Дело № 5-122/17
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Санкт-Петербург **.**.****
Судья Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга Васюков В.В.,
В отсутствие законного представителя ФКУ «О», извещённого о времени и месте судебного заседания через защитников,
С участием защитников ФКУ «О»:
- Е, представившей доверенность №*** от **.**.****, которой были разъяснены права, предусмотренные ст.25.5 КоАП РФ,
- И, представившего доверенность от **.**.****, которому были разъяснены права, предусмотренные ст.25.5 КоАП РФ,
- З представившей доверенность №*** от **.**.****, которой были разъяснены права, предусмотренные ст.25.5 КоАП РФ,
Представителей Северо-Западного управления железнодорожного надзора:
- П, представившей доверенность №*** от **.**.****,
- П представившего доверенность №*** от **.**.****, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, №*** по протоколу №***-п от **.**.****, составленному государственным инспектором отдела надзора за опасными грузами и чрезвычайными ситуациями, пожарной и промышленной безопасностью Северо-Западного Управления Государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта А об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – Федерального казённого учреждения «О», ИНН: №***, адрес места нахождения учреждения: Санкт-Петербург, <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
В отношении юридического лица - ФКУ «О», составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, т.е. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Из протокола следует, что правонарушение совершено **.**.**** с 18.00 по 23.00, по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, при следующих обстоятельствах.
По имеющейся информации Северо-Западного Управления государственного железнодорожного надзора, на железнодорожном пути необщего пользования, примыкающим к станции Б дороги - филиала ОАО «РЖД» погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном пути осуществляется без лицензии.
**.**.**** Управлением было возбуждено административное расследование №*** и отправлены определения об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении по данному случаю в ФКУ «В», а также в ОАО «РЖД».
Согласно поступившей информации в рамках административного расследования в отношении ФКУ «В» установлено, что договор на подачу-уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования при станции Б заключен с «Пользователем» - ФКУ «О». Между ОАО «РЖД» и ФКУ «В» договорные отношения отсутствуют. Административное расследование в отношении ФКУ «В», руководствуясь п. 2 ч,1 ст. 24.5, п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ прекращено. **.**.**** начато административное расследование в отношении юридического липа - ФКУ «О».
Из полученных материалов установлено, что на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ОАО «РЖД», примыкающий через стрелочный перевод №*** к станции Б, производится подача вагонов под погрузку/выгрузку с грузом «взрывчатые материалы».
Владельцем инфраструктуры - ОАО «РЖД» («Перевозчик») предоставлены документы:
- справка о поступлении опасных грузов,
- договор на эксплуатацию,
- железнодорожные накладные, ведомости подачи и уборки вагонов.
На основании данных документов установлено, что согласно договора №*** на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий «Перевозчику», для В при станции Б ж.д. - филиала ОАО «РЖД» (далее - договор №***), «Пользователем» является ФКУ «О.
В соответствии с договором №*** осуществляется подача вагонов локомотивом «Перевозчика», прибывшего в адрес «Пользователя», в лице В, расстановка их на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути, а «Пользователь» обязуются выполнять требования ГОСТа-22235-2010 при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ, несет ответственность за повреждение вагонов, преданных на железнодорожный путь необщего пользования, в соответствии со статьей 104 Устава железнодорожного транспорта РФ.
Договор №*** при станции Б подписан перевозчиком - ОАО «РЖД» и «Пользователем» - ФКУ «О», с указанием реквизитов, в том числе и ИНН «Пользователя» - №*** и скреплен печатями Калининградской дирекции управления движением <адрес> и ФКУ «О», с согласованием заместителя Командира В.
Согласно пункту 20 договора №*** при станции Б ответственность несет за наличие необходимых лицензий для осуществления деятельности на железнодорожном пути необшего пользования «Пользователь» - ФКУ «О». За невыполнение и ненадлежащее выполнение своих обязательств согласно пункту 28 настоящего договора Стороны несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Таким образом установлено ответственное лицо за соблюдением законодательства в области лицензирования.
**.**.**** подписано соглашение о продлении к договору №*** при станции Б, и срок действия договора на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, «Пользователем» которого является В при станции Б железной дороги - филиала ОАО «РЖД» продлен по **.**.**** включительно.
Определением №*** от **.**.**** у ФКУ «О» были истребованы сведения, необходимые для разрешения дела об административном правонарушении (приложена квитанция о почтовом отправлении). Однако по состоянию на **.**.**** истребуемых документов в адрес Управления не поступило.
Лицензия на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте у ФКУ «О» отсутствует. В реестре действующих лицензий на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, в открытом доступе сети Интернет по адресу http://rostransnadzor.ru/deyatel-nost/litsenzii/, ФКУ «О» как лицензиат отсутствует.
