ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1211/13 от 24.07.2013 Находкинского городского суда (Приморский край)

Дело № 5-1211/13

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

24 июля 2013 года г. Находка Приморского края

ул. Школьная, 22

Судья Находкинского городского суда Приморского края Римский Я.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении должностного лица – директора филиала <.........> Краевого государственного унитарного предприятия <.........> ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <.........>, зарегистрированного по адресу <.........>, работающего КГУП <.........> филиал <.........> директором,

У С Т А Н О В И Л:

Находкинской транспортной прокуратурой по заданию Дальневосточной транспортной прокуратуры была проведена проверка КГУП <.........> на предмет соблюдения лицензионных требований и условий, установленных Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности, в ходе которой было установлено, что на территории Находкинского городского округа КГУП <.........> осуществляет перегрузку груза – мазута, прибывающего на железнодорожные станции Находка, Рыбники, Крабовая (Дальневосточная железная дорога – филиал ОАО «РЖД»). Перегрузка мазута осуществляется предприятием своими силами на переданных Находкинским городским округом на условиях договора аренды железнодорожных путях не общего пользования, также у предприятия имеются железнодорожные пути не общего пользования, переданные в хозяйственное ведение. Из прибывших на железнодорожную станцию Находка (и подаваемых па пути не общего пользования КГУП <.........>) вагонов-цистерн, перегрузка мазута осуществляется в ёмкости ТСУ-3 (котельная №), расположенного по адресу: <.........>. Из прибывших на Бархатинский парк железнодорожной станции Находка (и подаваемых на пути не общего пользования КГУП <.........>) вагонов-цистерн, перегрузка мазута осуществляется в ёмкости ТСУ-2 <.........>, расположенного но адресу: <.........>. Из прибывших на станцию Рыбники (и подаваемых на пути не общего пользования КГУП <.........>) вагонов-цистерн, перегрузка мазута осуществляется в ёмкости котельной №, расположенной по адресу: <.........>; в ёмкости котельной № <.........>, расположенной по адресу: <.........>. Из прибывших на станцию Крабовая (и подаваемых на пути не общего пользования КГУП <.........>) вагонов-цистерн, перегрузка мазута осуществляется в ёмкости котельной №, расположенной по адресу: <.........>.

Согласно ответу на требование Находкинской транспортной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ КГУП <.........> самостоятельно осуществляет выгрузку мазута из вагон-цистерн.

В ходе проверки установлено, что за период с сентября по декабрь КГУП <.........> при подаче с железнодорожной станции Находка произведена разгрузка 677 вагонов-цистерн с топочным мазутом, 23 вагона-цистерны с дистиллятом газового конденсата и 3 вагона-цистерны с грузом дизельного топлива.

Данные обстоятельства подтверждаются информацией, представленной в ходе проверки как КГУП <.........> (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №), так и железнодорожной станцией Находка Дальневосточной дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» (от ДД.ММ.ГГГГ №). Как следует из сведений, содержащихся в транспортных железнодорожных накладных, в адрес КГУП <.........> в период с ноября 2012 года по апрель 2013 года на железнодорожную станцию Находка прибывал (и впоследствии разгружался организацией) железнодорожный подвижной состав, гружённый топочным мазутом, дистиллятами газового конденсата, дизельным топливом.

В ходе проверки установлено, что КГУП <.........> какую-либо прибыль от осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте не получает. Выгружаемое сырьё в последующем используется для оказания услуг теплоснабжения населению, а осуществляя вышеуказанный лицензируемый вид деятельности без соответствующей лицензии, совершает длящееся правонарушение.

В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями ДД.ММ.ГГГГ заместителем Находкинского транспортного прокурора было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении должностного лица директора филиала <.........> КГУП <.........> ФИО1

Помощник Находкинского транспортного прокурора ФИО5 в судебном заседании, пояснил, что вина директора филиала <.........> КГУП <.........> в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ доказана полностью собранными по делу доказательствами.

Должностное лицо, привлекаемое к административной ответственности, ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении был извещён надлежащим образом.

