ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1205/2022 от 12.07.2022 Ухтинского городского суда (Республика Коми)

Дело №5-1205/2022

11RS0005-01-2022-004360-58

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Республика Коми, город Ухта

12 июля 2022 года

Судья Ухтинского городского суда Республики Коми Хазиева С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, возбужденное по ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя:

Индивидуальный предприниматель:

ФИО1

Дата и место рождения:

<...> г. года рождения, ....

Адрес регистрации:

....

Адрес проживания:

....

Место работы, должность:

ИП ФИО1

установил:

В соответствии с ч. 1, абз. 6 ч.3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), на основании определения от 05.07.2022 ...., в Ухтинский городской суд передано для рассмотрения дело об административном правонарушении, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – ИП ФИО1) по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

В судебное заседание представитель административного органа не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом. Полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного органа.

В судебном заседании ФИО1 вину в совершении правонарушения признал, показал, что 12.07.2022 он заключил договор на сдачу отходов моторных масел. Кроме того является микропредприятием, в связи с чем просит заменить штраф на предупреждение.

Заслушав ФИО1, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как следует из материалов дела, ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 16.10.2019, осуществляет деятельность по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.

В ходе проверки сообщения о несоблюдении ИП ФИО1 требований законодательства об обращении с отходами потребления <...> г. с 12:01 часов до 12:30 часов проведен осмотр помещений гаражей (боксы №1-3), расположенные по адресу: ...., станция технического обслуживания «Айболид».

Согласно протоколу осмотра от 22.06.222 Бокс №1 является офисным помещением. Бокс №2 имеет площадь около 30 кв.м., бокс №3 – 110 кв.м. В боксах №2 и №3 проводится ремонт автомобилей, замена масла в двигателях. В боксе №2 расположен автоподъемник, верстак. В боксе №3 имеется две железных бочки объемом 208 литров, одна из бочек полностью заполнена отработанным маслом, вторая бочка – пустая, на ней сверху расположена тара пластиковая для сборки масла, на стенках бочки имеются остатки отработанного масла. В боксе №3 расположены три смотровые ямы, над двумя из них были установлены автомобили, справа от входа расположен прессовальный станок, верстак.

Согласно объяснениям, данным ФИО1 22.06.2022 сотрудникам полиции, он зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 2019 года, осуществляет слесарные работы автомобилей, в том числе, замену масла в двигателе. Отработанное масло сливает в бочки, которые находятся в боксах, там оно храниться до реализации его ФИО1 третьим лицам. Договор на утилизацию смазочных материалов, отработанных моторных масел для подготовки и последующей переработки ИП ФИО1 не заключал.

В процессе деятельности по замене моторных масел образуются отходы производства и потребления относящиеся к III классу опасности, согласно Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом от 22.05.2017 №242 Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Действия ИП ФИО1 квалифицированы административным органом по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, 04.07.2022 составлен протокол об административном правонарушении.

В соответствии с положениями Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (части 1, 2 статьи 39).

В соответствии с положениями Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (ст. 4).

Хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности (ст. 34).

Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 51).

Запрещается размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека (часть 2 статьи 51).

Требования к отработанным смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям (далее - отработанная продукция) установлены ТР ТС 030/2012 Технический регламент Таможенного союза «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям», принятым Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 №59, в соответствии со статьей 2 которого отработанная продукция - отработанные смазочные материалы, отработанные масла и отработанные специальные жидкости, утратившие эксплуатационные свойства, в том числе слитые из рабочих систем, классифицируемые как отходы и подлежащие переработке (утилизации) с целью получения смазочных материалов, масел и специальных жидкостей.

В силу положений пунктов 3.8.1 - 3.8.3 статьи 3 ТР ТС 030/2012 Технический регламент Таможенного союза «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям», отработанная продукция подлежит сдаче на пункты сбора отработанной продукции для подготовки к последующей переработке (утилизации).

Отработанная продукция, поставляемая с пунктов сбора отработанной продукции на переработку (утилизацию) либо подготовленная к самостоятельной переработке (утилизации) организацией-производителем отработанной продукции, должна сопровождаться паспортом качества и соответствовать требованиям, изложенным в Приложении 3 к настоящему техническому регламенту. Требования настоящего технического регламента, изложенные в Приложении 3 к настоящему техническому регламенту, на отработанную продукцию, сдаваемую на пункты сбора отработанной продукции, не распространяются.

При обращении отработанной продукции запрещается сброс (слив) в водоемы, на почву и в канализационные сети общего пользования; вывоз на полигоны для бытовых и промышленных отходов с последующим захоронением; смешение с нефтью (газовым конденсатом), бензином, керосином, топливом (дизельным, судовым, котельно-печным, мазутом) с целью получения топлива, предназначенного для энергетических установок, за исключением случаев, разрешенных компетентными органами государств - членов Таможенного союза в области природопользования и охраны окружающей среды; смешение с продукцией, содержащей галогенорганические соединения; применение в качестве антиадгезионных материалов и средств для пропитки строительных материалов.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из взаимосвязи вышеприведенных положений законов, а также положений ГОСТ Р 56828.41-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Наилучшие доступные технологии. Обезвреживание отходов продукции, содержащей галогенированные органические вещества, в том числе стойкие органические загрязнители. Показатели для идентификации, ГОСТ Р 57703-2017 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Ликвидация отработанных нефтепродуктов следует, что обезвреживанию подлежат нефтепродукты, непригодные для переработки, в целях исключения возможности их дальнейшего использования.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 28).

Факт совершения ИП ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ с достоверностью подтверждаются имеющимися в деле письменными доказательствами, в т.ч.: протоколом об административном правонарушении, актом осмотра от рапортом от 22.06.2022, протоколом осмотра от 22.06.2022, объяснениями ИП ФИО1 от 22.06.2022, выпиской из ЕГРИП, фотоматериалами, иными материалами дела.

Доказательств того, что ИП ФИО1 принимались все возможные меры по соблюдению требований в области охраны окружающей среды, в материалах дела не имеется. Обстоятельств, объективно исключающих возможность соблюдения ИП ФИО1 действующих правил и норм, по фактам нарушения которых составлен протокол об административном правонарушении и за нарушение которых КоАП РФ и нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, в данном случае не установлено.

На основании изложенного, оценив представленные доказательства по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, прихожу к выводу о наличии в действиях ИП ФИО1 события и состава вменяемого ему административного правонарушения.

При производстве по делу нарушений процессуальных прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административным органом допущено не было.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.

Срок давности привлечения лица к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек.

Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Принимая во внимание, что ИП ФИО1 согласно выписке из ЕРСМиСП является микропредприятием, ранее к административной ответственности не привлекался, вину в совершении административного правонарушения признал, 12.07.2022 заключил договор .... на оказание услуг по сдаче отходов моторных масел с ООО ЭЦ «ЭкоКоми», суд считает возможным подвергнуть ИП ФИО1 мере административного наказания в виде предупреждения.

Руководствуясь ст. 8.2, ст.ст. 4.1, 4.1.1, 23.1, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

постановил:

Признать индивидуального предпринимателя ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Ухтинского городского суда - Хазиева С.М.