ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-122/18 от 05.07.2018 Нижнеудинского городского суда (Иркутская область)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о прекращении дела об административном правонарушении

г. Нижнеудинск 05 июля 2018 года

Судья Нижнеудинского городского суда Иркутской области Пакилева Е.В.,

с участием: законного представителя юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Интелеком сервис» - генерального директора ФИО1,

рассмотрев протокол об административном правонарушении и приложенные материалы в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Интелеком сервис» по ч.2 ст.13.4 КоАП РФ, составленный ведущим специалистом-экспертом Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области ФИО2

установил:

Из Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области (далее Управления Роскомнадзора по Иркутской области) поступил протокол от 28 марта 2018 года) в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Интелеком сервис» (далее ООО «Интелеком сервис») по ч.2 ст.13.4 КоАП РФ, составленный ведущим специалистом-экспертом ФИО2.

Законный представитель ФИО1 вину юридического лица не признал, заявил о нарушении Управлением Роскомнадзора требований Федерального закона № 294-ФЗ при привлечении юридического лица к административной ответственности. Кроме того, ссылается на то, что принадлежность РЭС не установлена, а также истекли сроки давности привлечения к ответственности по ст.13.4 КоАП РФ.

Изучив протокол об административном правонарушении, и приложенные материалы, судья считает необходимым производство прекратить исходя из нижеследующего.

Как следует из представленных в материалы дела документов, филиалом ФГУП «Главный радиочастотный центр» в Сибирском федеральном округе 13 марта 2018 года проведены мероприятия по радиоконтролю.

В ходе указанных мероприятий установлен факт эксплуатации РЭС сети беспроводного доступа на частоте <данные изъяты> по адресу: <адрес обезличен> (географические координаты <данные изъяты>) без разрешительных документов:

- разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов, выдаваемого Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Результаты проверки зафиксированы:

- в протоколе измерений технических параметров излучения радиоэлектронных средств от 13 марта 2018 года за "номер обезличен";

- в акте мероприятий по радиоконтролю от 21 марта 2018 года за "номер обезличен";

На основании представленных филиалом ФГУП «Главный радиочастотный центр» в Сибирском федеральном округе в Управление Роскомнадзора по Иркутской области вышеуказанных результатов проверочных мероприятий должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении от 28 марта 2018 года за "номер обезличен" о нарушении юридическим лицом ООО «Интелеком сервис» п. 1 ст. 24 Федерального закона от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи», выразившемся в эксплуатации РЭС сети беспроводного доступа без разрешительных документов и совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.13.4 КоАП РФ.

Согласно п.1 ст.24 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» право на использование радиочастотного спектра предоставляется посредством выделения полос радиочастот и (или) присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов.

Использование радиочастотного спектра без соответствующего разрешения не допускается, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Согласно п.14 Правил регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.20.2004 № 539, свидетельство о регистрации оформляется отдельно на каждое радиоэлектронное средство и (или) высокочастотное устройство. Оно является именным документом и дает его владельцу право на использование радиоэлектронного средства и (или) высокочастотного устройства.

В соответствии с п. 3, 7 Правил, регистрация осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи по письменному заявлению владельца радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств.

Из анализа вышеуказанных норм права следует, что владельцу радиоэлектронного средства и (или) высокочастотного устройства необходимо использовать радиочастотный спектр при наличии соответствующего разрешения.

В соответствии со ст.22 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» регулирование использования радиочастотного спектра является исключительным правом государства и обеспечивается в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации посредством проведения экономических, организационных и технических мероприятий, связанных с конверсией радиочастотного спектра и направленных на ускорение внедрения перспективных технологий, обеспечение эффективного использования радиочастотного спектра в социальной сфере и экономике, а также для нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.

В Российской Федерации регулирование использования радиочастотного спектра осуществляется межведомственным коллегиальным органом по радиочастотам при федеральном органе исполнительной власти в области связи (далее - государственная комиссия по радиочастотам), обладающим всей полнотой полномочий в области регулирования радиочастотного спектра.

В силу подпунктом «в», «н», «о» п.5 Положения о Государственной комиссии по радиочастотам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2004 № 336 (далее Положение о ГРКЧ), ГРКЧ выделяет полосы радиочастот для использования, установления порядка рассмотрения материалов и принятия решений о выделении полос радиочастот, присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств; переоформление решений о выделении полос радиочастот в случае реорганизации пользователей радиочастотного спектра.

Согласно п.15 Положения о ГРКЧ, решения, принятые Комиссией в пределах ее компетенции, являются обязательными для всех органов исполнительной власти, юридических и физических лиц, включая иностранных.

