ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1229/2021230027-01-2021-003462-09 от 10.12.2021 Лабинского городского суда (Краснодарский край)

№ 5-1229/2021 23RS0027-01-2021-003462-09

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Лабинск 10 декабря 2021 года

Лабинский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Усенко А.А.,

помощника судьи Пикус М.М.,

заместителя Лабинского межрайонного прокурора Караулова А.Б.,

представителей юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - ООО «Агрофирма Прогресс» ФИО1, ФИО2,

рассмотрев административный материал в отношении юридического лица - ООО «Аграфирма Прогресс» по ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ, поступивший из Лабинской межрайонной прокуратуры,

установил:

на рассмотрение Лабинского городского суда Краснодарского края из Лабинской межрайонной прокуратуры поступило постановление заместителя Лабинского межрайонного прокурора - Караулова А.Б. от 15.11.2021 года о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Агрофирма Прогресс» предусмотренном ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ, квалифицируемое как грубое нарушение требований промышленной безопасности.

Заместитель Лабинского межрайонного прокурора - Караулов А.Б. в судебном заседании, доводы, указанные в постановлении поддержал в полном объеме, возражал против удовлетворения ходатайства представителей ООО «Арофирма «Прогресс» о переквалификации административного правонарушения, а также пояснил, что предприятие по адресу: <...>, согласно свидетельству о регистрации ### от <...>, выданному Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору предприятие в хозяйственной деятельности, эксплуатирует опасные производственные объекты, зарегистрированные в государственном реестре опасных производственных объектов, в том числе: сеть газопотребления предприятия, регистрационный номер ### от <...>, относящуюся к III классу опасности; установку резервуарную, регистрационный номер ### от <...>, относящуюся к III классу опасности. Опасный производственный объект - «сеть газопотребления ООО «Агрофирма «Прогресс», регистрационный ###, имеющий III класс опасности. Согласно имеющимся сведениям на опасном производственном объекте эксплуатируются: участок надземного газопровода Ду=89-20мм, L=102,5м, год ввода в эксплуатацию - 2007, площадка ГРП регулятором давления РДУК-2Н50/35 год ввода в эксплуатацию - 2011, зерносушилка М-819 с горелкой АБГ-Г-1.15Д, год ввода в эксплуатацию - 2007. Кроме того, предприятие по адресу: <...>, СП колхоз «Родина», бригада № 4 (полевой стан) в соответствии со свидетельством о регистрации ОПО, выданным <...> за номером АЗО-06134, зарегистрировало опасный производственный объект «Установка резервуарная», per. ### имеющий III класс опасности. Согласно имеющимся сведениям на опасном производственном объекте эксплуатируются: сосуд СУ 25-1,6-2000-П-1-СУГ, зав. ###, pрегистрационный № 32262/А, год ввода в эксплуатацию - 2013; сосуд СУГ 25-1, 2000-П-1-СУГ, зав. ###, pег. ###/А, год ввода в эксплуатацию – 2013 г., насос SKD 2.<...> LPG, зав. ###, год ввода в эксплуатацию - 2013, колонка сливная для автоцистерн КС А 04, зав. ###, год ввода в эксплуатацию - 2013, клапан предохранительный КПУ 04 - 2шт., год ввода в эксплуатацию - 2013, зерносушилка МС 1175 BEM-LP, зав. ###, год ввода в эксплуатацию - 2013. На основании решения ### от <...> межрайонной прокуратурой проведена проверка с привлечением старшего государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за системами газораспределения и газопотребления Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) ФИО3 выявлены нарушения требований законодательства в области промышленной безопасности, установленные Законом № 116-ФЗ и иными нормативными правовыми актами в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, выразившиеся в следующем: руководитель организации, осуществляющий деятельность по эксплуатации опасных производственных объектов, не получил дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности в целях поддержания уровня квалификации.

Таким образом, нарушены ч. ч. 1, 2 ст. 9, ч. 3 ст. 14.1, ч. 5 ст. 14.1 Закона от 27.07.1997 года № 116-ФЗ, а также пункт 2 «Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики» утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2019 года № 1365, а также приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.09.2020 года № 334 «Об утверждении Перечня областей аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики».

