ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1214/2023 от 13.10.2023 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)

Дело №5-1214/2023

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

13 октября 2023 года город Элиста

Судья Элистинского городского суда Республики Калмыкия Лиджаева Д.Х., при секретаре Тюрбеевой С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (далее по тексту - Министерство),

установил:

18 сентября 2023 года начальником отдела общепромышленного и государственного энергетического надзора по Республике Калмыкия Нижне-Волжского управления Ростехнадзора ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия.

В судебном заседании представители Нижне-Волжского управления Ростехнадзора ФИО2, ФИО3, ФИО4 просили привлечь Министерство к административной ответственности, вопрос о виде наказания оставили на усмотрение суда.

Представители Министерства ФИО5, ФИО6 вину в совершении административного правонарушения признали, приведя доводы письменного объяснения, в частности, проведение министерством поэтапных мероприятий по организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, мероприятий для дальнейшей реконструкции объекта: закупок в форме электронных аукционов на выполнение работ по проведению инженерно-геологических изысканий (цена госконтракта 550666,67 руб.), топографической съемке (цена госконтракта 182500 руб.), разработке проектно-сметной документации «Реконструкция объекта «Газоснабжение» (стоимость работ 594330 руб.), т.е. принятие министерством необходимых действий, направленных на получение лицензии на эксплуатацию опасного производственного объекта «Сеть газопотребления АТО «Город шахмат» III класса опасности, учитывая, что ранее Министерство к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ не привлекалось, является органом исполнительной власти, расходы на поддержание опасного объекта полностью финансируются за счет республиканского бюджета, просили назначить наказание в виде предупреждения.

Выслушав участников процесса, исследовав и оценив представленные материалы в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснения обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершения административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Установление виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.

Частью 1 ст. 19.20 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 года № 1661 утверждено Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (далее - Положение о лицензировании опасных производственных объектов).

Согласно пункту 2 Положения о лицензировании опасных производственных объектов лицензируемый вид деятельности включает в себя выполнение на Объектах работ, перечисленных в Приложении к Положению. Таким образом, наличие лицензии необходимо при одновременном соблюдении следующих условий: наличие у организации или индивидуального предпринимателя взрывопожароопасного или химически опасного производственного объекта I, II и III классов опасности производственного объекта; выполнение на данном объекте определенных видов работ.

Как усматривается из материалов дела, на основании решения Нижне-Волжского управления Ростехнадзора от 31 августа 2023 года №Р262-23 в период с 05 по 08 сентября 2023 года в отношении Министерства была проведена внеплановая выездная проверка, в том числе в целях осуществления контроля и надзора за соблюдением требований в области промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах Министерства. По результатам выездной проверки согласно акту №262-23 от 08 сентября 2023 года установлено отсутствие лицензии на деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности. Таким образом, юридическое лицо Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия нарушило требования п. 12 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

18 сентября 2023 года по данному факту начальником отдела общепромышленного и государственного энергетического надзора по Республике Калмыкия Нижне-Волжского управления Ростехнадзора ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.

Лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ)).

Объектом правонарушения по ст. 19.20 КоАП РФ являются общественные отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

Объективная сторона административных правонарушений по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ выражается в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

По смыслу данной нормы ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ направлена на защиту граждан при осуществлении некоторых видов деятельности. Объектом посягательства правонарушения, предусмотренного данной статьей, является порядок государственного управления, а объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении лицензируемого вида деятельности при отсутствии лицензии. При квалификации данного правонарушения следует учитывать, что в ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ речь идет о видах деятельности, не носящих коммерческого характера.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Министерством осуществляется деятельность, не связанная с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно.

Факт совершения Министерством указанного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: копией решения о проведении внеплановой выездной проверки №Р262-23 от 31 августа 2023 года, копией акта внеплановой выездной проверки №262-23 от 08 сентября 2023 года, копией протокола осмотра территории, помещений (отсеков), производственных и иных объектов, продукции (товаров) от 05 сентября 2023 года, копией предписания №П-262-33 от 08 сентября 2023 года, уведомлением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, протоколом об административном правонарушении №17-042/ПБ от 18 сентября 2023 года, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

На основании исследованных доказательств, прихожу к выводу о том, что действия Министерства содержат состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ.

При назначении наказания суд учитывает характер совершенного правонарушения, имущественное положение виновного юридического лица.

Признание представителем Министерства вины является обстоятельством, смягчающим его наказание. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.

Разрешая вопрос о виде наказания, суд приходит к выводу о наличии оснований для назначения альтернативного наказания, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, для юридических лиц в виде предупреждения.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, предусмотренными ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание назначается за совершение административного правонарушения в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим КоАП РФ.

Согласно ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Ранее Министерство к административной ответственности не привлекалось, в деле отсутствуют сведения о том, что указанное правонарушение причинило вред жизни и здоровью людей, нанесло имущественный ущерб физическим и юридическим лицам, государству и его органам, что подтверждено в судебном заседании представителями Ростехнадзора. В настоящее время Министерством принимаются конкретные мероприятия по устранению допущенного нарушения, требующие значительные временные и финансовые затраты.

Учитывая предусмотренные ст. 3.1 КоАП РФ цели административного наказания, признание привлекаемым лицом своей вины, характер совершенного административного правонарушения, не повлекший каких-либо негативных последствий, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, в целях обеспечения баланса конституционно значимых ценностей и в интересах субъектов права, суд полагает возможным назначить Министерству наказание в виде предупреждения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

постановил:

Признать Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, ИНН/КПП <***>/081601001, ОГРН <***>, расположенное по адресу: Республика Калмыкия, г.Элиста, АТО «Город Шахмат», котт.8.3, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Калмыкия через Элистинский городской суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Судья Д.Х. Лиджаева

Мотивированное постановление суда составлено 16 октября 2023 года