ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-121/20 от 20.10.2020 Шушенского районного суда (Красноярский край)

Дело №5-121/2020

УИД: 24RS0059-01-2020-001079-86

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

п.Шушенское 20 октября 2020 года

Судья Шушенского районного суда Красноярского края Кононов С.С., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 КоАП РФ в отношении:

юридического лица ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник» «Саяно-Шушенский», ИНН 2442003587, ОГРН 1022401135041, юридический адрес: Красноярский край, Шушенский район, п.Шушенское, ул.Заповедная, 7

УСТАНОВИЛ:

Согласно постановлению Абаканского транспортного прокурора старшего советника юстиции Роженко А.С. от 18 сентября 2020 года о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Саяно-Шушенский» (в постановлении указано ФГУП «Государственный природный биосферный заповедник «Саяно-Шушенский») на систематической основе с использованием теплохода «Амыл» осуществляется перевозка пассажиров (работников ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Саяно-Шушенский» и иных лиц) по внутренним водным путям Саянского водохранилища.

Например, 04.09.2020 ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Саяно-Шушенский» с использованием маломерного судна – теплохода «Амыл» с регистровым номером осуществлена перевозка пассажиров по маршруту: залив «Джойская сосновка» - кордон «Голая» - кордон «Керема» - кордон «Кургол» - кордон «Шугур», расположенному по адресу: Красноярский край, Шушенский район, Саяно-Шушенское водохранилище, при этом, вопреки требованиям закона лицензия на перевозку пассажиров внутренним водным транспортом у ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Саяно-Шушенский» отсутствует.

Защитник ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Саяно-Шушенский» - адвокат Зайцев Д.В. в судебном заседании вину юридического лица во вмененном административном правонарушении не признал, пояснил, что 04.09.2020 на прогулочном судне осуществлялась перевозка государственных инспекторов по охране ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Саяно-Шушенский», которые пассажирами не являлись, в связи с чем, для их перевозки не требуется получение лицензии. Данное обстоятельство подтверждается также официальным ответом Ространснадзора. Перевозка иных лиц, кроме работников учреждения, а также дата и место перевозки материалами дела не установлена. Кроме того, при вынесении прокуратурой постановления о возбуждении дела об административном правонарушении были допущены процессуальные нарушения: не указана часть ст.19.20 КоАП РФ в уведомлении о составлении указанного постановления, постановление вынесено в отношении иного лица – ФГУП, регистровый номер судна указан неверно. Просил производство по делу прекратить за отсутствием состава правонарушения.

Выслушав защитника юридического лица, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Статьей 1.5 КоАП РФ закреплено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает наличие законных оснований для применения административного наказания, и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях в то числе являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Таким образом, для привлечения к административной ответственности, необходимо наличие события административного правонарушения, и наличия всех признаков состава административного правонарушения, вмененного лицу, отсутствие хотя бы одного из признаков состава в действиях (бездействии) последнего, исключает возможность привлечения его к административной ответственности.

Частью 1 ст.19.20 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

В силу предписаний, содержащихся в п.20 части 1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом пассажиров.

Согласно пункту 3 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 N 193 "О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте", деятельность по перевозкам пассажиров включает следующие работы: перевозки внутренним водным транспортом пассажиров, в том числе с использованием маломерных судов.

Из основных понятий, закрепленных в ст.3 КВВТ РФ следует, что пассажиром является физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования судна (абз.13).

В этой же статье определено понятие специального персонала - лиц, находящихся на борту судна и не являющихся пассажирами судна или членами экипажа судна (абз.26).

Лица, относящиеся к числу специального персонала судна, перечислены в ст.6.1 КВВТ РФ. К ним относятся:

1) должностные лица в связи с исполнением ими служебных обязанностей в пределах своих должностных полномочий в сфере пограничного, таможенного, санитарного, портового, транспортного и иного государственного контроля или надзора;

2) лица, участвующие в работах по поиску, разведке и добыче полезных ископаемых, в проведении строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, в спасательной операции, мероприятиях по охране водных объектов, подъему затонувшего имущества, в расследовании транспортных происшествий, научных исследованиях, лоцманской и ледокольной проводке;

3) лица, перевозимые на другие суда в целях смены экипажей этих судов.