Функции лица, ответственного за организацию производственного контроля, не возложены на руководителя эксплуатирующей организации. В связи с чем, нарушены ч. ч. 1, 2 ст. 9 Закона № 116-ФЗ; пункт 7 правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте», отвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 года №2168.

Не обеспечено проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности (не аттестован в объеме, соответствующем должностным обязанностям, ответственный за безопасную эксплуатацию ОПО «Установка резервуарная» № ###, III класс опасности - инженер отделения ###Ф,И.О.7), документы - подтверждающие прохождение аттестации не предоставлены, и нарушены ч. ч. 1, 2 статьи 9, статья 14.1 Закона № 116-ФЗ.

Планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах не переработаны (в связи с вступлением в законную силу положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 года № 1437; Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления», утверждённых приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 года № 531 и зарегистрированных в Минюсте Российской Федерации 30.12.2020 года № 61962; «Правила организации осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 года № 2168. Также нарушены ч. ч. 1, 2 ст. 9 Закона № 116-ФЗ, а также Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 года № 1437.

План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО, не согласован с руководителем аварийно-спасательного формирования, с которым заключен договор на обслуживание. Таким образом, нарушены ч. ч. 1, 2 ст. 9, ч. 1 ст. 10 Закона № 116-ФЗ; пункт 9 Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 № 1437.

Отсутствуют нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте.

В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствия аварий на опасном производственном объекте эксплуатирующей организацией, не проведено обучение работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте в 2021 году (отсутствуют документы - подтверждающие проведение занятий с персоналом, с указанием фамилий, тем занятий, подписей лиц участвующих в проведении тренировок и занятий по «Плану локализации и ликвидации последствия аварий на опасном производственном объекте «Установка резервуарная».

В эксплуатирующей организации не в полной мере организован производственный контроль в части выполнения основных задач производственного контроля, а именно: координация работ, направленных на обеспечение готовности к локализации и ликвидации аварий; контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами (проверками не выявлены вышеуказанные нарушения).

В связи с чем, нарушены ч. ч. 1, 2 ст. 9, ст. 11 Закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; а также подп. «в и г» пункта 8, пункт 10 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте», отвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 года №2168.

Анализ выявленных нарушений свидетельствует о наличии на предприятии грубых нарушений требований промышленной безопасности.

Так, согласно примечанию к статье 9.1 КоАП РФ - под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей. Понятие грубого нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Согласно пункту 6 Положения «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 года №1661, грубыми нарушениями лицензионных требований при осуществлении лицензируемого вида деятельности являются нарушения лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «а - г», «е - н» и «п - с» пункта 5 настоящего положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», то есть возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан. Пунктом 5 положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 года № 1661 установлены лицензионные требованиями к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности, к которым отнесены, в том числе обязанность лицензиата: указанным планам в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов (подпункт «н» пункта 5 вышеуказанного положения).

Проведенной межрайонной прокуратурой с привлечением старшего государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за системами газораспределения и газопотребления Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) ФИО3 проверкой установлены многочисленные нарушения требований федерального законодательства на указанных опасных производственных объектах, эксплуатируемых предприятием, при наличии которых возникает угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан.

В соответствии с требованиями статьи 17 Закона № 116-ФЗ, лица виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, в том числе при наличии грубых нарушений требований промышленной безопасности.

Таким образом, в действиях юридического лица - ООО «Агрофирма «Прогресс» усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ, на основании чего просил назначить в отношении юридического лица – ООО «Агрофирма Прогресс» административное наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 000 рублей.

Представители юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - ООО «Агрофирма «Прогресс» ФИО1 и ФИО2, вину в совершении вменяемого правонарушения признали частично, кроме того, ФИО1 пояснила, что общество с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Прогресс» не отрицает факт наличия нарушений в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, однако несогласно с квалификацией данного правонарушения как «грубого» по ч. 3 ст. 9.1. КоАП РФ. Применительно к нарушениям требований промышленной безопасности категория «грубое нарушение» достаточно пространно определена в примечании к ст. 9.1 КоАП РФ как нарушение, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей. Например, когда нарушение требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта привело к неконтролируемому взрыву нефтепродуктов в резервуаре и гибели людей; произошел несчастный случай с работником в результате нарушения правил эксплуатации мостового крана; не проведение в установленные сроки технического диагностирования трубопроводов, в результате чего снижен уровень промышленной безопасности при эксплуатации объектов такого рода и повышен риск возникновения аварий; нарушение, в результате которого на опасных производственных объектах произошла «авария, создающая непосредственную угрозу жизни и здоровью людей из-за вероятного размыва и провалов дорожного покрытия» и тому подобное.