Представитель ФИО1 - ФИО6 в судебном заседании с вменённым ФИО1 правонарушением не согласилась, суду пояснила, что в его действиях отсутствует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, так как КГУП <.........> осуществляет свою деятельность в целях удовлетворения общественных потребностей в теплоснабжении, водоснабжении и других коммунальных услугах жителей и иных потребителей на территории Приморского края, для этих целей осуществляет в том числе и эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов на основании бессрочной лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданной Дальневосточным управлением Ростехнадзора. В соответствии с лицензией эксплуатация взрывоопасных объектов включает в себя использование, хранение, транспортировку воспламеняющихся, окисляющих, горючих и взрывчатых веществ. Так как погрузо-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте является составной частью осуществляемой КГУП <.........> деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов и не является основной, полагает, что дополнительно КГУП <.........> иметь лицензию на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте не требуется. Кроме того, указала, что в соответствии с п. 1.3 Устава предприятия КГУП <.........> является коммерческой организацией, а в соответствии со ст. 50 ГК РФ основная цель коммерческой организации извлечение прибыли. Согласно п. 2.1 Устава предприятие создано для извлечения прибыли, для достижения данной цели оно осуществляет ряд видов деятельности, так же перечисленных в п. 2.1 Устава. Среди этих видов деятельности значится производство тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения, распределение её среди потребителей. Осуществление КГУП <.........> погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами связано с извлечением прибыли предприятием, в частности после разгрузки топочного мазута указанное сырьё поступает на котельные, где используется для выработки тепловой энергии, продажу которой осуществляет КГУП <.........> (путём подачи тепловой энергии гражданам на основании публичного договора энергоснабжения, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, а также государственным органам, органам местного самоуправления, учреждениям и другим потребителям на основании заключённых договоров теплоснабжения и государственных (муниципальных) контрактов). Оплата за оказанные услуги по теплоснабжению осуществляется исходя из объёма потребляемых услуг по тарифам, установленным департаментом по тарифам Приморского края для потребителей КГУП <.........>. При этом в составе тарифа учитываются расходы Предприятия на топливо на технологические цели (топливная составляющая в тарифе). Кроме того, решением Арбитражного суда Приморского края по делу № КГУП <.........> уже привлечено к ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности дизельного топлива в г. Арсеньев. Также постановлением Мирового судьи судебного участка № Первореченского района г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор КГУП <.........> ФИО7 был привлечён к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ за то, что КГУП <.........> без лицензии осуществляло погрузочно-разгрузочную деятельность на железнодорожном транспорте в отношении дизельного топлива, отнесённого к опасным грузам 4 класса опасности. Просила производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5. КоАП РФ прекратить.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что вина должностного лица директора филиала <.........> КГУП <.........> ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ нашла своё подтверждение в ходе судебного заседания.

В соответствии с ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) - влечёт наложение административного штрафа, в том числе на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трёх лет.

Согласно п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.01.2003 года «О железнодорожном транспорте в РФ» владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством РФ о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают в том числе безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; экологическую безопасность.

На основании абз. 3 ст. 2 Устава железнодорожного транспорта РФ опасным грузом является такой груз, который в силу присущих ему свойств при определённых условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.

В соответствии с Приложением № 1 к Правилам перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утверждённым приказом МПС РФ № 25от 18.06.2003 года, мазуты топочные (без ограничений по температуре вспышки) классифицируются как опасные грузы.

Кроме того, мазут топочный является опасным грузом, исходя из Приложения № 4 к Правилам безопасности и порядку ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам, утверждённых МЧС РФ 31.10.1996 года № 9/733/3-2, МПС Российской Федерации 25.11.1996 года № ЦМ-407.

В соответствии с аварийной карточкой № 906 на опасные грузы, перевозимые по железным дорогам СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, утверждённой Советом по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества протоколом № 48 от 30.05.2008 года, мазут с температурой вспышки более 100 С является опасным грузом.

Согласно аварийным карточкам № 315 и № 328 дизельное топливо и дистиллят газового конденсата также являются опасными грузами.

