно выписке из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства № ЮЭ9965-21-14234591 от 10.11.2021 ООО «Промэкспорт» включено в указанный реестр как микропредприятие (л.д. 81).
Вместе с тем, исходя из характера правонарушения, имеющего повышенную общественную опасность, посягающего на интересы Российской Федерации в сфере внешнеэкономической деятельности, безопасность государства, а также на международный режим нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки, оснований для применения при назначении наказания положений статьи 2.9, части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Кроме того, принимая во внимание характер правонарушения, имущественное и финансовое положение ООО «Промэкспорт», в данном конкретном случае отсутствуют оснований для снижения в соответствии с требованиями частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размера штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 14.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наказание в виде штрафа в рамках санкции части 1 статьи 14.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является соразмерным содеянному и соответствующим целям предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В связи с тем, что товар, явившийся предметом административного правонарушения, не изъят и его место нахождения в настоящее время достоверно не установлено, не нахожу оснований для назначения ООО «Промэкспорт» дополнительного административного наказания в виде конфискации универсального фильтрующего малогабаритного самоспасателя «ШАНС-Е», в количестве 20 штук.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 29.9, статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
общество с ограниченной ответственностью «Промэкспорт» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 45980 (сорок пять тысяч девятьсот восемьдесят) рублей.
Информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечислении суммы административного штрафа:
УФК по Свердловской области (Управление ФСТЭК России по Уральскому федеральному округу Свердловской области)
Лицевой счет <***>
ИНН получателя 6670069834
КПП получателя 667001001
к/с (Единый казначейский счет) 40102810645370000054
р/с (Номер казначейского счета) 03100643000000016200
Банк получателя – Уральское ГУ Банка России//УФК по Свердловской области г.Екатеринбурга
БИК 016577551
Код бюджетной классификации (КБК) 58711601141019002140
ОКТМО 65701000
УИН 0.
Разъяснить, что в соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу.
Подлинник квитанции об уплате штрафа должен быть представлен в Кировский районный суд г. Екатеринбурга.
В случае неуплаты штрафа в указанный срок, а также в случае не предоставления подлинника квитанции об уплате штрафа, постановление о назначении административного штрафа будет направлено судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы штрафа в принудительном порядке, а в отношении должника может быть возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья <...> Е.А. Иванченко