56RS0018-01-2021-006118-35
№ 5-1222/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
22 июля 2021 года г. Оренбург
Ленинский районный суд г. Оренбурга
в составе председательствующего судьи Пименовой О.А.,
при секретаре Сотникове Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного автономного учреждения культуры «Региональный центр развития культуры Оренбургской области» (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации – ...), местонахождение юридического лица и адрес регистрации: ...,
У С Т А Н О В И Л:
Государственное автономное учреждение культуры «Региональный центр развития культуры Оренбургской области» (далее ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области») допустило нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, при следующих обстоятельствах.
При проведении контрольного мероприятия ... консультантом отдела государственного надзора инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области И.Н. установлено, что в нарушение требований, установленных приказом Минкультуры России от ...N, объект культурного наследия регионального значения «...», ..., расположенный по адресу: ...... входная группа со стороны ... оборудована только кнопкой вызова для людей с ограниченными возможностями; в нарушение требований ст.ст.40,45, п.3 пп.1 ст.47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» на фасадах объекта в хаотичном порядке в отсутствие проекта приспособления под современное использование объекта культурного наследия, без согласования с органом охраны объектов культурного наследия установлены наружные блоки систем кондиционирования, изменяющие облик памятника. При этом фасад здания является объектом сохранения. Кроме того, в соответствии с актом технического состояния объекта культурного наследия регионального значения «Комиссия пограничная», начала XIX века, установлено неудовлетворительное состояние фасадов и подвала памятника: цоколь здания из белокаменных блоков, отштукатурен и окрашен в серый цвет; на цокольной части присутствуют следы замоканий, загрязнений; наблюдаются сколы, трещины, механические повреждения и деструкция кирпичной кладки, частичное повреждение и отслоение отделочного слоя; общее состояние неудовлетворительное; наружные стены являются несущими и выполнены из глиняного обожженного кирпича с верстовой кладкой на известковом растворе, оштукатурены и окрашены желтой краской - первый этаж главного этажа, бледно-розовой - дворовой фасад и второй этаж главного фасада; со стороны главного фасада зафиксированы участки отслоения, фрагментарные утраты (карниз) и растрескивание отделочного слоя в результате длительного срока эксплуатации, со стороны дворовых фасадов обнаружены сколы, трещины, механические повреждения и деструкция кирпичной кладки, частичное повреждение, отслоение и растрескивание отделочного слоя в результате длительного срока эксплуатации, на наружных стенах фасадов присутствуют ярко выраженные следы увлажнения (в местах установки кондиционеров) и загрязнения, наблюдаются отверстия, крючья, скобы, провода, установлены кондиционеры, состояние фасадов неудовлетворительное; на стенах подвала наблюдается ряд дефектов, присутствуют ярко выраженные следы увлажнения, наблюдаются многочисленные трещины, разрушения, вывалы кирпича и деструкция кирпичной кладки, в местах утрат наблюдаются эрозия кирпичной кладки, расслоения, присутствуют участки, подверженные биоповреждениям; состояние подвала неудовлетворительное.
На основании выявленных нарушений в отношении ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
В судебном заседании ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области» не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещалось надлежащим образом.
Определением суда в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения дела отказано.
В судебном заседании в качестве свидетеля допрошена главный специалист отдела государственного надзора инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области Н.В., которая поддержала изложенное в протоколе об административном правонарушении.
Заслушав свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В соответствии с п.1 ст.40 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-Ф3) сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В силу п.1 ст.45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с п.п.3 п.1 ст.47.3 Закон № 73-Ф3 при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен.
Приказом Минкультуры России от 20.11.2015 года № 2834 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно п.5 Порядка собственник (пользователь) объекта культурного наследия обеспечивает соблюдение условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, указанных в пункте 6 настоящего Порядка.
В силу п.6 Порядка требования по обеспечению доступа к объекту культурного наследия инвалидов устанавливаются в охранном обязательстве собственника (пользователя) объектом культурного наследия и включают, в том числе, в себя следующие условия доступности объектов культурного наследия для инвалидов, соблюдение которых обеспечивается собственником (пользователем) объекта культурного наследия: обеспечение возможности самостоятельного передвижения по территории объекта культурного наследия, обеспечение возможности входа и выхода из объекта культурного наследия, в том числе с использованием кресел-колясок, специальных подъемных устройств, возможности кратковременного отдыха в сидячем положении при нахождении на объекте культурного наследия, а также надлежащее размещение оборудования и носителей информации, используемых для обеспечения доступности объектов для инвалидов с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение объекта культурного наследия знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения; обеспечение условий для ознакомления с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией, допуск тифлосурдопереводчика; допуск собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего специальное обучение собаки-проводника, выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения в соответствии с пунктом 7 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и (или) световыми сигналами, допуск сурдопереводчика; оказание помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих ознакомлению с объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации наравне с другими лицами.