Таким образом, КВВТ РФ разграничивает понятия «пассажир» и «специальный персонал судна».

Отличительной особенностью пассажиров, является наличие заключенного с ними водным перевозчиком договора перевозки, которая в соответствии со ст.95 ККВТ РФ осуществляется в соответствии с правилами оказания услуг и правилами перевозок пассажиров.

Статьей 786 ГК РФ установлено, что по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами, кодексами и иными законами.

Аналогичные положения закреплены в Правилах оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.02.2003 N 72, и Правилах перевозок пассажиров и их багажа на внутреннем водном транспорте, утв. Приказом Минтранса России от 05.05.2012 N 140.

Таким образом, из приведенных нормативных актов следует, что перевозка организациями своих работников на принадлежащем им водном транспорте в целях, связанных с исполнения последними своих трудовых функций либо в целях отдыха на безвозмездной основе, не относится к числу пассажирских перевозок, и, следовательно, не подлежит лицензированию.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении установлено, что 04.09.2020 в ходе проведения Абаканской транспортной прокуратурой проверки исполнения ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Саяно-Шушенский» законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности на внутреннем водном транспорте, установлено, что в указанный день юридическое лицо на принадлежащем ему прогулочном судне «Амыл» осуществляло перевозку 11 сотрудников ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Саяно-Шушенский» по внутренним водным путям Саянского водохранилища с целью доставки последних к месту работы, без взимания платы за проезд. Также на борту судна находились два члена экипажа.

Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями государственного инспектора охраны окружающей среды ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Саяно-Шушенский» М., капитана прогулочного катера «Амыл» И., старшего инспектора отдела охраны ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Саяно-Шушенский» С.

При этом, вопреки выводам, указанным в постановлении Абаканского транспортного прокурора, осуществляемая 04.09.2020 юридическим лицом перевозка своих работников, к числу пассажирских перевозок не относилась, материалы дела об административном правонарушении доказательств обратного не содержат, в частности список перевозимых водным транспортом пассажиров, расписание перевозок, их стоимость.

Из объяснения директора ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Саяно-Шушенский» Киселева Г.В. следует, что учреждение на принадлежащем ему на праве оперативного управления теплоходе «Амыл» осуществляет прогулки с целью отдыха как своих сотрудников, так и сторонних лиц по внутренним водным путям Саяно-Шушенского водохранилища. В период с 01.09.2020 по 04.09.2020 осуществлялась прогулка сотрудников учреждения. Также проводятся экскурсии без коммерческих целей.

В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Саяно-Шушенский», содержится вывод должностного лица прокуратуры о систематическом осуществлении юридическим лицом перевозок внутренним водным транспортным иных лиц помимо работников заповедника, пассажиров, в отсутствие лицензии на осуществление данной деятельности.

Однако, содержание данного постановления в указанной части наряду со сведениями, содержащимися в вышеуказанном объяснении руководителя учреждения об осуществлении с целью отдыха перевозки водным транспортом сторонних лиц, не позволяют сделать вывод о том, что событие вмененного административного правонарушения в данной части является установленным, поскольку вопреки требованиям ст.26.1 КоАП РФ, время и место осуществления перевозки пассажиров водным транспортом заповедника не указаны, доказательствами, имеющимися в деле, не подтверждаются, являются в изложенном виде предположениями, в связи с чем, подлежат толкованию в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности.

Установленный же 04 сентября 2020 года факт перевозки работников ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Саяно-Шушенский» не является перевозкой пассажиров, определяемой вышеизложенными нормативными актами, в связи с чем, не требовал наличия у юридического лица соответствующей лицензии.

Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в деянии ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Саяно-Шушенский» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ по факту осуществления 04 сентября 2020 года юридическим лицом своих сотрудников с использованием внутреннего водного транспорта.

Согласно п. 2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 29.9-29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 КоАП РФ в отношении ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник» «Саяно-Шушенский» прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в течение десяти дней со дня получения его копии в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда.

Судья С.С.Кононов