ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1213/2022 от 11.08.2022 Табасаранского районного суда (Республика Дагестан)

Дело

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

11 августа 2022 г. <адрес>

Судья Табасаранского районного суда Республики Дагестан Шихгереев Г.И., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении ГКУ Республики Дагестан «Управление автомобильных дорог Республики Дагестан» по протоколу об административном правонарушении главного государственного инспектора Кавказского управления Ростехнадзора по ст. 11.20.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Главным государственным инспектором Кавказского управления Ростехнадзора в отношении ГКУ Республики Дагестан «Управление автомобильных дорог Республики Дагестан» составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №ПР-410-15-0-ПН-А/1.6/2/2 по ст. 11.20.1 КоАП РФ, которое передано для рассмотрения в Табасаранский районный суд определением от ДД.ММ.ГГГГ

Из данного протокола следует, что при проведении мероприятия по контролю (надзору) на объекте общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Махачкала» (далее- ООО «Газпром трансгаз Махачкала») Дербентское ЛПУМГ, на основании приказа руководителя Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее- Управление) ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № ПР-410-15-0 и графика мероприятий по контролю в отношении объекта повышенной опасности, были обнаружены незаконные (проведенные без разрешения) строительные работы в охранной зоне газопровода отвода высокого давления «Ново-Лидже» (далее ГО «Ново-Лидже»), расположенном по адресу : <адрес>, принадлежащем (находящимся в эксплуатации) ООО «Газпром трансгаз Махачкала» выявлены нарушения обязательных норм и правил, обнаруженные ДД.ММ.ГГГГг. в 11 часов 30 минут, совершенные с ДД.ММ.ГГГГ в области: нарушение запретов либо несоблюдение порядка выполнения работ в охранных зонах магистральных трубопроводов, а именно: Государственное казенное учреждение Республики Дагестан «Управление автомобильных дорог Республики Дагестан» (далее - ГКУ «Дагавтодор») являясь заказчиком строительных работ в рамках «Капитального ремонта на автомобильной дороги «Мамедкала-Хучни» на участке км 16 - км 20км» (далее-«Капремонт а/д «Мамедкала-Хучни»»), не осуществляя должным образом работу заказчика с момента начала проектирования «Капремонт а/д «Мамедкала -Хучни»» по настоящий период самого строительства. Своим действиями (бездействием), допустило производство работ в охранных зонах магистрального газопровода отвода «Ново-Лидже» на 19,5 км, 20 км и 21,5 км, а именно в охранных зонах магистрального газопровода отвода проводились (проводятся) земляные работы, засыпка отсыпка, планировка грунта глубиною более 0,3 м, складируются стройматериалы, погрузка разгрузка, уплотнение щебня, построены водоотводные каналы, без получения разрешения (согласования) на производство работ с эксплуатирующей магистральный газопровод организацией ООО «Газпром трансгаз Махачкала», что создаёт угрозу безопасности для самого опасного производственного объекта так и для лиц непосредственно осуществлявших вышеуказанные работы, тем самым нарушая ст. 11.20.1 Федерального закона "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от ДД.ММ.ГГГГ; ст.3 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от ДД.ММ.ГГГГ; ст. 28; 30; 32 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ; п.8 ст.90 Федерального закона "Земельный кодекс Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ; п.4, п.8, п.14, п.18, п.32 Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил охраны магистральных газопроводов...» от ДД.ММ.ГГГГ;

Изучением представленных материалов выяснилось, что на протяжении длительного времени (с июля 2021 года) ГКУ «Дагестанавтодор» как заказчик строительных работ (заинтересованное лицо) в рамках «Капитального ремонта на автомобильной дороги «Мамедкала - Хучни» на участке км 16 - км 20км» (далее - «Капремонт а/д «Мамедкала - Хучни»»), игнорируют все обращения представителей ООО «Газпром трансгаз Махачкала» о нарушениях охранных зон ГО «Ново-Лидже» (письмо ООО «Газпром трансгаз Махачкала» «О реконструкции автомобильной дороги» от ДД.ММ.ГГГГР-1Ш-900), и не предпринимаются меры по недопущению вышеуказанных нарушений. Более того, в своем письме от ДД.ММ.ГГГГ.2-1228/22, ГКУ «Дагестанавтодор», ссылаясь на п. 2 ст. 19 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», а именно прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полосы отвода автомобильной дороги осуществляются владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет на основании договора, заключаемого владельцами таких инженерных коммуникаций с владельцем автомобильной дороги, и разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с ГрК РФ и настоящим Федеральным законом (в случае, если для прокладки, переноса или переустройства таких инженерных коммуникаций требуется выдача разрешения на строительство). В указанном договоре должны быть предусмотрены технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению владельцами таких инженерных коммуникаций при их прокладке, переносе, переустройстве, эксплуатации. Учитывая вышеизложенное ГКУ «Дагестанавтодор» требует демонтировать газопровод.

