ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-120/2017 от 19.05.2017 Вологодского районного суда (Вологодская область)

Дело № 5-120/2017

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

19 мая 2017 года г. Вологда

Судья Вологодского районного суда Вологодской области Лутошкина О.М.,

при секретаре Коноплевой А.А.,

с участием представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности – ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства» ФИО1, действующего по доверенности, представителя ОР ДПС ГИБДД УМВД России по Вологодской области З.А.В., действующего по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации (далее - КоАП РФ) в отношении Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства» (далее – ФКУ Упрдор «Холмогоры»), расположенного по адресу: <адрес>,

у с т а н о в и л:

Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, проходящему через населенный пункт <адрес>, юридическим лицом, ответственным за содержание участка автодороги, в безопасном для дорожного движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, ФКУ Упрдор «Холмогоры», не соблюдены требования нормативных правовых документов по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автодороги (п.4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»; п.4.6.2.1 ГОСТ 33151-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения»; раздел 7 ГОСТ 33220-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию»; п.13 Основных положений ПДД по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных и иных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090), выразившиеся в отсутствии стационарного электрического освещения в темное время суток на участке федеральной автодороги, проходящей через населенный пункт, тем самым создана угроза безопасности дорожного движения.

Представитель ФКУ Упрдор «Холмогоры» ФИО1, действующий по доверенности, в судебном заседании просил производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения, изложив доводы письменно. Одновременно пояснил, что оснований для установки стационарного электрического освещения на <адрес> не имеется, так как указанный участок дороги не проходит через населенный пункт <адрес>, что подтверждается данными Росреестра и Администрации Кубенского с/п. Ссылки на публичные карты, имеющиеся в материалах дела, не состоятельны, так как указанная на публичной карте информация носит информативный характер. Считает необоснованными доводы представителя административного органа о том, что на рассматриваемом участке автомобильной дороги находится неосвещенный пешеходный переход, так как переход освещен от объекта дорожного сервиса, расположенного на данном участке дороги, то есть, АЗС. Кроме того, при составлении административного материала Учреждению не вменялось нарушение ГОСТ 32940. Считает необоснованным вменение Учреждению нарушений п. 4.6.1.1 ГОСТ 52766-2007, как недействующего в связи с введением в действие ГОСТ 33151-2014. Вменение нарушение ГОСТ 33220-2015 так же не обосновано, так указанный ГОСТ применяется уже к существующему обустройству дорог автомобильных общего пользования. Так же, в настоящее время не требуется утверждения Росавтодор проектов и схем организации дорожного движения, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГФКУ Упрдор «Холмогоры» принято решение внести изменения в проект организации дорожного движения на участке автомобильной дороги общего пользования федерального значения <адрес>, в том числе, демонтировать дорожные знаки 5.23.1, 5.24.1 «Населенный пункт <адрес>». Проведение в <данные изъяты> году капитального ремонта указанного участка автодороги не доказывает на наличие состава административного правонарушения по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ в действиях Учреждения. Кроме того, исходя из системного толкования ФЗ № 257 и приказа Минтранса № 402 в перечень работ по содержанию автомобильных дорог не входят работы по установке стационарного электрического освещения.

Представитель ОР ДПС ГИБДД УМВД России по Вологодской области З.А.В., действующий по доверенности, в судебном заседании просил привлечь юридическое лицо к административной ответственности по ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ, указав, что материалами дела в полном объеме доказано наличие событие, состава и вина Учреждения в совершении административного правонарушения. Считает, что факт расположения рассматриваемого участка дороги в границах населенного пункта <адрес> подтвержден выкопировками с публичной карты. Наличие нерегулируемого пешеходного перехода на рассматриваемом участке дороги не оспаривается юридическим лицом. Бездействия в виде отсутствия электроосвещение на указанном переходе доказывает нарушение юридическим лицом технических регламентов. Считает не подлежащей объективной оценке и принятию во внимание представленный ФКУ Упрдор «Холмогоры» схемы организации дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому демонтированы знаки 5.23.1 и 5.24.1, так как указанный проект не утвержден Федеральным органом исполнительной власти - Росавтодор. Таким образом, нарушение ФКУ Упрдор «Холмогоры» вменяемых положений ГОСТ и ном действующего законодательства доказан.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона РФ 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О безопасности дорожного движения» (далее – ФЗ № 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов.

Частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Согласно статье 3 Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ № 257-ФЗ) содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно статье 17 ФЗ № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 (ред. от 25.11.2014) утверждена Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии с утвержденной Классификацией, к работам по содержанию автомобильных дорог относятся, в том числе, покраска мачт освещения, краска перил, ограждений и столбов освещения, устранение повреждений освещения в части искусственных сооружений, а по элементам обустройства автомобильных дорог: поддержание в чистоте и порядке линий электроосвещения (включая автономные системы освещения) дорог, мостов, путепроводов, тоннелей, транспортных развязок, паромных переправ и других дорожных сооружений; обслуживание систем контроля и управления линиями электроосвещения; замена вышедших из строя ламп и светильников, проводов, кабелей, автоматических выключателей, трансформаторов и других элементов электроосвещения, техническое обслуживание трансформаторов, плата за расход электроэнергии на освещение, системы вентиляции, светофорные объекты, информационные щиты и указатели, метеостанции, видеосистемы, счетчики учета интенсивности движения и иные подобные объекты; проведение испытаний линий электроосвещения.

В прочие работы по содержанию, согласно п. 9 Классификации, входят: разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертиза проектов сметных расчетов стоимости работ по содержанию; охрана дорожных сооружений, обслуживание противопожарных систем в тоннелях, обслуживание систем сигнализации, видеонаблюдения; обслуживание на искусственных сооружениях систем вентиляции, принудительного водоотвода, освещения, подъемки и разводки пролетных строений, систем видеонаблюдения, инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности; обслуживание и содержание оборудования для маломобильных групп населения с ограниченными возможностями в подземных и надземных пешеходных переходах.

Согласно статье 22 ФЗ № 196-ФЗ деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

Приказом Министерства транспорта РФ от 17.03.2015 N 43 утверждены Правила подготовки проектов и схем организации дорожного движения. Согласно указанным Правилам в целях формирования комплексных решений по ОДД на территории одного или нескольких муниципальных образований либо их частей, имеющих общую границу, осуществляется разработка схем ОДД (комплексных схем ОДД), реализующих долгосрочные стратегические направления развития и совершенствования деятельности в сфере ОДД (далее - КСОДД). В целях проектной реализации КСОДД и (или) корректировки отдельных ее предложений, либо в качестве самостоятельного документа без предварительной разработки КСОДД разрабатываются проекты организации дорожного движения.

Данных о том, каким органом должны быть утверждены схемы организации дорожного движения, в данном Порядке не указано.

Из материалов дела усматривается, что автомобильная дорога <адрес> передана в собственность Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права и от ДД.ММ.ГГГГ и закреплена на праве оперативного управления за ФКУ Упрдор «Холмогоры», что подтверждается распоряжением Территориального Управления Росимущества в Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ и актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела следует и юридическим лицом не оспаривалось, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на участке автомобильной дороги общего пользования федерального значения <адрес> было установлены дорожные знаки 5.23.1 и 5.24.1, обозначающие начало и конец населенного пункта <адрес>.

В подтверждение виновности юридического лица в совершении правонарушения по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ в материалы дела представлены: рапорты гос.инсктора дор.надзора ОР ДПС ГИБДД УМВД России по Вологодской области А.М.С. от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на <адрес> выявлено нарушение положений п. 4.6.2.1. ГОСТ 33151-2014, р. 7 ГОСТ 33220-2015, п. 13 ОП ПДД, акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от ДД.ММ.ГГГГ. согласно которому в населенном пункте <адрес> отсутствует освещение, выкопировкой из проекта организации дорожного движения автомобильной дороги <адрес> по состоянию <данные изъяты>, согласно которому на <адрес> установлены знаки 5.23.1. и 5.24.1, который утвержден Росавтодор, выкопировки из публичной кадастровой карты Вологодской области на ДД.ММ.ГГГГ на земельные участки с кадастровыми номерами и , акт рабочей комиссии о готовности к приемке в эксплуатацию, законченной капитальным ремонтом автомобильной дороги <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, видеоматериал.

Согласно статьи 3 ФЗ № 257-ФЗ автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Участок автомобильной дороги общего пользования федерального значения <адрес> (вблизи деревни <адрес>), как сооружение, расположен на земельном участке с кадастровым номером , находящимся в собственности РФ и постоянном бессрочном пользовании ФКУ Упрдор «Холмогоры», что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: для размещения автомобильной дороги <адрес>.

Согласно схеме расположения земельного участка с кадастровым номером , формирующего полосу отвода автомобильной дороги на участке км <данные изъяты>, полоса отвода участка автомобильной дороги не проходит через населенный пункт <адрес><адрес>, который в свою очередь расположен в границах кадастрового квартала .