В силу п.8 Порядка доступность объекта культурного наследия для инвалидов обеспечивается собственником (пользователем) с учетом следующих требований:
-при организации размещения специальных мест для транспорта инвалидов: размещение специальных парковочных мест рядом друг с другом и обозначение их местонахождения указателем, расположенным рядом с главным входом в здание; обозначение специальных парковочных мест наземной разметкой с обозначением как на поверхности парковки, так и с помощью вертикального знака; создание системы управления/наблюдения, чтобы выделенные специальные парковочные места использовались только инвалидами; расположение специальных парковочных мест как можно ближе к входу в сооружение; обеспечение гладкой и ровной поверхности специальных парковочных мест без использования материалов покрытия с несвязанной поверхностью, в том числе таких, как гравий; оборудование выхода со специальных парковочных мест бордюрными пандусами, расположенными в непосредственной близости от них; дублирование элементов управления шлагбаумом с помощью голоса альтернативными средствами для инвалидов с нарушениями слуха и речи; оборудование зоны посадки/высадки из транспорта, расположенной в непосредственной близости от главного входа;
-при планировании и организации пешеходных путей движения: оборудование ориентиров вдоль пути следования, помогающих найти дорогу; использование для путей следования транспорта и пешеходных дорожек материалов различной фактуры и окраски для их четкого отличия друг от друга; обеспечение альтернативного способа преодоления перепада высот с помощью ступеней; использование предупреждающих и направляющих элементов информирования для инвалидов с нарушением зрения;
-при оборудовании входа в здание - объект культурного наследия или на его территорию: оборудование входа ровной площадкой непосредственно перед входной дверью для обеспечения его доступности для инвалидов на креслах-колясках; расположение входной двери в сочетании с направлением пути подхода; наличие альтернативного пути движения в случае установки на входе рамочных металлоискателей; устройство входного вестибюля с учетом предоставления инвалиду в кресле-коляске возможности ее использования;
-при организации путей движения на объекте культурного наследия: использование визуально отличающегося цвета поверхности пандуса от цвета горизонтальной площадки; прочное закрепление противоскользящей поверхности пандусов; обеспечение отличия по цвету и яркости предохранительной оковки каждой ступени лестниц от примыкающей к ней ступени и обеспечение противоскользящих свойств ступеней.
В соответствии с п.п.5.5,5.12.5.,5.12.5.8 Решения Оренбургского городского Совета от 24.10.2017 №416 «Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования «город Оренбург» в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», архитектурно-градостроительный облик подлежит согласованию с уполномоченным органом в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Не допускается установка наружных блоков систем кондиционирования, климатических систем и вентиляции над тротуарами. Наружные блоки систем кондиционирования, климатических систем, вентиляции, антенны должны быть размещены упорядоченно, с учетом фасадных решений и с использованием единой системы осей, стандартных конструкций крепления и ограждения, при размещении ряда элементов - на общей несущей основе. Размещение указанных блоков на элементах декора фасадов зданий, сооружений, а также крепление, ведущее к повреждению материалов отделки фасада, повреждению элементов здания, сооружения, не допускается.
Частью 1 ст. 7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что объект культурного наследия регионального значения «Комиссия пограничная», нач. XIX века, расположенный по адресу: О.... является объектом культурного наследия регионального значения и подлежат государственной охране.
Указом Губернатора Оренбургской области от 19 января 2011 года № 15-ук, приказом Министерства культуры Российской Федерации от 04 декабря 2015 года № 25261-р объект культурного наследия регионального значения «Комиссия пограничная», нач. XIX века принят на государственную охрану и зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и присвоен регистрационный N.
Согласно п.п. 1.3, 1.5-1.7 Устава ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области» учредителем автономного учреждения является Оренбургская область в лице министерства культуры и внешних связей Оренбургской области, которое осуществляет координацию и контроль за деятельностью автономного учреждения, а также автономное учреждение является юридическим лицом, обладает юридической правоспособностью.