Согласно свидетельству «О государственной регистрации права» от ДД.ММ.ГГГГ серии 05-АА на ГО и ГРС «Ново-Лидже», «Решения исполнительного комитета <адрес> Совета Народных депутатов Дагестанской АССР» от 13.04.1989г. «О проектировании и строительстве газопровода-отвода, газораспределительной станции и дома операторов в <адрес>», «Акт выбора трасс газопровода-отвода, ГРС, дома операторов и линий технологической связи к потребителям <адрес>» от сентября 1989 года № б/н, ГО и ГРС «Ново-Лидже» были введены в эксплуатацию в 1996 году, а трасса ГО «Ново-Лидже» была выбрана и утверждена местными органами власти в 1989 году. Так как ГКУ «Дагестанавтодор» не представило документ о праве собственности на а/д «Мамедкала - Хучни», выяснить с какого момента времени ГКУ «Дагестанавтодор» в это право собственности вступило, не представляется возможным. ООО «Газпром трансгаз Махачкала» не представил писем (обращений) от ГКУ «Дагестанавтодор» о заключении договора с владельцем автомобильной дороги. Из чего делаем вывод, на момент начала проектирования объекта «Капремонт а/д «Мамедкала -Хучни»» заказчик ГКУ «Дагестанавтодор» при проведении инженерных изысканий допустил преступную халатность, не проследил за тем, чтобы в проект были внесены пересечения газопровода отвода «Ново-Лидже» на 19 км и на 20 км и 21,5 км с а/д «Мамедкала - Хучни». Получив положительное заключение экспертизы ГКУ «Дагестанавтодор» заключил договор строительного подряда с ООО «Фериде». Дойдя до охранных зон ГО «Ново-Лидже», заказчик не приостановил выполнение работ, нарушая требования ч. 3.8 ст. 49 ст. 52 ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, для получения технического условия на пересечения с ГО «Ново-Лидже» у эксплуатирующей организации (ООО «Газпром трансгаз Махачкала»), а так же внесения изменений в проект касательно пересечения газопровода отвода «Ново-Лидже» на 19 км и на 20 км и 21,5 км с а/д «Мамедкала - Хучни», данные изменения, ГКУ «Дагестанавтодор», должен был отправить в Главгосэкспертизу (т.к. ГО «Ново-Лидже» относится к опасным производственным объектам 1-го класса) и получив положительное заключение Главгосэкспертизы, направить проект (с внесенными изменениями) и положительным заключением Главгосэкспертизы в эксплуатирующую организацию (ООО «Газпром трансгаз Махачкала»), для получения разрешения на производство работ в охранных зонах.

После вынесения Представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан общественной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ, работы в охранных зонах магистрального газопровода отвода «Ново-Лидже» на 19 км, 20 км и 21,5 км приостанавливаются, и в своём письме от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Фериде» (подрядчик строительных работ в рамках «Капремонт а/д «Мамедкала -Хучни»»), в лице ген. директора ФИО3, обращается к ООО «Газпром трансгаз Махачкала» для получения разрешения на производство работ в охранных зонах магистрального газопровода отвода «Ново-Лидже» на 19 км и на 20 км и 21,5 км, но получив мотивированный отказ, работы в охранных зонах магистрального газопровода отвода «Ново-Лидже» продолжаются. Тем самым нарушая требования ст. 11.20.1 Федерального закона "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от ДД.ММ.ГГГГ; ст.3 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от ДД.ММ.ГГГГ; ст. 28, 30, 32 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ; п.8 ст.90 Федерального закона "Земельный кодекс Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ; п.4, п.8, п. 14, п.18, п.32 Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил охраны магистральных газопроводов...» от ДД.ММ.ГГГГ; ч. 3.8 ст. 49 ст. 52 ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

ГКУ «Дагестанавтодор» не обеспечил явку своего представителя на судебное заседание с соответствующими полномочиями, представив возражения, в которых просит производство по делу прекратить, на основании следующего.

Согласно постановлению от ДД.ММ.ГГГГг. администрации <адрес>, земли под ранее существующими автомобильными дорогами были переданы РУАД в <адрес>.

На основании данного постановления 18.08.2003г. было получено Свидетельство серия 05-РД , о регистрации права собственности на данный земельный участок. Таким образом в 2003г. было зарегистрировано право собственности под земельным участком по которому проходит автомобильная дорога «Мамедкала - Хучни».

Согласно ст. 19 ФЗ от 08.11.2007г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» (далее - ФЗ ), прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полосы отвода автомобильной дороги осуществляются владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет на основании договора, заключаемого владельцами таких инженерных коммуникаций с владельцем автомобильной дороги, и разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (в случае, если для прокладки, переноса или переустройства таких инженерных коммуникаций требуется выдача разрешения на строительство). В указанном договоре должны быть предусмотрены технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению владельцами таких инженерных коммуникаций при их прокладке, переносе, переустройстве, эксплуатации.

Прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах придорожных полос автомобильной дороги осуществляются владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги и на основании разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (в случае, если для прокладки, переноса или переустройства таких инженерных коммуникаций требуется выдача разрешения на строительство). Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению владельцами таких инженерных коммуникаций при их прокладке, переустройстве, переносе, эксплуатации (далее в настоящей статье - технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению).

Таким образом, ООО «Газпром трансгаз Махачкала», разместив газопровод высокого давления под асфальтобетонным покрытием а/д нарушило ФЗ . Более того как следует из материалов дела Свидетельство о государственной регистрации права собственности на газопровод «Ново-Лидже» было получено 24.11.2006г. то есть на три года позже регистрации права собственности на земельный участок под ранее существующими автомобильными дорогами. Таким образом газопровод размещен в полосе отвода автомобильной дороги «Мамедкала - Хучни». Из чего следует, что при проведении работ в полосе отвода автомобильной дороги перенос инженерных коммуникаций должен выполняться за счет собственника данных коммуникаций.

Согласно уставу Учреждения, основным видом деятельности Учреждения является исполнение функций государственного заказчика в соответствии с действующим законодательством на выполнение работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.

Во исполнение данной функции Учреждением с ООО НТЦ «Перспектива» был заключен государственный контракт -ПИР/Р от 07.10.2019г. (Госконтракт) на разработку проектно-сметной документации по объекту «капитальный ремонт автомобильной дороги Мамедкала - Хучни на участке км 16 - км 28».

Согласно данного госконтракта подрядчик принимает на себя обязательства по осуществлению и оплате сбора исходных данных, технических условий, необходимых согласований, экспертных заключений.

Таким образом, сбор всех исходных данных, в том числе и технических условий, ложится на подрядную организацию. Из чего следует, что вина в не получении необходимых технических условий и согласований, лежит на подрядной организации, то есть, ООО НТЦ «Перспектива».

Изучив материалы настоящего дела об административном правонарушении, прихожу к выводу о прекращении производства по нему за отсутствием в действиях ГКУ «Дагестанавтодор» состава административного правонарушения, предусмотренного ст.11.20.1 КоАП РФ.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Ш. в отношении Государственного казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог Республики Дагестан» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 11.20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Как следует из протокола об административном правонарушении, с июля 2021 на участке км 19, 20 и 21 газопровода отвода "Ново-Лидже»", в охранной зоне газопровода высокого давления без соответствующего разрешения (согласования) с предприятием трубопроводного транспорта - ООО "Газпром трансгаз Махачкала" проведены и проводятся ремонтные работы участка автомобильной дороги «Мамедкала-Хучни», заказчиком которого является ГКУ "Управление федеральных автомобильных дорог Республики Дагестан".

В соответствии со статьей 11.20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение в охранных зонах магистральных трубопроводов действий, запрещенных законодательством Российской Федерации, либо выполнение в охранных зонах магистральных трубопроводов работ без соответствующего разрешения предприятия трубопроводного транспорта или без его уведомления, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от пятисот тысяч до восьмисот тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот тысяч до восьмисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до двух миллионов пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 11.20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в совершении в охранных зонах магистральных трубопроводов действий, запрещенных законодательством Российской Федерации, либо выполнение в охранных зонах магистральных трубопроводов работ без соответствующего разрешения предприятия трубопроводного транспорта или без его уведомления.

Между тем материалы дела не содержат доказательств того, что ГКУ «Дагестанавтодор» непосредственно само выполняло и выполняет работы в охранной зоне газопровода высокого давления без соответствующего разрешения (согласования) с предприятием трубопроводного транспорта - ООО "Газпром трансгаз Махачкала". Как усматривается из материалов дела, согласно государственному контракту на выполнение дорожных работ от ДД.ММ.ГГГГ-КАПР, заключенному между ГКУ «Дагестанавтодор» и ООО «Фериде», работы по ремонту на указанном выше объекте выполнялись и выполняются названным Обществом, в качестве подрядной организации, а ГКУ «Дагестанавтодор» является заказчиком и работы по данному контракту на указанном участке дороги не выполняло.

В связи с этим в действиях ГКУ «Дагестанавтодор» не усматривается и объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 11.20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст.23.1, ч.1 ст.29.9, ст. 29.10 КоАП РФ

постановил:

Производство по делу об административном правонарушении по ст. 11.20.1 КоАП РФ в отношении ГКУ Республики Дагестан «Управление автомобильных дорог Республики Дагестан» на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.

Жалоба на постановление может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Верховный Суд Республики Дагестан через Табасаранский районный суд.

Судья Г.И.Шихгереев