ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1226/2021 от 05.04.2021 Первомайского районного суда г. Пензы (Пензенская область)

Административное дело № 5-1226/2021

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

05 апреля 2021 года г.Пенза

Судья Первомайского районного суда г.Пензы Тарасова Л.А.,

с участием:

лица, привлекаемого к административной ответственности - ИП ФИО1,

представителя Управления Роспотребнадзора по Пензенской области ФИО2, действующей на основании доверенности № 91/1 от 11.01.2021,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.15.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г.Пензы, гражданина РФ, имеющего высшее образование, вдовца, проживающего по адресу: <...>, со слов, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,

у с т а н о в и л:

23.10.2020 в 18:50 час. ИП ФИО1 в магазине «Парус» по адресу: <...> допустил оборот изделий наименования «Столичные», без маркировки (без специальной марки), предусмотренной законодательством РФ, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, что предусмотрено ч.3 ст.18 ФЗ от 23.02.20213 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», требованиями п.18 раздела VII ТЗ ТС 035/2014 «Технический регламент на табачную продукцию», т.е. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.4 ст.15.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях

В судебном заседании лицо, привлекаемое к административной ответственности ИП ФИО1, вину признал, с протоколом согласен.

Представитель Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области ФИО2, действующая на основании доверенности, имеющейся в материалах дела, подтвердила наличие нарушений, указанных в протоколе об административном правонарушении, просила привлечь индивидуального предпринимателя к административной ответственности.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» указано, что предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями включает в себя:

1) обеспечение учета производства табачных изделий, перемещения через таможенную границу Союза или через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Союза табачной продукции и табачных изделий, осуществления оптовой и розничной торговли табачной продукцией и табачными изделиями;

2) отслеживание оборота производственного оборудования, движения и распределения табачной продукции и табачных изделий;

3) пресечение случаев незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями и привлечение к ответственности, в том числе конфискацию контрафактных, незаконно перемещенных через таможенную границу Союза или через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Союза табачной продукции и табачных изделий, оборудования, на котором были произведены контрафактные табачные изделия, их уничтожение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях предупреждения незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями каждая пачка и каждая упаковка табачных изделий подлежат в обязательном порядке маркировке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (Технический регламент Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию», утв. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12.11.2014 № 107 «О техническом регламенте» (далее ТР ТС 035/2014)).

ТР ТС 035/2014 устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования к табачной продукции выпускаемой в обращение на таможенной территории таможенного союза, а также требования к информации (маркеров), наносимой на потребительскую упаковку табачной продукции для обеспечения ее свободного перемещения.

В случае, если в отношении табачной продукции приняты иные технические регламенты Таможенного союза, устанавливающие требования к табачной продукции, а также требования к информации (маркировке), наносимой на потребительскую упаковку, то табачная продукция и информация (маркировка), наносимая на потребительскую упаковку, должны соответствовать требованиям всех технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется.

Согласно п.4 ТР ТС 035/2014 «табачная продукция» – табачное изделие, упакованное в потребительскую упаковку;

«табачное изделие» – продукт, полностью или частично изготовленный из табачного листа и (или) других частей табачного растения в качестве сырья, приготовленный таким образом, чтобы использовать его для курения.

Пунктом 6 ТР ТС 035/2014 установлено, что идентификация табачной продукции проводится по ее наименованию и (или) по характеризующим ее признакам, установленным в настоящем техническом регламенте.

Признаками, характеризующими табачную продукцию, являются: компонентный состав (наличие табачного листа и (или) других частей табачного растения), его характеристики и способ применения табачной продукции.

Согласно п.18 ТР ТС 035/2014 на потребительскую упаковку табачной продукции наносятся специальные (акцизные, учетно-контрольные или иные) марки, исключающие возможность их подделки и повторного использования (далее – марки).

В соответствии с п.26 ст. VII ТР ТС 035/2014 предусмотренная пунктом 19 настоящего технического регламента информация о табачной продукции наносится на русском языке и на государственном (государственных) языке (языках) государства-члена при наличии соответствующих требований в законодательстве государства-члена, в котором осуществляется реализация этой табачной продукции, и может быть повторена на других языках в части наименования изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера или контролирующей организации, а также наименования табачной продукции. Текст, входящий в зарегистрированный товарный знак или промышленный образец, наносится на языке регистрации.