Согласно распоряжению министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от ...N-р «О передаче имущества» с баланса министерства культуры и внешних связей Оренбургской области на баланс ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области» передано имущество, являющееся государственной собственностью Оренбургской области: ...
Согласно положениям пунктов 2.1, 3.1.3, 3.1.4 договора безвозмездного пользования от ...N, с учетом дополнительных соглашений от ...N, от ...N, ...» передало в безвозмездное пользование министерству культуры и внешних связей Оренбургской области нежилое помещение ... ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области» несет эксплуатационные затраты и осуществляет за свой счет капитальный и текущий ремонт переданного в безвозмездное пользование имущества.
На основании приказа от ...N, в период с ... по ... в отношении ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области» проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения обязательных требований действующего законодательства в сфере сохранения, содержания и использования объекта культурного наследия регионального значения «Комиссия пограничная», нач. XIX в.
В ходе мероприятий по контролю установлены нарушения, которые отражены в акте и подтверждаются фотоматериалом.
Инспекцией государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области в отношении ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области» ... года вынесено предписание, согласно которому учреждению необходимо выполнить:
- демонтаж наружных блоков системы кондиционирования с фасадов культурного наследия регионального значения «Комиссия пограничная», нач. XIX в., расположенный по адресу: ...
- разработать проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Комиссия пограничная», нач. XIX в., расположенного по адресу: ...
- провести работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Комиссия пограничная», нач. XIX в., расположенного по адресу: ...
- обеспечить условия доступности для инвалидов к объекту культурного наследия в соответствии с порядком обеспечения условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия народом Российской Федерации, утвержденным Приказом Минкультуры России от 20 ноября 2015 года № 2834 (срок до ...).
Вина ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ подтверждается протоколом по делу об административном правонарушении от ..., актом проверки от ...N, фотоматериалами, предписанием об устранении законодательства в области сохранения и содержания и использования объекта культурного наследия регионального значения от ..., приказом о проведении плановой выездной проверки N от ..., приказом об утверждении предмета охраны и границ территории объекта культурного наследия регионального значения «Комиссия пограничная», нач. XIX в. N от ..., учредительными документами ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области» и иными материалами дела.
Все перечисленные доказательства отвечают требованиям относимости, допустимости и достоверности, предусмотренным ст. 26.2 КоАП РФ.
С учетом перечисленных доказательств, суд приходит к выводу о том, что вина ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, доказана и квалифицирует его действия по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ как нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Срок привлечения к административной ответственности не истек.
Обстоятельств, смягчающих и (или) отягчающих ответственность ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области», судом не установлено.
С учетом характера и степени общественной опасности совершенного административного правонарушения, отсутствия обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность, учитывая данные, подтверждающие действительную необходимость применения к ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области» меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства, обсудив все виды наказания, предусмотренные санкцией части 1 статьи 7.13 КоАП РФ, суд приходит к выводу о назначении ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области», наказания в виде административного штрафа.
При определении размера наказания суд принимает во внимание, что целями и задачами назначенного наказания не должно являться существенное обременение, которое может оказаться для юридического лица непосильным и привести к серьезным последствиям.
С учетом обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным положением привлекаемого к административной ответственности лица, суд считает возможным снизить размер административного штрафа до 100 000 рублей в соответствии с положениями ст.4.1 КоАП РФ.
Оснований для освобождения ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области» от административной ответственности суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.29.9, ст.29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
признать Государственное автономное учреждение культуры «Региональный центр развития культуры Оренбургской области» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Денежные средства перечислить по реквизитам: ИНН <***>, КПП 770301001, получатель: Межрегиональное операционное УФК (Министерство культуры Российской Федерации, л/с <***>), банк получателя: операционный департамент банка России /межрегиональное операционное УФК г. Москва, БИК 024501901, единый казначейский счет 40102810045370000002, казначейский счет 03100643000000019500, ОКТМО 45382000, КБК 054 1 16 0107101 0013 140, в поле 104 расчетного документа указывается код классификации доходов федерального бюджета.
Разъяснить, что в соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Квитанция об уплате административного штрафа должна быть предъявлена в суд.
Постановление может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления через Ленинский районный суд г. Оренбурга.
Судья: О.А. Пименова