Грузополучатель/грузоотправитель ФКУ «О» в лице В, работающий на полигоне Калининградской железной дороги филиала ОАО «РЖД (станция примыкания Б), в нарушении требований Федерального закона Российской Федерации от **.**.**** 1г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановления Правительства РФ от 21.03. 2012г. №*** «О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте», осуществляет погрузо- разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте без лицензии.
Данная информация подтверждается копиями транспортных железнодорожных накладных, дорожными ведомостями, ведомостями подачи и уборки вагонов.
Раннее в адрес ФКУ «О» поступали опасные грузы, а именно, **.**.**** на <адрес> Октябрьской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» груз (В материалы, № №***) принят к перевозке (дорожная ведомость №***). Согласно ведомости подачи и уборки вагонов №*** в период с 09 часов 50 минут до 14 часов 50 минут **.**.**** была произведена выгрузка опасного груза - В материалы.
**.**.**** на <адрес> железной дороги - филиала ОАО «РЖД» принят к перевозке опасный груз - В материалы, № №*** Выгрузка опасного груза при станции Б средствами получателя произведена **.**.**** (согласно дорожным ведомостям №№***,№***).
Согласно требованию-накладной №*** и ведомости подачи и уборки вагонов №*** в период с 18 часов 00 минут до 23 часов 00 минут **.**.**** была произведена выгрузка опасного груза - взрывчатые материалы.
Данные факты указывают на наличие факта неоднократной выгрузки опасного груза на железнодорожном пути необщего пользования грузополучателем ФКУ «О» В/Ч №***.
Груз - В материалы, указанный в накладной и поступивший грузополучателю ФКУ «О» В/Ч №*** относится к числу опасных, по международным требованиям, установленным Типовыми правилами ООН - 1.
Статьей 2 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от **.**.**** №18-ФЗ опасный груз определен как груз, который в силу присущих ему качеств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении, может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда окружающей среде. В связи с чем, к субъекту гражданского оборота, желающему осуществлять работу с опасными грузами, в том числе и погрузочно-разгрузочные работы применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, необходимо пройти специальную разрешительную процедуру, подтверждающую наличие комплекса условий материально-технической и кадровой базы, удовлетворяющих безопасной работе с опасными грузами на железнодорожном транспорте.
В соответствии с пунктом 27 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 №99-ФЗ погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит обязательному лицензированию. Из положений пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). В связи с чем. для осуществления погрузочно- разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте необходимо специальное разрешение (лицензия).
В ходе проведения административного расследования, установлено, что ФКУ «О» в период с 18 часов 00 минут до 23 часов 00 минут **.**.**** на <адрес> Калининградской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», осуществляло погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, а именно разгрузочные работы с опасным грузом без специального разрешения (лицензии), что является нарушением требований Федерального закона Российской Федерации от **.**.**** № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Вышеперечисленные сведения указывают на признаки нарушения со стороны юридического лица - ФКУ «О» условий и требований осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, регламентированных и установленных Федеральным законом Российской Федерации от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановлением Правительства РФ от 21.03. 2012г. №*** «О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте».
Представители органа, проводившего административное расследование - П и П, подтвердив результаты и обстоятельства расследования, полагали вину ФКУ «О» установленной и доказанной, обратив внимание судьи на то, что недостатки, выявленные в **.**.**** году при отказе в выдаче лицензии войсковой части №*** на погрузку и разгрузку опасных грузов являются несущественными, давно могли быть устранены и могла быть получена лицензия.
Защитники ФКУ «О» - Е, ИЗ, в судебном заседании пояснили, что ФКУ «О» является распорядителем бюджетных средств, а потому только оно на территории Западного военного округа имеет право от имени Министерства обороны РФ заключать хозяйственные договоры. Войсковая часть №*** (Управление Б) находится в отношениях подчинения ФКУ «О», обладает правами юридического лица, в том числе и может получать лицензию, но не вправе заключать хозяйственные договоры от имени Министерства обороны, по которым производится расходование бюджетных средств. На ж.д. станции Б в <адрес> находится войсковая часть №***, которая находится в ведении Войсковая часть №*** (Управление Б). Войсковая часть №*** является действующей, расположена на стратегически важной для России территории – в <адрес>, а потому постоянно нуждается в получении боеприпасов и взрывчатых веществ с целью поддержания обороноспособности страны. Доверить разгрузку боеприпасов гражданской организации, имеющей соответствующую лицензию, нельзя по причине своеобразности груза, а также по причине отстутствия соответствующего стационарного оборудования гражданской организации на территории воинской части. В **.**.**** году Войсковая часть №*** (Управление Б) обратилась за получением лицензии на погрузочно-разгрузочные работы на станции «Б», однако в выдаче соответствующей лицензии было отказано по причине несоответствия соискателя лицензионным требованиям. С тех пор выявленные нарушения были устранены, однако в **.**.**** году у должностных лиц закончился срок действия обучения, необходимого для получения лицензии. Обучение запланировано на **.**.**** год. В течение указанного времени войсковая часть №*** должна была функционировать в целях обеспечения обороноспособности страны, а потому должна была получать боеприпасы и взрывчатые вещества. При таких обстоятельствах защитники просили признать осуществление ФКУ «О» погрузочно-разгрузочной деятельности опасных грузов в состоянии крайней необходимости и прекратить на основании этого дело об административном правонарушении. В подтверждение своих доводов защитники представили суду копию Акта проверки возможности выполнения лицензионных требований при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами на железнодорожном транспорте соискателем лицензии – ФКУ «В» от **.**.****, подтверждающего выявление нарушений лицензионных требований, а также акт осмотра мест погрузки (выгрузки) опасных грузов железнодорожных путей необщего пользования войсковой части №***, примыкающих к станции Б от **.**.****, из которого следует, что выявленные в **.**.**** году нарушения лицензионных требований в настоящее время устранены.