На основании пп. «в», «г», «и» п. 19 ст. VII ТР ТС 035/2014 наименование юридического лица, зарегистрированного на территории государства-члена, уполномоченного изготовителем на принятие претензий от потребителей, его местонахождение (страна и адрес, в том числе фактический) (в случае отсутствия такого лица указывается, что претензии от потребителей принимаются изготовителем данной табачной продукции, зарегистрированным на территории государства-члена). Указанная информация может быть размещена на внешней или внутренней стороне потребительской упаковки в месте, доступном для прочтения;

наименование изготовителя, уполномоченного изготовителем лица или импортера, его местонахождение (страна и адрес, в том числе фактический) и (или) наименование контролирующей организации (при наличии), ее местонахождение (страна и адрес, в том числе фактический). В случае изменения сведений изготовитель, уполномоченное изготовителем лицо или импортер должны в течение 180 календарных дней с даты таких изменений внести соответствующие изменения в информацию на потребительской упаковке табачной продукции (листе-вкладыше). При этом изготовитель, уполномоченное изготовителем лицо или импортер в течение указанного срока имеют право выпускать в обращение табачную продукцию с прежней информацией;

информация для потребителей табачных изделий наносится на потребительскую упаковку (лист-вкладыш) и должна содержать: сведения о максимальной розничной цене, месяце и годе изготовления табачного изделия в порядке, установленном законодательством государств-членов. Не допускается нанесение поверх указанных сведений каких-либо элементов потребительской упаковки (за исключением прозрачной оберточной пленки) или наклеивание марок.

В «Правилах изготовления специальных марок, их приобретения, маркировки ими табачной продукции, учета, идентификации и уничтожения поврежденных специальных марок» и «Требованиях к образцам специальных марок для маркировки табачной продукции», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2010 N 27 (ред. от 20.05.2017) «О специальных марках для маркировки табачной продукции» указано: специальные марки наносятся производителями табачной продукции на потребительскую тару после нанесения на нее информации о маркируемой табачной продукции в соответствии с Федеральным законом "Технический регламент на табачную продукцию". При этом не допускается нанесение специальных марок поверх указанной информации. Специальная марка наносится путем наклеивания на потребительскую тару табачной продукции, которая неотделима от товара до его непосредственного употребления и в которой табачная продукция представляется для розничной продажи. На каждую потребительскую тару табачной продукции наносится только одна специальная марка. Специальная марка наклеивается на месте предполагаемого вскрытия потребительской тары табачной продукции таким образом, чтобы вскрытие приводило к обязательному повреждению специальной марки и исключало возможность ее повторного использования. Не допускается нанесение поверх специальной марки каких-либо элементов упаковки табачной продукции (за исключением прозрачной оберточной пленки, наносимой на упаковку товара производителем табачных изделий), которые закрывают поверхность специальной марки, затрудняют контроль за ее подлинностью и считывание со специальной марки печатной информации (п.п. 8-11).

Исходя из содержания ч.ч.2-5 ст.4 ФЗ от 22.12.2008 № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» табачная продукция подлежит маркировке специальными (акцизными) марками, исключающими возможность их подделки и повторного использования.

Требования к образцам специальных (акцизных) марок для маркировки табачной продукции и их цена устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Изготовление специальных (акцизных) марок, их приобретение изготовителем и (или) импортером табачной продукции, маркировка ими табачной продукции, учет и уничтожение поврежденных специальных (акцизных) марок, а также их идентификация осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Реализация на территории Российской Федерации табачной продукции без маркировки специальными (акцизными) марками не допускается.

Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 20.02.2010 № 76 «Об акцизных марках для маркировки ввозимой в РФ табачной продукции» предусмотрено, что табачная продукция иностранного производства, ввозимая в Российскую Федерацию с целью ее реализации (далее - табачная продукция), подлежит обязательной маркировке акцизными марками для маркировки табачной продукции установленных в соответствии с настоящим постановлением образцов.

Таким образом, исходя из смысла вышеизложенного, маркировке специальными (акцизными) марками подлежит продукция, полностью или частично изготовленный из табачного листа и (или) других частей табачного растения в качестве сырья, приготовленный таким образом, чтобы использовать её для курения, упакованный в потребительскую упаковку, то есть, табачная продукция.

Согласно ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ оборот алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, с 07.04.2004 ФИО1 является индивидуальным предпринимателем. Основной вид деятельности- торговля розничная мучными кондитерскими изделиями в специализированных магазинах, дополнительные виды деятельности, в том числе торговля розничная прочими товарами в специализированных магазинах.

ИП ФИО1 осуществляет свою деятельность в магазине «Парус», расположенном по адресу: <...>.

20.10.2020 заместитель директора НКО «Союз производителей и дистрибуторов» ФИО3 проводила мониторинг информации и анализ соблюдения законодательства РФ и Пензенской области в сфере оборота алкогольной и табачной продукции розничными торговыми точками на территории Пензенской области, в частности в 09:12 час. в магазине «Парус», расположенного по адресу: <...> приобрела две пачки сигарет с наименованием «Столичные» по цене 50 руб. за пачку. На покупку продавцом выдан чек без наименования товара. На пачках сигарет с наименованием «Столичные» имелись специальные марки ФСМ 010003 7104140 и ФСМ 010003 7104135. На пачках указан изготовитель ООО «Петротабак» РФ, 385141, Республика Адыгея, Тахтамукайский район, пгт.ФИО4, ул.Гагарина, дом 182, офис № 3.