Как следует из материалов дела, должностное лицо Управления Роскомнадзора по Иркутской области, пришло к выводу, что владельцем РЭС (сети беспроводного доступа), расположенного по адресу: <адрес обезличен> эксплуатировалось без соответствующего разрешения эксплуатация (использование) осуществлялось на частоте <данные изъяты> МГц в условиях отсутствия разрешения на использование вышеуказанных частот (радиочастотных каналов).

Исходя из положений п.1, п.2, п.7 Правил регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.01.2004 № 539, принятых в развитие Федерального закона «О связи», обязанность по обращению для регистрации РЭС возлагается на владельцев (пользователей) указанных средств.

Под владельцем радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, в силу абз.1 п. 2 Правил, понимается лицо, у которого эти средства или устройства находятся в собственности, на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления либо на ином законном основании (аренда, безвозмездное пользование).

Согласно абз.2 п.2 Правил, под пользователем радиоэлектронного средства понимается лицо, использующее это средство совместно с владельцем на основании договора.

Ст. 27 Федерального закона от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи» установлено, что осуществление государственного надзора в области связи возложено на уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством РФ.

П.п. 5 и 11 Правил осуществления радиоконтроля, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 № 175 предусмотрено, что результаты мероприятий по радиоконтролю оформляются в письменном виде с приложением протоколов результатов измерений технических параметров излучений радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств. Радиоконтроль осуществляется без участия и уведомления владельцев радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств.

Постановлением Правительства РФ от 03.05.2005 г. № 279 «О радиочастотной службе» утверждено Положение о радиочастотной службе, которым определены её задачи, функции и полномочия.

На территории Иркутской области функции указанно службы выполняет филиал ФГУП «ГРЦЧ» в Сибирском федеральном округе.

Положением о радиочастотной службе установлено, что радиочастотная службы имеет право проводить при осуществлении радиоконтроля технические исследования и измерения, относящиеся к использованию радиочастот или радиочастотных каналов, без подключения у радиоэлектронным средствам и (или) высокочастотным устройствам, направлять в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций нформацию о результатах осуществления радиоконтроля.

Следовательно, радиочастотный центр правомерно производил измерения технических параметров излучения используемого радиоэлектронного средства в соответствии с указанными нормами.

Согласно 5.1.1.2.6 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденному Постановлением

Правительства РФ от 16.03.2009 г. № 228, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет государственный контроль за соблюдением пользователями радиочастотного спектра порядка, требований и условий, относящихся к использованию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств, включая надзор с учетом сообщений (данных), полученных в процессе проведения радиочастотной службой радиоконтроля.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ Кодекса задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч.1,2 данной статьи).

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренном Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Доказательства по делу об административном правонарушении подлежат оценке на основании требований ст.26.11 КоАП РФ.

Вместе с тем, в представленных суду материалах, отсутствуют какие-либо достоверные доказательства, свидетельствующие о том, что именно ООО «Интелеком сервис» осуществляло эксплуатацию РЭС (системы беспроводного доступа), поскольку ни акт мероприятий по радиоконтролю от 21 марта 2018 года, ни протокол измерений технических параметров излучения радиоэлектронных средств от 13 марта 2018 года, не содержат сведений о владельце (пользователе) радиоэлектронного устройства. Из показаний законного представителя юридического лица ООО «Интелеком сервис» - ФИО1 следует, что указанное имущество передано в пользование частному лицу ФИО3, которое использует его по своему усмотрению.

Данное утверждение законного представителя юридического лица ничем не опровергнуто.

Так, в силу специфики деятельности сотрудники радиочастотного центра на установление действительной принадлежности, неправомерно используемого оборудования, не уполномочены. Определяющим для указания в составляемых по результатам радиоконтроля документах на конкретного владельца является факт подключения к сети соответствующего провайдера.

В представленном суду материале провайдер не указан.

Кроме того, в представленном суду материале отсутствуют сведения, что данное РЭС предназначено именно для доступа к сети интернет, не отражено, где установлено оконечное оборудование, не установлено, кто оказывает жильцам многоквартирного дома соответствующую услугу.

При рассмотрении протокола установлено, что после выявления административного правонарушения, сотрудниками Управления Роскомнадзора несмотря на то, что санкция статьи предусматривает конфискацию, РЭС не изымалось, иных мер по установлению принадлежности путем устного опроса жильцов дома, не проводилось; не отбирались объяснения у работников юридического лица, не истребованы документы в Управляющей компании (обслуживающий многоквартирный дом <адрес обезличен>), подтверждающие кем использовалось данное радиоэлектронное средство на указанном доме.

