Дело №5-121/2020
64RS0046-01-2018-001708-22
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
21 мая 2020 года город Саратов
Судья Ленинского районного суда г. Саратова Корогодин О.А., при секретаре Лашко И.А., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 3 статьей 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении областного государственного учреждения «Саратовский аптечный склад» (далее – ОГУ «Саратовский аптечный склад»), ИНН <***>, КПП 645301001, ОГРН <***>, адрес места нахождения: 410062, <...> здание 8, помещение 2,
установил:
ОГУ «Саратовский аптечный склад» по адресу: <...> здание 8, помещение 1, помещение 2, помещение 3, осуществляет фармацевтическую деятельность, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией, которая обязательна, а именно: в нарушение п.25 Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Минздрава России от 31.08.2016 № 646н и п.6, п.16 Правил хранения лекарственных средств, утвержденных приказом Минздрава России от 23.08.2010 № 706н, отделка комнат, в которых на момент проверки осуществляется хранение лекарственных препаратов, расположенных на 2 этаже (в помещении №2), согласно поэтажному плану строения МУП «БТИ» г. Саратов от 04.03.2013, имеющих номера № 38, №39 (фактически присвоен внутренний номер № 24 (38 и 39), не допускает возможности проведения влажной уборки и не исключает накопление пыли, поскольку полы имеют сколы, не внутренней поверхности стен и потолков имеется отслоившаяся краска, помещение требует ремонта; в нарушение п.22 Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Минздрава России от 31.08.2016 № 646н, не проведено температурное картирование комнат, в которых на момент проверки осуществляется хранение лекарственных препаратов, расположенных на 3 этаже (в помещении №3), согласно поэтажному плану строения МУП «БТИ» г. Саратов от 04.03.2013, имеющих номера № 13 и № 14 (фактически присвоены внутренние номера № 307 (13) и 308 (14)); в нарушение п. 52 Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Минздрава России от 31.08.2016 № 646н и п.24, п.26 Правил хранения лекарственных средств, утвержденных приказом Минздрава России от 23.08.2010 № 706н, не соблюдаются требования к хранению лекарственных препаратов, требующих хранения в защищенном от света месте в комнатах, где на момент проверки осуществляется хранение лекарственных препаратов, расположенных на 3 этаже (в помещение №3), согласно поэтажному плану строения МУП «БТИ» г. Саратов от 04.03.2013, имеющих номера № 3, № 13, № 14 и № 18 (фактически присвоены внутренние номера № 303 (3), № 307 (13), 308 (14), № 312 (18)), на окнах отсутствуют жалюзи, на лекарственные препараты, требующие хранения в защищенном от света месте (Диабеталонг 60 мг. № 30 производства ОАО «Синтез», Глибенкламид 1,75 №30 производства ООО «Озон», Индапамид 25мг. №30 производства ООО «Озон»), попадают прямые солнечные лучи.
Указанные нарушения являются нарушениями пп. «а», «в», «з» п. 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081, выявлены 10 марта 2020 года в ходе плановой выездной проверки территориального органа Росздравнадзора по Саратовской области.
12.03.2020 по данному факту главным специалистом-экспертом отдела мониторинга и контроля обращения лекарственных средств и изделий медицинского назначения территориального органа Росздравнадзора по Саратовской области ФИО1 в отношении ОГУ «Саратовский аптечный склад» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ.
Представленные суду доказательства позволяют сделать вывод о виновности ОГУ «Саратовский аптечный склад» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, то есть осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), для юридических лиц в виде административного штрафа от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к указанной статье, понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно пункту 47 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности установлен Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081 (ред. от 21.02.2020) "О лицензировании фармацевтической деятельности".
Согласно п. 6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 года N 1081, (далее - Положение о лицензировании) осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом одного из требований, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения.
В соответствии с пп. «а», «в», «з» п. 5 Положения о лицензировании лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать следующим лицензионным требованиям:
а) наличие помещений и оборудования, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения работ (услуг), которые составляют фармацевтическую деятельность, соответствующих установленным требованиям (за исключением медицинских организаций и обособленных подразделений медицинских организаций);
в) соблюдение лицензиатом, осуществляющим оптовую торговлю лекарственными средствами: правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения
з) соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение лекарственных средств для медицинского применения, - Правил хранения лекарственных средств для медицинского применения.
Как следует из материалов дела, ОГУ «Саратовский аптечный склад» осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии от 01 сентября 2014 г. N ФС-99-02-004117, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения по адресу: <...> здание 8, помещение 1, помещение 2, помещение 3, лицензируемый вид деятельности: хранение лекарственных средств для медицинского применения; оптовая реализация лекарственных средств для медицинского применения, перевозка лекарственных средств для медицинского применения.
10 марта 2020 года должностными лицами Территориального органа Росздравнадзора по Саратовской области на основании приказа руководителя Федеральной службы Росздравнадзора от 14 февраля 2020 г. N 1065 в отношении ОГУ «Саратовский аптечный склад» по адресу осуществления фармацевтической деятельности проведена плановая выездная проверка по лицензионному контролю фармацевтической деятельности указанного учреждения
В рамках проверки выявлены грубые нарушения лицензионных требований, установленных Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, которые зафиксированы в акте проверки от 10 марта 2020 года.