Согласно выводам исследования специалиста № 22/10 от 22.10.2020 федеральные марки на представленных образцах табачных изделиях сигарет с наименованием «Столичные» ФСМ 010003 7104140 и ФСМ 010003 7104135 не соответствуют федеральным специальным маркам, выпускаемым предприятием ГОЗНАК».

23.10.2020 Союз потребителей и дистрибуторов обратился к начальнику ОМВД России ЗАТО Заречный с заявлением о проведении проверки по факту реализации 20.10.2020 табачной продукции (двух пачек сигарет «Столичные» с признаками контрафакта продавцом магазина «Парус», ИП ФИО1, расположенного по адресу: <...>.

В рамках КУСП № 10914 от 23.10.2020 был произведен визуальный осмотр торгового зала и подсобных помещений магазина «Парус», расположенного по адресу: <...>. В ходе визуального осмотра в торговом зале была обнаружена и изъята одна запечатанная пачка сигарет марки «Столичная».

Вышеуказанные обстоятельства отражены в рапорте ст.УУП ОУУП и ПДН МО МВД России по ЗАТО Заречный Пензенской области ФИО5 от 23.10.2020 и протоколе изъятия от 23.10.2020.

На основании определения начальника полиции МО МВД России по ЗАТО Заречный Пензенской области ФИО6 от 30.10.2020 материал проверки КУСП № 10914 от 23.10.2020 передан для рассмотрения по подведомственности в Управление Роспотребнадзора по Пензенской области.

01.12.2020 главным специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора Пензенской области в отношении ИП ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении по ч.4 ст.15.12 КоАП РФ и проведении административного расследования в срок до 31.12.2020.

В рамках административного расследования по делу была назначена и проведена экспертиза по определению подлинности федеральных специальных марок на табачных изделиях и наименованием «Столичные».

Согласно заключению эксперта № 21/12 от 21.12.2020 специальная марка с номером 010003 7104132 на табачном изделии наименования «Столичные», изъятой 23.10.2020 в 18:50 час. ст.УУП ОУУП И ПДН МО МВД РФ по ЗАТО Заречный Пензенской области ФИО5 в магазине «Парус», ИП ФИО1, ОГРН <***>, фактический адрес: <...>, а также специальные марки с номерами 010003 7104140 и 010003 7104135 на табачных изделиях, наименования «Столичные», в количестве 2-х пачек, приобретенные 20.10.2020 ФИО3 в магазине «Парус», ИП ФИО1, ОГРН <***>, фактический адрес: <...> не соответствуют специальным маркам выпускаемым предприятием «ГОЗНАК».

18.02.2021 в отношении ИП ФИО1 был составлен протокол № 63/АР об административном правонарушении, в котором отражены все обстоятельства выявленного административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.15.12 КоАП РФ.

Оценив все имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, суд считает вину ИП ФИО1 установленной.

В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если данным Кодексом не установлено иное.

КоАП РФ не содержит специальной нормы, предусматривающей вид и размеры наказания в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и совершивших административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ. Поскольку данной статьей не определено иное, названные субъекты, исходя из положений ст. 2.4 КоАП РФ, несут ответственность, предусмотренную для должностных лиц с назначением наказания в пределах предусмотренной для данной категории лиц санкции.

Как указано выше, санкция ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ предусматривает в отношении должностных лиц административный штраф в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

Действия ИП ФИО1 суд квалифицирует по ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ по признакам оборота табачных изделий без маркировки, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка обязательна.

Обстоятельств отягчающих ответственность ИП ФИО1, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, а также предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ, не установлено.

При назначении наказания суд принимает во внимание характер совершенного правонарушения, характер деятельности ИП ФИО1, а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей в результате нарушения требований законодательства об обороте табачной продукции, и приходит к выводу о необходимости назначения наказания в виде штрафа в размере 10000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушений (табачной продукции).

Руководствуясь п.1 ч.1 ст.29.9, ст.29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

п о с т а н о в и л:

признать индивидуального предпринимателя ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.15.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (десяти тысяч) рублей подлежащего уплате: Единый казначейский счет (ЕКС) № 40102810045370000047 Казначейский счет №03100643000000015500 Отделение Пенза банка России//УФК по Пензенской области г.Пенза, ИНН <***>, БИК 015655003 КПП 583701001, КБК 14111601061010003140, ОКТМО 56701000, УИН 14104580007600060229, с конфискацией 3-х пачек табачных изделий, наименования «Столичные».

Изъятые 3 (три) пачки табачных изделий, наименования «Столичные», хранящиеся в Управлении Роспотребнадзора по Пензенской области (<...>)- уничтожить.

Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.

Квитанцию об уплате штрафа следует предъявить в канцелярию суда.

В случае неуплаты штрафа в срок и не предъявлении квитанции, постановление будет направлено для принудительного исполнения.

Разъяснить, что в соответствии с ч.1 ст.20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест сроком до 15 суток, либо обязательные работы на срок до 50 часов.

Постановление может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Первомайский районный суд г.Пензы в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: Л.А. Тарасова