Дополнительных доказательств в этой части, суду также не представлено.

Оценивая представленные сторонами доказательства, судья отмечает, что в ходе досудебного производства, ни в судебном заседании доказательств принадлежности указанного оборудования ООО «Интелеком сервис» на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также на ином законном основании в материалы дела не представлены, в судебном заседании законный представитель причастность к вмененному деянию отрицает, указав, что никакого отношения к РЭС, размещенной по <адрес обезличен>, Общество не имеет.

Указанные обстоятельства имеют существенное значение по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.13.4 КоАП РФ. Однако в нарушение требований ст.24.1 и 26.1 КоАП РФ надлежащие меры по установлению данных обстоятельств должностным лицом не предпринимались.

При этом объяснение ФИО4 о принадлежности указанной радиосистемы беспроводного доступа ООО «Интелеком сервис» не является достаточным для установления его вины. Наличие в представленном материале объяснения ФИО4, не может опровергнуть выводов суда в этой части, поскольку таковое объяснение отобрано в ноябре 2017 года, тогда как мероприятия по радиоконтролю проводились в марте 2018 года. Соответственно, у суда отсутствуют доказательства, что владельцем (пользователем) радиоэлектронного средства по указанному адресу на момент проведения мероприятий по контролю излучений РЭС в марте 2018 года являлось ООО «Интелеком сервис».

Кроме того, суд находит и иные существенные нарушения, при привлечении юридического лица к административной ответственности.

Так, Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2013 года № 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ» утверждено Положение о федеральном государственном надзоре в области связи, вступившее в силу 18 июня 2013 года (далее - Положение о федеральном государственном надзоре в области связи).

Положением установлено, что при проведении проверок должностные лица руководствуются положениями утвержденных административных регламентов, а при организации проверок Федеральным законом от 28 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и ст.27 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи».

Согласно п.3 ст.27 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области связи, организацией и проведением проверок юридических и физических лиц, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных п.п.4-7 настоящей статьи.

В соответствии с подп.2 и 3 п.5 ст.27 ФЗ «О связи» основаниями для проведения внеплановой проверки являются поступление в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений целостности, устойчивости функционирования и безопасности единой сети электросвязи Российской Федерации по перечню таких нарушений, установленному Правительством Российской Федерации; выявление органом государственного надзора в результате радиоконтроля нарушения обязательных требований.

Перечень нарушений целостности, устойчивости функционирования и безопасности единой сети электросвязи РФ утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2013 года № 611-р.

Вместе с тем, в представленном суду материале отсутствует приказ руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области о проведении внеплановой проверки в целях подтверждения выявленных в результате радиоконтроля нарушений обязательных требований, нет решения о проведении внеплановой проверки в отношении ООО «Интелеком сервис», отсутствует информация о нарушениях в сфере функционирования, принадлежащих ООО «Интелеком сервис» РЭС беспроводного доступа, в отсутствие свидетельств о регистрации и разрешений на использование радиочастот.

С учетом изложенного, судья приходит к выводу, что устранить вышеуказанные недостатки и восполнить неполноту представленных материалов при рассмотрении дела в суде невозможно.

Кроме того, по общему правилу, установленному ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, за административное правонарушение, дело о котором рассматривается судьей, виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности до истечения трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 и ч.2 ст.13.4 КоАП РФ, составлен в отношении ООО «Интелеком сервис» по событию, имевшему место 13 марта 2018 года с 15 час. 30 час. до 16 час. 30 мин., что подтверждается актом мероприятий по радиоконтролю и протоколом измерений технических параметров излучения радиоэлектронных средств

Таким образом, имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют о том, что уже 13 марта 2018 года факт правонарушения был обнаружен, соответственно с этой даты и подлежит исчислению срок давности привлечения к административной ответственности, а не с 23 марта 2018 года, как указано в сопроводительном письме Управления Роскомнадзора по Иркутской области.

Следовательно, срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности истек 13 июня 2018 года (тогда как материалы поступили в Нижнеудинский суд Иркутской области 20 июня 2018 года, т.е. уже за пропуском срока), в связи с чем, производство по делу подлежит прекращению на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 29.1-29.6 КоАП РФ, суд

постановил:

Производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Интелеком сервис» по ч.2 ст.13.4 КоАП РФ, прекратить на основании п.6 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней с момента его вынесения.

Судья Е.В. Пакилева