12 марта 2020 г. главным специалистом-экспертом отдела мониторинга и контроля обращения лекарственных средств и изделий медицинского назначения территориального органа Росздравнадзора по Саратовской области ФИО1 в отношении ОГУ «Саратовский аптечный склад» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно данному протоколу 12 марта 2020 г. установлено, что учреждением допускается грубые нарушения лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату при осуществлении им фармацевтической деятельности, установленных Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, а именно:
- в нарушение п.25 Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Минздрава России от 31.08.2016 № 646н и п.6, п.16 Правил хранения лекарственных средств, утвержденных приказом Минздрава России от 23.08.2010 № 706н, отделка комнат, в которых на момент проверки осуществляется хранение лекарственных препаратов, расположенных на 2 этаже (в помещении №2), согласно поэтажному плану строения МУП «БТИ» г. Саратов от 04.03.2013, имеющих номера № 38, №39 (фактически присвоен внутренний номер № 24 (38 и 39), не допускает возможности проведения влажной уборки и не исключает накопление пыли, поскольку полы имеют сколы, не внутренней поверхности стен и потолков имеется отслоившаяся краска, помещение требует ремонта;
- в нарушение п.22 Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Минздрава России от 31.08.2016 № 646н, не проведено температурное картирование комнат, в которых на момент проверки осуществляется хранение лекарственных препаратов, расположенных на 3 этаже (в помещении №3), согласно поэтажному плану строения МУП «БТИ» г. Саратов от 04.03.2013, имеющих номера № 13 и № 14 (фактически присвоены внутренние номера № 307 (13) и 308 (14));
- в нарушение п. 52 Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Минздрава России от 31.08.2016 № 646н и п.24, п.26 Правил хранения лекарственных средств, утвержденных приказом Минздрава России от 23.08.2010 № 706н, не соблюдаются требования к хранению лекарственных препаратов, требующих хранения в защищенном от света месте в комнатах, где на момент проверки осуществляется хранение лекарственных препаратов, расположенных на 3 этаже (в помещение №3), согласно поэтажному плану строения МУП «БТИ» г. Саратов от 04.03.2013, имеющих номера № 3, № 13, № 14 и № 18 (фактически присвоены внутренние номера № 303 (3), № 307 (13), 308 (14), № 312 (18)), на окнах отсутствуют жалюзи, на лекарственные препараты, требующие хранения в защищенном от света месте (Диабеталонг 60 мг. № 30 производства ОАО «Синтез», Глибенкламид 1,75 №30 производства ООО «Озон», Индапамид 25мг. №30 производства ООО «Озон»), попадают прямые солнечные лучи.
Указанные нарушения являются нарушениями пп. «а», «в», «з» п. 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081, следовательно, в соответствии с п.6 Положения, данные нарушения являются грубыми нарушениями лицензионных требований.
Факт нарушения лицензионных требований подтвержден собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении №6 от 12 марта 2020 г.; актом проверки Территориального органа Росздравнадзора по Саратовской области №м 25 от 10.08.2020 и справкой по результатам проверки, приложенной к акту проверки; приказом руководителя Федеральной службы Росздравнадзора от 14 февраля 2020 г. N 1065 о проведении плановой выездной проверки, лицензией на осуществление фармацевтической деятельности № ФС-99-02-004117 от 01.09.2014; предписанием об устранении нарушений от 10 марта 2020, письменными объяснениями защитника ОГУ «Саратовский аптечный склад» Кашириной А.В. и иными материалами дела.
Указанные доказательства являются допустимыми, достоверными и достаточными в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, юридическое лицо - ОГУ «Саратовский аптечный склад» совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
При назначении наказания судья учитывает тот факт, что ОГУ «Саратовский аптечный склад» ранее к административной ответственности не привлекалось. Отягчающих вину обстоятельств по делу не установлено.
Рассматривая доводы защитника Кашириной А.В. о возможности назначения административного наказания в виде предупреждения, прихожу к следующему.
Согласно ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, введенной в названный Кодекс Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 316-ФЗ, предусмотрено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 указанного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, перечисленных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.
В рассматриваемом случае из материалов дела об административном правонарушении следует, что данная совокупность обстоятельств не усматривается.
Вопреки доводам жалобы оснований для применения по настоящему делу ст. 4.1.1 КоАП РФ не имеется, поскольку она применяется при назначении административного наказания субъектам малого и среднего предпринимательства.
Вместе с тем имеются основания для применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).
С учетом характера совершенного ОГУ «Саратовский аптечный склад» правонарушения, организационно-правовой формы юридического лица и источников финансирования его деятельности, а также то, что выявленные нарушения на момент рассмотрения дела устранены, административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей, предусмотренного санкцией части 3 статьи 19.20 КоАП РФ, не соответствует последствиям совершенного административного правонарушения, материальному положению организации и может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица.
С учетом приведенных данных, конкретных обстоятельств дела, считаю возможным назначить ОГУ «Саратовский аптечный склад» наказание в виде административного штрафа в размере половины минимального размера, установленного санкцией части 3 статьи 19.20 КоАП РФ, что составляет 75 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.9, ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
областное государственное учреждение «Саратовский аптечный склад», ИНН <***>, КПП 645301001, ОГРН <***>, адрес места нахождения: 410062, <...> здание 8, помещение 2, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьей 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 (семьдесят пять тысяч) рублей.
Штраф перечислить получателю платежа: УФК по <адрес> (Управление Росздравнадзора по <адрес>), ИНН/КПП <***>/645501001, р/сч 40№ в ГРКЦ ГУ Банка России по <адрес>, БИК 046311001, КБК 06№, ОКТМО 63701000, УИН=0.
Разъяснить ОГУ «Саратовский аптечный склад», что неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, (60 дней с момента вступления постановления в законную силу) влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 дней в Саратовский областной суд со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: О.А. Корогодин