Указанное так же подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ относительно земельного участка с кадастровым номером , согласной которой указаны границы земельного участка с кадастровым номером , пересекающие иные участки, в перечень которых участки с кадастровыми номерами и не входят.

Согласно ответа Зам.главы Кубенского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, граница населенного пункта <адрес> <адрес>в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ не установлена.

Суд принимает во внимание, что указанный ответ не подтверждает, что автомобильная дорога общего пользования <адрес> не проходит по территории населенного пункта <адрес>, но и не позволяет суду сделать однозначный вывод об обратном.

Согласно Уставу ФКУ Упрдор «Холмогоры», утвержденному приказом Федерального дорожного агентства от ДД.ММ.ГГГГ, ФКУ Упрдор «Холмогоры» являющееся федеральным казенным учреждением, вправе утверждать в установленном порядке схемы организации дорожного движения и ограждения мест производства работ, а также мер по обеспечению безопасности дорожного движения (п. 3.3.56).

ДД.ММ.ГГГГФКУ Упрдор «Холмогоры» внесены изменения в проект организации дорожного движения на участке автомобильной дороги общего пользования федерального значения <адрес>, а именно: демонтированы дорожные знаки 5.23.1, 5.23.2 «Населенный пункт <адрес>», заменены маски знаков 6.10.1 «Указатель направлений», перенесены знаки 1.22 «Приближение к пешеходному переходу», установлен знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости 70», заменен знак 2.1 «Главная дорога» на знак 2.3.1 «Пересечение со второстепенной дорогой», установлен дорожный знак 8.24, 1.16, нанесены шумовые полосы.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Дорожное управление» письмами , уведомило ФКУ Упрдор «Холмогоры» о выполнении всех необходимых мероприятий, связанных с изменением организации дорожного движения на участке автомобильной дороги общего пользования федерального значения <адрес>.

Ссылки представителя административного органа на то, что участок автомобильной дороги общего пользования федерального значения <адрес> не соответствует ГОСТ на предмет отсутствие стационарного электроосвещения на нерегулируемом пешеходном переходе, а, следовательно, юридическим лицом нарушены указанные в протоколе требования ГОСТ судом не принимаются во внимание, так как в нарушении ст. 28.2 КоАП РФ указанное нарушение при составлении административного протокола не вменялось юридическому лицу.

В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Приказом Росстандарта от 23.07.2015 N 959-ст «О введении в действие межгосударственного стандарта» введено в действие с 1.12.2015 для добровольного применения в Российской Федерации в качестве национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 33151-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения" с правом досрочного применения. Пунктом 4.6.2.1 ГОСТ 33151-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения» определены случаи, когда обустройство искусственного освещения дороги является обязательным требованием обеспечения безопасности дорожного движения (на участках дорог, проходящих через населенные пункты; на пересечениях магистральных дорог между собой и с железными дорогами; на мостах, путепроводах, эстакадах длиной более 100 м на вновь строящихся дорогах и на существующих дорогах при наличии возможности подключения к электрическим распределительным сетям; в тоннелях и на подходах; на кольцевых пересечениях в одном уровне; на железнодорожных переездах в одном уровне; на подъездах к сооружениям и объектам дорожного и придорожного сервиса; на постах взимания платы за проезд на платных дорогах, где предусмотрена остановка транспортных средств; на пешеходных переходах по ГОСТ 32944; у постов транспортного и весогабаритного контроля, а так же случаи, носящие рекомендательный характер.

Раздел 7 ГОСТ 33220-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию» содержит обязательные для исполнения требования, к установленному (существующему) искусственному освещению.

Доводы представителя ФКУ Упрдор «Холмогоры» о том, что положения ГОСТ 52766-2007 применению не подлежат ввиду вступления в силу "ТР ТС 014/2011. Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог", при установлении наличия состава административного правонарушения по ч 1 ст. 12.34 КоАП РФ не подлежат оценке, поскольку основополагающим при наличии состава является отсутствие доказательств, что <адрес> проходит через населенный пункт <адрес>

Учитывая, что в материалах дела отсутствуют объективные данные, подтверждающие, что <адрес> проходит через населенный пункт <адрес>, в судебном заседании таких данных так же не установлено, в совокупности с исследованными в судебном заседании доказательствами, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях ФКУ Упрдор «Холмогоры» состава административного правонарушения по ч. 1 ст. 12.37 КоАП РФ.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в случае отсутствия состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 1.5, 24.5, 29.9-29.10 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л:

производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.12.34 КоАП РФ в отношении Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства» прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский районный суд в течение 10 дней с момента вручения копии постановления.

Судья (подпись)

Копия верна.

Судья О.М. Лутошкина