В постановлении о возбуждении административного правонарушения от 15.11.2021 года, и иных материалах дела не содержится сведений о том, что невыполнение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов ООО «Агрофирма «Прогресс» напрямую повлекло наступление последствий, перечисленных в части 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", и в чем именно эти последствия выразились.

Таким образом, доказательств, подтверждающих наличие в действиях ООО «Агрофирма «Прогресс» грубого нарушения лицензионных требований, в деле не имеется, со стороны общества отсутствовали угрозы каких-либо аварий (инцидентов), факт обратного проверкой не установлен. Проведённой проверкой установлен только факт нарушения в части надлежащего документального оформления внутренней документации по промышленной безопасности в ООО «Агрофирма «Прогресс», нарушений в технической документации и нарушений технологических регламентов в процессе использования опасных производственных объектов и исполнения требований Федерального закона от 21.07.1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» не выявлено.

В ходе проверки ООО «Агрофирма «Прогресс» предоставило с сопроводительным письмом исходящий №314 от 03.09.2021 года пакет документов (согласно запроса Лабинской межрайонной прокуратуры ### от <...>), в котором содержались: документы подтверждающие получение руководителем организации (Ф,И.О.8) дополнительного профессионального образования в области промышленной безопасности в целях поддержания уровня квалификации; документы, подтверждающие аттестацию работника Общества (инженера отделения ###Ф,И.О.7) в области промышленной безопасности, ответственного за безопасную эксплуатацию ОПО «Установка резервуарная» №А30-06134-003, 3 класс опасности. Генеральный директор ООО «Агрофирмы «Прогресс» Ф,И.О.8, прошел обучение в образовательном учреждении дополнительного профессионального образования АНО ДПО «Межрайонный учебный центр» по программе «Повышение квалификации в области промышленной безопасности для руководителей и специалистов организации по общим требованиям промышленной безопасности», и имеет удостоверение за ### от <...>. Инженер Отделения ###Ф,И.О.7 прошел обучение и имеет протокол ТАК Северо-Кавказского управления Ростехнадзора от 15.11.2018 года в области аттестации Г-2.1, протокол ТАК Северо-Кавказского управления Ростехнадзора от 21.02.2019 года в области аттестации Б-7.2, и Б-8.3, протокол ТАК Северо-Кавказского управления Ростехнадзора от 08.08.2019 года в области аттестации А-1.

Однако, в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 15.11.2021 года указано, что данные документы в обществе отсутствуют и в ходе проверки не предоставлялись. Кроме того, обществом приведены в соответствие с вступившими в законную силу изменениями в законодательстве в области опасных производственных объектов, следующие документы: план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, положение о производственном контроле, за соблюдением требований промышленной безопасности, графики проведения тренировочных занятий согласно корректирующему плану мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, проведены тренировки и занятия по «Плану локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте «Сеть газопотребления ООО «Агрофирмы «Прогресс» и «Плану локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте «Установка резервуарная». На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что выявленные прокуратурой нарушения не могут быть квалифицированы в качестве грубых по смыслу норм Закона N 99-ФЗ и Правил, поскольку за нарушение требований промышленной безопасности, указанных в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 15.11.2021 года, общество может быть привлечено к ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ (нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов), тогда как ответственность за грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов наступает по части 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Данный вывод можно сделать исходя из отсутствия в конкретном случае доказательств наступления вследствие допущенных Обществом нарушений последствий, установленных частью 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ.

Для юридических лиц административные штрафы, минимальные размеры которых составляют значительную сумму, следуя конституционным требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания, судам при принятии решения необходимо учитывать, чтобы их применение не влекло за собой избыточного использования административного принуждения, было сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица.