Судом изучены следующие письменные доказательства, полученные в ходе административного расследования:
протокол №***-п от **.**.**** об административном правонарушении, согласно которому в действиях ФКУ «О» содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ;
Копия договора на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий перевозчику, для войсковой части №*** при станции Б Калининградской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» от **.**.****, заключённого между ОАО «РЖД» и ФКУ «О», согласно п.20 которого ФКУ «О»несёт ответственность за наличие необходимых лицензий для осуществления деятельности, и дополнительные соглашения к Договору. |
Копия требования-накладной от **.**.****, из которого следует, что перевозимым грузом является взрывчатый материал, вагоны-прикрытия и воинский караул |
Копией ведомости подачи и уборки вагонов №***, из которой следует, что время завершения грузовой операции – с 18 часов 00 минут до 23 часов 00 минут. |
Выписка из ЕГРЮЛ на ФКУ «О» |
При производстве административного расследования по делу судом не установлено нарушений КоАП РФ.
В то же время суд полагает производство по делу об административном правонарушении в отношении ФКУ «О» по ч.1 ст.19.20 КоАП РФ подлежащим прекращению в связи с действиями лица в состоянии крайней необходимости.
В соответствии с ч.2 ст.29.4 КоАП РФ пи наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении
В соответствии с п.3 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии действий лица в состоянии крайней необходимости.
Согласно ст.2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Представленные суду материалы свидетельствуют о том, что ФКУ «О» является распорядителем бюджетных средств, а потому только оно на территории Западного военного округа имеет право от имени Министерства обороны РФ заключать хозяйственные договоры. Войсковая часть №*** (Управление Б) находится в отношениях подчинения ФКУ «О», обладает правами юридического лица, в том числе и может получать лицензию, но не вправе заключать хозяйственные договоры от имени Министерства обороны, по которым производится расходование бюджетных средств. На ж.д. станции Б в <адрес> находится войсковая часть №***, которая находится в ведении Войсковая часть №*** (Управление Б). Войсковая часть №*** является действующей, расположена на стратегически важной для России территории – в <адрес>, а потому постоянно нуждается в получении боеприпасов и взрывчатых веществ с целью поддержания обороноспособности страны. Исключается разгрузка боеприпасов гражданской организации, имеющей соответствующую лицензию, по причине своеобразности груза, а также по причине отсутствия соответствующего стационарного оборудования гражданской организации на территории воинской части. В **.**.**** году Войсковая часть №*** (Управление Б) обратилась за получением лицензии на погрузочно-разгрузочные работы на станции «Б», однако в выдаче соответствующей лицензии было отказано по причине несоответствия соискателя лицензионным требованиям. С тех пор выявленные нарушения были устранены, однако в **.**.**** году у должностных лиц закончился срок действия обучения, необходимого для получения лицензии. Обучение запланировано на **.**.**** год. В течение указанного времени войсковая часть №*** должна была функционировать в целях обеспечения обороноспособности страны, а потому должна была получать боеприпасы и взрывчатые вещества. При таких обстоятельствах суд полагает, что разгрузка боеприпасов в действующей воинской части на стратегически важной для России территории при отсутствии лицензии с целью обеспечения обороноспособности государства совершена в состоянии крайней необходимости.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.24.5, 27.10, 29.4 КоАП РФ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Производство делу № 5-122/17 по протоколу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации составленному в отношении юридического лица - Федерального казённого учреждения «О», ИНН: №*** прекратить на основании п.3 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с действиями в состоянии крайней необходимости.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения и опротестовано прокурором.
Судья В.В. Васюков