Вместе с тем, в ходе проведённой Находкинской транспортной прокуратурой проверки было установлено, что у КГУП «Примтеплоэнерго» отсутствует полученная в установленном порядке лицензия, предоставляющая право осуществлять погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

В соответствии с ч. 1, 3 ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока её действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Пунктом 27 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию в установленном данным законом порядке.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, из прибывших на железнодорожную станцию Находка (и подаваемых па пути не общего пользования КГУП <.........>) вагонов-цистерн перегрузка мазута осуществляется в ёмкости ТСУ-3 (котельная №), расположенного по адресу: <.........>; из прибывших на Бархатинский парк железнодорожной станции Находка и подаваемых на пути не общего пользования КГУП <.........>) вагонов-цистерн перегрузка мазута осуществляется в ёмкости ТСУ-2 <.........> расположенного но адресу: <.........>; из прибывших на станцию Рыбники (и подаваемых на пути не общего пользования КГУП <.........>) вагонов-цистерн перегрузка мазута осуществляется в ёмкости котельной №, расположенной по адресу: <.........>; в ёмкости котельной № <.........>, расположенной по адресу: <.........>; из прибывших на станцию Крабовая (и подаваемых на пути не общего пользования КГУП <.........>) вагонов-цистерн перегрузка мазута осуществляется в ёмкости котельной №, расположенной по адресу: <.........>.

Согласно сообщению главного инженера КГУП <.........> ФИО8 № от ДД.ММ.ГГГГ филиалы КГУП <.........> разгрузку вагонов с опасными грузами осуществляют собственными силами со сливом из вагонов в нулевые ёмкости с перекачиванием в резервуары хранения (склады ГСМ).

Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися по делу об административном правонарушении доказательствами, а именно сообщениями начальника железнодорожной станции Находка филиала ОАО «РЖД» ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ года, начальника Владивостокского центра организации работы железнодорожных станций № от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которым филиал <.........> КГУП <.........> является владельцем подъездных путей не общего пользования; списком накладных прибывшего груза, договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования КГУП <.........> и иными материалами, имеющимися в деле об административном правонарушении в отношении ФИО1

С доводами защитника о том, что осуществление КГУП <.........> погрузочно-разгрузочных операций с опасными грузами на железнодорожном транспорте связано с извлечением прибыли предприятия, согласиться нельзя, поскольку указанные доводы полностью опровергаются доказательствами по делу.

Согласно п. 2.1 Устава КГУП <.........> предприятие создано для удовлетворения общественных потребностей в теплоснабжении, водоснабжении и других коммунальных услугах жителей и иных потребителей Приморского края и получения прибыли для целей строительства, реконструкции и обновления основных фондов, внедрения, освоения новой техники и технологий, мероприятий по охране труда, окружающей природной среды, проведения научно-изыскательских, опытно-конструкторских работ, материального стимулирования, повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки рабочих, служащих в УПЦ КГУП <.........>.

При указанных обстоятельствах суд считает, что выгружаемое топливо является сырьём (расходным материалом), которое необходимо для деятельности предприятия и используется для достижения указанных целей. При этом доказательств того, что оно реализуется (используется) для получения дополнительной самостоятельной прибыли защитником не предоставлено и в материалах дела не имеется.

При назначении наказания суд учитывает, что смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств по делу не установлено.

Оценив, представленные доказательства в совокупности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, суд приходит к выводу о наличии в действиях должностного лица директора филиала <.........> КГУП <.........> ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, и считает необходимым, учитывая отсутствие обстоятельств, смягчающих либо отягчающих ответственность, назначить ему административное наказание в виде административного штрафа.

Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Должностное лицо – директора филиала <.........> Краевого государственного унитарного предприятия <.........> ФИО1 признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере –30 000 руб.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу по следующим реквизитам платёжного поручения администратора доходов бюджетной системы РФ:

УФК по Хабаровскому краю, (Дальневосточная транспортная прокуратура, лицевой счёт 04221859170), расчётный счёт 40101810300000010001, ИНН 2722064511, КПП 272201001, БИК 040813001, ОКАТО 08401000000, ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю; КБК: 415 116 90010 01 6000 140.

Постановление может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления, через Находкинский городской суд.

Судья                            Я.А. Римский