ООО «Агрофирма «Прогресс» с момента государственной регистрации юридического лица является добросовестным налогоплательщиком, сельхозтоваропроизводителем и поставщиком зерновой продукции на территории Российской Федерации. Протоколов по административным правонарушениям по статье 9.1. КоАП РФ контролирующими органами в отношении ООО Агрофирма «Прогресс» ранее не составлялось.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. На основании вышеизложенного, представители юридического лица – ООО «Агрофирма Прогресс» просили суд, переквалифицировать административное правонарушение с ч. 3 на ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

Выслушав объяснения заместителя Лабинского межрайонного прокурора, представителей юридического лица ООО «Агрофирма «Прогресс», изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельства каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, помимо прочего, подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Как следует из постановления от 15.11.2021 года о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Прогресс» предусмотренном ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ, составленного заместителем Лабинского межрайонного прокурора - Карауловым А.Б., что межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения федерального законодательства ООО «Агрофирма «Прогресс» расположенного по адресу: <...>, в ходе которой установлены факты нарушения законов.

Согласно свидетельству о регистрации АЗО-06134 от 29.11.2013 года, выданному Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору предприятие в хозяйственной деятельности, эксплуатирует опасные производственные объекты, зарегистрированные в государственном реестре опасных производственных объектов, в том числе: - сеть газопотребления предприятия, регистрационный номер ### от <...>, относящуюся к III классу опасности; - установку резервуарную, регистрационный номер ### от <...>, относящуюся к III классу опасности.

Преамбула Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закона № 116-ФЗ) гласит о том, что положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Закона №116-ФЗ требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

Статьей 9 Закона № 116-ФЗ установлены обязанности, возлагаемые на организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты. Проверкой установлено, что каждый опасный производственный объект Предприятия представляет собой комплекс механизмом, в результате работы которых образуется опасность самого производства.

На основании решения № 70 от 31.08.2021 года межрайонной прокуратурой проведена проверка с привлечением старшего государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за системами газораспределения и газопотребления Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) ФИО3 выявлены нарушения требований законодательства в области промышленной безопасности, установленные Законом № 116-ФЗ и иными нормативными правовыми актами в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, выразившиеся в следующем: руководитель организации, осуществляющий деятельность по эксплуатации опасных производственных объектов, не получил дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности в целях поддержания уровня квалификации.

Так, на предприятии не обеспечено проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности (не аттестован в объеме, соответствующем должностным обязанностям, ответственный за безопасную эксплуатацию ОПО «Установка резервуарная» ###, III класс опасности - инженер отделения № 1 <...> документы - подтверждающие прохождение аттестации не предоставлены. Планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах не переработаны (в связи с вступлением в законную силу Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 № 1437; Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления», утверждённых приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 531 и зарегистрированных в Минюсте Российской Федерации 30.12.2020 года № 61962; «Правила организации осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 года № 2168. План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО, не согласован с руководителем аварийно-спасательного формирования, с которым заключен договор на обслуживание. Таким образом, нарушены ч. ч. 1, 2 ст. 9, ч. 1 ст. 10, ст. 14.1 Закона № 116-ФЗ; пункт 9 Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 года № 1437.

Таким образом, нарушены ч. ч. 1, 2 ст. 9, ч. 3 ст. 14.1, ч. 5 ст. 14.1 Закона от 27.07.1997 года № 116-ФЗ, а также пункт 2 «Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики» утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2019 года № 1365, а также приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.09.2020 года № 334 «Об утверждении Перечня областей аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики». Функции лица, ответственного за организацию производственного контроля, не возложены на руководителя эксплуатирующей организации.

Выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствует о наличии на предприятии грубых нарушений требований промышленной безопасности. Так, согласно примечанию к статье 9.1 КоАП РФ - под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей. Понятие грубого нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Кроме того, согласно пункту 6 Положения «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 года № 1661, грубыми нарушениями лицензионных требований при осуществлении лицензируемого вида деятельности являются нарушения лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «а - г», «е - н» и «п - с» пункта 5 настоящего положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», то есть возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан. Пунктом 5 положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 года № 1661 установлены лицензионные требованиями к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности, к которым отнесены в том числе обязанность лицензиата: указанным планам в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов (подпункт «н» пункта 5 вышеуказанного положения).

Проведенной межрайонной прокуратурой с привлечением старшего государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за системами газораспределения и газопотребления Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) ФИО3 проверкой установлены многочисленные нарушения требований федерального законодательства на указанных опасных производственных объектах, эксплуатируемых Предприятием, при наличии которых возникает угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан.

В соответствии с требованиями статьи 17 Закона № 116-ФЗ, лица виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, в том числе при наличии грубых нарушений требований промышленной безопасности.

Обстоятельства правонарушения подтверждает справка о результатах проверки юридического лица - ООО «Агрофирма «Прогресс» от 27.10.2021 года, согласно которой выявлены нарушения требований ст. 9 федерального закона от 27.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и обязательных требований нормативных документов /л.д. 19/.

Постановление заместителя Лабинского межрайонного прокурора - Караулова А.Б. от 15.11.2021 года о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Агрофирма Прогресс» предусмотренном ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ, квалифицируемое как грубое нарушение требований промышленной безопасности /л.д. 1-7/.

Нарушение допущено по вине ООО «Агрофирмы «Прогресс», так как данное юридическое лицо своими действиями (бездействием) нарушило требования: федерального закона от 27.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 года № 1437.

Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правил-безопасности систем газораспределения и газопотребления», утверждённых приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 года № 531 и зарегистрированных в Минюсте РФ 30.12.2020 № 61962 (далее-ФНП № 531);

Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 № 1437; Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 года № 2168.

По результатам вынесенного заместителем Лабинского межрайонного прокурора Карауловым А.Б. постановлением от 15.11.2021 года о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Агрофирма Прогресс» предусмотренном ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ, вина предприятия в совершении указанного административного правонарушения подтверждается материалами проверки, являющимися неотъемлемой частью вынесенного постановления.

На основании имеющихся в деле доказательств, проанализировав пояснения и доводы лиц, участвующих в деле, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям ст. 26.11 КоАП РФ, суд приходит к выводу о виновности юридического лица ООО «Агрофирма «Прогресс» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ.

Доводы представителей юридического лицо - ООО «Агрофирма «Прогресс» ФИО1 и ФИО2, о переквалификации административного правонарушения с ч. 3 на ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ поскольку, при проведении прокуратурой проверки, предприятием были представлены документы, которые прокурор не учел и посчитал грубым нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов суд считает несостоятельными, так как, представленные с ходатайством документы, подтверждают факт того, что выявленные нарушения, были устранены юридическим лицом во время прокурорской проверки и после нее.

Обстоятельствами, смягчающими наказание судья признает совершение административного правонарушения впервые, признание вины, устранение допущенных нарушений. Обстоятельств отягчающих не установлено.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Санкция ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ, предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Наказание в виде административного приостановления деятельности считаю возможным не назначать, так как менее строгий вид наказания в виде штрафа, сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

В соответствии с ч. 3.2, ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья рассматривающий дело об административном правонарушении либо жалобу, протест на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При этом, в соответствии с ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

С учетом этого, принимая во внимание конкретные обстоятельства данного дела, частичное признание вины, совершение правонарушения впервые, принятие мер по устранению обстоятельств, послуживших причиной привлечения к ответственности отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд приходит к выводу, что в своей совокупности данные обстоятельства являются исключительными, при которых административное наказание ООО «Агрофирма «Прогресс» в виде административного штрафа может быть назначено с применением ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ в размере 250 000 рублей, что будет отвечать принципам справедливости и соразмерности наказания.

Руководствуясь ст.ст. 9.1, 29.9 -29.10 КоАП РФ, судья,

постановил:

признать юридическое лицо общество с ограниченной ответственностью «Агрофирма Прогресс», ### расположенное по адресу: <...> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 (двести пятьдесят тысяч) рублей.

Денежные средства перечислить на следующие реквизиты: наименование получателя платежа - ###

Разъяснить ООО «Агрофирма «Прогресс», что в соответствии с положениями ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, а также последствия неуплаты штрафа в установленный законом срок, предусмотренные ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

Подлинник квитанции об уплате административного штрафа представляется лицом, привлеченным к административной ответственности судье, вынесшему постановление, копия этой квитанции- в ОМВД по Лабинскому району.

По истечении 60 дней и отсутствии сведений об уплате штрафа копию постановления направить в Лабинский ГО УФССП по Краснодарскому краю для исполнения.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в Краснодарский краевой суд путем подачи жалобы через Лабинский городской суд.

Судья